Автор: Компаниец Валерия Игоревна, учитель начальных классов.
Организация: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 имени Екатерины Ивановны Гришко муниципального образования Щербиновский район станица Старощербиновская
Страна: Россия
Край: Краснодарский
Щербиновский район станица Старощербиновская
Методическая разработка интегрированного урока математики и литературного чтения в 4 классе
(программа Школа России), подготовленная с использованием современных педагогических технологий.
Номинация: Методическая разработка урока с использованием проектной технологии
Тема: «Сбор и представление данных. Диаграмма».
Тип урока: Освоение новых знаний и способов действий.
Цель: создание условий для организации деятельности обучающихся по ознакомлению с понятием «Диаграмма», со способом построения линейных и столбчатых диаграмм, чтением диаграмм.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- знакомство с понятием «Диаграмма», со способом построения линейных и столбчатых диаграмм, чтение диаграмм.
- решение текстовых задач;
- представление, анализ и интерпретация данных.
Оборудование: ПК, проектор, репродукция картины «Гуси- лебеди», мультфильм «Гуси-лебеди», раздаточный материал, фишки. Учебник: М. Моро «Математика» 4 класс, часть 1., карта России, атласы.
Формы работы учащихся. Фронтальная, индивидуальная, работа в группах.
Данный урок разработан в соответствии с ФГОС НОО. На уроке формируется совокупность универсальных учебных действий (УУД).
Используемые технологии: системно-деятельностный подход, информационно-коммуникационные технологии, проектная технология, личностно-ориентированные, здоровье - сберегающие технологии.
Прогнозируемые результаты урока.
Предметные. В конце урока ученики:
1. Узнают способ построения линейных и столбчатых диаграмм.
2. Научаться читать диаграммы и составлять к ним вопросы.
Метапредметные. В конце урока ученики:
1. Умеют ставить учебную задачу и самостоятельно формулировать выводы.
2. Умеют слушать собеседника, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.
Личностные. В конце урока ученики:
Умеют сотрудничать с учителем и сверстниками.
Ход урока
Этапы урока. Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Формируемые УУД |
I.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. (Орг.момент) Эмоциональная психологическая и мотивационная подготовка обучающихся к усвоению изучаемого материала. |
Все
расселись по местам, никому не тесно, Вы проверьте-ка, ребята Всё ль на месте, Всё ль в порядке: Ручка, книжка и тетрадки? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Начинаем мы опять Решать, отгадывать, смекать. Куда мы с вами попадём – Узнаете вы скоро. В известной сказке мы найдём друзей себе новых. А девизом нашего урока: «В единстве наша сила, мощь и знания». Как вы понимаете это выражение? -Сегодня на уроке мы совершим увлекательнейшее путешествие в сказку. В какую сказку, вы догадайтесь, посмотрев на доску. (На доске репродукция картины) -Кто знает как называется изображённая но доске репродукция? - Кто является художником картины «Гуси-лебеди»? -Кто автор этой сказки? -Перечислите главных героев сказки. - Какую ошибку совершила девочка? Сегодня мы будем помогать нашей главной героине спасти своего младшего брата. |
Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку.
Объясняют смысл высказываний.
«Гуси -лебеди»
Константин Васильев Русский народ. (Девочка, мальчик, гуси-лебеди, печка, яблоька, речка, мышка, Баба Яга. Ослушалась родителей. |
Регулятивные: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. Коммуникативные: умение включится в урок.
