Урок Древнее Междуречье
Оценка 4.9

Урок Древнее Междуречье

Оценка 4.9
docx
01.08.2023
Урок Древнее Междуречье
Документ 13.docx

Тема: Древнее Междуречье

Ребята давайте вспомним предыдущую тему: Древний Египет и отгадаем несколько загадок.

1.Дар богов, что всех затмил Полноводный, щедрый…

Нил

2.Перед разливом, это каждый знал: Проверить нужно дамбу и …

канал

3.В Египте всё о них расскажут гиды. Седьмое чудо света! …..

пирамиды

4.В музее мальчик чуть не плачет. Вот мумия, что это значит? И с гробом что-то тут не так . Гроб назывался …..

саркофаг

5.Он был царем.
Потом завоевал Египет.
И стал хозяином корон,
Повелевать стал всеми…….
Фараон

6.Солнце в Египте – это Атон.
Ему поклоняться велел фараон.
Поспеши назвать, кто он
Ну, конечно, ……….
Эхнатон

А теперь давайте на нашей пирамиде расставим по убыванию сословия Древнего Египта.

РАБЫ, ВЕЛЬМОЖИ,   ЧИНОВНИКИ, ФАРАОН, ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЫ И РЕМЕСЛЕННИКИ.

Мотивация учебной деятельности обучающихся ( 3 мин)

На предыдущих уроках мы с вами познакомились египетским фараоном Тутмосом III. Давайте вместе вспомним, чем ознаменовалось его правление.

(Тутмос III совершил много завоевательных походов, благодаря чему расширил границы своего государства).

Свои владения Тутмос III расширил до берегов реки Ефрат, которая является границей Древней Месопотамии.

Ребята Месопотамия так же имеет название Междуречье или Двуречье.

Как вы думаете, почему это территория могла быть так названа?

(Находится между двух рек)

Запись в тетрадь: С древнегреческого Месопотамия означает « земля между двух рек».

Что нам необходимо с вами знать об этой территории?

(Природно- климатические условия, кто проживал на этой территории, чем занимались, культура этого народа)

Изучение нового материала

При рассказе, учитель использует карту, учащиеся следят за действиями учителя.

Древнее Двуречье располагалось в Передней Азии между двух великих рек Тигр и Евфрат, которые берут свое начало с севера на армянском нагорье и впадают на юге в Персидский залив.

Ребята, давайте посмотрим на карту. Какие географические особенности были в Древней Месопотамии?

(Северная часть – горы, южная – равнина)

Какие выводы мы можем сделать из этих данных?

(В северной части жители занимались скотоводством, в южной части сельским хозяйством)

В северной части страны местность была горная, на юге же ровная и пригодная для земледелия,  но при отсутствии постоянного орошения солнце быстро превращало его в беспощадную пустыню буквально в нескольких шагах от берега реки.

Летний период был очень жарким, температура достигала 50 градусов, а зимы были дождливыми. Главными сельскохозяйственными культурами были: ячмень, пшеница, просо. Так же достоянием Месопотамии являлись финиковые пальмы..

Тигр и Ефрат были очень бурными реками и заставляли жителей Месопотамии испытывать страх перед их мощью. Весной в горах начинал таять снег, реки становились многоводными и выходили из берегов.

Ребята, а давайте вспомним, где мы встречали подобную ситуацию?

Учащиеся выдвигают свои версии.

Осенью наступали тяжелые времена. С Персидского залива начинали дуть ветра, вода в заливе поднималась, и реки приобретали силу и начинали течь вспять. Вода сносила все на своем пути, уничтожая посевы и скот. Что бы спастись от наводнения, приходилось строить специальные насыпи по берегам рек, получившие наименования – дамбы.

На территории Междуречье проживало несколько племен, которые постепенно объединялись в укрепленные поселения, превращаясь в крупные города. Более 5 тыс. лет назад в нижнем течении рек Тигра и Ефрат возникает первые города-государства, созданные древним народом «шумеры». Истории неизвестно откуда пришел этот народ. Их язык не был похож, ни на какой другой.

Давайте посмотрим на карту и назовем эти города. (Ур и Урук)

В Двуречье деревья пригодные для строительства не росли, камень был так же не пригоден для возведения сооружений.

Как вы думаете, из чего строили дома жители Древнего Двуречья?

Учащиеся выдвигают свои версии.

