Урок истории "Российская экономика на пути к рынку"
Оценка 4.7

Урок истории "Российская экономика на пути к рынку"

Оценка 4.7
docx
04.04.2021
Урок истории "Российская экономика на пути к рынку"
материалы на конкурс.docx

 

Конспект урока

 

«Российская экономика на пути к рынку»

 

 

Автор: Усцова Татьяна Николаевна, учитель истории

 

Образовательное учреждение: МКОУ СОШ с. Полом Белохолуницкого района  Кировской области

 

 

Тема урока: «Российская экономика на пути к рынку»

 

Цель: узнать и оценить основные направления экономической политики правительства СССР, затем РФ в 1990-е годы XX века.

Задачи:

 Личностные: 1. Формировать ответственное отношение к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию.

2. Формировать коммуникативную компетентность в общении и  сотрудничестве со сверстниками.

Метапредметные: 1. Формировать способность ставить цели и формулировать задачи для их достижения.

2. Планировать последовательность и прогнозировать итоги действий и всей работы в целом.

3. Анализировать полученные результаты, делать выводы (промежуточные и конечные), корректировать планы.

Предметные:

 1. Формировать представление о состоянии экономики СССР к концу 1991 г., содержании различных планов перехода России к рынку.

2.      Обобщить и конкретизировать полученные учащимися знания о развитии страны в  период перестройки.

3.      Уяснить такие понятия как «либерализация цен», «приватизация», «шоковая терапия», «ваучер».

4.      Подвести учащихся к пониманию причин экономического кризиса 98-х годах.

 

Тип урока:  урок открытия нового знания

 

Материалы и оборудование:

1)      Россия и мир,  ХХ – начало ХХI века: Учебник для 11 классов общеобразовательных учреждений / А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, Брандт М.Ю.  - М.: Просвещение, 2010.

2)      История России. 1945 – 2008: учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений/ А.А. Данилов, А.И. Уткина, А.В. Филиппова М.: Просвещение, 2008

3) Персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация.

4) Материалы интервьюирования родителей.

 

Вопросы для интервьюирования родителей:

А) Как жили родители во время правления  Б. Н. Ельцина?

Б) Как распорядились своими ваучерами ваши родители?

В) Получили ли дивиденды по акциям?

 

Ход урока

Этапы урока

Действия учителя

Эпиграф – подведение под тему

«Мы начинали реформы в очень интересной ситуации, когда можно долго перечислять, чего у нас не было и почему реформы проводить нельзя» -  вице – премьер Правительства РСФСР  Е. Гайдар

Мотивация

2 мин.

Из воспоминаний председателя Совета Министров СССР Н.И. Рыжкова: «9 июня 1990 года состоялся I съезд народных депутатов СССР. Основное значение съезда – не в принятых решениях, а в широкой политической дискуссии. Академик Сахаров – предложил отменить 6 статью Конституции. Экономист Попов – провести экономические реформы. Ельцин критиковал дефицит, талоны, пустые прилавки магазинов. Граждане страны впервые услышали в прямом эфире критику действующего  руководства страны».

Какие сферы жизни общества затронуты? 

 

Вопрос урока: Узнать и оценить основные направления экономической политики правительства СССР, затем РФ в 1990-е годы XX века.

 

Актуализация

2 мин.

1. Проводились ли экономические реформы в предыдущие годы?

2. С именем какого руководителя они связаны?

4.  Каковы их результаты?

Постановка цели урока

2 мин.

  1. Узнать, кто и когда проводил экономические реформы в 1990 г.
  2. Рассмотреть результаты реформ.
  3. Проанализировать упущенные возможности.
  4. Сформулировать свою точку зрения.

Предположение о способах их достижения.

2 мин.

  1. Изучить содержание параграфа.
  2. Анализ документов.
  3. Знакомство с презентацией.

Изучение нового материала

5 мин.

 

Освоение новых видов деятельности по эталону

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 мин.

5 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.                   Индивидуальная работа – заполнение таблицы.

