УРОК—ОСНОВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ И ЕГО ПОСТРОЕНИЕ.
Оценка 4.8

УРОК—ОСНОВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ И ЕГО ПОСТРОЕНИЕ.

Оценка 4.8
docx
22.05.2021
УРОК—ОСНОВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ И ЕГО ПОСТРОЕНИЕ.
урок основная форма.docx

УРОК—ОСНОВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ

ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ

И ЕГО ПОСТРОЕНИЕ.

Главенствующее положение урока физической культуры (как основной формы занятий физическими упражнениями) определяется тем, что в нем заложены возможности для решения стратегических задач физической культуры—всестороннего, гармоничного развития учащихся, их направленной и эффективной подготовки к жизни (к трудовой деятельности, военной службе и др.). Относительно всех других форм физического воспитания, учащихся урок физической культуры имеет следующие преимущества:

1)    Является самой массовой формой организации, систематических занятий

школьников физическими упражнениями;

2)    Проводится на основе научно обоснованной программы физического

воспитания, рассчитанной на длительный срок обучения;

3)    Осуществляется под руководством педагогов по физической культуре и спорту

с учетом возрастно—половых и индивидуальных особенностей школьников;

4)    Способствует направленному развитию и физической подготовке учащихся,

оптимизации их физического состояния.

Требование к уроку. Урок физической культуры обладает особенностями, обусловленными возможностями учащихся разных классов, содержанием учебных программ, комплексностью решения педагогических, местом каждого урока в ряду других общеобразовательных уроков и в режиме учебного дня. Все это указывает на необходимость соблюдения ряда требований к его организации и проведению. К основным из них относится следующие.

1.     Четкость постановки целей и задач. Урок решает оздоровительные,

образовательные и воспитательные задачи. В ходе организации учебной деятельности на уроке преподаватель обеспечивает не только овладение двигательными умениями и навыками, развитие основных физических качеств, усвоение обязательного минимума знаний по физической культуре, но и содействует воспитанию личностных качеств учащихся (смелость, настойчивость, коллективизм и т. д.). формулировки задач урока, как правило, предельно конкретны, лаконичны, учитывают состав учащихся, их возраст, физическое развитие и подготовленность, обеспечивают преемственность предыдущих занятий с последующими и с возможно большей определенностью отражают планируемые конечные результаты. Оптимальное количество задач, решаемых на одном уроке, - не более 2—3.

2.     Соответствие состава учебного материала учебной программе и характеру

поставленных задач. Внепрограммный материал может использоваться лишь с целью индивидуализации обучения.

3.     Целесообразный отбор средств и методов обучения с учетом дидактической

 цели и задачи урока. Ни одна дидактическая цель или задача не может быть успешно решена без заранее обдуманного отбора учебного материала с учетом конкретных особенностей темы, с одной стороны, и достигнутого уровня подготовленности, возрастно—половых особенностей учащихся, с другой.

 

4.     Тесная связь уроков с предыдущими и последующими. Каждый урок имеет

преемственную связь по направленности педагогических задач, содержанию учебного материала, объемом и интенсивности нагрузок с последующими и предыдущими уроками.

5.     Сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы. Учебный

процесс становится эффективным только при условии учета индивидуальных особенностей, занимающихся и учебного материала.

6.     Постоянное видоизменение содержания урока, методика его организации и

 проведения. Разнообразие содержания, методики и процессуального обеспечения урока способствует формированию интереса у учащихся к занятиям физическими упражнениями и побуждает их к активной деятельности.

7.     Обеспечение травмобезопасности урока. Повышение травмоопасность урока

физической культуры обусловлено тем, что его специфическим содержанием является разнообразная двигательная деятельность на гимнастических снарядах, со снарядами и без снарядов. Неправильная организация учебно—воспитательного процесса может привести к различным травмам учащихся (ушибы, вывихи, сотрясения, переломы и др.). Хорошо продуманная организация урока, приемы и способы помощи и страховки, особое внимание, уделяемое упражнениям с повышенной травмоопасностью (соскоки с гимнастических снарядов, лазание по канату, метение гранаты др.), исключить травмирование на уроках.

8.     Постоянный контроль за ходом и результатами учебной деятельности

 учащихся. На каждом уроке обеспечиваются оперативное управление деятельностью учащихся. Оно осуществляется на основе анализа и оценки выполнения учебных заданий и реакции организма на нагрузки с учетом субъективных ощущений занимающихся.

 

Структура урока и характеристика его частей.

Каждый урок физической культуры состоит из трех функционально связанных составных частей: подготовительной, основной, заключительной. Последовательность этих частей отражает закономерности изменения работоспособности организма под влиянием физических нагрузок. В начале нагрузки организм преодолевает инерцию покоя за счет постепенного повышения функциональной работоспособности своих органов и систем. Это называется фазой врабатывания, которая соответствует подготовительной части урока. Затем достигнутый уровень функциональной работоспособности определенное время сохраняется с небольшими колебаниями в сторону ее увеличения и снижения. Это называется фазой устойчивой работоспособности, которая соответствует основной части урока. По мере расходования функциональных резервов рабочих органов и систем организма (сердечно—сосудистой, дыхательной, мышечной и др.) работоспособность занимающихся постепенно снижается. Это называется фазой истощения или утомления, которая соответствует заключительной части урока.

