Урок 19. Рисование на тему «Дорогая моя столица»
Цели
деятельности |
Расширить представления учащихся о жанре пейзажа, художественно-выразительных средствах, используемых художником (пятно, мазок, колорит, композиция и т. д.); учить через теплую или холодную цветовую гамму передавать в рисунке настроение; развивать умения работать красками, составлять композицию на заданную тему, пространственные представления, способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к изображаемому; воспитывать интерес к предмету |
Тип урока |
Постановка и решение учебной задачи |
Методы и формы |
Объяснительно-иллюстративный, практический; индивидуальная, фронтальная |
Основные понятия
|
Художественно-выразительные средства (композиция, колорит, пятно, мазок и др.), теплая и холодная цветовая гамма, городской пейзаж, архитектура |
Образовательные |
Единая коллекция образовательных ресурсов. Планирование к учебнику В. С. Кузина «Изобразительное искусство», 3 класс. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/00000901-a000-4ddd-e2f1-4300476017e2/?&subject=32 Стихи о Москве, столице России, РФ. Гражданская поэзия. Патриотическое воспитание детей и школьников. Внеклассная, воспитательная работа в школе. Открытые уроки. Детские и школьные праздники. – Режим доступа : http://zani-matika.narod.ru/ RF9.htm Старая Москва на картинах Аполлинария Васнецова. Архитектура древней Руси. – Режим доступа : http://vasnec.ru/moscow.php Презентация «Веселые лягушата». – Режим доступа : http://pedsovet.su/load/244-1-0-6849 |
Наглядно-демонстрационный материал |
Мультимедийная презентация по теме, образец педагогического рисунка |
Оборудование |
Учебник, альбом, краски, карандаши, стаканчик с водой, кисть, салфетка |
Планируемые |
Предметные умения: расширят свои представления о пейзаже как жанре изобразительного искусства, художественно-выразительных средствах; научатся выполнять композицию на заданную тему. Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные – научатся осуществлять поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о технике рисования, пейзаже, художественно-выразительных средствах живописи; регулятивные – научатся планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий); коммуникативные – овладеют способностями инициативно сотрудничать с учителем, одноклассниками, отвечать на вопросы, делать выводы. Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности, сориентированы на эмоционально-эстетическое восприятие произведений искусства |
организационная структура урока
Этапы |
Обучающие |
Деятельность учителя |
Деятельность |
Формы |
Универсальные |
Формы контроля |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
I. Организационный момент |
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к усвоению материала. Сообщение темы урока |
Проверяет готовность обучающихся к уроку. Читает стихотворение. Нет
тебе на свете равных, Вознесли
любовно внуки Расширяясь,
возрастая, В. Брюсов Как вы думаете, чему посвящен сегодня урок? – Задание сегодняшнего урока – выполнение композиции по памяти и представлению на тему «Зимний город» |
Слушают учителя, отвечают на вопросы |
Фронтальная |
Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности, понимают личную ответственность за будущий результат. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: умеют формулировать ответы на вопросы |
Устные ответы |
II. Изучение нового материала |
Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы «Прекрасная Москва». Просмотр мультимедийной презентации. |
– Кто из вас знает, что обозначает слово архитектура? Архитектура (греч.) – искусство проектировать и строить различные здания. Она окружает нас со всех сторон. Что еще относят к архитектуре? К архитектуре относят и жилые дома, и школы, общественные здания-памятники: старинные дворцы, украшенные колоннами, лепкой и позолотой, древние храмы. Познакомимся с архитектурой Москвы поближе. Что вы можете рассказать о достопримечательностях столицы? Давайте изучим архитектуру Московского Кремля. (Показывает презентацию «Московский Кремль». Слайды № 2–16). Как вы думаете, какое значение он имеет в жизни и истории нашей страны? Верно, это замечательный памятник старины – гордость нашей Родины. Посмотрите на фотографии и рисунки. На них изображен Московский Кремль таким, каким мы его видим в наши дни. Гордо высятся стены со стройными башнями, увенчанными рубиновыми звездами. Внутри раскинулись громады старинных дворцов и соборов с ослепительным блеском золотых куполов. Но Кремль не всегда был таким. Московский Кремль строился на протяжении ряда веков. Постепенно, в течение нескольких столетий складывался его облик – расширялась территория, строились новые сооружения, обновлялись стены и башни. И вот теперь, точно остров русской истории, памятник многих эпох, окруженный со всех сторон огромным современным городом, возвышается Кремль. Наиболее древние из кремлевских построек сохранились до нашего времени, они образуют ансамбль Соборной площади. Этот Ансамбль состоит из трех соборов: строгого и величественного Успенского, более нарядного Архангельского и сравнительно небольшого и уютного Благовещенского. Сюда же входит и Грановитая палата – прямоугольное здание, служившее для торжественных церемоний, нарядно украшенное гранеными каменными выступами снаружи и расписными сводами внутри. Над
