Урок литературы в 10 классе Тема: Очерк Н.С.Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»
Оценка 4.7

Урок литературы в 10 классе Тема: Очерк Н.С.Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»

Оценка 4.7
docx
13.02.2023
Урок литературы в 10 классе Тема: Очерк Н.С.Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»
урок литературы.docx

учитель МАОУ «СОШ № 76» г. Перми Залазаева С.В.

 

Урок литературы в 10 классе

Тема: Очерк Н.С.Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»

Темы на доске нет, её должны сформулировать сами ученики, например: Разрушительная сила безудержной страсти или Бездна человеческой души. На противоположных сторонах доски портреты Катерины Кабановой из пьесы «Гроза» Н.А.Островского и Катерины Измайловой из очерка Лескова. Напротив портрета Кабановой запись «луч света в тёмном царстве», напротив портрета Измайловой – вопросительный знак.

К уроку подготовить репродукции картин Б.Кустодиева «Купчиха», «Купчиха за чаем» и др., иллюстрации И.Глазунова; видеофильм «Гроза».

Опорные слова: особая духовная высота; душа чистая, безгрешная; поэтическая натура; красота духовности; вечная красота; любовь-мечта; высокий христианский идеал; неуёмная, безудержная страсть; огромная разрушительная сила; свобода, не знающая нравственных ограничений; бездна нравственного падения; страшная, хищная сила натуры; стихийность поведения; бездумное стремление к потаённым радостям; погружение в трагическую слепоту; утрачивает всякую власть над собой; сильная женская натура; жертва; отверженная.

 

Цель: постичь трагедию человеческой души в её падениях и взлётах.

 

Ход урока:

1.     Мотивация:

Начать урок я хочу с притчи Абая:

«Разум и Сердце обратились однажды к Науке, чтоб разрешить спор: кто из них важнее.

Разум сказал: «Только я способен распознать, какое из твоих слов полезно, и какое пагубно, будь то в земной или загробной жизни. Только мне дано постигнуть твой язык. Без тебя не избегнуть зла, не найти выгоды, не постичь знаний».

Сердце сказало: «Я – владыка человеческого тела. Кровь идёт из меня, душа обитает во мне, без меня жизнь немыслима. Я лишаю сна, заставляю ворочаться тех, кто лежит в мягкой постели. Но люди не стараются сберечь меня в чистоте и от этого страдают сами. Самолюбие, совесть, милосердие, доброта – всё исходит от меня».

Выслушав их, Наука ответила: «Разум! Без тебя невозможно добиться в жизни чего-либо. Лукавство и коварство тоже творения твоих рук. И добрый, и злой опираются на тебя, ты верно служишь и тому, и другому. Сердце не только радуется твоим добрым замыслам, но и сопутствует тебе в них с охотою. Но оно не последует за тобой, если ты замыслили недоброе, и даже отстранится от тебя с брезгливостью. Береги в себе человечность. Всевышний судит о нас по этому признаку».

- Какие мысли  у вас возникли после прослушивания притчи?

- А почему я прочла вам эту притчу на уроке по очерку Н.С.Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»?

- Так как же нам назвать наш урок?

 

2.     Анализ произведения:

- Итак, перед нами произведение Лескова «Леди Макбет Мценского уезда». Предоставим слово главной героине – Катерине Львовне Измайловой

Монолог Измайловой о жизни в доме мужа читает-играет подготовленная ученица.

- Какое слово является ключевым и в игре Марины, и на начальных страницах очерка, посвящённых Катерине Измайловой? (Скука)

- Как реагирует Катерина Львовна на обстоятельства, определившие её жизнь после замужества? (Сонное оцепенение, доходящее до одури)

- Она чем-нибудь заполняет свой досуг? (Читать была не охотница, травит крыс)

- Если судить по игре одноклассницы, когда оживляется Катерина Львовна?

- Что мы можем сказать о её характере, о её жизни в девичестве?

- Какое отношение к ней в доме Измайловых?