1.     Подготовительная часть урока. Основная ее цель—подготовить

 занимающихся к выполнению упражнений в основной части занятия. Исходя из этого в подготовительной части решаются следующие методические задачи:

 

 

     - обеспечение первоначальной организации занимающихся и их психического настроя на занятие;

     - активирование внимания и повышение эмоционального состояния занимающихся;

     - обеспечение общей функциональной готовности организма к активной мышечной деятельности (выполнение несложных физических упражнений);

     - обеспечение специальной готовности к первому виду упражнений основной части урока (выполнение подводящих и подготовительных упражнений.)

В подготовительной части урока включают игровые задания (2—3 мин) для активизации внимания и повышения эмоционального состояния занимающихся («Класс, смирно!», «Делай наоборот», «Мы не слышим», «Мы не видим» и др.), упражнения умеренной интенсивности, строевые упражнения, различные виды ходьбы, бега, упражнения в движении; комплекс общеразвивающих упражнений в строю и отдельные специально подготовительные упражнения (на месте в разомкнутом строю) без предметов, с предметами и отягощениями; упражнения на гимнастической стенке и скамейках и др.

      Упражнения с высокой интенсивностью не включаются в подготовительную часть, так как могут снизить работоспособность занимающихся.

      В комплекс средств для разминки включают упражнения поочередным воздействием на основные группы мышц и постепенным возрастанием нагрузки.

      Проводя уроки с одним и тем же классом (группой), следует стремиться разнообразить упражнения в подготовительной части, всегда включая в ее содержание элементы новизны. Разнообразие обеспечивается путем обновления в каждом занятии нескольких общеразвивающих упражнений; изменения исходных положений (стоя, сидя, на коленях, лежа); выполнение упражнений преимущественно с большой амплитудой и в разных направлениях и плоскостях, под счет и самостоятельно без счета—по заданию; применение упражнений с набивными мячами, гимнастическими палками, булавами и др.; применение различных построений.

      Рекомендуется такой порядок выполнения общеразвивающих упражнений: ходьба, бег, упражнения для рук и плеч, упражнения для туловища, упражнения для ног, прыжки, дыхательные упражнения и упражнения на расслабление.

      Общая продолжительность подготовительной части составляет 10—20% от общего времени урока и зависит от продолжительности занятия, вида учебного материала, температуры окружающей среды и др.

2.     Основная часть урока. Цель основной части—решение наиболее значимых

оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, предусмотренных учебной программой и планом данного урока.

      В основной части вначале разучиваются новые двигательные действия или их элементы. Закрепление и совершенствование усвоенных ранее навыков проводится в середине или конце основной части урока. Упражнения, требующие проявления скоростных, скоростно—силовых качеств, тонкой координации движений, выполняют в начале основной части урока, а упражнения, связанные с силой и выносливости, -в конце урока. Причем воспитание специальной выносливости, если она запланирована, осуществляется раньше, чем воспитание общей выносливости. Состав всех упражнений в основной части урока должен быть таким, чтобы они оказывали разностороннее влияние.

      Для поддержания эмоционального тонуса и закрепления пройденного на уроке материала преподавателю следует завершать основную часть подвижными играми и игровыми заданиями, и упражнениями с включением движений, разученных на уроке.

      Продолжительность основной части урока зависит от продолжительности занятия, объема и интенсивности нагрузки, пола и возраста занимающихся и др. В рамках школьного урока физической культуры она обычно длится 25—30 минут.

3.     Заключительная часть урока. Цель заключительной части урока—

постепенное снижение функциональной активности организма занимающихся и приведение его в относительно спокойное состояние. В соответствии с этой целью решаются ряд методических задач:

     - снижение физиологического возбуждения и излишнего напряжения отдельных групп мышц (медленный бег, спокойная ходьба, упражнения в глубоком дыхании и на расслабление, самомассаж);

     - регулирование эмоционального состояния (успокаивающие подвижные игры, игровые задания, упражнения на внимание);

     - подведение итогов урока с оценкой преподавателем результатов деятельности занимающихся (здесь необходимо предусмотреть дальнейшее стимулирование сознательной активности занимающихся на последующих уроках);

     - сообщение домашнего задания для самостоятельных занятий физическими упражнениями, для подтягивания «слабых мест».

      Длительность заключительной части урока 3—5 минут.

      Постановка задач. Перед каждым уроком обязательно должны ставиться конкретные задачи. В методике физического воспитания все задачи принято делить на три группы, исходя из их направленности: образовательные, оздоровительные, и воспитательные. Педагогические задачи необходимо формулировать, возможно, конкретнее, образовательные же—с указанием уровня овладения техникой движения.