Соборной площадью высится стройная колокольня Ивана Великого (XVI в.). Это
здание было украшением Главным архитектурным сооружением Кремля стал Успенский собор. У него интересная форма и расположение окон-щелей, шлемовидная форма куполов и четкие вертикальные стены, простое убранство – изящные декоративные арочки, опоясывающие храм. Успенский собор имел общегосударственное значение. Здесь происходили важнейшие государственные церемонии: «посажение на стол» Московского великого князя, коронование русских царей и цариц, погребение митрополитов. Строгая торжественность, ясная легкообозримая форма Успенского собора, увенчанного сверкающими золотыми куполами, олицетворяли силу и богатство Руси, внушали уважение заморским гостям. |
Рассматривают учебник, рабочую тетрадь, делятся впечатлениями, анализируют информацию в учебнике. |
Фронтальная. |
Личностные: принимают ценности отечественной и мировой культуры. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, анализируют ее. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную и творческую задачу. Коммуникативные: умеют слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания, задавать вопросы для уточнения информации. |
Устные ответы. |
|
Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы «Москва в произведениях А. Васнецова». Просмотр слайд-шоу или иллюстраций в учебнике (с. 64). |
–
Многие художники старались запечатлеть красоту улочек, соборов старой
Москвы. Сегодня мы познакомимся Второй цикл работ Васнецова составляют графические произведения, посвященные реконструкции облика древней Москвы. Основная их часть создана в 1920-е годы для Музея истории и реконструкции Москвы. Это небольшие по размерам работы, для которых художник использовал особую технику: карандаш, уголь, акварель, белила на бумажной основе. Эта пограничная между живописью и графикой смешанная техника позволила более свободно представить ушедший облик столицы. Для его воссоздания потребовались серьезные научные знания, и Аполлинарий Васнецов начал изучать исторические и литературные источники, знакомиться с описаниями Московии, сделанными иностранными путешественниками XVI–XVII веков, исследовать старинные планы Москвы, знакомиться с летописями, миниатюрами и гравюрами. Васнецов участвовал в археологических раскопках, делал многочисленные научные доклады и сообщения. Для изучения Москвы в 1900 году художник поднялся над Москвой на воздушном шаре и сделал зарисовки с высоты птичьего полета. На основе глубоких научных знаний Васнецов добивался достоверности изображения прошлого. По произведениям Васнецова можно восстановить этапы развития русской столицы. Вот «Основание Кремля. Постройка новых стен Кремля Юрием Долгоруким в 1156 году» (1917) – немного наивно-простодушное изображение строительства деревянных стен крепости, где какие-то указания дает толпе простого люда сам князь. Более убедительно выглядит акварель 1903 года «Строительство деревянных стен Кремля. XII век». Вот «Московский Кремль при Иване Калите. Середина XIV века» (1921) – живописно раскинулся на холме деревянный город, представленный в холодновато-голубоватой дымке зимнего дня. Рассмотрите картины и составьте небольшой рассказ по одной из них. |
Слушают учителя, рассматривают слайд-шоу или иллюстрации в учебнике, анализируют информацию, составляют рассказ по одному из произведений, рассказывают о композиции рассматриваемых картин. |
Фронтальная. |
Личностные: проявляют интерес к изобразительному искусству Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, умеют строить осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о творчестве А. Васнецова, наблюдать, осуществлять поиск нужной информации в разных источниках, анализировать информацию. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: умеют слушать и слышать учителя и одноклассников, инициативно сотрудничать в поиске информации, отвечать на вопросы, делать вы воды, составлять небольшие рассказы. |
Устные ответы; выполнение задания. |
|
Сообщение
теоретических сведений. Пейзаж. Работа с учебником |
