Урок литературы
Оценка 4.6

Урок литературы

Оценка 4.6
docx
02.03.2021
Урок литературы
НЕКРАСОВ-Есть женщ.в русс. сел..docx

Конспект открытого урока по литературе  в 10-м классе Мичуринской СОШ

                 Учитель:Бибалаева Зубайдат Курбановна

 Тема:

 "Есть женщины в русских селеньях" (по поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо")

Доля ты! – русская долюшка женская!

Вряд ли труднее сыскать.

Н. А. Некрасов

Цели урока:

Раскрыть богатство, противоречивость мира русского крестьянства; сложность судьбы русской женщины в пореформенной России на примере поэмы Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”.

Продолжить работу над формированием у учащихся навыков самостоятельного анализа прочитанного; умения давать оценку на основе личностного восприятия и осмысления художественных особенностей произведения; развитие навыков выразительного чтения, монологической и диалогической форм речи; обогащение словарного запаса.

Формировать у учащихся систему нравственных отношений: умения сострадать и сопереживать; быть чуткими и гуманными, уважать женщину.

                                        Ход урока

I. Организация начала урока: приветствие, определение отсутствующих; сообщение темы, раскрытие общей цели урока.

Ребята, сегодня на уроке мы с вами продолжим изучение поэмы Н. А Некрасова “Кому на Руси жить…”, акцентируя внимания на судьбе русской женщины, русской крестьянки, в пореформенной России XIX века,

постараемся ответить на вопросы: хорошо ли ей жилось на Руси? В чем для неё заключается счастье? Что она вкладывает в это понятие?

Урок мы построим следующим образом: сначала традиционная л/в разминка, затем повторение ранее изученного материала, после перейдем к рассмотрению 3-й части поэмы “Крестьянка”.

II. Актуализация опорных знаний (повторение изученного материала как подготовка для освоения нового).

1. Литературоведческая разминка.

(дайте определение л/в терминам)Реализм -….

Народность -…

Поэма -…

Эпопея -…

Тема -…

Идея -…

Троп -…         Теория литературы:

знать и уметь оперировать основными л/в терминами

2. “Адресный вопрос”

“Адресный вопрос” как проверка д/з (работа в парах).

III. Изучение нового в соответствии темой урока.

1. Вступительное слово учителя (Подготовка уч-ся к диалогу – обсуждению)

У:

В каком году рассчитывай.

В какой земле – угадывай,

На столбовой дороженьке

Сошлись семь мужиков.

 

У: Для чего?

Чтобы узнать:

Кому живется весело,

Вольготно на Руси…,

2. Беседа на основе прочитанного.

* У: Какую проблему исследует автор в поэме? (Проблема народного счастья в пореформенной России XIX).

У: Народ свободен, но счастлив ли он? В связи с чем возник этот вопрос во II-ой половине XIX века? (Историческая справка. )

У: Идут семь странников искать счастливого, убежденные в том, у кого есть “покой, богатство, честь”, тот и счастлив.

У: Кого они сразу же, еще в начале своего странствия, причисляют к счастливцам?

Помещик, чиновник, поп,

Купчина толстопузый,

Вельможный боярин,

Министр государев, царь…

У: Но оказывается (по мере их продвижения все дальше и дальше) трудно сыскать счастливого на Руси; не так спокойно и сладко живётся попу (гл. I “Поп”). И для помещика прошло завидное житье; а крестьянское счастье и того хуже.

Эгей, счастье мужицкое!

Дырявое с заплатами,

Горбатое с мозолями.

У: И мужики приходят к выводу:

Порвалась цепь великая,

Порвалась – расскочилася:

Одним концом по барину

Другим по мужику……

У: Но все же странники не оставляют надежду найти счастливого.

Мужик что бык: втемяшится

В башку какая блажь –

Колом ее оттудова

Не выбьешь.

Чиновника, купца, министра,

Царя (“еще допустят ли нас, мужиченков, царь?”) а…

Не все между мужчинами

Отыскивать счастливого,

Пощупаем-ка баб!

Указывают им на Счастливую Матрену Тимофеевну Корчагину из села Клин, которая “губернаторша”.

3. Комментирование текста (часть третья “Крестьянка”)

Давайте послушаем, что же рассказала им о своей “счастливой” жизни сама Матрена Тимофеевна. (Выступление ученицы в народном костюме: чтение наизусть фрагментов 3-й части поэмы)

У: Что еще вы узнали о судьбе героини из текста поэмы?

Как вы заметили, “Крестьянка” - единственная часть поэмы, написанная от 1-го лица. Как вы думаете, почему Некрасов использует в этой части 1 лицо в повествовании, от лица самой героини?

У: Теперь, давайте попробуем охарактеризовать Матрену Тимофеевну.

