Конспект урока
«Российская экономика на пути к рынку»
Автор: Усцова Татьяна Николаевна, учитель истории
Образовательное учреждение: МКОУ СОШ с. Полом Белохолуницкого района Кировской области
Тема урока: «Российская экономика на пути к рынку»
Цель: узнать и оценить основные направления экономической политики правительства СССР, затем РФ в 1990-е годы XX века.
Задачи:
Личностные: 1. Формировать ответственное отношение к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию.
2. Формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками.
Метапредметные: 1. Формировать способность ставить цели и формулировать задачи для их достижения.
2. Планировать последовательность и прогнозировать итоги действий и всей работы в целом.
3. Анализировать полученные результаты, делать выводы (промежуточные и конечные), корректировать планы.
Предметные:
1. Формировать представление о состоянии экономики СССР к концу 1991 г., содержании различных планов перехода России к рынку.
2. Обобщить и конкретизировать полученные учащимися знания о развитии страны в период перестройки.
3. Уяснить такие понятия как «либерализация цен», «приватизация», «шоковая терапия», «ваучер».
4. Подвести учащихся к пониманию причин экономического кризиса 98-х годах.
Тип урока: урок открытия нового знания
Материалы и оборудование:
1) Россия и мир, ХХ – начало ХХI века: Учебник для 11 классов общеобразовательных учреждений / А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, Брандт М.Ю. - М.: Просвещение, 2010.
2) История России. 1945 – 2008: учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений/ А.А. Данилов, А.И. Уткина, А.В. Филиппова М.: Просвещение, 2008
3) Персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация.
4) Материалы интервьюирования родителей.
Вопросы для интервьюирования родителей:
А) Как жили родители во время правления Б. Н. Ельцина?
Б) Как распорядились своими ваучерами ваши родители?
В) Получили ли дивиденды по акциям?
Ход урока
Этапы урока |
Действия учителя |
||||||||||||||||
Эпиграф – подведение под тему |
«Мы начинали реформы в очень интересной ситуации, когда можно долго перечислять, чего у нас не было и почему реформы проводить нельзя» - вице – премьер Правительства РСФСР Е. Гайдар |
||||||||||||||||
Мотивация 2 мин. |
Из воспоминаний председателя Совета Министров СССР Н.И. Рыжкова: «9 июня 1990 года состоялся I съезд народных депутатов СССР. Основное значение съезда – не в принятых решениях, а в широкой политической дискуссии. Академик Сахаров – предложил отменить 6 статью Конституции. Экономист Попов – провести экономические реформы. Ельцин критиковал дефицит, талоны, пустые прилавки магазинов. Граждане страны впервые услышали в прямом эфире критику действующего руководства страны». Какие сферы жизни общества затронуты?
Вопрос урока: Узнать и оценить основные направления экономической политики правительства СССР, затем РФ в 1990-е годы XX века.
|
||||||||||||||||
Актуализация 2 мин. |
1. Проводились ли экономические реформы в предыдущие годы? 2. С именем какого руководителя они связаны? 4. Каковы их результаты? |
||||||||||||||||
Постановка цели урока 2 мин. |
|
||||||||||||||||
Предположение о способах их достижения. 2 мин. |
|
||||||||||||||||
Изучение нового материала 5 мин.
Освоение новых видов деятельности по эталону
10 мин.
1 мин. 5 мин.
2 мин.
|
I. Индивидуальная работа – заполнение таблицы. 1990 год – «Модель регулируемого рынка» и «Программа 500 дней»
|
||||||||||||||||
II. 1991 год. Какие события произошли в СССР? (Попытка военного переворота, распад СССР, образование СНГ – это политическая сфера) Экономические реформы – продолжаются. Главная задача: государственное строительство: перегруппировка кадров, структур, органов власти, нет границ и армии. Но внимание российского общества было сосредоточено не на национально – государственном строительстве, а на экономике. Существуют 2 пути движения от командной экономики к рыночной: постепенный, и радикальный. Выбранный путь оказался радикальным и получил название «Шоковая терапия». Работа в группах: 1 группа – «Шоковая терапия», стр. 258 2 группа – Приватизация, стр. 261 Задание: 1. Дать определение понятиям 2. Назвать разработчиков 3. Осветить основные мероприятия 4. Итоги III. Итоги анкетирования родителей. IV. Работа с документами. 1. Документ 1 группы. Сравните два подхода к проведению реформ и сделайте вывод о характере предлагаемых изменений и возможных последствий. Выберите наиболее подходящий вариант и аргументируйте его. Стр. 269 – 270 2. Документ 2 группы. Изучите данные об основных видах продуктов питания населения в первый год реформ. Каким группам населения пришлось труднее всего? Что бы вы могли предложить для предотвращения такой ситуации? V. Корректировка курса реформ. Правительству не удалось решить основную задачу – стабилизировать экономику страны. Задание: Ознакомиться с таблицей и ответить на вопрос: Почему смена глав правительств в 1990е годы получила название правительственная чехарда?
