Урок литературы в 6 классе на тему "Н.С.Лесков "Левша". Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией"
Цели урока: формирование навыков анализа текста, работа с лексикой, отработка умений
находить в словаре нужное значение; развитие монологической речи учащихся,
заинтересовать учащихся необычностью повествования, воспитание любви к
слову, к народной речи героев.
Оборудование урока: учебник литературы (автор Коровин Н.Я.), конспект урока,
презентация «Н.Лесков «Левша»», толковый словарь.
Методические приемы: рассказ учителя, выразительное чтение, объяснение теоретических
вопросов, самостоятельная беседа по вопросам, работа с учебником, «Закончи
предложение», «Домино».
Тип урока: комбинированный
Ход урока
I. Оргмомент
II. Проверка домашнего задания
1)Дать ответы на проблемные вопросы:
1.С какой целью автор выбрал жанр сказа? (жанр сказа помогает писателю рассказать о своем герое языком человека из народа, понимающего и знающего простых людей)
2.А так ли уж положителен образ Левши? Неужели у него нет отрицательных качеств?
3. Кто виноват в смерти Левши?
2)Составить рассказ о Левше по плану (с опорой на текст).
А) “ – Горите себе, а нам некогда, – и опять свою щипаную голову спрятал, ставню захлопнул и за своё дело принялся”.
Б) “Идёт в чём был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застёгиваются, порастеряны, а шиворот разорван; но ничего, не конфузится”.
В) “…Я мельче этих подковок работал: я гвоздики выковывал, которыми подковки забиты, – там уже никакой мелкоскоп взять не может”.
Г) “Об этом, – говорит, – спору нет, мы в науках не зашлись, но только своему отечеству верно преданные”.
Д) “…А я желаю скорее в родное место, потому что иначе я могу род помешательства достать”.
Ж)Православная вера - 1.“…мы…привыкши в свой приход в церковь
ходить”;
2. “наша русская вера самая правильная и как верили наши правотцы, так же точно
должны верить и питомцы”; 3. “вера у нас полнее”
III. Изучение нового материала.
1.Лексика сказа.
- А теперь обратимся непосредственно к самому произведению и найдем лексические особенности.
- Обратим внимание на новые, необычные слова сказа. Как они образуются? Приведите примеры. (Новые слова образуются, когда рассказчик или герой сталкиваются с незнакомыми малограмотному человеку словами и изменяют их так, чтобы было «понятнее». Например: «мелкоскоп» - микроскоп; «кислярка» - кизлярка и т. д.)
- Какова роль подобных слов? (Такие «народные» слова создают юмористический эффект.)
- Первое интересное словосочетание, которое мы встречаем - это междоусобные разговоры. Давайте посмотрим значение этого слова в толковом словаре.
Значение
слова Междоусобный по Ефремовой: Междоусобный - 1. Соотносящийся по знач. с
сущ.: междоусобие, междоусобица, связанный с ними.
В словаре Ожегова находим значение слова - (обычно о старине, далеком
прошлом) несогласие, раздор между какими-нибудь общественными
группами в государстве.
Это толкование не подходит к нашему тексту. Как же определить значение? Для этого познакомимся с понятием народная этимология.
- А вы знаете, ребята, чем занимается наука этимология?
* Этимолóгия — наука о происхождении слов; происхождение слова или выражения.
* Народная этимолóгия — переделка заимствованного слова по образцу близкого по звучанию слова родного языка на основе ассоциации значений: таблица — «долбица» (потому что ученики ее «долбят»), подшкипер — «полшкипер». (Записать в тетрадь)
- Давайте поразмышляем, на основе каких ассоциаций могло возникнуть это слово. (Междоусобные разговоры - разговоры между собой).
– Последуем за Александром I и посетим музей, в котором хранятся редкие вещи,т.е. кунсткамеру. Представьте, что вы экскурсоводы в музее, проведите экскурсию в кунсткамере. А поможет вам текст произведения и следующая иллюстрация. (Презентация, слайд 18)
– А теперь я предлагаю вам побывать в роли переводчиков: вы должны «перевести» на современный русский язык следующие слова из лесковского произведения.
Аболон
полведерский
– Аполлон Бельведерский
Буреметры морские – барометры морские
Мерблюзьи мантоны – верблюжьи манто
Огромные бюстры – огромные бюсты
Преламут – перламутр
Верояции – вариации
Мелкоскоп – микроскоп
Египетская керамида – египетская пирамида
Нимфозории – инфузории
Валдахин – балдахин
– Для
чего Лесков «искажает» звучание этих слов? (Рассказчик – простой
человек, малограмотный, который изменяет иностранные слова, чтобы было
«понятнее»).