– К какому жанру относятся картины, о которых мы говорили сегодня? Это пейзажи, а точнее – городской пейзаж. Пейзаж – это один из основных жанров живописи, наиболее простой и понятный каждому человеку. Однако понятным он кажется только на первый взгляд. Как только мы начинаем задумываться, сразу возникает вопрос: а чем отличается живописный пейзаж от фотографии? Почему художники все-таки пишут свои натуралистические картины, а люди платят за них огромные деньги, когда так просто взять и сфотографировать понравившийся вам природный ландшафт? Как вы думаете? Все дело в том, что художник на пейзаже не просто изображает тот или иной уголок природы, он рассказывает, как он к нему относится, какое у него настроение, передает настроение окружающего мира. С помощью чего он это делает? Основные художественно-выразительные средства остаются одними и теми же – композиция, колорит, пятно и др. С помощью цвета, цветовых ощущений, цветовых сочетаний, гармонии холодных и теплых цветов художник передает все разнообразие настроений, чувств: радость, ожидание, тревогу, грусть, нежность. Четкие линии очертания тени того или другого предмета усиливают чувства грусти или радости. – Рассмотрите в учебнике (с. 66–67) пейзажи Москвы и ответьте на вопросы: какое настроение показано художником и какими средствами он достигает нужного результата? |
Слушают учителя, рассматривают произведения живописи, анализируют информацию, работают по учебнику, наблюдают, делают выводы. |
Фронтальная. |
Личностные: проявляют интерес к художественной деятельности. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, умеют строить осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о жанре пейзажа, художественно-выразительных средствах. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: умеют использовать образную речь, составляя описания городских пейзажей, сотрудничать с учителем и сверстником, осознавать содержание своих действий и степень усвоения учебного материала.
|
Устные ответы. |
|
Физкультминутка |
Проводит физкультминутку |
Выполняют упражнения |
Фронтальная |
Личностные: положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью |
Наблюдение за выполнением упражнений |
III. Творческая практическая деятельность |
Организация рабочего места. |
Проверяет организацию рабочего места. |
Осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль. |
Индивидуальная. |
Личностные: сориентированы на ответственное отношение к своему здоровью. Познавательные:
организовывают творческое пространство, знают |
Устные ответы. |
|
Беседа «Что мы будем рисовать?». |
– Сегодня вы будете рисовать картину «Зимний город». Что можно изобразить на картине? Продумайте сюжет рисунка и поделитесь своим замыслом с нами. Какие художественные материалы вы выбрали для своей работы (краски, карандаш, пастель)? Какое настроение вы хотите передать в своей картине? Какими художественно-выразительными средствами вы передадите это настроение? Руководит
составлением последовательности работы |
Анализируют информацию, отвечают на вопросы, придумывают сюжет картины, рассказывают о нем, проговаривают последовательность работы. |
Фронтальная. |
Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение норм и правил поведения. Познавательные: умеют анализировать информацию, описывать сюжет; анализируют план работы над рисунком, выделяя основные этапы и приемы. Регулятивные: планируют свою деятельность, продумывают сюжет. Коммуникативные: понимают смысл заданий учителя и принимают учебную задачу. |
Устные ответы. |
|
Практическая работа с использованием акварельных красок |
В процессе рисования контролирует правильность держания в руках кисти, приемов работы с красками. Наблюдает, советует, отвечает на вопросы учащихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания. – Выполните рисунок на тему «Зимний город» |
Выполняют задание |
Индивидуальная |
Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение норм и правил поведения. Регулятивные: выполняют контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от
эталона; вносят необходимые дополнения |
Выполнение рисунка на заданную тему акварельными красками |
IV. Итоги урока. Рефлексия |
Выставка работ учащихся. Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы. |
В процессе просмотра работ организует обсуждение работ, их оценивание. Комментирует качество выполненной работы по критериям: аккуратность, композиция, оригинальность и т. д. Организует беседу по вопросам. – Что нового узнали на уроке? – Довольны ли вы своей работой на уроке? |
Рассматривают выполненные рисунки, оценивают их; слушают учителя, отвечают на вопросы. |
Фронтальная. |
Личностные: обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев. Регулятивные: оценивают свою работу на уроке, умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о работе на уроке. Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения |
Оценивание учащихся за работу на уроке; устные ответы. |
|
Домашнее задание |
Объясняет задание. – Читать с. 64–67 учебника |
Записывают задание |
Индивидуальная |
|
Наблюдение |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.