Государственное бюджетное образовательное учреждение
города Севастополя
" Средняя общеобразовательная школа № 12"
КОНСПЕКТ
УРОКА
ПО МАТЕМАТИКЕ
«ДЕЛЕНИЕ С ОСТАТКОМ»
(3 класс «Школа России»)
Подготовила:
учитель начальных классов
Курдюмова-Левицкая Галина Дмитриевна
г.Севастополь
2020
ТЕМА УРОКА: Деление с остатком
Цели: обучить алгоритму выполнения деления числа с остатком и научить применять полученные знания на практике.
Задачи урока:
1.Образовательные:
· Познакомить учащихся с алгоритмом деления числа с остатком;
· Формировать практические навыки деления числа с остатком;
· Продолжить работу по совершенствованию техники устного счёта;
· Формировать навыки анализа задачи, умений решать задачи.
2.Развивающие:
· Развитие логического мышления, внимания, памяти, пространственного воображения;
· Развитие творческих умений и навыков по теме для успешного выполнения заданий;
· Развитие культуры речи и эмоций учащихся.
3.Воспитательные:
· В целях решения задач нравственного воспитания содействовать воспитанию гуманности и коллективизма,
· наблюдательности и любознательности,
· развитию познавательной активности, формированию навыков работы в группах;
ТИП УРОКА: Изучение нового материала и первичное закрепление.
СТРУКТУРА УРОКА:
I . Организационный момент.
II . Актуализация опорных знаний.
III . Целеполагание и мотивация.
IV. Первичное усвоение новых знаний.
V. Осознание и осмысление учебного материала.
VI . Первичное закрепление.
VII . Контроль и самопроверка.
VIII. Практическая деятельность
IX. Подведение итогов, рефлексия.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Планируемые результаты УУД |
||||||||||||||||||||||
I Организационный момент.
|
- Признаком хорошего настроения является улыбка. Улыбнитесь мне и друг другу. - Я желаю, чтобы такое настроение сохранилось до конца урока. Всем большой удачи. - Ребята, на каждом уроке мы стараемся сделать для себя открытие, получить новые знания. Сегодняшний урок не исключение. На уроке постараемся расширить свои математические знания, а для вам нужно будет выполнять роли: Экспертов – должны хорошо считать, Инспекторов – проверять, доказывать свою правоту. В пути нам помогут знания, смекалка, хорошее настроение, а также, ребята, вы сами будете оценивать свою работу и проставлять на полях вашей тетради баллы. этого я предлагаю вам отправиться в “ИКС-педицию”. – Чем в математике является Х – ? (Неизвестным числом, которое надо найти.) Эти знания вы использовали для выполнения домашнего задания. На сегодняшнем уроке мы должны провести исследовательскую работу, в математике для вас еще много неизвестного. |
Личностные: широкая мотивационная основа учебной деятельности, умение учиться и способность к организации своей деятельности
Регулятивные: уметь осуществлять действие по инструкции учителя, слушать, когда говорят другие.
|
||||||||||||||||||||||
II Актуализация опорных знаний.
|
1.Устный счет «Весёлые
примеры».Перед вами задания. Вам необходимо быстро решить примеры и найти
ответы на доске.
·
(54 : 9 = 6) ·
·
·
·
·
(48:6=8)
Задание выполняется на листочках по парам и на доске, проверяется детьми по эталону. Обведите числа, которые делятся на 2 без остатка.
Обведите числа, которые делятся на 3 без остатка.
|
Коммуникативные УУД: Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в группах и следовать им Уметь оформлять свои мысли в устной форме Умение слушать и понимать речь других
Познавательные УУД: осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков.
Регулятивные УУД: уметь осуществлять действие по инструкции учителя, слушать, когда говорят другие.
|
||||||||||||||||||||||
III Целеполагание и мотивация.
|
Постановка проблемы. Выполняя это задание, к какому арифметическому действию мы сегодня больше всего склоняемся, назовите тему урока? (ДЕЛЕНИЕ)На доске тема из карточек с ответами к примерам .Как называются компоненты при делении? - Как проверить деление? Как выполнить деление? (Нужно найти число, при умножении которого на делитель можно получить делимое) Молодцы, значит, вы легко найдете значения этих частных: 10:5 9:3 17:3 Вы смогли полностью выполнить задание? (Нет) - Почему? В чём было затруднение? 17:3 Чем похожи примеры и чем отличаются? ( в примере 17:3 нет такого числа, при умножении которого на делитель можно получить делимое) Какой возник вопрос? (познакомиться с новым приёмом деления) -А если все же попытаться разделить, опираясь на предметные действия. Эксперимент 1: -Предлагаю такую ситуацию - у меня лежит стопка из 17 тетрадей, я её отдаю Насте и предлагаю разделить поровну по три между учениками, сидящими за первыми партами. - Попробуем. - Разделили? - Делаем вывод. Сколько получит каждый?(по 3) - Сколько детей получили по три тетради? (5) - Все ли тетради разделили? (нет) - Сколько осталось? (2) Так что такое 2? (остаток) Давайте запишем это выражение. -Как вы думаете, а куда записать оставшиеся тетради? В математике принято количество оставшихся предметов записывать в остаток так: 17 : 3 = 5 (ост. 2) (уч-ль проговаривает) Сколько раз по 3 содержится в 17 (5) - Что важно знать при делении? (таблицу ×) - Попробуйте прочитать это выражение, используя названия компонентов. - Так какая тема урока? (Деление с остатком) ПРЕЗЕНТАЦИЯ С ТЕМОЙ УРОКА Деление с остатком - Умеем ли мы с вами делить? (да) А делить с остатком? (нет) ОПРЕДЕЛИМ ЦЕЛЬ: Научится выполнять действие деление с остатком ВОПРОСЫ на доске: Как разделить число с остатком? (Найти ближайшее наибольшее число, которое разделится без остатка) Как найти остаток? ( Из числа вычесть разделившееся ) Давайте определим, на какой ступени по знаниям данной темы мы можем с вами находиться и отметьте себя, пожалуйста, на лесенке. Физминутка (для глаз и рук сидя)
|
Регулятивные: постановка и решение проблемы, принимать и сохранять учебную задачу, уметь формулировать тему урока, целеполагание;
Личностные: учебно – познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи. Коммуникативные: владение диалогической формой речи.
