МБОУ « СОШ « 2 с УИОП »
Конспект урока химии в 8 классе
«Профориентационная работа на уроках химии»
Учитель химии: Фролова Л.Н
2021 г.
Цель педагогического проекта: поиск условий и способов активизации познавательного интереса учащихся к предмету химии и воспитание всесторонне развитой личности.
Объект исследования проекта: процесс формирования устойчивого познавательного интереса к изучению химии посредством практической деятельности и развитие навыков исследовательской деятельности.
Основные задачи:
1. Формировать у учащихся устойчивый интерес к предмету;
2. Показать всю красоту и доступность химии;
3. Развивать творческую активность, инициативу и самостоятельность учащихся;
4. Готовить к выбору профессии.
Урок – исследование с элементами ролевой игры
Тема. Химические профессии.
Тип урока: изучение нового материала, обобщение имеющихся знаний.
Подготовительная работа:
Класс делится на 3 группы:
1. Изготовление газированной воды
2. Очищение речной воды.
3. Выделение меди из раствора медного купороса.
Цели урока:
Обучающие: изучение учащимися основных технологий : очистки речной воды, производство газированных напитков, выделение меди из раствора.
Развивающие: развитие внимания, творческих способностей, умение работать в группе.
Воспитательные: научить созданию творческой обстановки, уважительного отношения к труду.
Оборудование: уголь, бинт, бутылки с водой, ножницы; раствор медного купороса, гвоздь,пробирки, колба; малиновый сироп, вода, лимонная кислота, пищевая сода.
Ход урока
Ученики выступают с докладами о профессиях: инженера – химика, химика - лаборанта, эколога.
Учитель проводит инструктаж по технике безопасности на уроке химии.
Для каждой команды назначается куратор, ответственный за проведение опыта. Команды работают по карточкам – инструкциям.
Опыты снимаем на видео, чтобы на следующем уроке обсудить работу в группах.
: А теперь вы самостоятельно познакомитесь с некоторыми профессиями работая в группах. Консультанты в лице учащихся будут вам в этом помогать. Каждой группа поэтапно познакомится с 4 профессиями химического направления и проведет несколько опытов, характеризующих данную профессию.
Но прежде чем приступить к работе, прослушайте информацию о правилах техники безопасности в химической лаборатории.
Инструктаж по технике безопасности
в химической лаборатории
1. Во время работы в кабинете химии необходимо соблюдать чистоту, тишину и порядок на рабочем месте.
2. Запрещается пробовать на вкус любые вещества.
3. В процессе работы необходимо следить, чтобы вещества не попадали на кожу лица и рук, так как многие вещества вызывают раздражение кожи и слизистых оболочек.
4. Склянки с веществами или растворами необходимо брать одной рукой за горлышко, а другой снизу поддерживать за дно.
5. Растворы необходимо наливать из сосудов так, чтобы при наклоне этикетка оказывалась сверху (этикетку — в ладонь!).
6. Если для жидких реактивов используется пипетка, то необходимо промывать ее в небольшом объеме воды перед каждым применением.
7. Твёрдые сыпучие реактивы разрешается брать из склянок только с помощью ложечек.
8. При работе с электроприборами запрещается работать мокрыми руками, прикасаться к любым частям прибора во время его работы.
Учащиеся делятся на группы и работают с кураторами по 10 минут. Затем происходит смена групп.
Карта-инструкция
«Взаимодействие железа с раствором сульфата меди (II)»
Цель: опытным путем получить медь из раствора сульфата меди (II) при взаимодействии с железом.
Оборудование и реактивы: химический стакан, железная пластина, раствор сульфата меди (II).
Ход работы
Медь широко используется в электротехнике, так как является хорошим проводником электричества. Но в природе встречается в основном в виде соединений, поэтому ее получают различными путями на металлургических заводах. Одним из способов получения является гидрометаллургический способ получения меди. Это вытеснение металла из его соли.
Перед выполнением опыта внимательно прослушайте инструктаж по технике безопасности в химической лаборатории.
Получение меди из раствора соли:
1. В химический стакан налейте 50 мл сульфата меди (II) и аккуратно опустите железный пластину.
Какие изменения вы наблюдаете, изменилась ли окраска раствора и пластины?
Карта-инструкция
«Получение «газированного напитка»
Цель: опытным путем получить «газированный напиток».
Оборудование и реактивы: плоскодонная колба, 2 химических стакана, мерная ложка, колба с водой, пищевая сода (гидрокарбонат натрия), лимонная кислота.
Ход работы
В настоящее время широко используются газированные напитки. Главным их компонентом является углекислый газ, растворенный в воде. Углекислый газ можно получить действием различных кислот на соли угольной кислоты. Мы будем использовать лимонную кислоту и пищевую соду, т.е. гидрокарбонат натрия.
Перед выполнением опыта внимательно прослушайте инструктаж по технике безопасности в химической лаборатории.
Приготовление газированного напитка:
В коническую плоскодонную колбу насыпьте примерно половину мерной ложки пищевой соды и столько же лимонной кислоты. Налейте в полученную сухую смесь 50 мл воды.
Что наблюдаете? Где в жизни вы встречались с подобным явлением?
Учитель: Ребята, мы с вами сегодня познакомились только с некоторыми “химическими” профессиями, но я надеюсь, что эта наука вызвала у вас интерес и, возможно, в будущем вы свяжете свою жизнь с одной из этих профессий.