Коммуникативные: умение строить речевое высказывание, умение слушать и понимать других, высказывать свое мнение и аргументировать свой ответ, сотрудничество с учителем и детьми. Познавательные: дают ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на других уроках. |
II. Сообщение темы и цели урока Просмотр фрагмента мультфильма (гуси-лебеди улетают с мальчиком) |
Ребята, гуси-лебеди оставили нам шифр. Если мы его разгадаем, то узнаем с какими трудностями нам предстоит столкнуться во время сказочного путешествия. |
|
|
III. Актуализация знаний Устный счёт: 1)Цепочка 2) Сравнение площади прямоугольников |
Карточки на сайте «Я Класс» https://www.yaklass.ru/p/matematika/3-klass/trekhznachnye-chisla-chisla-do-tysiachi-17111/vypolniaem-umnozhenie-i-delenie-trekhznachnogo-chisla-na-odnoznachnoe-chi_-16616/re-8bc7e2e3-abe4-4943-83f2-1e65570dbe77/pe?resultId=3710884163&c=1 Карточка на сайте «Учи.ру» https://uchi.ru/teachers/groups/8301762/subjects/1/course_programs/3/cards/208222 И так, тема нашего сегодняшнего урока: «Диаграммы». Пока мы разгадывали шифр, наша героиня подошла к незнакомой избушке. (Просмотр фрагмента мультфильма на основе русской народной сказке.)
|
За каждый правильный ответ команды получают фишку с буквой. Выигрывает та команда, которая первой соберёт слово. |
Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме, сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение, умение слушать и понимать других, аргументировать, осуществление совместной деятельности в группе. Познавательные: умение сформулировать проблему. Личностные: умение сотрудничать в совместном решении проблемы, понимать точку зрения другого. Регулятивные: умение определять цель деятельности на уроке.
|
IV. Изучение нового материала 1.Знакомство с понятием «диаграмма» (статья учебника).
2.Практическая работа (под руководством учителя)
3.Историческая справка
4.Физкультминутка
4.Историческая справка |
Ребята, давайте вспомним, кто первым оказал помощь девочке, в доме Бабы Яги? В наказание Баба Яга заставила мышь прочитать учебник на стр.16 и найти ответ на вопрос что такое диаграмма? Если мышка этого не сделает, то она ее съест. Поможем мышке? Откройте учебник и ознакомьтесь со статьёй. -Что же такое диаграмма? - Для чего в жизни нужно уметь строить диаграммы? Существуют разные виды диаграмм. Узнать виды мы можем двумя способами: - Первый: я вам все расскажу. - Второй: вы попытаетесь сами найти ответы на интересующие вас вопросы. - Какой вариант выберете вы и почему? (Детям выдаётся информационный лист) -Какие виды диаграмм есть? -Какая диаграмма изображена на странице учебника? -Что такое масштаб? Выполним №81 с.16 [2] Давайте вспомним кто помог первым детям скрыться от погони? До недавнего времени в восточных районах Вологодской области такой кисель варили обязательно на вечерней и утренней заре, используя для этого деревянную посуду, в которую опускали раскалённые камни и помещали кисель лодочным веслом. [1] (За правильные ответы команды получают голубые полоски) Что бы и в этот раз речка нам помогла, нам нужно выполнить задание. 1)У каждой команды на столе лежит карта России и лист с диаграммой. Вам нужно сейчас: 2) Найти реки России, которые представлены на диаграмме и назвать какие города расположены по берегам этих рек. (Учитель на карте ещё раз показывает реки и города) Узнать на каком месте по длине, согласно этим данным, находится река Амур?Начало формы Давайте немного отдохнём и выполним задание речки. От зелёного причала Оттолкнулся теплоход. Раз-два. Он назад шагнул сначала. Раз-два. А потом шагнул вперёд. Раз-два. И потом поплыл по речке, Набирая полный ход. -Давайте вспомним какое дерево помогло девочке? (Просмотр фрагмента мультфильма) В Древней Руси яблоня является символом здоровья, жизненной силы, красоты, мудрости.(Молодильные яблоки, живильные, яблоки Гесперид и т.д. - Чтобы дерево помогло нам нужно выполнить задания. (За правильные ответы команды получают фишки в виде яблок.) [1] №82 с.17 [2] №83 с.17 [2] |
Читают статью и отвечают на вопрос.
Графическое представление данных, позволяет быстро оценить соотношение нескольких величин.
Речка Настроимся на самостоятельный поиск информации.
Выполняют физкультминутку. Встать из-за парты. Шаг назад Шаг вперёд. Волнообразные движения руками. Ходьба на месте.
