Урок окружающего мира. 2 класс. "Наша држная семья"

  • docx
  • 10.06.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ок мир Наша дружная семья.docx

Конспект открытого урока окружающего мира  во 2 классе (ФГОС)

Тема: «Наша дружная семья»

 

             Предмет, класс: Окружающий мир 2 класс

 

УМК:  «Школа России», автор Плешаков А.А.

 

Тема: "Наша дружная семья"

 

Цель урока: 1 .Ввести понятие  «семья», «общение», « культура общения в семье»..

Задачи:

·       обсудить с детьми правила культурного общения в семье;

·       формировать навыки культурного общения, навыки по сплоченности детского коллектива;

·       .развивать устную речь учащихся;

·       воспитывать внимательное и уважительное отношение к родителям и старшему поколению.

 

Планируемые результаты:

Личностные - формирование положительного отношение к учёбе и своим знаниям, развитие творческого воображения, ценностного отношения к своему здоровью.

Метапредметные:

  • Регулятивные универсальные учебные действия (УУД) - организация учащимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.
  • Познавательные УУД умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос.
  • Коммуникативные УУДумение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение работать в группе, оказывать взаимопомощь.

Предметные - уточнить представления о семье, кто является членом семьи, кто такие родственники, воспитывать чувство гордости за свою семью.

 

Учебно-методическое обеспечение: Учебник « Окружающего мира», 2 кл./ А.А.Плешаков/.: Москва «Просвящение», 2016.

Необходимое оборудование и материалы для урока:

компьютер, мультимедийный проектор, экран, колонки, презентация,

раздаточный материал для групповой  работы

 

           Оборудование

1.    Фотографии семей учащихся.

2.    Компьютер, мультимедиапроектор, интерактивная доска.

3.    Презентация.

4.    Название темы урока: «Наша дружная семья».

5.    Карточки с пословицами

6.    Толковые словари С. И. Ожегова, закладки со словами «поколение», «традиции»

7.    Отгадки к загадкам на магнитах, магнитная доска

8.    Оборудование для клумбы ( цветочки) .               

 

Ход урока:


I. Организация класса

 

Собирайтесь, дети, в круг.

Я-твой друг и ты -мой друг.

Крепко за руки возьмитесь

И друг другу улыбнитесь!

Посмотрю на ваши лица,

С кем бы мне здесь подружиться?.


II. Актуализация знаний.

- Посмотрите на доску. Разгадайте кроссворд.  7-я.


- - Кто догадался какая будет тема урока?

- Какие цели поставим перед собой ?

 - Узнать,  что такое семья ?

- Какие родственники входят в семью?

- Культура общения в семье.

- Отношение к старшему поколению в семье.

 /  Показ картинки «Семья»/

 Вопросы:

- Кто ты для мамы?

- Кто ты для бабушки ?

- У мамы есть сестра, она для тебя кто?

 -А у маминой сестры дети?

- Они для тебя кто?

 Мы называем членов семьи-родственники.

 Из словаря Ожегова:

 «Семья-группа , живущих вместе родственников» . 

   - Узнали , что такое семья, но не сказали ,что называется дружной семьей.        

III.    Самоопределение к деятельности

 

- А может ли человек жить один и называть себя семьей?
- Послушайте историю, которая произошла с одним мальчиком:
Давным-давно жил мальчик. Он жил совсем один. Его никто не воспитывал, никто не наказывал, ни с кем он не делился. И было этому мальчику очень грустно.

Однажды он отправился на берег моря. И вдруг ему навстречу вышел седой старик. И был очень старый, но очень мудрый.
 - Куда ты идешь?- спросил старик.
- Я иду искать место, где мне не будет так одиноко.
- Я знаю, как тебе помочь. Идем со мной, - предложил старик. Он привел мальчика в свой дом, где жили его дети, внуки, правнуки.
- Посмотри!- сказал старик. – Все мы живем в одном доме, вместе радуемся, вместе грустим, вместе едим то, что дала нам природа, помогаем друг другу. Оставайся! Я буду тебе дедом, мой сын и его жена станут тебе отцом и матерью, а мои внуки будут тебе братьями и сестрами.
       Мальчик остался, и через некоторое время понял, что только теперь научился радоваться и стал по- настоящему счастливым. А произошло это потому, что у него появилась СЕМЬЯ.

