Урок математики в 1 классе УМК «Школа России»
Тема: Дециметр
Цель: Организовать деятельность учащихся по ознакомлению с новой меры длины – дециметр, установления соотношения 1 дм = 10см и ее использованию в практической деятельности.
Задачи, направленные на достижение личностных результатов:
· создать условия, обеспечивающие воспитание интереса к изучаемой теме;
· создать условия для проявления мотивации к применению полученных знаний в практической деятельности.
Задачи, направленные на достижение метапредметных результатов:
Регулятивные
· включить учащихся в деятельность, направленную на создание проблемной ситуации и поиск выхода из нее путем практического решения проблемы;
· способствовать развитию умения формулировать тему и задачи урока;
· содействовать развитию умений применять полученные знания в новых условиях;
· обеспечить условия для осознания учащимися результата учебных действий и описания результатов действий, используя математическую терминологию;
· способствовать формированию понимания смысла выполнения самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности.
Познавательные
· создать условия для расширения представлений о базовых межпредметных понятиях: величина, единица измерения;
· способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы при знакомстве с новой мерой длины.
Коммуникативные
· обеспечить условия для восприятия и обсуждения различных точек зрения и подходов к выполнению задания при выборе мерки;
· обеспечить условия для включения учащихся в работу в парах и группах, формирования умения распределять роли в совместной деятельности;
Задачи, направленные на достижение предметных результатов:
· актуализировать знания учащихся по теме «Величины. Единицы измерения»;
· создать условия для включения учащихся в деятельность по «поиску» новой единицы измерения – дециметр;
· организовать деятельность учащихся по первичному проговариванию нового знания о дециметре – единице измерения длины;
· создать условия для автоматизации навыка устных вычислений в пределах 10;
· способствовать использованию учащимися нового знания, способа действия в практической деятельности при измерении,чтении и записи значения величины длины, используя изученные единицы измерения этой величины (сантиметр, дециметр)и соотношение между ними: 1 дм = 10 см.
1. Организационный момент
1,2,3.4,5- прозвенел звонок опять.
Перемена пролетела.
Снова нам пора за дело!
- С маленькой удачи начинается большой успех.
- Как вы понимаете данное выражение?
- Что нам поможет добиться успеха? (умение внимательно слушать, отвечать на вопросы)
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения
1Чистописание
- Ребята, какое сегодня число? (12 марта)
- Что мы можем сказать о числе 12? (двузначное, состоит из 1 десятка и 2 единиц)
- Назовите соседей числа 12. (11 и 13)
Запись в тетрадь:
12
1 - Начинают писать ее немного выше центра клетки и ведут к верхнему правому углу клетки. Затем пишут основную наклонную палочку от верхнего правого угла к середине нижней стороны клетки.
2 - Начинают писать цифру немного выше центра клетки, ведут линию вверх, закругляют ее в правом верхнем углу, ведут наклонную линию к середине нижней стороны клетки. Затем вдоль нижней стороны клетки пишем волнистую линию.
2Актуализация знаний
1. Число, стоящее перед числом 16;
2. Самое маленькое двузначное число;
3. Число, следующее за числом 15;
4. В этом числе 1 десятков и столько же единиц;
5. Число 17;
6. В этом числе 1 десяток и 9 единиц;
7. Какое число стоит между числами 12 и 14?
8. Самое большое двузначное число.
(проверка с экрана и оценка смайликами)
15 |
10 |
16 |
11 |
17 |
19 |
13 |
20 |
ч |
а |
и |
н |
л |
е |
и |
в |
|
|||||||
20 |
19 |
17 |
16 |
15 |
13 |
11 |
10 |
в |
е |
л |
и |
ч |
и |
н |
а |
Мы не зря с вами повторили нумерацию и состав чисел, эти знания нам пригодятся в конце урока.
- Расставьте числа в порядке убывания, прочитайте слово, которое у вас получилось. (Величина)
- Какие величины вы знаете? (закрыты на доске)
Единица длины – сантиметр
Литр - вместимость сосудов или емкость
Килограмм-масса предметов
Один не открыла, как вы думаете почему? (она нам неизвестна)
3. Создание проблемной ситуации и постановка проблемы
- Ребята, нравится ли вам быть исследователями?
А что же можно исследовать на уроке математики?
Легче в одиночку и с помощниками?
Пожмите друг другу руки, и продолжим наш урок.
4. «Открытие» нового знания. Формулирование темы и целей урока
- Проведём исследование.
-У вас на партах лежат две мерки. Возьмите маленькую мерку.
Измерьте при помощи линейки ее длину. (1 см)
Попробуйте измерить ширину своей парты этой меркой. Удобно? (нет)
-Возьмите другую мерку и измерьте ширину парты этой меркой. Удобно? (да)
-Узнайте, сколько маленьких мерок укладывается в большой. (10 раз)
Уберите маленькую мерки, проверьте, измерив линейкой.
Значит, чему равна большая мерка? (10 см)
Мы получили новую, более крупную единицу измерения длины.
