Урок математики в 4 классе. Программа Школа России
Оценка 4.6

Урок математики в 4 классе. Программа Школа России

Оценка 4.6
Конкурсы +3
docx
Междисциплинарный 6
10 кл—11 кл +1
27.05.2022
Урок математики в 4 классе. Программа Школа России
Методическая разработка интегрированного урока математики и литературного чтения в 4 классе (программа Школа России), подготовленная с использованием современных педагогических технологий. Тема: «Сбор и представление данных. Диаграмма».
Компаниец В.И. Конспект урока.docx

Автор: Компаниец Валерия Игоревна, учитель начальных классов.

Организация: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 имени Екатерины Ивановны Гришко муниципального образования Щербиновский район станица Старощербиновская

Страна: Россия

Край: Краснодарский

Щербиновский район станица Старощербиновская

Методическая разработка интегрированного  урока математики и литературного чтения в 4 классе

(программа Школа России), подготовленная с использованием современных педагогических технологий.

Номинация: Методическая разработка урока с использованием проектной технологии

Тема:  «Сбор и представление данных. Диаграмма».

Тип урока: Освоение новых знаний и способов действий.

Цель: создание условий для организации деятельности обучающихся по ознакомлению с понятием «Диаграмма», со способом построения линейных и столбчатых диаграмм, чтением диаграмм.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

- знакомство с понятием «Диаграмма», со способом построения линейных и столбчатых диаграмм, чтение диаграмм.

- решение текстовых задач;

- представление, анализ и интерпретация данных.

Оборудование: ПК, проектор, репродукция картины «Гуси- лебеди», мультфильм «Гуси-лебеди», раздаточный материал, фишки. Учебник: М. Моро «Математика» 4 класс, часть 1., карта России,  атласы.

Формы работы учащихся. Фронтальная, индивидуальная, работа в группах.

Данный урок разработан в соответствии с ФГОС НОО. На уроке формируется совокупность универсальных учебных действий (УУД).

Используемые технологии: системно-деятельностный подход, информационно-коммуникационные технологии, проектная технология, личностно-ориентированные, здоровье - сберегающие технологии.

Прогнозируемые результаты урока.

Предметные. В конце урока ученики:

1.                  Узнают способ построения линейных и столбчатых диаграмм.

2.                  Научаться читать диаграммы и составлять к ним вопросы.

Метапредметные. В конце урока ученики:

1.                  Умеют ставить учебную задачу и самостоятельно формулировать выводы.

2.                  Умеют слушать собеседника, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.

Личностные. В конце урока ученики:

Умеют сотрудничать с учителем и сверстниками.

Ход урока

Этапы урока. Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

I.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. (Орг.момент) Эмоциональная психологическая и мотивационная подготовка обучающихся к усвоению изучаемого материала.

Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам я: «Будет интересно!»

Вы проверьте-ка, ребята

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке:

Ручка, книжка и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Начинаем мы опять

Решать, отгадывать, смекать.

Куда мы с вами попадём –

Узнаете вы скоро.

В известной сказке мы найдём друзей себе новых.

А девизом нашего урока: «В единстве наша сила, мощь и знания».

Как вы понимаете это выражение?

-Сегодня на уроке мы совершим увлекательнейшее путешествие в сказку. В какую сказку, вы догадайтесь, посмотрев на доску. (На доске репродукция картины)

-Кто знает как называется изображённая но доске репродукция?

- Кто является художником картины «Гуси-лебеди»?

-Кто автор этой сказки?

-Перечислите главных героев сказки.

- Какую ошибку совершила девочка?

Сегодня мы будем помогать нашей главной героине спасти своего младшего брата.

Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Объясняют смысл высказываний.

 

«Гуси -лебеди»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Константин Васильев

Русский народ.

(Девочка, мальчик, гуси-лебеди, печка, яблоька, речка, мышка, Баба Яга.

Ослушалась родителей.

Регулятивные:

обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

Коммуникативные: умение включится в урок.

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные: умение строить речевое высказывание, умение слушать и понимать других, высказывать свое мнение и аргументировать свой ответ, сотрудничество с учителем и детьми.

Познавательные:  дают ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на других уроках.

II. Сообщение темы и цели урока Просмотр фрагмента мультфильма (гуси-лебеди улетают с мальчиком)

Ребята, гуси-лебеди оставили нам шифр. Если мы его разгадаем, то узнаем с какими трудностями нам предстоит столкнуться во время сказочного путешествия.