- Что же появилось у мальчика в семье? (общение)

- Совершенно верно. Мы начинаем изучать раздел: «ОБЩЕНИЕ» И поговорим сегодня о семье. Итак,  тема урока: «Наша дружная семья». /слайд 1/

- На уроке мы должны будем выяснить: Что такое семья?  Что объединяет членов семьи? Как называют членов семьи? Как называют людей одного возраста?

- А сейчас давайте выясним значения слов, о которых пойдёт речь на уроке.

 

IV. «Открытие» нового знания. Словарная работа /слайд 2/

 

1)- Прежде чем мы с вами начнем знакомиться с правилами общения и поведения в семье, давайте узнаем, а что же такое семья? Наш ученик Магомедов Саид  поработал дома с энциклопедией, словарем, Интернетом, и вот что у него получилось (выступление).

Дополнение учителя:

1. Семья́ - группа людей, которое связаны между собой брачными или родственными отношениями (а также отношениями по взятию детей на воспитание), общим бытом, взаимной моральной ответственностью

(Материал из Википедии — свободной энциклопедии  http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D0%BC%D1%8C%D1%8F)

Но мне ближе понятие, которое дано в словаре Ожегова.

2. Семья - это группа живущих вместе близких родственников. (вывешивается определение на доске)

3. В слове «семья», скрыто слово «семь», это означает, что раньше семья состояла не из 3-4 человек, а из 6-7. - Старинная семья

Но и в наше время есть очень большие семьи, например Испанская семья

                                                                                                        Американская семья

- Ребята, а вы знаете, что и в нашем классе у некоторых ребят большие семьи. Слово предоставляем Курбановой Амине. Она расскажет о своей большой и дружной семье.

 

2)Работа   в группах

Каждая группа получает   пословицы.  Им  необходимо собрать пословицы.

3) Работа с учебником.

- Рассмотрите рисунок в учебнике на с. 42 и расскажите, как проводят свободное время в семье Сережи и Нади.

- Как вы думаете, что такое культура общения? (Вежливая речь, культурное поведение, доброе, уважительное отношение к человеку)

- Нужна ли она в семье? Почему? (Культура общения нужна нам, чтобы семья была дружная и счастливая)

- Можно ли обижать того, кто тебя любит? ( Нельзя, потому что они любят и заботятся о нас)

- Семья – это семь я, а значит, семья – это постоянная помощь и поддержка друг другу.

- Рассмотрите на с. 43 учебника и расскажите, как взрослые помогают детям и дети взрослым в семье Сережи и Нади.

- Фишками накройте те картинки, на которых изображено то, что бывает в твоей семье.(практическая работа)

- А как еще помогают  друг другу в семье? Расскажите о своих домашних обязанностях. (выступление).

-А кто живет в одной семье с бабушками или дедушками? Расскажите о них. (выступление Ахмедова М.).

 

V.Первичное закрепление.

 

Самостоятельная работа в группах «Признаки дружной семьи» с последующей проверкой по слайду 3

 

- А теперь давайте подумаем, что же объединяет всех членов семьи. Для этого прочитайте предложения на доске и найдите те, которые могут быть признаком хорошей и дружной семьи-1 ряд и не могут – 2 ряд:

1. Члены семьи каждый день ссорятся, обижают друг друга.

2. Члены семьи любят и  не обижают друг друга.

3. Живут в одной квартире.

4. Для каждого члена семьи своя отдельная квартира.

5. Вместе занимаются домашним хозяйством.

6. Каждый член семьи отдыхает отдельно.

