Урок изобразительного искусства.
ОУ: МКОУ Балаганкинская ООШ
Учитель: Барахтенко Наталья Владимировна
Предмет: Изобразительное искусство
Класс: 4
Тема урока: «Материнство».
Тип урока: Изучение нового материала.
Цели:
Обучающая: формировать представление о едином для всех народов понимании духовной красоты материнства на примере картин художников, воспевающих материнскую красоту;
Развивающая: развитие творческого мышления, воображения, навыков владения художественными материалами и средствами;
Воспитывающая: воспитывать уважительное и заботливое отношение к матери.
Задачи урока:
Предметные:
· Познакомить с темой материнства в изобразительном искусстве; дать представление о едином образе матери в искусстве разных народов;
· Познакомить с произведениями великих художников; развивать интерес к произведениям искусства разных стран;
Метапредметные:
· Укреплять межпредметные связи (музыка, литература, изобразительное искусство)
· Совершенствовать навыки и умения в изображении человека; развивать навык рисования по представлению;
· Показать учащимся на примерах великих произведений прошлого и работ современных художников отношение к материнству.
Личностные:
· Воспитывать уважение к женщине, к матери;
· Связать личные чувства матери с произведениями искусства, посвящёнными материнству.
· Воспитание потребности в творческом самовыражении
Методы обучения:
· объяснительно-иллюстративный; репродуктивный.
· частично-поисковый, словесный, наглядный, творческий.
Форма урока: беседа, практическая работа.
Формы организации познавательной деятельности:
· общеклассная;
· индивидуальная;
· групповая.
Оборудование: презентация, репродукции картин: «Богоматерь Владимирская», «Сикстинская Мадонна» Рафаэля, «Мать и дети» Рубенса, «Тишина» Б. Неменского, «Мать», запись песни о маме, учебник «Изобразительное искусство» 4 класс, автор Л.А. Неменская.
Ход урока
1. Организационный момент.
Добрый день , 4-ый класс,
Мне приятно видеть вас
Встаньте ровно, подтянитесь
И друг другу улыбнитесь!
Молодцы, теперь садитесь!
- Ребята, давайте встанем и поприветствуем наших гостей.
Приветствие гостей
Мы рады приветствовать Вас в классе нашем,
Возможно, есть классы и лучше и краше.
Но пусть в нашем классе Вам будет светло,
Пусть будет уютно и очень легко!
Поручено нам Вас сегодня встречать,
Начнем же урок, не будем зря время терять.
Психологический настрой.
- Проверьте, все ли у Вас готово к уроку.
- Сегодня на уроке изобразительного искусства я желаю вам прекрасного настроения, новых и интересных открытий.
- Садитесь поудобнее. И так, начнем!
2. Постановка проблемы урока.
Звучит запись песни «Наши мамы»
Читает стихотворение Р.Гамзатова «Мама»:
Воспеваю то, что вечно ново,
И хотя совсем не гимн пою,
Но в душе родившееся слово
Обретает музыку свою…
Слово это – зов и заклинанье,
В этом слове – сущего душа.
Это – искра первого сознанья,
Первая улыбка малыша.
Слово это с роду не обманет,
В нем сокрыто жизни существо,
В нем – исток всего,
Ему конца нет.
Встаньте! Я произношу его: Мама.
- Ребята, когда вы встали при произношении слова «мама», вы ещё раз доказали своё уважение к самому близкому и родному человеку в нашей жизни.
-Как вы думаете, ребята, о ком мы будем говорить на уроке?
- Да - это мама! Первое слово, главное слово в нашей судьбе.
- А чтобы узнать тему
нашего урока, вы должны все вместе составить слово из данных букв. Тема нашего
урока: «Материнство» (слайд 1)
- В искусстве есть великие, вечные темы. Сегодня мы будем говорить об обыденном
и вечном.
3.Актуализация первичного опыта, осуществляемая на этапе введения новой информации.
Тема материнства от века к веку волновало художников, поэтов и писателей.
- Мама, мамочка! Сколько тепла таит это магическое слово, которым называют человека – самого близкого, дорогого, единственного. Мама следит за нашей дорогой. Материнская любовь греет нас до старости.
-Мать учит нас быть мудрыми, даёт советы, заботится о нас, передаёт нам свои песни, оберегает нас.
-Не случайно народная мудрость слово «мама» поставило рядом с другим великим словом – «Родина».
-«Родина-мать» говорят люди, и этим определяют самое священное, что есть на земле.
Русский народ создал много пословиц о матери.
-Какие пословицы знаете вы? Назовите.
-Прочитайте пословицы о матери, объясните их значение. (слайд 2)
Нет милее дружка, чем родная матушка.
При солнышке светло, при матери добро.
Любовь к Родине начинается с любви к матери.
Мать – самое уважаемое, что ни есть в жизни.
Добро в сердцах и делах детей – это счастье матери. Зло – ее горе.
4. Изучение новой темы.
- В разные времена и в разных странах художники воспевали материнство, используя свойственные времени средства художественного выражения. Эта тема близка каждому человеку. Со временем понимание её становилось всё более богатым и многообразным. Не случайно оно стало выливаться во всеобъемлющий образ Богоматери. (слайд 3)
- Перед вами один из древнейших и самых прекрасных образов « Владимирская Богоматерь». Это икона. Икона – это один из древних образов. Образ матери одухотворён нежностью. Её лицо прекрасно. Младенец своей щекой нежно прижался к щеке матери. Образ мамы одухотворен нежностью - лицо ее прекрасно! Посмотрите, как они слиты в неразрывное целое.