- Какие чувства переполняют Катерину Львовну в доме Измайловых? (Тоска по любви, по материнству)

- Какую героиню из русской литературы второй половины 19 века напоминает вам Измайлова? (Катерину Кабанову из пьесы «Гроза»)

- Назовите сюжетные параллели между этими героинями. (Нет детей; выданы замуж не по любви; расстаются с мужем; в это время пришла любовь; гибель в Волге).

- Но зачем Лескову нужно было создавать ещё одну Катерину? (Противопоставляет свою героиню Катерине из «Грозы», выявляя прямо противоположную стихию русского национального характера)

- Помните, мы с вами смотрели художественный фильм, созданный по мотивам пьесы «Гроза». Какое чувство вы испытали, когда только на экране появилась Катерина Кабанова? (Разочарование)

- Почему вы посчитали, что эту роль должна была играть более красивая актриса?

- Давайте послушаем саму Катерину Кабанову.

Включить фрагмент из х\ф «Гроза»

- Сравните воспоминания о девичестве Катерины Кабановой и Катерины Измайловой.

- А как Катерина Кабанова реагирует на жизнь после замужества? (Тоска, но не скука)

- Если Лесков противопоставляет свою героиню героине Островского, зачем же он даёт ей такое же имя?

- Как чаще всего называют героиню в пьесе Островского? А в повести Лескова? Что подчёркивает в своей героине Лесков, называя её по имени-отчеству?

- Какой внешне представляет нам свою героиню Лесков? А ваше представление совпадает с авторским? Обратите внимание на репродукции картин Б.Кустодиева «Купчиха», «Купчиха за чаем» и т.д. Могла ли быть такой Катерина Измайлова?

- Обе героини тосковали по любви, Как приходит любовь к Катерине Кабановой? (Мучается, страдает; чувство долга; любовь-мечта)

- А как к Катерине Измайловой? (Игра со скуки)

- Чем же пленил её Сергей?

- Как в своей любви живёт Катерина Измайлова без мужа? Каково ваше отношение к этому?

- Как можно назвать её любовь? Какие возникают ассоциации? (Любовь-страсть)

- Припомните самое первое предложение 3 главы. Почему же их любовь начинается в сумерки?

- А теперь начало 4 главы. Определите ключевое слово первого предложения. (Гуляла) Почему именно это слово употребляет автор?

- В 4 главе под плетями Сергей не выдаёт Катерину Борису Тимофеевичу, а вот Катерина совестью зареклась, что промеж ними ничего не было. Как это расценить? (Она предала любовь отречением)

- Вспомните эпиграф к повести. В чём его суть? (Не это ли начало падения Катерины Измайловой?)

- И вот первая развязка «страшной драмы». Сколько она занимает места в очерке? Почему всего одно предложение?

- Есть ли вина Сергея в том, что Катерина Львовна отравила Бориса Тимофеевича?

- Но почему и для Сергея это убийство начало падения? (Заходил кречетом, молодец молодцом)

- Есть ли надежда, что Катерина Львовна опомнится и ужаснётся содеянному? («То она была баба неробкого десятка, а тут…»)

- И Катерина Кабанова, и Катерина Измайлова любят. Но одинакова ли их любовь? (У Кабановой – любовь-мечта, созидание, у Катерины Измайловой – любовь-страсть, разрушение)

- В начале 6 главы Катерине Львовне снится кот. Кот – пока просто кот, но потом кот становится  похожим на убиенного Бориса Тимофеевича. В чём символичность этого образа?

- Как изменилось поведение Сергея перед вторым убийством?

- Случайно ли автор дал своему герою имя Сергей? (Сергей – служитель)

- Кому или чему он служит в данном случае?

- Автор не раз упоминает цвет рубахи Сергея. Что он означает? А в конце 6 главы «сыпался, сыпался на них молодой белый цвет с кудрявой яблонки, да уж и перестал сыпаться». Что это? Какова символичность данного предложения?

- Чем отличается второе убийство от первого? (Изощрённостью, хладнокровием, равнодушием)

- Каковы оба героя после убийства?

- А почему Катерина Кабанова никого не убила?

- Когда снова проявляется низость натуры Сергея? (Он чаще всех сетует об исчезновении хозяина)

- Почему именно в этот момент автор замыслил Катерину Измайлову беременной?