1990 год – «Модель регулируемого рынка» и «Программа 500 дней»

Программа

разработчики

Время

Основные  программные положения

«Модель регулируемого рынка»

Абалкин

1991-1995

  1. 1.20% аренды промышленных предприятий;
  2. 2.директивные методы управления;
  3. 3.рыночные методы управления

Программа 500 дней»

Шаталин, Явлинский

500 дней, 1991-1993

1.стабилизация финансово – денежной системы;

2.приватизация экономики

3.вопросы защиты населения

Почему программы не сработали?

(Их объединили, их концепции несовместимы)

Вывод: Нерешительность руководства страны вызвала снижение уровня жизни и недовольство народа.

II.                    1991 год. Какие события произошли в СССР?  (Попытка военного переворота, распад СССР, образование СНГ – это политическая сфера)

Экономические реформы – продолжаются. Главная задача: государственное строительство: перегруппировка кадров, структур, органов власти, нет границ и армии. Но внимание российского общества было сосредоточено не на национально – государственном строительстве, а на экономике. Существуют 2 пути движения от командной экономики к рыночной: постепенный, и радикальный.  Выбранный путь оказался радикальным и получил название «Шоковая терапия».

Работа в группах:

1 группа – «Шоковая терапия», стр. 258

2 группа – Приватизация, стр. 261

Задание:

1.      Дать определение понятиям

2.      Назвать разработчиков

3.      Осветить основные мероприятия

4.      Итоги

III.              Итоги анкетирования родителей

IV.              Работа с документами.

1.      Документ 1 группы. Сравните два подхода к проведению реформ и сделайте вывод о характере предлагаемых изменений и возможных последствий. Выберите наиболее подходящий вариант и аргументируйте его. Стр. 269 – 270

2.      Документ 2 группы. Изучите данные об основных видах продуктов питания населения в первый год реформ. Каким группам населения пришлось труднее всего?  Что бы вы могли предложить для предотвращения такой ситуации?

V.                   Корректировка курса реформ. Правительству не удалось решить основную задачу – стабилизировать экономику страны.

Задание: Ознакомиться с таблицей и ответить на вопрос: Почему смена глав правительств в 1990е годы получила название правительственная чехарда?

  1. Гайдар

(Январь 1992-декабрь 1992)

«Шоковая терапия»

  1. Черномырдин

(декабрь 1992 – март 1998)

Усиление государственного регулирования в экономике

  1. Кириенко

(март 1998 – август 1998)

Либеральные реформы, заимствования на внешнем рынке.  «Валютный коридор». Дефолт.

  1. Примаков

(август 1998 – май 1999)

Курс «опора на собственные силы»

  1. Степашин

(Май 1999 – август 1999)

  1. Путин

(август 1999 – май 2000)

Продолжение курса Примакова

 

Новая экономическая стратегия

Первичное закрепление

2 мин.

Выводы к уроку: (формулируют обучающиеся)

-Экономическая и политическая нестабильность;

-государственная собственность в руках тех, кто занимал руководящие посты;

-инфляция;

- рост безработицы;

- хронические задержки заработной платы;

- падение жизненного уровня;

- падение рождаемости, увеличение смертности;

- криминализация общества.

Самопроверка

5 мин.

Выполнение теста.

 

Самооценка

2 мин.

(взаимооценка)

Обучающиеся дают оценку своей работы

Домашнее задание

2 мин.

  14 стр. 215 – 216,      17 стр. 257-262, вопросы на стр. 269  №1-3 устно

Эссе «Шоковая терапия» - ошибка или единственный выход?

 

 

 

 

 

 

 

 

Для раздаточного материала:

Для  1 группы:

Шоковая терапия

Либерализация цен

Авторы:

Основные мероприятия: -

+ Шоковой терапии:

- Шоковой терапии:-

Вывод:

Для  2 группы:

Приватизация –

Ваучер

Разработчики:

Основные мероприятия:

+ приватизации: -

- приватизации:

Вывод:

Итоги работы 1 группы:

Шоковая терапия – форсированная реализация рыночных преобразований.

Либерализация цен – свободное ценообразование, цены устанавливались самостоятельно, тем кто занимается торговой, закупочной и посреднической деятельностью.

Авторы: Егор Гайдар, Шохин, Чубайс.