Познавательные: уметь осознано и произвольно строить устные речевые высказывания.
|
||||||||||||||||||||||
IV Первичное усвоение новых знаний.
|
Эксперимент 2 : (работа в парах) – Мы исследователи, а значит должны как можно больше рассмотреть вариантов деления. Работа в парах: (полоски = 10 см). Задание: - Измерьте и узнайте, сколько раз по 3 см содержится в 10? – Какое решение запишем? 10 : 3 = 3 (ост 1) – Что в записи означает 10? (делимое), 3? (делитель), 3? (частное), 1? (остаток). – Что мы с вами исследовали? (Деление с остатком).
|
Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, контролировать действия партнёра, участвовать в коллективном обсуждении.
Регулятивные : сохранять заданную цель урока
Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи; уметь осознано и произвольно строить устные речевые высказывания, уметь работать по алгоритму.
|
||||||||||||||||||||||
V Осознание и осмысление учебного материала.
|
Практическая работа ПРЕЗЕНТАЦИЯ - а сейчас поработаем практически нам необходимо рассадить котят по корзинкам. Как это можно сделать? Слайд. Запишите выражение в тетрадь. - На поляну прилетели бабочки. Давайте попробуем рассадить их на цветы. Слайд. Запишите выражение в тетрадь. Каждый раз наблюдаем над тем, какое число разделилось, почему получился такой остаток, А как можно решать примеры на деление с остатком, не выполняя рисунки каждый раз? Как вы думаете, что нам поможет? (Алгоритм) (карточки с алгоритмом розданы детям) СЛАЙД Памятка Как разделить число с остатком. 1. Находим наибольшее число, которое можно разделить на делитель без остатка. 2. Данное число делим на делитель. Это значение частного. 3. Вычитаем разделившееся число из делителя – это остаток.
|
Познавательные: Использовать знаково-символические средства, в том числе модели для решения задачи.
Регулятивные: уметь осуществлять действие по инструкции учителя, слушать, когда говорят другие, уметь анализировать и синтезировать информацию, делать вывод
|
||||||||||||||||||||||
VI Первичное закрепление.
|
Какая тема нашего урока? Какое открытие вы для себя сделали? Лесенка (Работа по учебнику с.26 №2(без рисунков) Первые два коллективно с комментированием у доски.) Остальные самостоятельно. Взаимопроверка.
|
Личностные: способность к самооценке, самоконтролю, умение анализировать соответствие результатов требованиям конкретной задачи
Регулятивные: адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершение на основе учёта ошибок.
|
||||||||||||||||||||||
VII Контроль и самопроверка.
|
- Сейчас проверим как, вы, справились с работой. (критерии оценки) «0» ошибок – 3 балла «1» ошибка – 2 балла «2» ошибки – 1 балл «3 и более» - 0 баллов А сейчас на какой ступени вы себя можете поставить? Продвинулись по лесенке? Физминутка
|
Регулятивные: уметь работать по выведенному алгоритму; уметь удерживать внимание на данном виде деятельности; слушать, когда говорят другие.
Коммуникативные: сохранять дружеские отношения с окружающими.
Познавательные: уметь осознано, и произвольно строить устные речевые высказывания. |
||||||||||||||||||||||
VIII Практическая деятельность |
Решение задачи. Двое учеников решают у доски. Двое проверяют выполнение у доски. I вариант.
Решение: 1) 54 : 3 = 18 (л.) – в 1-й тетради. 2) 90 : 18 = 5 (т.) – из 90 листов. О т в е т: 5
тетрадей состоят из 90
II вариант.
Решение: 1) 54 : 3 = 18 (л.) – в 1-й тетради. 2) 72 : 18 = 4 (т.) – из 72 листов. О т в е т: 4
тетради состоят из 72 |
|
||||||||||||||||||||||
IX Подведение итогов, рефлексия.
|
– Какое открытие помогла нам совершить “ИКС-педиция”? ВОПРОСЫ на доске: Как разделить число с остатком? Найти ближайшее наибольшее число, которое разделится без остатка) Как найти остаток? Из делимого вычесть разделившееся число. Отметьте теперь себя на лесенке знаний? - Давайте подсчитаем баллы, выставим отметки. ( на доске
плакат со словами, дети подходят и ставят знак у тех слов, которые им больше
подходят к окончанию урока).
|
Регулятивные: уметь осуществлять самооценку и взаимооценку (видеть положительные и отрицательные моменты, влияющие на успешность работы на уроке); уметь слушать, когда говорят другие.
Познавательные: уметь осознано и произвольно строить устные речевые высказывания.
Коммуникативные: сохранять дружеские отношения с окружающими. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.