|
|||||||||||||||||
Первичное закрепление 2 мин. |
Выводы к уроку: (формулируют обучающиеся) -Экономическая и политическая нестабильность; -государственная собственность в руках тех, кто занимал руководящие посты; -инфляция; - рост безработицы; - хронические задержки заработной платы; - падение жизненного уровня; - падение рождаемости, увеличение смертности; - криминализация общества. |
||||||||||||||||
Самопроверка 5 мин. |
Выполнение теста.
|
||||||||||||||||
Самооценка 2 мин. (взаимооценка) |
Обучающиеся дают оценку своей работы |
||||||||||||||||
Домашнее задание 2 мин. |
14 стр. 215 – 216, 17 стр. 257-262, вопросы на стр. 269 №1-3 устно Эссе «Шоковая терапия» - ошибка или единственный выход? |
Для раздаточного материала:
Для 1 группы:
Шоковая терапия –
Либерализация цен –
Авторы:
Основные мероприятия: -
+ Шоковой терапии:
- Шоковой терапии:-
Вывод:
Для 2 группы:
Приватизация –
Ваучер –
Разработчики:
Основные мероприятия:
+ приватизации: -
- приватизации:
Вывод:
Итоги работы 1 группы:
Шоковая терапия – форсированная реализация рыночных преобразований.
Либерализация цен – свободное ценообразование, цены устанавливались самостоятельно, тем кто занимается торговой, закупочной и посреднической деятельностью.
Авторы: Егор Гайдар, Шохин, Чубайс.
Основные мероприятия: - либерализация цен, свобода торговли, налог НДС – 28%, реорганизация колхозов, сельское хозяйство и промышленность не инвестировались.
+ Шоковой терапии: насыщение потребительского рынка товарами.
- Шоковой терапии:- ВВП упал на 15%, промышленное производство на 18%, ифляция до 2509%, рост цен в 26 раз, кризис неплатежей.
Вывод: ухудшилось материальное положение населения, сбережения советского периода уничтожены.
Итоги работы 2 группы:
Приватизация – передача государственного имущества за плату или безвозмездно в собственность трудовых коллективов или отдельных лиц.
Ваучер – приватизационный чек, ценная бумага целевого назначения для бесплатной передачи гражданам объектов государственной собственности.
Разработчики: Гайдар, Чубайс
Основные мероприятия: приватизация жилья, предприятия – АО- затем акции АО продавались, акции продавались не за деньги, а за ваучеры (10 тысяч рублей), ваучер – инвестиционный фонд или акции предприятия (трудовой коллектив)
+ приватизации: - приватизировано 65 тысяч предприятий (1993-1994), 1996 – государственных и муниципальных – 21%
Создана основа рыночной экономики – частная собственность на средства производства.
- приватизации: - «прихватизация», социальные противоречия обострились, воровство, коррупция, аферы.
Вывод: социальное расслоение населения, бедные и богатые – «новые русские».
Индивидуальная работа – заполнение таблицы.
1990 год – «Модель регулируемого рынка» и «Программа 500 дней»
Программа |
разработчики |
Время |
Основные программные положения |
«Модель регулируемого рынка» |
|
|
|
Программа 500 дней» |
|
|
|
Почему программы не сработали?
Вывод:
|
Работа с документом:
Задание: Сравните два подхода к проведению реформ и сделайте вывод о характере предлагаемых изменений и возможных последствий. Выберите наиболее подходящий вариант и аргументируйте его.
Пономарев, сопредседатель движения «Демократическая Россия»: «В революционном темпе раздать землю, провести приватизацию в промышленности, торговле… Действовать так, как действовал Ельцин в дни переворота. Да, ряд его указов носит антиконституционный характер. Но они отвечали политической потребности»
Вольский, президент Российского союза промышленников: « …Предлагаемый курс по реформированию командной системы с плавным переходом к рынку. На слово «плавный» я просил бы обратить внимание».
Работа с документом:
Задание: Изучите данные об основных видах продуктов питания населения в первый год реформ. Каким категориям населения пришлось труднее всего? Представьте вашу версию причин такого положения.
Потребление продуктов питания в 1992 году от уровня 1991 года.
Мясо – 81% Овощи – 84%
Молоко – 56% Рыба – 56%
Задание: Ознакомиться с таблицей и ответить на вопрос: Почему смена глав правительств в 1990е годы получила название «правительственная чехарда»?
(Январь 1992-декабрь 1992) |
«Шоковая терапия» |
(декабрь 1992 – март 1998) |
Усиление государственного регулирования в экономике |
(март 1998 – август 1998) |
Либеральные реформы, заимствования на внешнем рынке. «Валютный коридор». Дефолт. |
(август 1998 – май 1999) |
Курс «опора на собственные силы» |
(Май 1999 – август 1999)
(август 1999 – май 2000) |
Продолжение курса Примакова
Новая экономическая стратегия |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.