(слайд 4)
- Это работа итальянского художника Рафаэля « Сикстинская мадонна». Попирая облака босыми ступнями, прижимая к груди сына, взирает на людей мадонна. Ее взор смущен этим зрелищем, страданий и волнений обитателей земли. Прекрасное, благородное лицо отражает все оттенки изумления. Мария не слышит привычного хора ангелов. Ее слух смущен нестройными голосами жителей Земли. Она еще крепче обнимает сына. Мадонна чувствует его трагическую судьбу, и поэтому так широко открыты ее прекрасные, немного печальные глаза, чуть-чуть приподняты тонкие брови, потому такой скорбью осенена ее юная краса. Младенец – это Христос. Мать предчувствует его тяжёлый путь.
(слайд 5)Стр.141 учебник
- И в наши дни художники разных народов создают об этом свои произведения о матери. Посмотрите, как слились воедино мать и дитя в рисунке казанского художника Евгения Сидоркина «Колыбельная». Они словно единая скульптура – их не разлучить.
(слайд 6)
- На картине «Тишина» Бориса Неменского рука матери также охраняет малыша. Но какая нежная и хрупкая эта тишина, как она нуждается в защите.
Они словно одно целое –
их не разлучить. Какое великое счастье быть вместе!
5.
Физкультминутка (Учащиеся выполняют движения за
учителем)
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
6.Актуализация полученных знаний и умений
- Ребята, а какие ваши мамы? Сейчас вы по одному из каждого ряда будете выходить к доске и писать одно имя прилагательное. «Моя мамочка самая…»
- Хорошо! Мать - это окно в большой мир. Она помогает понять красоту леса и неба, луны и солнца, облаков и звезд. Эти уроки красоты на всю жизнь…
- Какие песни вы знаете про маму?
- Какие стихи вы знаете про маму?
- А сейчас задумайтесь и представьте лицо своей мамы. Загляни в ее глаза в своем воображении. Хорошо ли ты их помнишь? А теперь представь, как мама вглядывается в твои глаза.
- А теперь нарисуйте маму вместе с собой. Расположим лист вертикально. Рисуем крупным планом лицо. Попытайтесь передать внешнее сходство. Главное – попытаться передать её и свои чувства.
- Приступив к работе, помните правила пользования гуашью.
· аккуратно смачивать кисточки в воде, не затирая волос;
· смочить краски водой (слегка), каждый раз промывая кисть;
· никогда нельзя пачкать краски грязной кисточкой (т.е.в другой краске), для получения другого оттенка или цвета, использовать палитру;
· нельзя кисточку тереть о бумагу и портить ей «причёску», а также долго держать опущенной в воде (искривится волосок);
· карандаши должны быть хорошо заточены, линия должна быть лёгкой и без сильного нажима.
Этап 1. Выбираем краски.
Этап 2. Рисуем лицо.
Рисуем овал – его нужно поместить в центре листа.
Этап 3. Рисуем шею и уши.
Шею и уши рисуем той же краской. Возьмите другой цвет и нарисуйте блузку.
Этап 4. Выбираем краску для изображения волос мамы – рисуем прическу.
Необходимо нарисовать ту прическу, которую чаще всего делает мама. Распущенные волосы скроют уши, собранные волосы не требуют к себе пристального внимания, а челка скроет лоб.
Этап 5. Наберите на кисточку чуть более темную, чем оттенок кожи краску.
Прорисуйте тени: наметьте нос, надбровные дуги, тень под подбородком.
Этап 6. Красной разбавленной краской нарисуйте румянец, белилами – белки глаз.
Этап 7. Прорисуйте детали: зрачки глаз, ресницы, губы.
- Ваши работы мы будем оценивать по критериям:
1.Аккуратность
2.Как передан образ матери и себя.
- Какие цвета будете использовать – теплые, светлые.
(индивидуальная работа под песню «Мама» )
7. Оценочно – рефлексивный этап.
-Давайте все выйдем к доске и покажем друг другу свои работы. Рисунки получились у всех красивыми и необычными, так как мамы у всех разные. Вы все замечательно справились с заданием.
- Читает стихотворение С. Островского «Песня о женщине»:
Есть в природе знак святой и вещий,
Ярко обозначенный в веках!
Самая прекрасная из женщин –
Женщина с ребёнком на руках.
От любой напасти заклиная
(Ей-то уж добра не занимать!),
Нет, не богоматерь, а земная,
Гордая возвышенная мать.
Свет любви издревле ей завещан,
Так вот и стоит она в веках.
Самая прекрасная из женщин –
Женщина с ребёнком на руках.
Всё на свете метится следами,
Сколько б ты ни вышагал путей,
Яблоня – украшена плодами,
Женщина – судьбой своих детей.
Пусть ей вечно солнце рукоплещет,
Так она и будет жить в веках.
Самая прекрасная из женщин –
Женщина с ребёнком на руках.
8.Рефлексия.
- Понравился ли вам урок? Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравилось, голубой.
9.Подведение итогов урока
- За работу на уроке, за старание над рисунками своих мам все получают отличные отметки.
- Давайте закончим наш урок исполнением песни про маму.
"Мамочка милая, мамочка моя"
Зореньки
краше и солнца милей
Та, что зовётся мамой моей.
Мамочка, милая, мама моя,
Как хорошо, что ты есть у меня!
Ветер завоет, гроза ль за окном,
Мамочка в доме – страх нипочём.
Мамочка, милая, мама моя,
Как хорошо, что ты есть у меня!
Спорится дело, веселье горой –
Мамочка, значит, рядом со мной.
Мамочку милую очень люблю,
- Закончен урок, и выполнен план,
Спасибо, ребята, огромное вам.
За то, что упорно и дружно трудились,
Что на уроке вы не ленились!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.