Яблоня
Внимательно слушают и выполняют задания.
|
Коммуникативные: умение слушать и понимать других, высказывать свое мнение и аргументировать свой ответ. Личностные: умение сотрудничать в совместном решении проблемы, участие в диалоге. Познавательные: умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя имеющиеся знания.
Коммуникативные: осуществление совместной двигательной деятельности в группе.
|
V. Закрепление нового материала
1.Историческая справка
2.Проектная работа |
Мы собрали с вами информацию о диаграммах и на практике потренировались работать с ними? - Предлагаю вам сейчас составить алгоритм построения диаграмм. (На партах каждой команды листочек с алгоритмом, дети выбирают , что делаем сначала, дальше.) – Кто помог детям в последний раз? Раньше наши предки при помощи печи совершали обряд, который назывался перепечение. Данный обряд сохранился на Русском Севере вплоть до наших дней. Считается, что если грудной ребёнок перепутал день с ночью, постоянно плачет, болеет, то его как-бы подменили и необходимо это дитя перепечь. Данный обряд проводят два человека- самая старая женщина в доме и самый маленький, способный стоять на ногах, ребёнок. Сам ребёнок ничего не делает, он просто присутствует при обряде. Бабка же, привязав младенца к хлебной лопате, трижды засовывает его в тёплую русскую печку, приговаривая при этом: «Перепекаем подмена, выпекаем русака». После этого ребёнок считается доведённым до необходимого состояния и как бы заново родился. [1] Давайте отблагодарим её и покажем как мы усвоили урок. Каждая команда выходит со своим проектом и защищает его, задавая вопросы по диаграммам учащимся других команд. (За правильные ответы команды получают фишки в виде пирожка) |
Печка
Каждая команда придумывает сюжет и на листе А3 цветными карандашами составляет диаграмму, а затем на отдельном листочке вопросы к ней. |
Коммуникативные: сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение.
Личностные: участие в диалоге, умение слушать и понимать других.
Регулятивные:
умение определять цель деятельности на уроке. |
VI.Итоги урока. Рефлексия Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок. |
-Что нового узнали на уроке? -Что оказалось полезным? -Что осталось непонятным? Вот мы и подошли к дому наших героев.(На доске ватман на котором нарисован дом.) Оцените свою деятельность на уроке. У каждой команды на партах лежат цветные кирпичики. У кого все получилось и вы довольны своей работой, возьмите в руки красный кирпичик. У кого были трудности и не все получалось нужно еще поработать над этой темой, возьмите жёлтый кирпичик Кто не понял тему сегодняшнего урока возьмите коричневый кирпичик. Подойдите к доске и приклейте свои кирпичики на домик. -Что у нас получилось? Глядя на получившуюся диаграмму, на какие вопросы мы можем ответить? Давайте вспомним наш девиз. Какой большой успех ждал нас в конце урока? Выставление оценок за урок. |
Отвечают на вопросы
Дети приклеивают свои кирпичики на нарисованный домик.
Диаграмма Ответы детей.
Диаграмма
Ответы детей |
Регулятивные: умение выделять и осознавать то, что усвоено на уроке, умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию, подведение итогов своей познавательной, учебной, практической деятельности. |
VII.Домашнее задание Инструктаж по выполнению домашнего задания |
С.18, №15 для всех [2] По желанию на платформе «Учи.ру» выполнить карточки. https://uchi.ru/teachers/groups/8301762/subjects/1/course_programs/4/lessons/1589 Тема «Столбчатые диаграммы» |
Задают уточняющие вопросы |
|
Список литературы
1. https://stihi.ru/2012/08/01/7398
2. Математика 4 класс. Учеб.для общеобразовательных организаций. В 2 ч. 34Ч. 2/ [М. И. Моро, М. А.Бантова, Г. В. Бельтжова и др.]. – 4е изд. – М: Просвещение, 2015. – (Школа России). – 128с.: ил.
3. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.