Рефлексия. Учащимся предлагается продолжить фразу “Уходя с мероприятия, я хочу сказать…”.
У вас на столах лежат жетоны. Возьмите каждый по одному жетону и разместите его в сектор той профессии, которая вас привлекла больше всего. (учащиеся приклеивают жетоны на флипчарт).
Учитель благодарит учащихся-кураторов за помощь, а учащихся за внимание.
Загадки о веществах
Вещество известное –
Нужное, полезное!
Мы на химии его
Называем «аш два о»
Ответ: Вода
И деревьям, и цветам,
И животным тут и там,
Нужен он на свете всем,
Съесть его нельзя совсем.
Ель, сосна,
И кедр, и пихта
Выделяют круглый год
Этот газ прозрачный, чистый
Под названием ……
Ответ: Кислород
В честь него был назван век,
Он в крови у нас у всех,
В космосе метеорит
Его содержит, и летит.
Ржавчина его съедает.
Кто металл этот не знает?
Ответ: Железо
Очень вреден винный спирт –
Знает каждый ученик.
Пить его совсем не надо,
Вы запомните, ребята!
Лучше молоко коровье –
Оно полезней для здоровья!
Играйте в прятки и в футбол,
Но не пейте ….
Ответ: Этанол
Это жидкий неметалл.
Чтобы каждый школьник знал,
Информация такая:
Он дыханье затрудняет
И удушье вызывает,
Очень сильно он воняет,
Алюминий в нем сгорает.
Седьмая группа – его дом.
Догадались? Это …
Ответ: Бром
Раны смазываем мы
Его раствором спиртовым,
А в условиях обычных
Твердый он, что непривычно,
И к возгонке он способен,
Переходит в пар легко
Фиолетового цвета.
Что за галоген же это?
Ответ: Йод
В воздухе он главный газ,
Окружает всюду нас.
Угасает жизнь растений
Без него, без удобрений.
В наших клеточках живет
Важный элемент …
Ответ: Азот
Гордиться уголек невзрачный
Негорючим братом, и братом прозрачным.
Ответ: Алмаз, Графит
Белый воздуха боится,
Покраснел чтоб сохраниться.
Ответ: Белый и Красный Фосфор
Какой неметалл является лесом?
Ответ: Бор
Только в воду окунется,
Невидимкой обернется.
Ответ: Вещество растворенное в воде
Какие химические элементы утверждают,
Что могут другие вещества рождать?
Ответ: Водород, кислород
Купаются в холодную погоду,
А в теплую их не затащишь в воду.
Ответ: Газы
Из горы кусочек вынули, в деревянный ствол задвинули.
Ответ: Графит в карандаше
Какой элемент называют по имени одной части света?
Ответ: Европий
Из башни словно масло льется,
«Хлебом индустрии зовется»
Ответ: Железо
Красив в кристаллах и парах,
На детей наводит страх.
Ответ: Йод
Адрес точный, если спросят: 32,16,8
Ответ: Кислород
В чем горят дрова и газ,
Фосфор, водород, алмаз?
Дышит чем любой из нас
Каждый миг и каждый час?
Без чего мертва природа?
Правильно, без …
Ответ: Кислорода
Лакмус будет в них краснеть,
Растворяться — цинк и медь.
А мелок в них, посмотри,
Вмиг пускает пузыри!
И опасны для работы
Эти жгучие …
Ответ: Кислоты
Стояла решетка, на солнце покрылась,
Но дождик прошел и она растворилась.
Ответ: Кристаллическая решетка растворимой соли
Основа моя — сухая трава,
С обоих концов — согласные.
В целом я — газ, дорогие друзья,
И кто я, думаю, ясно вам.
Ответ: Ксенон
Металл красой своей пленил
И первым в топку угодил.
Ответ: Медь
Природной соли маленький кусок
Отвечать урок помог.
Ответ: Мел
Первый слог — предлог известный,
Слог второй трудней найти:
Часть его составит цифра,
К ней добавьте букву «Й».
Чтобы целое узнать,
Надо вам металл назвать.
Ответ: Натрий
Вы, ребята, мне поверьте —
Этот газ вполне инертен
Он спокойный и ленивый,
В трубках светится красиво.
Для рекламы нужен он,
Незаметный газ …
Ответ: Неон
Его назвали «безжизненный газ», но, оказывается, он входит в состав аминокислот и белков?
Ответ: Азот
С помощью какого неметалла можно обнаружить крахмал в растениях?
Ответ: Йод
Какой элемент всегда рад?
Ответ: Радон
Скажите, что это такое:
Один нырнул, а всплыло — двое.
Ответ: Реакция разложения
Пусть математик удивится:
Один прибавив к одному,
У химика равно один.
Ответ: Реакция соединения
Я — газ, простое вещество,
Двузначен номер мой,
А слог мой первый — божество,
Река — мой слог второй.
Ответ: Родон
«Живое серебро» и льется, и блестит,
Охотно с золотом дружит.
Ответ: Ртуть
От какого металла нужно отрезать одну треть, чтобы получить известную кость скелета животного и человека?
Ответ: Серебро
Какой химический элемент вращается вокруг Солнца?
Ответ: Уран
Какой неметалл является лесом?
Ответ: Бор
Какой химический элемент состоит из названий двух животных?
Ответ: Мышьяк
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.