Урок-исследование "Имя прилагательное"

  • docx
  • 11.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок русского яыка 2 класс.docx

Урок-исследование на тему «Имя прилагательное»

Русский язык 2 класс

Цель: познакомить с новой частью речи - именем прилагательным - и ее ролью в нашей речи

Задачи:1. учить различать имена прилагательные по вопросам

             2. учить анализировать и делать выводы

             3. развивать речь, память, мышление учащихся

             4. воспитывать самостоятельность, креативность

На этом уроке учебная задача подвергается рассмотрению в устной форме.

 Конспект урока:

Этап урока, задачи

Содержание урока

I. Оргмомент

Задача: настроить на предстоящую работу

 

 

II. Актуализация знаний, сообщение темы урока

Задача: определить конкретную учебную задачу урока

 

- Постановка проблемного вопроса

Задача: определить цель урока

 

III. Обобщение знаний об имени существительном

Задача: систематизировать знания об имени существительном; раскрыть непосредственную связь имени существительного и имени прилагательного

 

1. Сравнение групп слов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.  Многозначность

 

 

 

 

 

 

 

3.  Признаки имен существительных

 

4.Морфологический разбор

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV. Наблюдение над именами прилагательными

Задача: путем исследования ответить на поставленный вопрос урока

 

1. Имя прилагательное – часть речи

Задача: выделить признаки имен прилагательных и сформулировать определение этой части речи

 

 

2. Роль прилагательных в русском языке

Задача: решить проблему исследования

 

1)  Прилагательные нужны для красоты описания

 

(работа с двойным текстом)

 

 

 

 

 

 

 

 

2)  Прилагательные нужны для точности описания

 

 

- Индивидуальная работа по карточкам

Задача: осуществление межпредметных связей: русский язык - природоведение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Работа с картинками-загадками

Задача: развитие образного мышления

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Упражнение «Какой я?»

Задача: развитие самокритичности и самооценки

 

V. Рефлексия

Задача: подвести итоги урока

 

 

 

 

 

 

VI. Задание на дом

Задача: закрепить полученные на уроке знания

- Вот книжки на столе, а вот – тетрадки,

Не хочется играть сегодня в прятки,

И недосуг дуть на корабль бумажный –

Сегодня в классе у ребят урок уж больно важный.

 

- Вспомните, слова каких частей речи мы изучили? (имена существительные и глаголы)

- Сегодня мы откроем еще одну часть речи – имя прилагательное.

 

 

 

 

 

- Как все новое подвергается изучению, так и эту часть речи мы должны исследовать и ответить на главный вопрос «Какую роль выполняют имена прилагательные в русском языке?»

Итак, мои юные исследователи, в путь!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Внимательно прочитайте слова, написанные на доске, и разделите их на две группы: норка, красивая, красный, галка, лисички, рыжие, бантик, пушистая

 

       Норка                   пушистая

       Бантик                  рыжие

       Лисички               красный

       Галка                    красивая

- По какому признаку вы определили слова в 1 столбик? (это имена существительные)

- Докажите (отвечают на вопросы кто? что? и обозначают предмет)

 

- Какой еще признак объединяет эти слова? (у каждого слова по два значения)

- Приведите примеры (норка – зверек, норка – жилище;

                                     лисички – грибы, лисички – животное;

                                     галка – птица, галка – пометка;

                                     бантик – лента, бантик – губы)

- Как мы называем это явление в русском языке? (многозначность)

 

- Какие признаки имен существительных вы знаете?

 

 

- Определите, какая схема разбора подходит данному существительному:

Лисички              - сущ., одуш., собств., ед.ч.

                              - сущ., одуш., нариц., мн.ч.

                              - сущ., неодуш., нариц., мн.ч.

                              - сущ., одуш., нариц., ед.ч.

( сущ., одуш., нариц., мн.ч.; сущ., неодуш., нариц., мн.ч.)

- Почему ваши мнения разделились? (слово многозначно)

- О каких лисичках идет речь? Может, как в моем стихотворении?:

 

- Кто вы?

- Мы лисички – рыжие сестрички.

   Ну, а вы кто?

- И мы лисички.

- Как? С одной-то лапкой?

- Нет, еще и с шляпкой!

            

- Составьте предложение со словом «лисички».

- Если слово многозначное, как уточнить его значение? (по смыслу в предложении)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Обратимся к словам 2 столбика.

- Что общего у этих слов? (отвечают на вопросы какая? какой? какие?)

- Можно их как-то связать со словами в 1 столбике? (да – норка пушистая, бантик красный, лисички рыжие, галка красивая)

- Что обозначают эти слова? (признаки предмета)

- Кто догадался, какая это часть речи? (имена прилагательные)

- Так, что же такое имена прилагательные? (это слова, которые обозначают признак предмета и отвечают на вопросы какой? Какая? какое? Какие?)

 

 

 

 

 

 

 

 

- Послушайте текст:

1) Наступила весна. Тает снег.            2) Наступила ранняя весна.

Журчат ручьи. Светит солнце.            Тает последний снег. Жур-

Летят птицы.                                          чат говорливые ручьи. Све-

                                                                 тит ласковое солнце. Летят

                                                                 голосистые птицы.

- О чем первый текст? (о весне)

- О чем второй текст? (о весне)

- Можно ли считать эти тексты одинаковыми? (и да, и нет)

- Что же отличает второй текст от первого? (наличие имен прилагательных – с ними текст более красивый)

- Вот мы и выделил первую роль прилагательных в русском языке – красота описания.

 

1) - В тексте используется прилагательное «последний». Не такое уж оно и красивое. Можно было взять слова «пушистый», «серебристый»? (нет – нарушается точность описания)

- Так для чего еще нужны прилагательные в речи? (для точности описания)

 

2) - Попробуем наиболее точно описать зимний и весенний снег -  распределите данные прилагательные на два столбика:

                                                     Снег

              Зимний                                                    Весенний

Последний

Искристый

Мокрый

Колючий

Грязный

Пушистый

Серебристый

Мягкий

Рыхлый

Белый

Свежий

Серый

 

3) - Оказывается, если точно описать предмет с помощью прилагательных, то можно узнать его, не видя:

Бурый                                зеленый                              спелое

Мохнатый                         сладкий                              круглое

Косолапый                        сахарный                           сочное

                                                                

Медведь                               арбуз                                яблоко

 

                           

 

4) При помощи имен прилагательных опишите себя: Я сильный, …. .

 

 

 

 

- Давайте подведем итоги – сумели ли мы ответить на главный вопрос урока.

- Что являлось на уроке предметом исследования? (часть речи имя прилагательное)

- Какова же роль прилагательных в языке? (уточняют, описывают)

- Что уточняют имена прилагательные? (имена существительные)

- Что можно описать с помощью прилагательных? (форму, цвет, величину, вкус,… - все это признаки предмета)

 

- Описать: 1 ряд – одушевленный предмет

                   2 ряд – неодушевленный предмет