 

 

III. Актуализация знаний

Устный счёт:

1)Цепочка

2) Сравнение площади прямоугольников

Карточки на сайте «Я Класс» https://www.yaklass.ru/p/matematika/3-klass/trekhznachnye-chisla-chisla-do-tysiachi-17111/vypolniaem-umnozhenie-i-delenie-trekhznachnogo-chisla-na-odnoznachnoe-chi_-16616/re-8bc7e2e3-abe4-4943-83f2-1e65570dbe77/pe?resultId=3710884163&c=1

Карточка на сайте «Учи.ру» https://uchi.ru/teachers/groups/8301762/subjects/1/course_programs/3/cards/208222

И так, тема нашего сегодняшнего урока: «Диаграммы».

Пока мы разгадывали шифр, наша героиня подошла к незнакомой избушке. (Просмотр фрагмента мультфильма на основе русской народной сказке.)

 

За каждый правильный ответ команды получают фишку с буквой. Выигрывает та команда, которая первой соберёт слово.

Коммуникативные:

 умение оформлять свои мысли в устной форме,

сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение, умение слушать и понимать других, аргументировать, осуществление совместной деятельности в группе.

Познавательные:

умение сформулировать проблему.

Личностные:  

умение сотрудничать в совместном решении проблемы, понимать точку зрения другого.

Регулятивные:

умение определять цель деятельности на уроке.

 

IV. Изучение нового материала

1.Знакомство с понятием «диаграмма» (статья учебника).

 

2.Практическая работа (под руководством учителя)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Историческая справка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Физкультминутка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Историческая справка

Ребята, давайте вспомним, кто первым оказал помощь девочке, в доме Бабы Яги? В наказание Баба Яга заставила мышь прочитать учебник на стр.16 и найти ответ на вопрос что такое диаграмма? Если мышка этого не сделает, то она ее съест.

Поможем мышке? Откройте учебник и ознакомьтесь со статьёй.

-Что же такое диаграмма?

- Для чего в жизни нужно уметь строить диаграммы?

Существуют разные виды диаграмм. Узнать виды мы можем двумя способами:

- Первый: я вам все расскажу.

- Второй: вы попытаетесь сами найти ответы на интересующие вас вопросы.

- Какой вариант выберете вы и почему?

(Детям выдаётся информационный лист)

 -Какие виды диаграмм есть?

-Какая диаграмма изображена на странице учебника?

-Что такое масштаб?

Выполним №81 с.16 [2]

Давайте вспомним кто помог первым детям скрыться от погони?

До недавнего времени в восточных районах Вологодской области такой кисель варили обязательно на вечерней и утренней заре, используя для этого деревянную посуду, в которую опускали раскалённые камни и помещали кисель лодочным  веслом. [1] (За правильные ответы команды получают голубые полоски)

Что бы и в этот раз речка нам помогла, нам нужно выполнить задание.

1)У каждой команды на столе лежит карта России и лист с диаграммой. Вам нужно сейчас:

2) Найти реки России,  которые представлены на диаграмме и назвать какие города расположены по берегам этих рек. (Учитель на карте ещё раз показывает реки и города)

Узнать на каком месте по длине, согласно этим данным, находится река Амур?Начало формы

Давайте немного отдохнём и выполним задание речки.

От зелёного причала

Оттолкнулся теплоход.

Раз-два.

Он назад шагнул сначала.

Раз-два.

А потом шагнул вперёд.

Раз-два.

И потом поплыл по речке,

Набирая полный ход.

-Давайте вспомним какое дерево помогло девочке? (Просмотр фрагмента мультфильма)

В Древней Руси яблоня является символом здоровья, жизненной силы,  красоты, мудрости.(Молодильные яблоки, живильные, яблоки Гесперид и т.д.

- Чтобы дерево помогло нам нужно выполнить задания. (За правильные ответы команды получают фишки в виде яблок.) [1]

№82 с.17 [2]

№83 с.17 [2]

Читают статью и отвечают на вопрос.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Графическое представление данных, позволяет быстро оценить соотношение нескольких величин.

 

 

 

 

 

Речка

Настроимся на самостоятельный поиск информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют физкультминутку.

Встать из-за парты.

Шаг назад

Шаг вперёд.

Волнообразные движения руками.

Ходьба на месте.

 

 

Яблоня

 

Внимательно слушают и выполняют задания.

 

Коммуникативные:

умение слушать и понимать других, высказывать свое мнение и аргументировать свой ответ.

Личностные:

умение сотрудничать в совместном решении проблемы, участие в диалоге.

Познавательные:

умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя имеющиеся знания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные:

осуществление совместной двигательной деятельности в группе.

