Открытый урок
по окружающему миру
Тема: Растениеводство родного края
Цель: познакомить детей с растениеводством как отраслью народного хозяйства; познакомить детей с зерновыми растениями; объяснить, какое значение для человека имеют технические и овощные растения; развивать наблюдательность, внимание, мышление; воспитывать любовь к труду и людям.
Формируемые УУД:
познавательные — самостоятельно находить информацию в материалах учебников, делать обобщения, выводы;
коммуникативные — с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
регулятивные — формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала;
личностные — проводить самооценку своих действий.
Оборудование: таблицы с изображением зерновых растений, технических и овощных культур, гербарий полевых культур, рисунки и фотографии с изображением растений, предметы (морковь, картофель, гречневая крупа, белый хлеб, чёрный хлеб, подсолнечное масло, яблоко, груша).
Ход урока
I. Организационный момент
Вот звонок нам дал сигнал:
Он учиться нас позвал,
А мы время не теряем
И урок наш начинаем.
Мы работать будем дружно,
Чтоб услышать нам в конце,
Что ребята в нашем классе
Все, конечно, молодцы!
– Проверим готовность к уроку
1. Наблюдение за природными явлениями.
· Какое сегодня небо?
· Какая температура воздуха?
· Идет ли дождь?
· Какие природные явления привлекли ваше внимание, когда вы шли в школу?
II. Актуализация опорных знаний
1. Кроссворд
|
б |
е |
р |
е |
г |
|
||||
|
о |
з |
е |
р |
о |
|||||
|
г |
о |
л |
о |
в |
а |
с |
т |
и |
к |
|
к |
о |
м |
а |
р |
|
|
|||
н |
у |
т |
р |
и |
я |
|||||
р |
о |
г |
о |
з |
|
Вопросы кроссворда
1. Назовите место, от которого озеро начинает мелеть (берег).
2. Как называется водоем, который образуется в природных углублениях на поверхности Земли? (Озеро)
3. Детеныш лягушки. (Головастик)
4. Назовите насекомое, которое живет на болоте.
Люди все его боятся —
Очень любит он кусаться,
Хоть и маленький бандит,
А когда летит — пищит. (Комар)
5. Животное, которое селится на болотах (Нутрия)
6. Растение, часто называемое камышом, с мягким коричневым наконечником на стебле. (Рогоз.)
- Что такое болото? (Болото – это участок ландшафта, который характеризуется избыточным увлажнением поверхности, влаголюбивым растительным покровом и наличием торфа.)
- Как образуются болота? (Болота возникают двумя основными путями: из-за заболачивания почвы или же из-за зарастания водоёмов. ... Болота образуются на плоских участках с неглубоким дренажом или в понижениях с замедленным стоком.)
- А что такое торф? (Торф — ценное полезное ископаемое. Он образуется в болотах из остатков мха, травянистой растительности. В процессе образования торфа участвуют древесина и листья сосны, ели, ивы, березы, корни тростника, осоки, хвоща, пушицы. Также кора вересковых кустарников.)
- Чем опасно болото? (Самым опасным местом на болоте является трясина, или топь, — заросший водоём, поверхность которого покрыта мхом и яркой зелёной травой. Трясина чрезвычайно опасна, она засасывает человека на дно. Если вы предполагаете, что перед вами топь, обойдите этот участок пути.)
III. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте два определения одного и того же понятия. О чем идет речь? (О растениеводстве.)
1) Одна из основных отраслей сельского хозяйства, занимающаяся главным образом возделыванием культурных растений.
2) Возделывание культурных растений с целью их использования как источника продуктов питания, получения продукции для кормовых целей, а также сырья для промышленности и иных, в том числе декоративных, целей.
— Прочитаем тему урока, записанную на доске. («Растениеводство родного края».)
- Вы сможете попробовать себя в роли людей, занимающихся выращиванием растений. Для того, чтобы узнать, как называется эта профессия, давайте разгадаем ребус:
- Молодцы. Используя словарь, узнаем, кто такой агроном.
- Агроном - это специалист по сельскому хозяйству, преимущественно в области земледелия.
- Зачем люди занимаются растениеводством?
