Тема: Маштаб
Цели урока: Формирование умения использовать понятие «масштаб» при решении практических задач;
Задачи урока:
Ход урока:
Приветствие. Проверка готовности класса к уроку. Наведение дисциплины в классе.
Прием «Взаимопроверка»
Учащиеся, сидящие за одной партой, проверяют выполненное домашнее задание и заполняют таблицу.
Вопросы |
Да |
Нет |
Выполнены ли все задания? |
||
Есть ли ошибки? |
||
Аккуратно ли выполнена работа? |
Прием «Логическая цепочка»
Учащимся необходимо найти логическую связь между предложенными словами и расположить их в определенной логической последовательности:
Карта – размер – масштаб – расстояние – путешествие – урок технологии – чертеж – география.
Прием «Ассоциативный ряд»
Ученикам предлагается найти ассоциации к слову «масштаб». Полученные данные анализируются, обобщаются и делается вывод.
Прием «Интеллектуальная разминка»
Записать, какую часть составляет:
Задачи урока:
Мотивационные вопросы:
Понятие «масштаб» для нас не новое. Подумайте, где вы ранее встречались с эти понятием? (Ответы учащихся)
Мы знаем, что участки поверхности земли, детали, объекты архитектуры изображаются на бумаге в уменьшенном виде. Часто можно услышать, что изображение объекта выполнено в определенном масштабе. Это означает, что размеры изображения или макета уменьшены по сравнению с самим объектов в одном и том же отношении.
Определение: Отношение длины отрезка на карте к длине соответствующего отрезка на местности называется масштабом.
Слово «масштаб» происходит от немецких слов: масс – «мера» и штаб – «палка».
При выполнении чертежа большого объекта используют масштаб для того, чтобы изображение поместилось на определенном формате бумаги.
Задание. Длина отрезка на карте 5 см. Найдите длину соответствующего отрезка на местности, если масштаб карты 1 : 1 000 000.
Наводящие вопросы:
Решим задание, оформив краткую запись в виде таблицы. Пусть Х (м) – расстоние на местности.
Расстояние |
Масштаб |
|
На карте |
5 |
1 |
На местности |
Х |
1 000 000 |
Значит, 5 : Х = 1 : 1 000 000
Решив уравнение, получим Х = 5 000 000 см = 50 км
Ответ: Длина отрезка на местности 50 км.
Прием «Блиц - опрос»
Прием «Минутка фантастики»
Учащимся предлагается представить и рассказать, что было бы, если человечество не знало и не применяло понятие «масштаб».
«Истинно – ложно»
Если согласны с утверждением – руки вперед, если нет то вверх.
76·5·2=760 5·87·2=164
8·941·125=9410 46·25·4=460
69·125·8=6900 45·40·40·25=80
25·372·4=3720 2·5·4·8=320
Задание 1. Найдите масштаб карты, на которой расстояние 60 км изображено отрезком 6 см.
Задание 2. Длина железной дороги Москва – Санкт-Петербург приближенно равна 650 км. Изобразите отрезком эту дорогу, применив масштаб 1 : 10 000 000.
Задание 3. Расстояние от Москвы до Нижнего Новгорода 400 км. Каким должен быть масштаб карты, чтобы на ней от Москвы до Нижнего Новгорода было:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.