урок "Деньги и их виды"

  • docx
  • 04.06.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала деньги и их виды.docx

Деньги и их виды

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ

1.

Место занятия в образовательной программе ОО

Предмет Обществознание

Форма - Урок

2

Целевая аудитория

Обучающиеся 7 класса

3

ТЕМА занятия

Деньги и их виды

4

ЦЕЛЬ

1. Познакомить обучающихся с понятием

«деньги», «бартер»

2. Оценить возможности использования бартера в

современности, понимать цену и ценность товара;

3.Увидеть  элементы  защиты банкнот

4. Познакомить с видами денег.

5

Планируемые результаты

 

Сформированность понятий:

деньги, бартер, эквивалент, цена и ценность,

виды денег.

 

Сформированность предметных умений:

-  умение оценивать товар по цене и ценности;

- развитие коммуникативных навыков.

 

Сформированность установок:

- формирование осмысленного распоряжения деньгами,

- формирование оценивания финансовых рисков,

- избежание мошеннических действий при обращении с различными видами денег.

 

Понимание / освоение / овладение компетенцией:

- определять понятия,

- вступать в осмысленный диалог и высказывать свою точку зрения.

6

Интерактивная (ые) технология(и)

1. имитационная игра «Бартер» с карточками (обмен на неравнозначные товары, понимание цены и ценности товаров) – ситуативное моделирование;

2. работа в парах: просмотр мультфильма «Как делают деньги» (Фиксики), определение элементов защиты денег ..

3. Незаконченные предложения – выведение понятий темы урока и подведение итогов темы.

4. Кейс «Как сохранить и преумножить деньги?» (домашнее задание)

  7

Средства обучения

 

 

А) Технические:

проектор и экран, компьютер , доска.

Б) Дидактический материал:

раздаточный материал на парту: Рабочий лист урока с наглядным материалом и заданиями,  карточки для игры «Бартер».

8

Этапы занятия

 Название/пед. задачи

Этап 1.

Мотивация и определение темы урока.

Пед.задача. Педагог транслирует на экран логический квадрат-задание с изображениями (кроссенс) по теме урока(Приложение №1).

Задача учеников, попытаться объяснить, что объединяет представленные изображения в квадрате и определить тему урока, которую записывают в Рабочий лист.

Этап 2.

Освоение базовых понятий.

Пед.задача.

Освоение обучающимися основных и необходимых понятий для ориентирования в теме:

1. имитационная игра «Бартер» с карточками (Приложение №3) в группах (обмен на неравнозначные товары, понимание цены и ценности товаров, минусы бартера, его существование в современности)

2. Незаконченные предложения – выведение понятий в ходе обсуждения + и – бартера (понятия «бартер», «деньги») и записи в Рабочий лист. Приложение №4.

Этап 3.

Практическая работа с раздаточным материалом

Пед.задача.

Получение обучающимися знаний об отличительных особенностях банкнот, элементах защиты «бумажных» денег: просмотр мультфильма и  запись ответов в рабочий лист урока.

Этап 4.

Работа с текстом, представление материала в схематическом виде, решение задачи.

Пед.задача.

Работа в паре.Подвести обучающихся к пониманию видов денег через составление схемы в Рабочем листе и на доске «Виды денег» и вопросов (на которые должны ответить другие обучающиеся класса) по тексту (Приложение №2)

 

Этап 5.

Подведение итогов.

Графический диктант с взаимопроверкой (если высказывание верное, ставят «+», если не верное - минус) – вспомнить главное, закрепить знания (Приложение №5)

Домашнее задание: кейс «Как сохранить и приумножить деньги?» (задание №5 Рабочего листа)

                                                     

Интерактивные технологии, приемы, методы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Образовательные ресурсы

 Этап 1. Мотивация и определение темы урока. (4 мин).

 

Кроссенс

Предлагает обучающимся определить, что объединяет изображения кроссенса. Задаёт наводящие вопросы.

В ходе обсуждения и обоснования своих предположений определяют общую тему задачи и тему урока.

Рабочий лист урока с заданиями и наглядным материалом.

 

                                Этап 2. Овладение базовыми понятиями (8 мин).       

1. Игра «Бартер»

 

 

 

 

 

 

2. Заполнение пропусков в предложениях

1. Предлагает обучающимся взять карточки из раздаточного материала и обменяться имеющимися у них товарами (на изображениях), убедив в их нужности и ценности одноклассников.

2. После обсуждения предлагает заполнить пропуски в предложениях в задании №2 Рабочего листа для выведения понятий урока.

1. Проводят бартер по карточкам и обмениваются товарами, кто-то не может обменять свой товар.

 

 

 

2. Устно дают определения понятиям, вставляя пропущенные слова, затем записывают в Рабочий лист.

Карточки с изображенным товаром для игры «Бартер»

Этап 3. Практическая работа с текстом (10 мин.)

1. Просмотр мультфильма «Как делают деньги»

 

Предлагает посмотреть мультфильм «Как делают деньги» и самостоятельно  записать в Рабочий лист урока элементы защиты современных банкнот

Смотрят мультфильм и работают в парах, записывая в Рабочий лист элементы защиты современных банкнот.

Видео.

Этап 4. Работа с текстом, представление материала в схематическом виде, решение задачи.(12 мин.)

1.Работа с текстом, составление вопросов и схемы по теме «Виды денег» в Рабочем листе.

 

1. Предлагает прочитать текст, составить схему «Виды денег» и 2 вопроса по тексту в своем Рабочем листе, которые будут заданы классу.

1. Составляют схему после прочтения текста и задают вопросы одноклассникам, на которые они должны ответить.