IV. Открытие нового знания
1. Рассказ учителя
В далекой древности первобытный человек занимался охотой и собирательством. Ведь для того чтобы жить, человеку надо есть. Успех охоты и собирательства во многом зависел от капризов природы: то лесной пожар погубит деревья со съедобными плодами и прогонит зверей, то засуха уничтожит траву, которая давала людям зерна и корешки... И вот однажды женщины заметили, что в том месте, где обычно на каменной терке перетирали зерна, выросли колоски с такими же зернами. Они догадались, что это проросли случайно рассыпанные зернышки. Попробовали специально рассыпать зерна — получилось, да еще как: где упало зерно, вырос целый колосок, а то и несколько. Теперь уже можно было выращивать растения рядом с домом, а не бродить в поисках по лесам и лугам. Случалось так, что мужчины, убив на охоте дикую свинью, приносили домой ее поросят. Детенышей помещали в загон, кормили их, растили. Так возникли земледелие и скотоводство. Время шло, развивался человек, совершенствовалось земледелие — все разнообразнее становились растения, которые он выращивал. Вырастить хороший урожай — дело непростое, для этого очень много надо знать. Знать, когда пахать землю, когда сажать, поливать, что необходимо растениям для хорошего роста, когда убирать созревшие плоды. Так образовалась наука — растениеводство.
V. Первичное закрепление
2. Сообщения учащихся
Растениеводство делится на несколько основных отраслей: полеводство, овощеводство, плодоводство и цветоводство.
ПОЛЕВОДСТВО
Полеводство – это выращивание полевых культур. Главные полевые культуры – зерновые. К ним относятся пшеница, рожь, овес, ячмень, просо, кукуруза, гречиха.
Из пшеничной муки пекут белый хлеб, из ржаной – черный. Из зерен овса делают овсяные хлопья. Ячмень дает перловую крупу, просо- просяную крупу (пшено), гречиха – гречневую крупу.
Кукурузу на зерно выращивают в южных районах (это теплолюбивая культура). В более северных районах зерно кукурузы не вызревает, поэтому здесь из нее получают силос.
- Представьте, что на улице теплая ранняя осень, мы с вами оказались в поле. Оно полностью засеяно разными зерновыми культурами…
Раскинулось поле широким простором.
Его не объять мне своим ясным взором.
Сплетается с небом незримою гранью,
Меня поражает и ширью, и далью.
И в небе над нивой колосьев искристых
Блестящее солнце сияет лучисто.
Как волнами, ветер по нивам гуляет,
Желанной прохладой холмы одевает.
О чем то украдкой с травой говорит
И смело во ржи золотистой шумит.
В овражке звенит голосистый родник,
Он мысли мои, как любовь бередит.
Люблю я широкое русское поле.
Мне нравится думать и жить на просторе.
-Какое настроение вам передало это стихотворение? (Мы перенеслись в широкое поле с бескрайними просторами, а на нем растут зерновые культуры)
- Познакомимся как выглядят зерновые культуры.
Пшеница. Однолетние травянистые растения 30—150 см высотой. Стебли прямостоячие, полые.
Овес - метелка, состоящая из крупных колосков с большими кроющими чешуями, нередко замыкающими цветы.
Кукуруза — высокорослое однолетнее травянистое растение, достигающее высоты 3 м.
Кукурузу выращивают для получения початков со съедобными зернами. Является самым важным зерном после пшеницы и риса
Рожь - однолетнее травянистое растение с соцветием в виде двухрядного плотного сложного колоса.
Ячмень - колоски одноцветковые, собранные пучками по 3—2 в длинный верхушечный сложный колос.
Просо - соцветие метельчатое, с длинными веточками. Колоски сжатые со спинки, выпуклые с одной стороны и плоские с другой
Гречиха - цветки, собранные в рыхлые соцветия, могут иметь белую или розовую окраску. Они появляются в июле и привлекают множество пчёл.
- Другие полевые культуры – картофель, подсолнечник, лен.
Вы знаете, что клубни картофеля люди используют в пищу.
– О картофеле поговорим подробнее. Он родом из Южной Америки. В 1697 году Царь Пётр I привёз первые клубни в Россию. Крестьяне долго отказывались разводить картофель. Были даже картофельные бунты. Петербургские модницы украшали цветами свои причёски.
