Урок - игра по географии 6 класс
Тема: «Изучение Мирового океана»
«В поисках клада»
Цель: создать условия для изучения нового материала и для творческого повторения изученного материала; закрепления основных понятий и знаний;обобщения пройденного материала по теме «Мировой океан»;
Задачи:
Обучающие:
Определить уровень ЗУН по изученному материалу;дать возможность скорректировать возможные пробелы;продолжить формировать умения работать с различными картами и источниками информации.
Развивающие:
Активизировать процесс мышления через проблемные задания; развитие пространственного мышления и картографических умений; развитие творческого мышления, помочь учащимся анализировать цели, результаты своей деятельности, умение работать в группе, развивать навыки исследовательской деятельности, интерес к географии.
Воспитывающие:
Воспитывать уважительное отношение друг к другу при работе в группе, уважение к мнению других, воспитывать умение слушать и слышать, продолжить формировать у учащихся навыков самостоятельной работы.
Оборудование:компьютер, мультимедийная установка, задания для команд, кейсы для команд, рекомендации, карты атласа 6 и 7 класса, карта пиратских кладов.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: игра- путешествие.
Ход урока:
І. Организационный момент.
ІІ. Проверка пройденного материала.
Задание на знание фактов и закономерностей.
Ребята, из Норвегии мне пришло письмо от друга. В нем он сообщает, что недавно к берегу прибило дубовый бочонок, и он его открыл. А в нем находилось послание. Друг попросил помочь разобраться с посланием, т. к. вода размыла часть записей, и он ничего понять не может. Попробуем ребята разобраться?
Послание (слайд 2):
Что мы будем с вами делать? Что вы предложите?
-искать пиратские сокровища, разобравшись с посланием.
Что мы должны сначала определить?
Давайте, сначала попробуем определить, как письмо попало в Норвегию и откуда.
Что перемещало дубовый бочонок в воде?
-течения
Какие течения перемещали бочонок, и в каком направлении, определите по карте в атласе стр.18-19?
-Антильское, Гольфстрим, Северо-Атлантическое, и Норвежское, на северо-восток.
Почему именно в этом направлении перемещался он?
- постоянные ветра, дуют в этом направлении.
Опишите эти течения (по температуре, по происхождению, по глубине и времени)
- теплые, ветровые, поверхностные, постоянные.
Проверяем (слайд 3).
Можем мы предположить, на каком острове находился пират – Чарльз Вейн? (определите по карте в атласе 7 класса стр.2-3)
- Антильские, Багамские острова, Бермудские острова?
III. Изучение нового материала.
Мы с вами теперь знаем, как оказалось послание у берегов Норвегии и где возможно, находился пират. Что нам осталось узнать?
- где находятся сокровища и как нам их найти.
Познакомитесь, это пират Черная Борода (Эдвард Тич) и его шлюп «Приключение» (слайд 4,5)
Черная борода –пират, который грабил корабли в Атлантическом океане и в бассейне Карибского моря.
Поэтому сокровища мы будем искать в Атлантике.
Клады ищут не лопатой, а сначала головой. Раскапывание или доставание кладов со дна океана является конечным процессом. Все открытия делаются в архивах, Интернете и библиотеках. Чтобы найти возможные места кладов, нужно интересоваться историей, краеведением, картографией, гидрографией, нумизматикой. Настоящие копатели всегда отличаются широким кругозором и эрудированностью.
В интернете я нашла карту сокровищ.
Давайте рассмотрим ее (слайд 6).
Найдите на карте районы, где затонули корабли с сокровищами.
-район Азорских островов, район острова Мадейра, у берегов Испании, Багамские, Антильские острова, п-ов Кейп-Код, у берегов Венесуэлы, остров Святой Елены.
Найдите районы, где находятся клады, спрятанные пиратами.
-Залив Фанди (Канада), остров Мона, остров Хувентуд, остров Кокос.
Давайте внимательно посмотрим на послание пирата, что нам нужно узнать, чтобы определить нахождение клада?
-Название острова, его географическое положение, географические координаты, свойства океанических вод (температуру), представителей органического мира и приливы, возможно высокие.
Давайте разделимся на 4 команды по 4-5 человек. У каждой команды будет одно из заданий дляопределения местоположения сокровищ. Сначала изучите рекомендации по работе с кейсом(слайд 7).
Задание 1 команде:
1. Анализируя информацию о Чарльзе Вейне, определите, на каком острове он оказался, когда шлюп потерпел крушение? Где находится этот остров? Найдите на карте.
2. Ознакомившись с историей жизни Черной Бороды (Эдвардом Тич), определите, где он зарывал сокровища? Где находится это место? Найдите на карте.
3. Сопоставив карту кладов Чарльза Вейна и современную карту, определите географические координаты мест в Атлантическом океане, где значками обозначены клады пиратов.
4. Предположите, какие координаты подходят под описание клада в записке Вейна.
Задание 2 команде:
1. Проанализировав информацию об островах, предположите, где могут находиться сокровища пиратов?
2. Где находится клад Черной Бороды?
3. Используя карту приливов в океане, определите районы в Атлантическом океане, где высокие приливы.
Задание 3 команде:
1. В каких частях дна океана разнообразнее и богаче органический мир океана?
2. От каких условий зависит богатство органического мира?
3. Что такое планктон, нектон и бентос?
4. Как по внешним признакам определить бентос, планктон и нектон?
5. Распределите данных представителей органического мира в эти группы.