- Такая единица длины в математике называется ДЕЦИМЕТР. Дециметр (по латыни ) [decem] – десять, 1/10 часть от исходных единиц.
Сколько см содержит одна новая мерка?
1дм = 10 см 1дес = 10 ед
Какую видите связь? Что общего? (Десяток – более крупная единица счета, а дм – более крупная единица длины)
- Какой вывод сделаем?
Вывод: 1 дм=10 см
На доске появляется карточка с названием новой единицы длины. («ДЕЦИМЕТР»)
- Значит какая будет тема нашего урока?
Тема нашего урока: «Дециметр» (на доске таблица «ДЕЦИМЕТР»)
- Чему мы будем учиться на уроке?
-Сколько в 1 дециметре сантиметров? (10см)
Записывается дециметр так (показ): ДМ
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
- Нам предстоит разобраться, что такое ДЕЦИМЕТР.
--Вспомните, чему равна маленькая мерка. (1см)
- Начертите в тетради отрезок 1 см.
- С чего мы начнѐм? (Отметить начало, положить линейку так, чтобы 0 совпал с началом отрезка, найти нужную длину, поставить точку и соединить точки)
--Начертите в тетрадях отрезок, равный этой мерке.
-- Чему равна большая мерка. (10см)
--Начертите отрезок такой же длины в тетради.
1см
10 см
10 см=1 дм
--Начертите в тетрадях отрезки, равные этим меркам.
1 см 10 см=1 дм
Сравните эти отрезки. 1 см 1 дм
Сделайте вывод: САНТИМЕТР КОРОЧЕ ДЕЦИМЕТРА! А ДЕЦИМЕТР ДЛИННЕЕ САНТИМЕТРА!
ФИЗМИНУТКА.
Мы решали, мы решали.
Что-то очень мы устали.
Мы сейчас потопаем, (Шаги ногами на месте под счет учителя.)
Ручками похлопаем. (Хлопки в ладоши.)
Раз присядем, (Приседания.)
Быстро встанем, (Повороты туловища. Ходьба на месте.)
Улыбнемся, Тихо сядем.
6. Первичное закрепление во внешней речи
Самостоятельная работа с самопроверкой
Работа на Учи.ру
- Длину каких предметов в классе можно измерить с помощью новой единицы измерения? (ответы учащихся)
(Один работает у доски, у остальных карточки. Проверка светофориками.)
- Измерьте длину карандаша. Чему равна его длина? (10 см)
- Сколько это дм? (2дм)
- Чему равна длина двух таких карандашей? (2 дм)
- Сколько это см? (20 см)
- Найдите длину кисти.
- Циркуля.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой
Работа по учебнику.
- Прочитайте задание № 2. Что вы должны сделать? (Начертить отрезок длиной 12 см)
Учащиеся выполняют задание самостоятельно в тетради, а учитель на интерактивной доске.
Начертите отрезок длиной 12 см. Подпишите его ниже. А теперь давайте длину отрезка переведем в дм. Сколько десятков и сколько единиц содержится в числе 12? (1десяток и 2 единицы). Значит 12 см – это 10см и еще 2см, а 10см=1дм, получаем 12см=1дм 2см.
- Как это записать? (Ученик у доски: 12 см = 1дм 2 см)
- Кто безошибочно справился с заданием? У кого возникли трудности?
№1 стр.51
- Что нужно сделать?
- Сколько дм верёвки нужно отрезать?
Вместо веревки у нас тесьма. Сейчас мы будем работать в парах. Один из вас к ленте прикладывает мерку в 1дм, второй отмечает границу пальцем, когда вы отмерите 2 дм на ленте, отрезает ленту. Договоритесь в своей группе, кто чем будет заниматься.
Вспомните правила работы в паре:
- Работать должны оба
- Один отмеряет, другой помогает
- Своё несогласие высказывай вежливо
- Если не поняли, переспроси.
Сколько сантиметров получилось в ленте?
8. Закрепление
- Измерьте ширину учебника математики в дециметрах. (2дм)
- Сколько это см? (20 см)
- Кто справился с работой без ошибок? У кого возникли затруднения?
- Чему вы сейчас учились? (Применять дециметр при измерениях)
Итог урока
- С какой новой единицей измерения длины познакомились на уроке? (Дециметр)
- Чему равен 1дм? (1 дм=10 см)
Рефлексия учебной деятельности
-Наш урок подходит к концу.
-Над изучением какой величины работали? (ДЛИНА.)
– Где в жизни могут пригодиться знания единиц длины?
- Оцените свою работу на уроке, используя схему:
знаю
Я запомнил
смог
-Оцените свою деятельность на уроке, используя модель дециметра:
- зелёная (кто собой доволен);
- жёлтая (я старался, но допустил ошибку);
- красная (я не всё понял, остались вопросы).
Домашнее задание
- Предлагаю вам дома измерить высоту вашего письменного стола, используя новую меру длины, а результаты ваших измерений мы узнаем завтра на уроке.
- Спасибо за урок.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.