Идут они и на корм домашним животным. А на заводах из клубней картофеля получают крахмал. Из семян подсолнечника получают подсолнечное масло, а из льна – льняное волокно для изготовления тканей.
Как выращивают хлеб.
1.Трактористы для того, чтобы вырастить пшеницу - пашут плугом и рыхлят боронами землю.
2. Трактористы сеют зерно и удаляют с поля сорняки.
3. Агроном подскажет трактористам, что сеять, когда сеять, где сеять, пора ли землю поливать, какими удобрениями подкармливать.
4. Убирают ее с поля комбайнеры, а им помогают шоферы.
5. Чтобы мы с вами могли съесть мягкую вкусную булочку, пекарь печет хлеб на хлебозаводе или в пекарне
3. Конкурс пословиц
— Вспомните пословицы и поговорки о хлебе.
• Хлеб — всему голова.
• Без хлеба и медом сыт не будешь.
• Без соли, без хлеба — половина обеда.
• Был бы хлеб, а каша будет.
• Горька работа, зато сладок хлеб.
• Хлеб — батюшка, вода — матушка.
• Хлебом люди не шутят.
Кормовые культуры
Люди занимаются растениеводством не только для того, чтобы получать продукты питания, но и для того, чтобы обеспечить кормами домашних животных.
ОВОЩЕВОДСТВО
- Чем занимается эта отрасль?
Овощеводство – это выращивание овощных культур. Их много: капуста, морковь, томаты, огурцы, лук.
- Овощи выращивают не только на полях, но и на огородах (открытом грунте) и в теплицах (закрытом грунте). Многие овощеводческие хозяйства имеют целые городки из теплиц, в которых круглый год можно получать урожай.
Овощи играют огромную роль в питании человека. В них много витаминов, различных солей и других полезных для здоровья веществ. Такие овощи как лук, чеснок способны убивать болезнетворные микробы, потому что они содержат фитонциды. Не случайно их рекомендуют употреблять в пищу во время эпидемий гриппа в сыром виде.
- А сейчас послушайте небольшую сказочку.
Спор овощей
Жили-были старик со старухой. Дед по вечерам смотрел телевизор, а бабушка вязала ему носки. Скучно им стало так жить. Решили обзавестись огородом. Целыми днями на нем возились. Им очень нравилось, что время быстро пролетало и стало совсем не скучно. Пришло время сеять семена. Такое серьезное дело дед не доверил бабке. Сам поехал на базар, все купил. Решил бабулю не звать, а сам семена посеять. Но споткнулся, и все семена рассыпались по огороду. Пришел дед домой угрюмый. И говорит: "Как же теперь отыскать, где морковка, а где свекла!" "Не беспокойся, дед, - сказала бабка, - придет пора, сами догадаемся". Вот и осень наступила, пора собирать урожай. Смотрят старик со старухой, а овощи удались все такие красивые, спелые. Вот только спорят они друг с другом, кто из них лучше и полезней. - Я помидор, из меня получается вкусный томат. Я лучше всех. - А я всех полезней. Я - лук, спасаю от всех недуг. - А вот и нет. Я тоже витаминами богата. Я - тыква сладкая и очень вкусная, а еще я очень яркая и красивая. - Не одна ты красотой блещешь. Я - морковка красная, девица я прекрасная. Полезная и вкусная, всем очень нравлюсь. Долго спорили овощи, пока дед с бабкой не сказали: "Все вы главные, важные и полезные. Всех вас соберем, никого на грядке не оставим. Кто-то в кашу пойдет, кто-то в суп, а многие из вас и сырые съедобные и очень вкусные. Обрадовались овощи, засмеялись и захлопали".
ПЛОДОВОДСТВО
Плодоводство – это выращивание плодовых культур, дающих фрукты. Какие фруктово-ягодные деревья и кустарники вы знаете?
Наиболее распространены в нашей стране яблоня, груша, вишня, слива, смородина, земляника, малина, крыжовник. Вы хорошо знаете, что фрукты очень полезны для здоровья человека. Кроме того, они еще и очень вкусные.
- Рассматривание муляжей фруктов. Назовите фрукты которые вы видите.
ЦВЕТОВОДСТВО.