7. Вместе распределяют деньги на покупки.

8. Вместе отдыхают и проводят свое свободное время.

9. У каждого свой кошелек.

10. У каждого члена семьи свое хозяйство.

И дополнительное задание группам составить Семейные традиции. Затем каждая группа  защищает свой проект у доски .

Работа  над понятием «семейные традиции»

-Какие примеры семейных традиций вы можете привести?

-Семейное чтение, семейные обеды, семейные походы ,собирание марок или занятие спортом.

- Ничто так не сближает членов семьи, как семейные традиции. Сколько прекрасных традиций живёт в семьях!   

 

 

VI.Физкультминутка Актуализация знаний (слайд 4)

Физминутка

«Этот пальчик-дедушка,

Этот пальчик-бабушка,

Этот пальчик-папочка,

Этот пальчик-мамочка,

А вот этот пальчик – я,

Вместе - дружная семья»

Загадки:

1. Она  лучше всех на свете,

Без нее прожить нельзя.

Есть она у Кати, Пети

И, конечно, у меня. (мама)

 

2. Шкаф тяжелый кто подвинет?
Кто розетки нам починит,
Кто все полочки прибьет,
В ванной утром кто поет?
Кто в машине за рулем?
На футбол мы с кем пойдем? (папа)

 

3. На него смотрю всегда

И беру с него пример.

Он  на папу так похож!

Но только с сединой – и что ж? (дедушка)

 

4. У мамы работа, у папы работа,

У них для меня остается суббота!

А  с нею я дома всегда,

Она не ругает меня никогда! (бабушка)

 

5. Маме на радость, папе в награду,

Он появился, наследник – отрада.

Родной, несмышленый, пуговки–глазки –

Ему все вниманье, забота и ласки. (сын)

 

6. Радость в глазах, в глазах удивленье,

В семье у нас нынче еще прибавленье!

В доме у нас появилась девчонка!

Теперь я ей брат, а она мне …(сестренка)

 

7. Она все на свете помнит и знает

И бабушка мамой ее называет!

И часто приходят к ней в дом доктора

Она же мне пра…, она же мне пра… (бабушка)

 

8. У мамы сестра

Веселей не найдете!

Ей очень горжусь

Ведь она моя … (тетя)

 

9. К нам приехал папин брат.

Встрече с ним я очень рад!

Он твердит,  в глаза мне глядя:

«Руку жми, ведь я твой…(дядя)

 

10.В мультфильме по сказке Владимира Сутеева «Мешок яблок» заяц часто повторял, что его дома ждут: « …четыре сыночка и лапочка-…»   (дочка)

 

11 Переведи на русский язык: der Bruder (брат)

 

12 Как называют  сына брата или сестры? (племянник)

 

Первичное закрепление. Работа с отгадками

- Соберите в группы людей одного поколения. Разворачивание дискуссии по проблеме: к какому поколению отнести сестренку и брата

 

VII. Продолжение работы по теме урока. Знакомство с традициями семей

(слайд 5)

 

- Ничто так не сближает членов семьи, как семейные традиции. Сколько прекрасных традиций живёт в семьях!   

.

VIII. Рефлексия (слайд 6).Проектная творческая деятельность.

 

«Посадка» клумбы класса.

-Дружная семья бывает не только дома,

но и в классе.

- Сейчас предлагаю посадить нашу клумбу, за которым мы будем вместе ухаживать. У каждого есть цветочки, напишите свое имя и фамилию и прикрепите его на дерево.

-Что вам понравилось больше всего? Что нового узнали

(Дети выполняют работу под фонограмму песни «Моя семья»

 

IX.  Подведение итогов урока

 

-Оцените свои достижения на уроке. (Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)

 

X. Домашнее задание.

 

Учебник : стр.42-45,

Рабочая тетрадь:  стр.25. № 3, 5

Творческое задание: Выполнить проект «Семейные традиции»


 

Скачано с www.znanio.ru