На доске выписаны основные качества ее характера. Подтвердите это текстом.

На доскеИВС?          внешняя красота

Эпитеты         трудолюбивая

Сравнения     решительная

Метафоры     волевая

            самостоятельная

            сильная духом

            умная

            талантливая

У: Но Матрена Тимофеевна не только сильная духом, она очень одаренная, талантливая женщина

(выступление творческой группы с сообщением о речи Матрены Тимофеевны)

Песни, плачи, причитания (фольклорные танцы) усиливают эмоции, впечатление; помогают выразить боль, тоску, ярче показать, как судьба ее горька.

Песни, которые она поет, воспринимаются как общеизвестные, их знают и “подхватывают” странники.

У: Голос Матрены Тимофеевны – это голос самого народа. Рассказ о своей судьбе – рассказ о судьбе молодой героини. В ее образе отражены одновременно и сила, могучая воля народа, и бессилие, терпение.

Я потупленную голову,

Сердце гневное ношу?

У: В гл “Крестьянка” Матрена Тимофеевна рассказывает странникам о Савелие – богатыре свято-русском.

У: Каким он представляется в поэме?

(чтение наизусть описание Савелия)

У: Почему, как вы думаете, героиня рассказывает о Савелие?

Для Матрены Тимофеевны он является олицетворением независимости “клейменый, да не раб”, чувство ненависти к угнетателям, непокорности судьбе, и умение противостоять злу, выжить и не согнуться.

Цель автора – показать, как, велика сила зреющего гнева и протеста русского народа.

4. Проведение сравнительного анализ судьбы Матрены Тимофеевны Корчагиной (“Кому на Руси…”) и Дарьи (“Мороз Красный нос”1863 г. ).

Использ. ндуктивн. метода (от частного к общему)

Как характеризует автор этих женщин ?

(чтение отрывков учащимися наизусть)

У: Вы заметили, что строки, которые сейчас прозвучали, вы непременно уже слышали:

Пройдет словно солнце светит,

Посмотрит – рублем подарит.

Коня на скаку остановит.

В горящую избу войдет.

Какие ИВС Некрасов использует в данных характеристиках?

Что общего можно выделить в образах этих героинь?

IV. Обобщение и систематизация знаний

1. Творческая работа учащихся (“цветовая гамма”)

Задание: Ребята, постарайтесь в цвете в альбомах изобразить образ Матрены Тимофеевны. - Русская крестьянка. Какие цвета возникают у вас в воображении после рассмотрения этого образа?

(3-4 ученика поясняют свои работы, демонстрируя их классу)

2. Типчность в образе героинь Некрасова

У: Значит, какой можно сделать вывод из сказанного о жизни и судьбе русской крестьянки в пореформенной России.

Образ Матрены Тимофеевны – это типичный образ русской женщины, русской крестьянки в пореформенной России XIX в. Её судьба – это типичная судьба русской женщины, многострадальная, терпеливая, полная забот, тревог, а порой горя и слез.

V. Подведение итогов.

1. Анализ работы класса.

2. Объявление оценок.

У: Составьте словесный портрет Матрены Тимофеевны.

Красивая, статная, умная, величественная, трудолюбивая, волевая, решительная женщина, талантливая, одаренная, с большим добрым сердцем, умеющим прощать, гордая, терпеливая. С чувством собственного достоинства, способная на самопожертвование, преодолевает все житейские беды, невзгоды, лишения, которые тяжелым грузом ложатся на ее плечи, тем самым заслуживает уважение окружающих и со стороны кажется счастливой.

На уроке, на мой взгляд, мы достигли поставленных вначале целей: рассмотрели, проанализировали, сделали вывод о судьбе русской женщины.

VI. Домашнее задание.

1. Инструктаж учителя

2. Постановка новой цели к следующему уроку.

Дома к следующему уроку напишите на отдельном листе мини-сочинение о судьбе и характерных чертах женщины современности (какова она?). С этого мы начнем следующий урок.


 

Конспект открытого урока по литературе в 10-м классе

Конспект открытого урока по литературе в 10-м классе

Литературоведческая разминка. (дайте определение л/в терминам)Реализм -…

Литературоведческая разминка. (дайте определение л/в терминам)Реализм -…

У: Идут семь странников искать счастливого, убежденные в том, у кого есть “покой, богатство, честь”, тот и счастлив

У: Идут семь странников искать счастливого, убежденные в том, у кого есть “покой, богатство, честь”, тот и счастлив

Комментирование текста (часть третья “Крестьянка”)

Комментирование текста (часть третья “Крестьянка”)

У: Каким он представляется в поэме? (чтение наизусть описание

У: Каким он представляется в поэме? (чтение наизусть описание

V. Подведение итогов. 1. Анализ работы класса

V. Подведение итогов. 1. Анализ работы класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.03.2021