Цветоводство – это выращивание цветочных культур. Их выращивают для украшения парков, садов, различных помещений, для получения цветов на срезку. Одни растения выращивают в открытом грунте, другие – в теплицах, оранжереях, комнатах.
Заниматься цветоводством люди начали в глубокой древности. Интересно, что в саду Московского Кремля в 16-17 веках уже выращивали пионы, лилии, ирисы, тюльпаны. А в 18 веке, в 1704 году, в Петербурге был создан замечательный сад с красивейшими цветниками – Летний сад. Он и сейчас является украшением города.
Поразительно разнообразен мир цветов. И все они радуют людей своей красотой, делают жизнь человека счастливее.
- Почему одни цветы выращивают в открытом грунте, другие – в теплицах, а третьи - в комнате?
(В теплицах и комнатах цветы выращивают круглый год. А в открытом грунте выращивают растения, которые успевают отцвести до холодов. Большинство цветов теплолюбивые.)
VI. Физкультминутка
VII. Работа по новой теме
Выполнение заданий в рабочей тетради
— Выполним задание 2 на с. 87.
— Какие культуры относятся к полевым? (Овес, подсолнечник.)
— Какие культуры относятся к плодовым? (Яблоня, малина.)
— Какие культуры относятся к овощным? (Чеснок, свекла.)
— Какие культуры относятся к цветочным? (Калла, ромашка.)
— Выполните задание 3 на с. 87. Объясните свой выбор. (Ответ. В первой строчке лишнее слово «морковь». Это овощная культура среди полевых культур. Во второй строчке лишнее слово «слива». Это плодовая культура среди овощных культур. В третьей строчке лишнее слово «кукуруза». Это полевая культура среди плодовых культур. В четвертой строчке лишнее слово «огурец». Это овощная культура среди цветочных культур.)
Игра «Узнай меня»
(С закрытыми глазами учащиеся должны узнать овощ или фрукт на ощупь.)
Игра «Узнай растение»
— Угадайте растение и назовите отрасль растениеводства, которая занимается его выращиванием.
За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь очень гладкая,
На вкус, как сахар, сладкая. (Морковь, овощеводство.)
На сучках висят шары,
Посинели от жары. (Слива, плодоводство.)
Удивительное солнце,
В этом солнце сто оконцев.
Из оконцев тех глядят
Сотни маленьких галчат. (Подсолнечник, полеводство.)
Солнце жжет мою макушку,
Хочет сделать погремушку. (Мак, цветоводство.)
В поле — метелкой,
В мешке — жемчугом. (Рожь, полеводство.)
Расселась барыня на грядке,
Одета в шумные шелка.
Мы для нее готовим кадки
И крупной соли полмешка. (Капуста, овощеводство.)
Низок да колюч,
Сладок да не пахуч.
Ягоды сорвешь —
Всю руку обдерешь. (Крыжовник, плодоводство.)
Словарный диктант «Хорошо ли я запомнил?»
-Отрасль растениеводства, занимающаяся выращиванием зерновых культур. (Полеводство)
- Овощ с вытянутым оранжевым корнем. (Морковь)
-Второе название томата. (Помидор)
- Овощная культура, потребляющая большое количество воды, листья образуют кочан. (Капуста)
- Овощная культура, выращиваемая как в теплицах, так и в открытом грунте, имеет сочный зеленый продолговатый плод. (Огурец)
- Вьющееся растение, имеющее плоды в виде стручка и круглые семена. (Горох)
- Полевая культура, богатая крахмалом. (Картофель)
- Ягодная культура с плодами красного цвета. (Земляника)
VIII. Подведение итогов урока
Трудно представить нашу жизнь без растений, этих зелёных друзей человека. Растения кормят и одевают нас, очищают окружающий нас воздух, украшают наши жилища. Нам без них не прожить.
- Уроки разные бывают.
Каким же был у нас урок?
Согласны – слышу я хлопок,
А не согласны – помолчите,
И тихо-тихо посидите.
- Наш урок был:
-интересным;
-скучным-скучным;
-необычным;
-грустным-грустным;
-витаминным.
- За долгую зиму наш организм устаёт, ему необходима помощь. Ешьте побольше овощей и фруктов и получите за хорошую работу витаминные оценки! (Раздача яблок из корзины)
Домашнее задание
Составить коллекцию «Образцы круп»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.