 

V. Закрепление нового материала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Историческая справка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Проектная работа

 Мы собрали с вами информацию о диаграммах и на практике потренировались работать с ними?

- Предлагаю вам сейчас составить алгоритм построения диаграмм.

(На партах каждой команды листочек с  алгоритмом, дети выбирают , что делаем сначала, дальше.)

– Кто помог детям в последний раз?

Раньше наши предки при помощи печи совершали обряд, который назывался перепечение. Данный обряд сохранился на Русском Севере вплоть до наших дней. Считается, что если грудной ребёнок перепутал день с ночью, постоянно плачет, болеет, то его как-бы подменили и необходимо это дитя перепечь. Данный обряд проводят два человека- самая старая женщина в доме и самый маленький, способный стоять на ногах, ребёнок. Сам ребёнок ничего не делает, он просто присутствует при обряде. Бабка же, привязав младенца к хлебной лопате,  трижды засовывает его в  тёплую русскую печку, приговаривая при этом: «Перепекаем подмена, выпекаем русака». После этого ребёнок считается доведённым до  необходимого состояния и как бы заново родился. [1]

Давайте отблагодарим её и покажем как мы усвоили урок.

Каждая команда выходит со своим проектом и защищает его, задавая вопросы по диаграммам учащимся других команд. (За правильные ответы команды получают фишки в виде пирожка)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Печка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Каждая команда придумывает сюжет и на листе А3 цветными карандашами составляет диаграмму, а затем на отдельном листочке вопросы к ней.

Коммуникативные:

сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение.

 

 

Личностные:

участие в диалоге, умение слушать и понимать других.

 

Регулятивные:

 

умение определять цель деятельности на уроке.

VI.Итоги урока. Рефлексия Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок.

-Что нового узнали на уроке?

-Что оказалось полезным?

-Что осталось непонятным?

Вот мы и подошли к дому наших героев.(На доске ватман на котором нарисован дом.)

Оцените свою деятельность на уроке.

У каждой команды на партах лежат цветные кирпичики. У кого все получилось и вы довольны своей работой, возьмите в руки красный кирпичик. У кого были трудности и не все получалось нужно еще поработать над этой темой, возьмите жёлтый  кирпичик Кто не понял тему сегодняшнего урока возьмите коричневый кирпичик.

Подойдите к доске и приклейте свои кирпичики на домик.

-Что у нас получилось?

Глядя на получившуюся диаграмму, на какие вопросы мы можем ответить?

Давайте вспомним наш девиз. Какой большой успех  ждал нас в конце урока?

Выставление оценок за урок.

Отвечают на вопросы

 

 

Дети приклеивают свои кирпичики на нарисованный домик.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диаграмма

Ответы детей.

 

Диаграмма

 

 

Ответы детей

Регулятивные: умение выделять и осознавать то, что усвоено на уроке, умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию, подведение итогов своей познавательной, учебной, практической деятельности.

VII.Домашнее задание Инструктаж по выполнению домашнего задания

С.18, №15 для всех [2]

По желанию на платформе «Учи.ру» выполнить карточки. https://uchi.ru/teachers/groups/8301762/subjects/1/course_programs/4/lessons/1589 Тема «Столбчатые диаграммы»

Задают уточняющие вопросы

 

 

Список литературы

1.              https://stihi.ru/2012/08/01/7398

2.              Математика 4 класс. Учеб.для общеобразовательных организаций. В 2 ч. 34Ч. 2/  [М. И. Моро, М. А.Бантова, Г. В. Бельтжова и др.]. – 4е изд. – М: Просвещение, 2015. – (Школа России). – 128с.: ил.


 

3.              Скачано с www.znanio.ru

Автор: Компаниец Валерия Игоревна, учитель начальных классов

Автор: Компаниец Валерия Игоревна, учитель начальных классов

Данный урок разработан в соответствии с

Данный урок разработан в соответствии с

В известной сказке мы найдём друзей себе новых

В известной сказке мы найдём друзей себе новых

Сравнение площади прямоугольников

Сравнение площади прямоугольников

Практическая работа (под руководством учителя) 3

Практическая работа (под руководством учителя) 3

Физкультминутка 4

Физкультминутка 4

Читают статью и отвечают на вопрос

Читают статью и отвечают на вопрос

Проектная работа Мы собрали с вами информацию о диаграммах и на практике потренировались работать с ними? -

Проектная работа Мы собрали с вами информацию о диаграммах и на практике потренировались работать с ними? -

VI .Итоги урока. Рефлексия

VI .Итоги урока. Рефлексия
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.05.2022