«Там русский дух... там Русью пахнет!»
Содержание:
1. Претворение мотивов русских народных сказок и былин в музыке отечественных композиторов.
2. Сюжеты и герои.
3. Эпические произведения искусства: характерные типологические особенности.
Музыкальный материал:
1. А. Бородин. Симфония № 2 «Богатырская». I часть. Фрагмент (слушание);
2. В. Гаранин. Былина «Илья Муромец» (слушание);
3. Ю. Антонов, стихи М. Пляцковского. «Родные места» (пение).
Характеристика видов деятельности:
1. Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке.
2. Размышлять, рассуждать об отечественной музыке и многообразии фольклора.
3. Обнаруживать общность истоков народной и профессиональной музыки.
«Дела давно минувших дней,
Преданья старины глубокой…»
Расскажу я вам, ребята, о давних-давних временах. Ещё и городов на раздольной русской земле не было, только степи бескрайние, леса дремучие да озёра и реки синие. Вода чистая, прозрачная, в той воде рыбы - видимо-невидимо. Но в болотах и озёрах, сказывают, водилась и другая живность, например, водяной или русалки.
А в лесах не только зверьё бродило, но и леший ходил-поскрипывал. Об этом говорят древние сказания далёких предков - славян. Передавали они свои рассказы из поколения в поколение устно: так те и до нас дошли.
Много было древних славянских поселений на Руси, и назывались они все по-разному. Вспоминают, жили когда-то племена антов, россов (отсюда и название: Русь); позже появились поляне, древляне, северяне, вятичи, волыняне, бужане... Большой и трудный путь прошла матушка-Русь с тех давних времён. И печенеги с половцами разоряли её, и шведы с немцами нападали с севера, и 200 лет под игом татарским томился народ русский. Но выстоял! Силён, знать, духом оказался.
А ещё русские люди всегда своим трудолюбием славились. Землю-матушку пахали, рыбу ловили, в лесах охотились. Красоту родного края ценили и сами старались красоту создавать. То ложечка расписная, то чаша затейливая, то игрушка хитроумная выйдет из умелых рук мастерового. А костюмы какие носили! Глядеть - не наглядеться на узоры, тканые да вышитые! Ну а уж про сказки, песни да игры и говорить нечего - чистый родник воды живой. Именно так называют порой народное творчество.
Народное творчество иногда называют фольклором. Это слово английское и означает вот что: фольк - народное, лор - знание или мудрость. И действительно, русский фольклор - воистину неиссякаемый источник красоты и мудрости! Композитор М. Глинка так и говорил: «Музыку сочиняет народ, а мы, композиторы, только аранжируем (аранжируем - изменяем, излагаем) её».
Если в календарных обрядовых песнях, в плясовых и хороводных мы сами являемся участниками действия, то в старинных былинах обязательно есть тот, кто нам рассказывает, a мы всего лишь внимательно слушаем. Эпос так называют эти старинные предания. Эпические песни-сказания о давно прошедших временах, иногда с элементами фантастики. Свой эпос есть у каждого народа (украинские думы, норвежские саги, немецкие сказания о нибелунгах, французские песни о Роланде...).
Плывут звуки яровчатых гуслей, и величавая, распевная речь неторопливо повествует о прославленных богатырях времён Киевской Руси: о Вольге и Микуле, о славном Илье Mypoмцe, о Добрыне Никитиче и Алёше Поповиче.
Слушание: В. Гаранин. Былина «Илья Муромец».
Главный герой картины – сказитель Баян – находится не
по центру. Художник Виктор Васнецов показывает нам, что главное не то, как
выглядит Баян, а что он рассказывает. По этой же причине большинство
собравшихся не смотрит на старца с гуслями, а погружено в свои мысли.
Грозовое небо и сильный ветер, развевающий седину старца, будто вторят его
рассказу о великих сражениях и героизме русского народа. Лица слушателей, серьёзные
и напряжённые, наводят на мысль, что повествуемое слепым Баяном вызывает у них
чувство решимости. Возможно, скоро предстоит сражение, и старец, рассказывая о
подвигах защитников Руси, настраивает всех на победу.
Всё может родная земля: накормить хлебом, напоить из родников, удивить своей красотой. Вот только защитить сама себя не может. А потому защита родной земли – это обязанность всех тех, кто ест её хлеб, пьёт воду, любуется её красотой.
Народ всегда славил своих защитников. Об их подвигах в древности были сложены песни – былины. Былины пелись и сказывались одновременно. Они относятся к произведениям народного творчества.
«Богатырская» тема представлена в музыке русского композитора Александра Порфирьевича Бородина.
Вторая симфония Бородина так и называется – «Богатырская». Слушая эту музыку, испытываешь ощущение силы, бодрости, света, мысленно представляешь образ Древней Руси, её бескрайние степи, богатырские заставы - весь образ далёких веков.
Про героев давних времён рассказывают нам и
замечательные картины художников. Перед вами картина, которую написал
замечательный русский художник Виктор Васнецов. Художник никогда не видел
богатырей. Они жили намного раньше художника. Но он слушал, что поёт и
рассказывает про богатырей народ, - и представил их себе, вообразил их. И
теперь для нас богатыри именно такие, как на картине В. Васнецова.
Остановились в чистом поле три богатыря. Посредине на вороном коне – Илья
Муромец, славный богатырь. Сила и мудрость чувствуется во всём его облике. Он
зорко смотрит вдаль из-под ладони. В одной руке копьё, в другой – тяжёлая
палица. Стоит под ним конь, слегка потряхивая бубенчиками под чёлкой. Конь
спокоен, только зло косит глаза в сторону врага. Крестьянский сын Илья Муромец
совершал подвиги не ради славы, а потому, что любил свою землю, свой народ.
Слева на белом коне – Добрыня Никитич - представителен и величав. Он достаёт
булатный меч. Щит у Добрыни каменьями украшен, меч у него булатный, а взгляд-то
у него пристальный. Под ним белый длинногривый конь стоит, ноздри раздувает,
видно, врага чует.
Справа от Ильи – Алёша Попович. В левой руке у него лук, а по правую руку
гусельки яровчатые. Алёша и песни петь, и воевать умеет. Лукава усмешка на его
губах, вот сейчас запоёт песню на всю степь. Вооружён он скромнее. Рыжий конь
Алёши под стать ему: низко опустил голову, чтобы пощипать травы, но уши
навострил. Хитёр Алёша! Не смотрит в сторону врага, а лишь глаза косит да тугой
лук держит наготове.
Три богатыря стоят на широкой равнине. Вдали темнеют холмы родной земли. Чутко
вслушиваются богатыри: не видать ли врага, не обижают ли кого?
В небе клубятся белые тяжёлые облака. Вольный ветер собирает их в тучи, гуляет
по выжженной солнцем земле. Хищная птица, парящая над кромкой леса, и серые
могильники вносят дополнительную интонацию опасности. Но весь облик богатырей
говорит о надёжности защитников Русской земли.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.