2 класс
Русский язык
Тема: «Разделительный мягкий знак»
Закрепление изученного материала
Учитель: Павина АВ
Декабрь 2010 год
Русский язык.
Тема: Разделительный мягкий знак.
Цель урока:
Создание условий для повторения и закрепления умения правильно употреблять
разделительный мягкий знак.
Задачи урока:
Задачи:
- Развивать умение правильно определять «работу» мягкого знака в
слове.
- Формировать и развивать умение думать, анализировать, обобщать, развивать
память, воображение, сообразительность.
- Соблюдать здоровьесберегающие технологии.
Тип урока: урок – обобщение.
Оборудование: карточки с индивидуальным заданием; карточки для групповой работы, презентация.
Ход урока
I. Мотивационный этап.
1). Организационный момент
- Здравствуйте, ребята!
Прозвенел звонок весёлый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
- Возьмитесь за руки и мысленно подарите добрые слова друг другу, я надеюсь, что урок принесет нам всем радость общения.
2). Каллиграфическая минутка.
А) Загадка: Слайд № 2.
-Чтобы узнать, с какой буквой мы будем работать во время каллиграфической минутки, послушайте загадку.
Что за буква, кто узнает:
Звука не обозначает,
Может только показать,
Как согласную читать.
Мягкий знак Слайд № 3
Б) Подготовка руки к письму.
- А сейчас подготовим руку к письму в тетради. Слайд № 4.
Две весёлые лягушки
Ни минутки не сидят.
Ловко прыгают подружки,
Только брызги вверх летят.
(Руки - в кулачок. Кулачки положить на парту. Резко выпрямлять пальцы).
В) Чистописание Слайд № 5.
- Откройте тетради, запишите число.
- Посмотрите на строку чистописания.
На доске записаны буквосочетания: НЯ НЬЯ НЬ ЛЬ ЛЬЕ ЛЕ
Цель чистописания?
- Следим за высотой, наклоном и шириной букв.
- Нарисуйте коронку над самым красивым сочетанием букв.
- Одной чертой подчеркнуть сочетание букв, обозначающих 1 звук;
двумя чертами - 2 звука;
- Сколько звуков обозначают сочетания букв…?
- Какую работу выполняет Ь знак в НЬ и МЬ?
- Какую роль выполняет мягкий знак в сочетаниях НЬЯ и ЛЬЕ?
Тема урока: Как вы предполагаете, чем сегодня будем заниматься на уроке?
С какой целью?
II. Операционно – познавательный этап.
1) Ситуация успеха. Актуализация знаний. Слайд № 6.
Работа в группах
- У вас в группах замечательное солнышко. Вам необходимо записать на его лучах все, что вы знаете о букве мягкий знак.
(После завершения работы, учащиеся все записывают на доске).
· Эта буква не обозначает звука.
· Обозначает мягкость предшествующего согласного. Пример.
· Он разделяет буквы согласные и гласные на письме.
· Разделительный мягкий знак показывает, что следующие за ним гласные буквы е, ё, ю, я, и обозначают два звука [йэ],[йо],[йу],[йа],[йи].
· Он пишется после согласной буквы перед гласными буквами е, ё, ю, и, я. Пример
· Перенос ь.
Подводится итог, выполненной работы.
2) Закрепление
А) Работа в группах.
- Работаете по цепочке, объясняя, для чего в каждом из слов употреблен мягкий знак. Запишите их в два столбика. Ь подчеркнуть.
Осень, осенью, деньки,
Мальчик, окунь, окуньки,
Колья, стулья и скамья,
Крылья, братья и семья.
Расскажи, зачем и как
Служит в речи мягкий знак.
- Прочитайте слова первого столбика. Какую работу выполняет мягкий знак?
- Прочитайте слова второго столбика. Какую работу выполняет мягкий знак?
осень осенью
деньки колья
мальчик стулья
окунь скамья
окуньки крылья
братья
семья
- Оцените свою работу: правильность написания, аккуратность, каллиграфию.
Б) Самостоятельная работа
- Прочитайте слова. Запишите их в форме множественного числа. Подчеркните разделительный мягкий знак.
1 группа 2 группа |
3 группа 4 группа |
улей друг кол колос воробей крыло уголёк дерево звено огонёк
|
стул муравей ручей денёк перо соловей пенёк лист брат прут |
Самопроверка. Слайд № 7
1 группа 2 группа |
3 группа 4 группа |
ульи друзья колья колосья воробьи крылья угольки деревья звенья огоньки - Найдите лишнее слово, почему? Оцените свою работу |
стулья муравьи ручьи деньки перья соловьи пеньки листья братья прутья |
3) Физкультминутка Слайд № 8.
4). Обобщение.
- Над какой темой мы сегодня с вами работаем?
- Какую работу выполняет мягкий знак?
Коллективная работа
(В классе развешены карточки со словами.)
- Дети, в нашем классе заблудились “слова” - найдите их и распределите все слова в три группы.
(Дети распределяют слова, а учитель развешивает карточки в столбики)
Ь – обозначает мягкость предшествующего согласного |
Ь – разделительный мягкий знак |
мягкость согласного обозначают гласные |
кольцо дождь метель пеньки бульдог зверьки пальто мышь |
веселье друзья ручьи вьюга жильё деревья воробьи шитьё |
семя полёт олени солю Коля полю |
- Прочитайте слова третьего столбика, можно ли в эти слова вставить мягкий знак? Какие получатся слова? Запишите новые слова.
- В первом столбике найдите лишнее слово. Почему?
- О работе мягкого знака в этом слове нам еще предстоит узнать в следующих классах.
- Оцените правильность и каллиграфию своей работы.
III. Рефлексивно - оценочный этап.
1) Контроль
Тест Слайд № 9
1. Разделительный мягкий знак пишется:
А) в середине слова между согласными;
Б) в конце слова;
В) в корне слова после согласных перед гласными е, ё, ю, и, я.
2. Выбери слово, в котором (ь) – показатель мягкости:
А) пальчики;
Б) вьюга;
В) глазунья.
3. Укажи слово с разделительным мягким знаком:
А) солов…и;
Б) руч…ка;
В) ден…ки.
4. Укажи слово с правильным переносом:
А) вь-юга;
Б) крыль-я;
В) маль-чик.
5. Выбери слово, в написании которого допущена ошибка:
А) друзья;
Б) стуля;
В) очки.
Б) Проверка. Слайд № 10
2). Рефлексия. Слайд № 11
- Урок наш подходит к концу. Вы выполнили все задания.
- А теперь проанализируйте свою работу на уроке. Выберите кружок, цвет которого соответствует вашим знаниям: зелёный, желтый, красный.
Выставление отметок. Слайд № 12
3). Домашнее задание. Слайд № 13
По выбору:
1. Сочинить загадку про мягкий знак.
2. Составить кроссворд, используя слова с разделительным мягким знаком.
3. Записать 10 слов с разделительным мягким знаком.
– Спасибо за урок! Мне с вами было приятно работать. Я хочу вам подарить стихотворение - вопрос.
Мягкий знак – хитрый знак.
Не назвать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
Будем мы всегда, где надо,
Мягкий знак вставлять в слова?
ДА!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.