Урок истории на тему: "Иван Грозный - первый русский царь"
Оценка 4.9

Урок истории на тему: "Иван Грозный - первый русский царь"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
13.11.2020
Урок истории на тему: "Иван Грозный - первый русский царь"
Урок на тему Иван Грозный первый русский царь.docx

Тема: Иван Грозный – первый русский царь.

 

Цель: Познакомить с началом периода правления Иван IV.

Планируемые результаты:

Предметные:

1. Овладение основными понятиями темы.

2. Умение рассказывать о детстве Ивана IV, высказывать предположения о влиянии обстановки постоянной борьбы боярских группировок на характер будущего царя, оценивать значение венчания на царство Ивана IV для внутриполитического развития и международного статуса Московского государства, характеризовать основные мероприятия и значение реформ 1550-х гг., составлять схемы центрального и местного управления при Иване Грозном, анализировать текст исторического источника («Летописная книга»).

Метапредметные:

Познавательные УУД: умение воспроизводить информацию по памяти, давать определение понятий, анализировать текст, делать выводы, преобразовывать информацию из одной формы в другую, устанавливать причинно-следственные связи, составлять характеристику объекта по заданным критериям.

Регулятивные УУД:

владение навыками самоконтроля и самоанализа, умение определять учебные задачи в соответствии с поставленной учителем целью урока, планировать свою деятельность, представлять её результаты.

Коммуникативные УУД:

умение слушать и отвечать на вопросы учителя, сообщать конкретное содержание в устной и письменной форме.

 

План

1. Детство Ивана.

2. Венчание на царство. Избранная рада.

3. Реформы.

 

Оборудование урока: 

Учебник «История России» Е.В. Пчелов,  П.В. Лукин

 

 

Ход урока

I. Орг. момент

II. Актуализация знаний

1. Ответы на вопросы с.14.

2. Викторина «О ком, или о чём идёт речь»

- эти крестьяне жили на государственных землях (черносошные)

- эти крестьяне платили хозяину оброк (владельческие)

- они жили слободами, образуя их по виду своей профессиональной деятельности, н-р, кузнецкие (ремесленники)

- они выбирали атамана, жили в станицах, им поручалась охрана грани государства (казаки)

- плата налога и выполнение различных городских работ (тягло)

- земельные участки земли с живущими там крестьянами (поместья)

- она получали земельные владения за службу (дворяне)

- они составляли население городов (купцы и посадский люд)

3. Проверка з.6

4. Карточки (инд. Приложение 1)

 

III. Мотивационно-целевой этап.

Проблемный вопрос.

- Послушайте отрывок из повествования.

- О каком правителе идёт речь?

- Что можно сказать о детстве будущего царя?

Повествование об Иване Грозном

Лина Томчи

       (1530-1584)
Зло - порождение  обид.
Иван рос беспризорным с детства.
Судьбы история  гласит:
Не раз  он наблюдал  злодейства.
Лишился рано он отца.           
Вершились козни, самосуды, 
Перевороты во дворцах,         
Казалась доброта там чудом.
Поддержку в книгах он искал,
Но выбирал  в них лишь цитаты
Мечтой  самодержавным стать
Его душа была объята..  
Мать слишком рано умерла.           
В среде жестокой он остался.   
Безжалостной судьба была.     
Интриг коварных круг сужался.  
Формировался злобой нрав,     
Ведь грызлись меж собой бояре.       
Жестоким с юности царь  стал,
Безумствуя в страстей угаре.
Уже тогда он с юных лет
Самодержавной власти жаждал
И внёс он в Армию просвет,
Реформы, проведя однажды.
Животворящего крест древа
Позволил титул занимать
Великокняжеский. Он  чрево
Стремился  властью пресыщать.

 

Высказывание обучающийся.

Обобщение учителя.

 

IV. Изучение нового материала.

1. Рассказ учителя на основании презентации

2. Работы с отрывком из летописи с.22-23

Прочитать, ответить на вопросы

3. Работа с учебником с.16-17

Прочитать

- Какие испытания выпали на долю Ивана IV в начале его правления?

4. Работа со схемой.

Учебник с.17

Задание: дать определение «Избранная рада», вписать в схему имена членом Избранной рады

Избранная рада -
 

 

 

 

 

 

 


 Проверка схемы

 

5. Составление плана п.3

Реформы

1. Земский собор.

2. Система приказов.

3. Налоговая реформа.

4. Земская реформа.

5. Судебник.

6. Денежная реформа.

7. Военная реформа.

 

V. Рефлексия.

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

 

VI. Домашнее задание

Пар.2, таблица с.23, з.3


 

Приложение 1

 

Соотнесите термин и определение

Термины

Определение

1. Сословия

А. постоянный высший совет при царе

2. Боярская дума

Б. порядок назначения на высшие государственные должности в соответствии с родовитостью и службой предков,  а не за личные заслуги

3. Окольничий

В. земельное владение, дававшееся дворянам за службу

4. Поместье

Г. группы населения с определёнными правами, привилегиями и обязанностями

5. Местничество

Д. орган центрального управления в Российском государстве, ведавший определённой сферой государственной жизни или определённой территорией.

6. Приказ

Е. второй (после боярина) чин Боярской думы

 

1

2

3

4

5

6

 

 

 

 

 

 

 

 

Соотнесите термин и определение

Термины

Определение

1. Сословия

А. постоянный высший совет при царе

2. Боярская дума

Б. порядок назначения на высшие государственные должности в соответствии с родовитостью и службой предков,  а не за личные заслуги

3. Окольничий

В. земельное владение, дававшееся дворянам за службу

4. Поместье

Г. группы населения с определёнными правами, привилегиями и обязанностями

5. Местничество

Д. орган центрального управления в Российском государстве, ведавший определённой сферой государственной жизни или определённой территорией.

6. Приказ

Е. второй (после боярина) чин Боярской думы

 

1

2

3

4

5

6

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Тема: Иван Грозный – первый русский царь

Тема: Иван Грозный – первый русский царь

Проверка з.6 4. Карточки ( инд

Проверка з.6 4. Карточки ( инд

Высказывание обучающийся. Обобщение учителя

Высказывание обучающийся. Обобщение учителя

Приложение 1 Соотнесите термин и определение

Приложение 1 Соотнесите термин и определение
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.11.2020