 

Текст для составления схемы и вопросов.

Этап 5. Подведение итогов.(4 мин.)

Графический диктант с взаимопроверкой.

 

 

 

Кейс «Как сохранить и приумножить деньги?» на домашнее задание.

Предлагает обучающимся закрепить знания по теме, ответив на вопросы Графического диктанта + или –

Озвучивает домашнее задание №5 в Рабочем листе.

Отвечают на задания Графического диктанта, обмениваются Рабочими листами для взаимопроверки.

 

Фиксируют домашнее задание для выполнения на следующий урок.

Текстовые задания для определения верности/неверности суждений

 


 

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

ВАРИАНТЫ ВНЕДРЕНИЯ УРОКА/ЗАНЯТИЯ

 

№ п/п

Названия вариантов внедрения

Организационно-методические,  информационно-технические условия

 

Риски и ограничения

1

Обучение финансовой грамотности в рамках обязательных предметов школьной программы

Урок-практикум с элементами игры в курсе Обществознание 7 класс.

Информационно-технические условия:

1) Рабочий лист урока

2) Раздаточный материал: карточки с изображениями для игры, банкноты

3) Мультфильм Фикси-советы «Как делают деньги»

4)  Доска

 

1) Постановочное проведение игры со стороны обучающихся без углубления в понимание бартера, непонимание ценности товара.

2) Множественность вариантов решения домашнего задания - кейса

2

 

Обучение финансовой грамотности в рамках внеурочной деятельности

Курс внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» 5-7 классы:

Урок-практикум с элементами игры в модуле «Доходы и расходы семьи»:

1) Рабочий лист урока

2) Раздаточный материал: карточки с изображениями для игры

3) Мультфильм Фикси-советы «Как делают деньги»

4) Доска

 

1) Наличие электронного УМК по финансовой грамотности в школе и технические условия для его использования.

2) Сложности решения кейса (математические расчёты)

3) Разный уровень подготовки обучающихся в области финансовой грамотности: минимальные и достаточные знания.

4) Уровень подготовки педагогов по финансовой грамотности, которые преподают курсы внеурочной деятельности.



 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение №1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 2

Современные деньги

Как и у монет, у современных банкнот есть лицевая сторона – аверс, и оборотная – реверс. На лицевой стороне купюры имеется надпись «Билет банка России», номер и серия банкноты. Иногда пишут, что на аверсе обязательно изображен портрет исторического деятеля или скульптура/архитектурное сооружение. Также на аверсе в левом нижнем углу купюры расположены специальные тактильные знаки - точки и тире. Точка обозначает единицу, две точки — это цифра пять. Тире обозначает ноль и их количество зависит от номинала купюры. По ним человек с ослабленным зрением может определить номинал купюры.

Современные российские банкноты имеют несколько способов защиты. На просвет можно увидеть водяные знаки (на них изображаются номинал купюры и фрагмент достопримечательности банкноты), а также металлизированную защитную нить (пять участков этой нити выходят на поверхность банкноты в виде пунктирной линии, а на просвет видна сплошная полоса). Эти способы защиты российских банкнот необходимы, чтобы избежать фальшивомонетчества.

Кроме наличных денежных средств в современном мире большую популярность получили безналичные деньги: пластиковые карты – дебетовые и кредитные карты банков. На первых хранятся собственные деньги владельца, и он может оплачивать покупки в пределах этой суммы. «Кредитки» дают возможность пользоваться заёмными деньгами за вознаграждение (проценты) банку. Если заемщик вернул долг в течение льготного периода (грейс-период), то проценты с него не взимаются.

Продвинутые пользователи Интернета часто используют электронные деньги – цифровой эквивалент денег, которые хранятся в электронных кошельках. Наиболее известные – Яндекс.Деньги, WebMoney и QIWI. Ими можно пользоваться непосредственно с электронных устройств (компьютер, смартфон, планшет). Особое место занимает криптовалюта – это цифровые деньги, которые создаются в сети Интернет и не привязаны ни к одной стране и ни к одной валюте. Хранятся такие деньги в криптокошельках, а их производством может заниматься любой человек, который владеет необходимым программным обеспечением.

 

№ п/п

Дополнительные образовательные ресурсы

Прямая ссылка на ресурс

1

Мультфильм «История вещей. Деньги» (если обучающиеся не могут разгадать кроссенс)

 

2

Мультфильм «Фикси-советы «Как делают деньги»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №4

Незаконченные предложение (выведение понятий)

1. Бартер — _ОБМЕН_, по которому  стороны обмениваются равноценными __ТОВАРАМИ_______.

2. Деньги – особый __ТОВАР___, который выражает _СТОИМОСТЬ___ любого товара или услуги и является всеобщим  _ЭКВИВАЛЕНТОМ______.

 

 

Приложение №5

Графический диктант

Если высказывание верное, поставьте знак «+», если неверное, поставьте знак «-»

1)      Прямой обмен одних товаров на другие – это купля-продажа (-)

2)      Плата за работу – это зарплата (+)

3)      Деньги, которые откладывают на будущее — это сбережения (+)

4)      Оборотная сторона монеты – это гурт (-)

5)      Решка – это искаженное и сокращенное произношение слова «решетка» (+)

6)      Сторона, на которой изображен герб (портрет или другой рисунок), –

лицевая. Она называется «аверс» (+)

7)      Одним из элементов защиты банкнот являются металлизированная нить, проходящая пунктирной линией по купюре (+)

8)      Электронные деньги, хранящиеся на эл.кошельках интернет-ресурсов, являются разновидностями денег наряду с наличными и безналичными (+)