Города шумеров называют городами – государствами. Т.к. в каждом городе был свой правитель, издавались законы, была своя казна и войско. Шумеры занимались земледелием, строительством, ремеслом. Природного сырья было мало, практически всё приходилось привозить издалека. Боги изображались очень суровыми и повиновались им все, от царя до простого ремесленника и земледельца.

Главным материалом для строительства в Древнем Двучерье была глина.

Знаменитыми и загадочными строениями в Древней Месопотамии были Зиккураты. Рис. Стр 73

Башня выглядит как несколько ступенчатых террас, поставленных одна на другую, с широким основанием и заметным сужением к вершине.
По одной из версий, Зиккураты должны были олицетворять лестницу между землей и небом. Считается также, что зиккурат воплощал представления человека о бесконечности и многогранности Вселенной.

Давайте с вами определим какими занятиями занималось население. Стр 73

А из каких слоев состояло Население ?

 

 

 

Жрецы в Двуречье занимались разными науками. Они составляли календари, следили за небесными светилами. Полученные данные они фиксировали на влажных глиняных табличках, выдавливая знаки заостренной палочкой. Такая письменность получила наименование клинопись.

Зрительная гимнастика. Физкультминутка (1 мин)

Выполняем упражненье,
Быстро делаем движенья.
Надо плечи нам размять,
Раз-два-три-четыре-пять. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками руки меняются.)

Наклонился правый бок, (Наклоны туловища влево-вправо.)
Наклонился левый бок,
А сейчас поднимем ручки (Руки вверх)
И дотянемся до тучки.
Сядем на дорожку, (Присели на пол)
Разомнем мы ножки.
Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх)
И немного подержали.
Головою покачали (Движения головой)
И все вместе прямо встали. (Встали)

Руки в стороны потянем. (Потягивания — руки в стороны)
И на место снова сядем. (Дети садятся)

Создание единого госудасрства.

Читаем , по ходу записываем .

 

Глиняные книги

Представьте, что мы находимся в Междуречье…мы шумеры, очень умный народ. У нас есть письменность, но на чём мы будем писать, у нас ведь нет как в Египте папируса? (Выслушиваю варианты детей).

   Очень многое о Междуречье мы узнаём из археологических находок. А самые важные и многочисленные находки – это глиняные таблички. Единственное природное богатство, которого было вдоволь – это глина. Из неё не только строили дома, крепости, но и делали большие глиняные таблички, на которых писали. Посмотрите на них. Стр 75

   Давайте проведём эксперимент. Напомните что это такое? (Выслушиваю ответы детей).

   Попробуем выяснить, почему эта письменность называется клинопись?

   Представим, что пластилин – это глина. Разомните её и придайте форму таблички. А теперь попробуйте стеком написать красивыми прописными буквами своё имя.

   Получается? Легко?

   А если написать печатными?

   Какой вывод мы можем сделать?

   Так вот, один из вариантов этого названия «клинопись» от того, что письменность угловатая, а другой – от того, что писали инструментом, похожим на клин.

   Как вы думаете, а в чём уникальность этих табличек? (Выслушиваю варианты детей).

   Если таблички обжечь, то им ничего не страшно. Они не размокают, не горят и очень хорошо сохраняются в земле.

   Вот вам ещё один интересный факт из жизни шумер – в основе счёта у шумеров лежало число 60. Его считали священным – и до сих пор у нас час состоит из 60 минут. А минута из 60 секунд.

Закрепление изученного материала (5 мин)

А теперь с новыми силами давайте сравним природу Египта и Месопотамии.

Игра «ДА» или «НЕТ»

Двуречье это Междуречье? (Да)

Две великие реки Ур и Урук текут по территории Междуречья? (Нет)

Природа Египта и Междуречья очень похожи друг на друга?(Да)

В Междуречье растут финики? (Да)

Зиккурат - великий город Междуречья? (Нет)

Наш с вами урок подошел к концу. Спасибо за внимание и активную работу на уроке. (выставление оценок).

Домашнее задание: п. 13, Ур, Урук: узнать историю одного города- государства.


 

Тема: Древнее Междуречье Ребята давайте вспомним предыдущую тему:

Тема: Древнее Междуречье Ребята давайте вспомним предыдущую тему:

Тигр и Ефрат были очень бурными реками и заставляли жителей

Тигр и Ефрат были очень бурными реками и заставляли жителей

Руки в стороны потянем. (Потягивания — руки в стороны)

Руки в стороны потянем. (Потягивания — руки в стороны)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.08.2023