Основные мероприятия: - либерализация цен, свобода торговли, налог НДС – 28%, реорганизация колхозов, сельское хозяйство и промышленность не инвестировались.

+ Шоковой терапии: насыщение потребительского рынка товарами.

- Шоковой терапии:- ВВП упал на 15%, промышленное производство на 18%, ифляция до 2509%,  рост цен в 26 раз, кризис неплатежей.

Вывод: ухудшилось материальное положение населения, сбережения советского периода уничтожены.

Итоги работы 2 группы:

Приватизация – передача государственного имущества за плату или безвозмездно в собственность трудовых коллективов или отдельных лиц.

Ваучер – приватизационный чек, ценная бумага целевого назначения для бесплатной передачи гражданам объектов государственной собственности.

Разработчики: Гайдар, Чубайс

Основные мероприятия: приватизация жилья, предприятия – АО- затем акции АО продавались, акции продавались не за деньги, а за ваучеры (10 тысяч рублей), ваучер – инвестиционный фонд или акции предприятия (трудовой коллектив)

+ приватизации: - приватизировано 65 тысяч предприятий (1993-1994), 1996 – государственных и муниципальных – 21%

Создана основа рыночной экономики – частная собственность на средства производства.

- приватизации: - «прихватизация», социальные противоречия обострились, воровство, коррупция, аферы.

Вывод: социальное расслоение населения, бедные и богатые – «новые русские».

Индивидуальная работа – заполнение таблицы.

1990 год – «Модель регулируемого рынка» и «Программа 500 дней»

Программа

разработчики

Время

Основные  программные положения

«Модель регулируемого рынка»

 

 

 

 

 

 

 

 

  1.  

Программа 500 дней»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Почему программы не сработали?

 

 

Вывод:

 

Работа с документом:

Задание: Сравните два подхода к проведению реформ и сделайте вывод о характере предлагаемых изменений и возможных последствий. Выберите наиболее подходящий вариант и аргументируйте его.

Пономарев, сопредседатель движения «Демократическая Россия»: «В революционном темпе раздать землю, провести приватизацию в промышленности, торговле… Действовать так, как действовал Ельцин в дни переворота. Да, ряд его указов носит антиконституционный характер. Но они отвечали политической потребности»

Вольский, президент Российского союза промышленников: « …Предлагаемый курс по реформированию командной системы с плавным переходом к рынку. На слово «плавный» я просил бы обратить внимание».

Работа с документом:

Задание: Изучите данные об основных видах продуктов питания населения в первый год реформ.  Каким категориям населения пришлось труднее всего? Представьте вашу версию причин такого положения.

Потребление продуктов питания в 1992 году от уровня 1991 года.

Мясо – 81%                           Овощи – 84%

Молоко – 56%                       Рыба – 56%

Задание: Ознакомиться с таблицей и ответить на вопрос: Почему смена глав правительств в 1990е годы получила название «правительственная чехарда»?

  1. Гайдар

(Январь 1992-декабрь 1992)

«Шоковая терапия»

  1. Черномырдин

(декабрь 1992 – март 1998)

Усиление государственного регулирования в экономике

  1. Кириенко

(март 1998 – август 1998)

Либеральные реформы, заимствования на внешнем рынке.  «Валютный коридор». Дефолт.

  1. Примаков

(август 1998 – май 1999)

Курс «опора на собственные силы»

  1. Степашин

(Май 1999 – август 1999)

  1. Путин

(август 1999 – май 2000)

Продолжение курса Примакова

 

Новая экономическая стратегия

 


 

Конспект урока «Российская экономика на пути к рынку»

Конспект урока «Российская экономика на пути к рынку»

Персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация

Персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация

I. Индивидуальная работа – заполнение таблицы

I. Индивидуальная работа – заполнение таблицы

Изучение нового материала 5 мин

Изучение нового материала 5 мин

Для раздаточного материала: Для 1 группы :

Для раздаточного материала: Для 1 группы :

Шоковая терапия – форсированная реализация рыночных преобразований

Шоковая терапия – форсированная реализация рыночных преобразований

Программа 500 дней»

Программа 500 дней»

Примаков (август 1998 – май 1999)

Примаков (август 1998 – май 1999)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.04.2021