– Действительно, многие сцены в произведении заставляют улыбнуться.
– Как изображены герои? Как переданы настроение и поведение героев
произведения?
– Часто ли вы улыбались, читая «Левшу»? Может, расскажете запоминающийся
эпизод?
– А мне запомнился и понравился донской казак Платов, лежащий на «укушетке».
Вспомните, какой эпитет «встал» рядом со словом «укушетка»? Почему именно этот?
(Презентация, слайд 20)
– Сопоставьте рисунок с заключительными строками 3-й главы. Что художник
добавил нового?
— Найдите среди необычных слов другие примеры народной этимологии.
(Фельетон называется «клеветоном» (потому что газетные фельетоны часто содержат клевету); в словосочетании «публицейские ведомости» (название периодического издания) мы слышим сочетание слов «публика» и «полиция», что «в переводе» означает, что содержание газет контролируется полицией).
— Какие пословицы и поговорки вы нашли в тексте сказа? («Дело выгорело», «снег на голову», «в Польше нет хозяина больше», «кто кого перепьет, того и горка», «небо тучится, брюхо пучится»).
- Какой вы находите речь героев? (Речь героев необычна и непривычна для современного читателя за счет широкого употребления слов народно-этимологического происхожде-ния: провожатые -тот, кто сопровождает кого-нибудь; шабаш - довольно, кончено, баста.; деньщик - дневной дежурный; ажидация – агитация; складень - складная икона).
2.Прием «Домино».
Соотнесите слова и реалии (предмета или рисунка этого предмета) при толковании лексического значения слова.
3.Блиц-опрос
1. Этот вид одежды изготавливали из верблюжьей шерсти. (Монтоны)
2. Как называлось море, по которому плыл на корабле Левша? (Твердиземное)
3. Музей, собрание редкостей (Кунсткамера)
4. Значение этого слова объясняется как смутить, поставить в неловкое положение. (Сконфузить)
5.Прибор для разглядывания мелких предметов. (Мелкоскоп)
6.Так называется продовольственный склад. (Цейгауз)
7.Определение носа с горбинкой. (Гробоватый)
8. Они являются главной достопримечательностью Египта. (Керрамиды)
9.В тексте синоним к слову ожидание. (Ажидация)
10 Название винного напитка. (Кислярка)
IV. Итог урока. Рефлексия.
1.«Левша» в театре и кино:
· Театр Спесивцева – 1908 г.
· Ленинградский театр оперы и балета им. Кирова
· МХАТ -1924 г.
· Телеспектакль «Левша»
· Опера «Левша» - 2013 г.
2.Какова же проблематика сказа «Левша»? (Беспокойство автора об ущербе преклонения перед иностранным: “Объездил он все страны и везде через свою ласковость всегда имел самые междоусобные разговоры со всякими людьми, и все его чем-нибудь удивляли и на свою сторону преклонять хотели, но при нем был донской казак Платов, который этого склонения не любил и, скучая по своему хозяйству, все государя домой манил. И чуть если Платов заметит, что государь чем-нибудь иностранным очень интересуется, то все провожатые молчат, а Платов сейчас скажет: “Так и так, и у нас дома свое не хуже есть”, — и чем-нибудь отведет”).
- А какая идея сказа? (Показать, кто же создает и защищает свое, наше национальное богатство. И кто же это делает? На примере Левши показано, что это простой народ. Левша – тульский мастер создает национальное богатство, а защищает казак Платов. Служение Отечеству и делу своему для них превыше всего).
- А сейчас актуален сказ Лескова? (Да. В наше время “американизация” отечественной культуры идет полным ходом. Мы должны помнить, что нельзя преклоняться перед всем иностранным. Нужно оставаться верными самим себе, своей истории и культуре).
- В своем произведении Н. С. Лесков успешно объединил трагическое и комическое, ярко и точно выразив в них горе и радости, недостатки и преимущества, особенности характера и самобытность русского народ
3.Продолжить предложения.
- Я познакомился с.... (творческой биографией Н.С. Лескова)
-Я узнал об ....(истории создания "Левши")
- Я запомнил термин...(сказ)
- Особенно понравилось..
V. Выставление оценок за урок.
Оценки за урок…
VI. Домашнее задание:
1.Подготовиться к сочинению (на выбор):
1. Образ Левши (по рассказу Н.С. Лескова «Левша»).
2. «Русская история в рассказе Н. С. Лескова «Левша»»
3. «О чём меня заставил задуматься сказ «Левша»
4. «Русь, рождающая умельцев»
2) Творческое задание: придумать свой сказ. Оформить в виде книжки с иллюстрацией.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.