6. О каком животном упоминал Чарльз Вейн в своей записке? Почему это животное обитает именно здесь? Где находится клад Черной Бороды?
Задание 4 команде:
1. Определите формы рельефа дна Атлантического океана по параллели 40 и 20 градусов с.ш. от материка Северная Америка на восток.
2. Расставьте показания температуры соответственно вашей глубине.
На поверхности +7*
200м – шельф + *
4000м - склон + *
5000м - котловина + *
3. Сделайте вывод, по данным показателям температуры воды. Какая причина влияет на изменение температуры вод?
4. В каком еще направлении изменяется температура? Причина?
5. Анализируя данные температур и рельеф дна, определите район нахождения сокровищ пирата Черная Борода.
Ответы:
Команда 1:
1. Необитаемый островБагамского архипелага.
2. На островке в заливе Фанди.
3. Залив Фанди – 45 с.ш, 66 з.д.;остров Мона – 18 с.ш, 67 з.д.; о. Кокос – 6 с.ш, 87 з.д., О. Хувентуд – 22 с.ш, 83 з.д.
4. Залив Фанди – 45 с.ш, 66 з.д.
Команда 2:
1. О. Мона – клад Уильяма Дженнингса – найден; о. Уок – Денежная шахта - клад Черной Бороды – не найден, о. Кокос – клады Генри Моргана, Уильяма Дампира, БенитоБонито – не найдены.
2. Остров Оук, рядом с п-овом Новая Шотландия (Канада).
3. Залив Фанди (Канада).
Команда 3:
1. Материковая отмель или шельф.
2. Неглубоко (до 200 м) и попадает солнечный свет.
3. Планктон – мелкие растения и животные, неспособные противостоять течениям и волнам.
Нектон – свободно плавающие морские организмы.
Бентос – морские организмы, ведущие донный образ жизни.
4. Планктон – мелкие, имеют выросты, усы. Нектон - имеют плавники, обтекаемую форму тела, уплощенное с боков тело и т.д. Бентос – уплощенное тело, темная окраска, могут прикрепляться ко дну, зарываться в грунт, прятаться в раковины.
5. Планктон – дафнии, мелкий рачок.
Нектон – медуза, кит, португальский кораблик, сайда, горбатый кит, рыба – стрела.
Бентос – камбала, актиния, морской еж, краб, морской огурец, осьминог, коралл, бурая водоросль.
6. Горбатый кит. Здесь много корма для китов – планктона. Залив Фанди или Антильские острова.
Команда 4:
1. Параллель 20с.ш.- островная дуга Больших Антильских островов, впадина Пуэрто-Рико – 8440 м, котловина Северо-Американская, САХ, котловина Канарская, материковый склон и шельф Африки.
Параллель 40 с.ш. – шельф Сев. Америки, материковый склон, Северо-Американская котловина, САХ, Канарская котловина, материковый склон и шельф Евразии.
2. На поверхности +7*
200м – шельф +6,5*
4000м - склон +1,5*
5000м - котловина +1*
3. Температура воды в океане с глубиной понижается. От 0-200 м температура падает медленно из-за того, что зона освещается солнечными лучами, о т200 до 4000 м снижается быстро, потому что солнечный свет сюда не падает, а еще глубже темно, потому и одинаково холодно.
4. Температура вод изменяется от полюсов к экватору, повышается. Из-за географической широты и угла падения солнечных лучей.
5. Температура +7 градусов – это температура поверхностных вод, а такая температура в районе залива Фанди.
Учащиеся самостоятельно изучают и обсуждают кейс. Если ребята не могут справиться с какими-то заданиями, то учитель направляет их. Затем совместное обсуждение с преподавателем и аргументированная защита решений в командах. Восстанавливаем размытое от воды послание.
Если ребята сильные, то могут сами попробовать восстановить записи пирата.
Послание восстановленное (слайд 8):
Самооценка учеников. (Комментирование оценок в группе)
Ребята вы можете обсудить в группе и оценить работу каждого индивидуально: самому активному в группе – 10-12 баллов, тому, кто высказывал свое мнение, но не уверен в его правильности – 7-9 баллов, высказывал ошибочные мнения – 4-6 балла, вообще не принимал участия в дискуссии – 1-3 балла.
Мы знаем, где находятся сокровища Черной Бороды.
-остров в заливе Фанди
Как мы сможем найти клад?
-отправившись в путешествие, на поиски сокровищ.
Увлекался поисками кладов и известный французский океанограф Жак Ив Кусто. Он искал сокровища инков в озере Титикака, в Африке. В 1943 году Жак Ив Кусто изобрел акваланг – аппарат для дыхания человека под водой (слайд 9).
Именно он стал организатором первых подводных исследований и киносъёмок.
Как сегодня изучают Мировой океан?
- судами, подводными аппаратами, самолетами, со спутников Земли и т.д.
А как мы будем искать клад?
-на судне отправимся в путешествие.
Опишите маршрут нашего путешествия, используя физическую карту Мира.
-река Дон, Азовское море, Черное море, Средиземное море, Гибралтарский пролив, Атлантический океан, через океан на запад к заливу Фанди у берегов Северной Америки.
Если сокровища находятся не на острове, а в акватории, то, как нам отыскать клад? Как мы будем обследовать воды в заливе?
- с помощью аквалангов или батискафов.
(слайд 10)
IV.Подведение итогов.
Оценивание работы на уроке учеников.
V. Домашнее задание(слайд 11):
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.