Урок-игра для учащихся 5 «А» класса "Час занимательного русского языка"
Цели:1). Проверить знания и умения учащихся 5 класса по общим вопросам русского языка.
2) Развивать творческое воображение учащихся, используя проблемные ситуации, развивать познавательный интерес школьников.
3) Воспитывать чувство коллективизма, любви к русскому языку, умение находить выход из трудных ситуаций.
Оборудование: презентация,
«Язык
– это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры...
Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является
не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью»
А.И.Куприн
Ход игры
1)класс делится на 2 команды, выбирают капитанов.
Задание КОНКУРС КАПИТАНОВ
Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело.
(нос)
· Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные.
(уши)
· Его проглатывают, упорно не желая о чем-нибудь говорить; он хорошо подвешен у человека, который говорит бойко, легко; за него тянут, им дергают, настойчиво заставляя высказаться; его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего.
(язык)
I. Разминка
Учитель
-Ответьте, о ком или о чем говорится.
-«Личное дело» ученика для служебного пользования его родителей. (Дневник.)
-Что такое ручкохранилище? (Пенал.)
-Земля, которую может покрутить любой желающий. (Глобус.)
-Его долгожданный звук является божественной музыкой для не выучившего урок школьника. (Звонок.)
-Как называется школьный известняк? (Мел.)
-Предмет, опровергающий поговорку: «Что написано пером, не вырубишь топором». (Ластик.)
-Слово белый по отношению к слову черный. (Антоним.)
-Пишется так же, но смысл другой. (Омоним.)
-Что есть у дерева, растущего в лесу, и у слова дерево, написанного на бумаге? (Корень.)
-Он бывает между корнем и окончанием. (Суффикс.)
-В какую букву надо поместить слово-согласие, чтобы получить продукт таяния снега? (В О да.)
-Именно этим «инструментом», являющимся частью речи, А.С.Пушкин призвал «жечь сердца людей». (Глагол.)
Слайд
- Сколько в круге существительных? Какие еще части речи?
ЯРМО, МОСТ, СТОЛ, ТОЛЬКО, КОТ, ТИК, КУСОК, УС, СОК, ОКОЛО, КОЛ, ЛОСЬ,
II. Основная часть.
Конкурс 1. Постижение народной мудрости
Учитель: Уже давно никто не спорит с утверждением о том, что русский язык – самый богатый в мире. Одной из его ценностей является огромное количество пословиц и поговорок, которые пришли к нам из глубины веков и до сих пор создаются устным народным творчеством. В них выражена народная мудрость, и употребление их в вашей речи поможет сделать ее более яркой, самобытной, интересной. Сейчас я хочу предложить вам ответить на вопросы, вспомнив соответствующие пословицы и поговорки и сформулировав их дословно. В задании могут встретиться и фразеологические обороты, которые приближены к поговоркам.
-Он здоровый в здоровом теле. (Здоровый дух.)
-Часть одежды, которую рекомендуют держать шире. (Карман шире.)
-У него глаза велики. (У страха.)
-Только там бывает бесплатный сыр. (В мышеловке.)
-Ее ждут, сидя у моря. (Погоды.)
-Эта часть предмета бывает золотой. (Середина.)
-Какую еду иногда просит обувь у ее незадачливого владельца? (Кашу – «сапоги каши просят».)
Конкурс 2. «Что это? Кто это?»
Ведущий: Ответьте на вопросы: что это? кто это?
Этот автор спит в
портфеле, (авторучка)
Этот пони – день недели.
(понедельник)
Этот плот – из полотна,
(полотенце)
Этот рак сильней слона,
(трактор)
Эта марка ест бананы,
(мартышка)
Этот сыр – с лесной поляны.
Понедельник.
Конкурс 3. Редактор.
Ведущий: В этом конкурсе мы проверим ваше умение правильно строить предложения. Вам предлагаются отрывки из детских сочинений. Найдите ошибку в каждом предложении и объясните, почему нельзя так писать.
Ведущий раздает командам тексты:
· Я одел пальто и пошел гулять. (На себя – надел.) · Наш класс гремит по всей школе хорошими отметками. (Известен всей школе.) · У дороги стоял пожилой гриб. (Старый.) · Наша команда проиграла благодаря отсутствию двух ведущих спортсменов. (Из-за.) · Столяр сделал тумбочку из сосны с четырьмя ножками. (У чего четыре ножки?) · Она уверена в свои силы. (Уверена в своих силах.) |
Конкурс 4.
Ведущий: В этом конкурсе вам надо соединить фразеологическое сочетание в левой части доски с его объяснением в правой.
1. Не ударить в грязь лицом. 2. Держать себя в руках. 3. Мелькнуть, как молния. 4. Игра не стоит свеч. 5. Стрелять без промаха. 6. Во что бы то ни стало. 7. Не находить себе места. 8. Вешать голову. |
А. Занятие, которое себя не оправдывает. |
Ответы: 1Е, 2Д, 3В, 4А, 5Г, 6Б, 7Ж, 8З
Конкурс 5. Найди ошибки.
Я
шол полестной дарошке в диревню. Месность была мне знакома. В чяще леса
слышался галасок малинофки. |
Проверка
Ведущий: Сейчас мы сможем проверить, в какой команде самые внимательные и грамотные дети. Перед вами диктант, написанный учеником, нечасто посещавшим уроки русского языка. Исправьте ошибки в тексте.
За каждую исправленную ошибку команде начисляется по 1 баллу.
III. Подготовленные учащиеся разыгрывают сценку.
Лингвистическая шутка «Несуразные вещи».
-
Здравствуй!
- Привет!
- Что ты несешь?
- Несу разные вещи.
- Несуразные? Почему они несуразные-то?
- Сам ты несуразный, как я погляжу. Разные вещи я несу. Разные! Понял? Вот несу
мел...
- Что не сумел?
- Отстань.
- Да ведь ты говоришь: «Не сумел!» Что не сумел-то?
- Мел несу!!! Слушать надо. Несу мел. Мишке. Ему же надо будет.
- Ну, если ему жена добудет, так зачем ты несешь?
- Какая жена? Это у Мишки-то жена?! А ты шутник! Я сказал: «Ему же надо будет».
Понадобится, значит.
- Вот оно что...
- А еще новость у меня для Мишки приятная: нашлась та марка, которую он давно
ищет.
- Тамарка?
- Ага.
- И
ничего, симпатичная?
- Красивая! Зеленая такая.
- То есть как?
- Зеленого цвета.
- Постой, постой... Это что же: у нее волосы, что ли, зеленые?
- У кого волосы?
- Да у Тамарки-то.
- Что-о?!
- Ну, ты же сам сказал: «Нашлась Тамарка».
- Та! Марка! Марка, понимаешь? Та самая, которую Мишка давно ищет. Понял?
Зеленая такая... Там арка нарисована.
- Ага, все-таки нарисована Тамарка? На марке, значит, Тамарка нарисована, да?
Так бы и говорил!
- Да отвяжись ты со своей Тамаркой, бестолковая голова! Там арка нарисована!
Арка!!! Неужели ты даже этого не можешь понять? Пока, некогда мне.
- Пока! Смотри не растеряй свои несуразные вещи.
- А ну тебя...
- Да! Стой, стой!
- Ну, что еще?
- Привет передавай.
- Кому?
- Известно кому: Тамарке, Мишке и Мишкиной жене.
IV. Подведение итогов урока.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.