- Можно предсказать, что произойдёт в доме Измайловых с появлением Феди Лямина?

- Почему именно Фёдором зовут мальчика? (Дар божий)

- Всмотритесь в иллюстрацию Глазунова, Что подчёркивает в Феде Лямине художник?

- Как впервые называют в этой главе Катерину Львовну? Почему?

- Случайно ли Лесков упоминает, что перед очередным убийством «собственный ребёнок у неё впервые повернулся под сердцем, и в груди у неё потянуло холодом»? (Сама природа, женское естество предостерегают её от задуманного).

- Почему возмездие пришло сразу после убийства? (Погублена душа чистая, ангельская, безгрешная)

- Какова же развязка? (Их две: 1- суд, наказание, 2- трагическая развязка истории любви)

- Как меняется поведение героини после ареста? Почему? (Безудержная страсть, огромная разрушительная сила которой уродует естественную природу личности)

- Почему она так равнодушно отнеслась к ребёнку, которого так хотела раньше? А в наше время такое бывает?

Предоставляется слово ученику, подготовившему вырезки из газет и журналов о брошенных детях, о детдомах. – Каково ваше отношение к этому?

- Изменилась ли Катерина Львовна на этапе? Жалко её? Почему?

- А Сергей изменился? (Садист, бездна его падения так страшна, что его пытаются усовестить видавшие виды каторжники)

- Обратимся к пейзажу в 15 главе. Какова его роль в повествовании?

- Как показывает автор пробуждение вины в Катерине Львовне?

- Когда в последний раз проявляется страшная, хищная натура героини?

- А теперь сравните трагические развязки судеб двух Катерин.

- Если Катерина Кабанова – «луч света в тёмном царстве», то кто же тогда Катерина Измайлова? (Записать фразу на доске напротив портрета героини)

 

- По-разному играли на сцене Катерину Измайлову. В 70-х годах на сцене московского театра имени Маяковского лесковский сюжет ставит Андрей Гончаров с Натальей Гундаревой в главной роли. Там всем сюжетом было показано, что не Катерина убивает, а Сергей, а она кается, хочет удержать. «О, как бушевал зрительный зал, вызывая и вызывая Наталью Гундареву! И всё больше женщины – заплаканные, гордые… Какой славный подарок, думал я, получили они сегодня на жостовском подносе, какая это им душевная поддержка.

         Не о Лескове я думал – о том, как с помощью Лескова мы укрепляем свой дух.

Года три спустя Наталья Гундарева созналась, что она в отчаянии от этих аплодисментов» (Л.Аннинский. Лесковское ожерелье. М. «Книга», 1986, с.92) Почему Наталья Гундарева была в отчаянии от этих аплодисментов?

3.     Итог урока:

- Так чем же человек жить должен?

- Хотите ли преобразовать тему урока?

- Юра хочет подарить вам стихотворение Марии Скребцовой «Всего сильней – огонь души»:

Всего сильней – огонь души,

Открыть в себе его спеши,

А если слабый огонёк,

Гореть он, значит, ярче мог.

Не затопчи, раздуй его, -

Что будет с сердцем без него?

В тебе он есть, а значит, сил

Тебя скупой день не лишил.

И свет его в тебе всегда,

Он не исчезнет никогда.

Твой путь иной, не спорь с судьбой,

Вернись скорее за собой.

 

4.     Рефлексия:   Слово об уроке

Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру на одну из тем:

1.     Срывать цветы удовольствия…

2.     Природа нравственного в человеке.

3.     Всё начинается с…

 

 


 

МАОУ «СОШ № 76» г. Перми Залазаева

МАОУ «СОШ № 76» г. Перми Залазаева

Анализ произведения: - Итак, перед нами произведение

Анализ произведения: - Итак, перед нами произведение

А как к Катерине Измайловой? (Игра со скуки) -

А как к Катерине Измайловой? (Игра со скуки) -

Почему именно Фёдором зовут мальчика? (Дар божий) -

Почему именно Фёдором зовут мальчика? (Дар божий) -

Юра хочет подарить вам стихотворение

Юра хочет подарить вам стихотворение
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2023