1.     Образовательные задачи вооружают учащихся знаниями по физической

 культуре, умениями и навыками выполнять физические упражнения.

      В теории и практике проведения урока приняты следующие правила постановки и формулировки задач.

      При обучении двигательным действиям задачи урока формулируются следующим образом:

1.1.          При ознакомлении с двигательным действием: «Ознакомление с техникой

…» (и далее указывается то упражнение или отдельный его элемент, которое осваивается);

1.2.          При разучивании двигательного действия: «Разучивание техники

выполнения…»;

1.3.          При совершенствовании двигательного действия: «Совершенствование

техники выполнения…».

      Первый на уроке решается задача ознакомления с техникой того или иного двигательного действия, второй—разучивания, третьей—совершенствования.

2.     Образовательные задачи предусматривает обеспечение возможного в

определенном возрасте физического развития и физической подготовленности, формирование осанки и обеспечение на занятиях наилучших условий для оздоровительного влияния упражнений на организм занимающихся.

      Формулирование оздоровительных задач осуществляется следующим образом: «формирование правильной осанки, добиваясь свободного ненапряженного положения туловища во время ходьбы и бега», «развитие общей выносливости,

используя кроссовый бег» и т. д.

      При решении задач воспитания физических качеств рекомендуется формулировки с краткой терминологической записью, например,: «Воспитание быстроты движений в беге на короткие дистанции», «Воспитание скоростно—силовых качеств при выполнении прыжка в длину с разбега» и т. д.

Как видно из примеров, первое слово формулировки задачи—это «воспитание», далее указывается конкретное физическое качество и затем обязательно то упражнение, с помощью которого решается данная задача.

3.     Воспитательные задачи обеспечивают положительное влияние занятий

 физическими упражнениями на воспитание свойств и качеств личности учащегося.

      При решении задач воспитания личности формулировки конкретизируются в соответствии с возрастными особенностями занимающихся и спецификой содержания учебного материала, например,: «Воспитание смелости при соскоке с гимнастического козла», «Воспитание чувства выдержки в лыжных гонках на дистанции 5 км» и т. д.

      Классификация уроков в зависимости от решаемых задач.

По признаку преимущественной направленности на решение образовательных, оздоровительных или воспитательных задач различают четыре разновидности уроков [10].

1.     Комбинированные уроки. В них примерно в одинаковой мере представлены

все три группы задач физического воспитания.

2.     Уроки с преимущественно оздоровительной направленностью проводятся в

двух вариантах: первый—развивающие (формирующие) уроки, служащие развитию различных систем организма, второй—восстанавливающие (реабилитационные) уроки, направленные на восстановление сил и работоспособности.

3.     Уроки с преимущественно воспитательной направленностью

 дифференцируются в зависимости от конкретных задач нравственного или эстетического воспитания.

4.     Уроки с преимущественно образовательной направленностью

подразделяются на пять типов по признаку выделяемых дидактических задач: вводные уроки, уроки изучения нового материала, уроки совершенствования, смешанные уроки (комплексные), контрольные (зачетные) уроки.

      Вводные уроки проводятся в начале учебного года, четверти, при изучении нового раздела учебной программы. На этих уроках преподаватель знакомит учащихся с основными задачами и содержанием учебной работы на предстоящий период, зачетными требованиями и учебными нормативами.

      Уроки изучения нового материала (обучающие). Их основные задачи—ознакомление учащихся с новыми двигательными действиями и их первоначальное освоение.

      Уроки совершенствования применяются для углубленного изучения и закрепления учебного материала.

      Смешанные (комплексные) уроки содержат в себе задачи и элементы, характерные для перечисленных выше типов уроков. В таких уроках могут совместно решаться задачи обучения, развития физических качеств, контроля за уровнем физической подготовленности занимающихся и др. Этот тип урока наиболее широко используется в практике физического воспитания.

      Контрольные уроки направлены на выявление успеваемости или определение уровня подготовленности занимающихся, проверку усвоения ими знаний, умений и навыков по теме или разделу программы и т. п.

 

 

Использованная литература:

Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие—2-е издание. Издательский центр «Академия», 2001 год

Холодков Ж. К., Кузнецов В. С.


 

УРОК—ОСНОВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ

УРОК—ОСНОВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ

Тесная связь уроков с предыдущими и последующими

Тесная связь уроков с предыдущими и последующими

Подготовительная часть урока.

Подготовительная часть урока.

В основной части вначале разучиваются новые двигательные действия или их элементы

В основной части вначале разучиваются новые двигательные действия или их элементы

При разучивании двигательного действия: «Разучивание техники выполнения…»; 1

При разучивании двигательного действия: «Разучивание техники выполнения…»; 1

Уроки с преимущественно образовательной направленностью подразделяются на пять типов по признаку выделяемых дидактических задач: вводные уроки, уроки изучения нового материала, уроки совершенствования, смешанные уроки (комплексные),…

Уроки с преимущественно образовательной направленностью подразделяются на пять типов по признаку выделяемых дидактических задач: вводные уроки, уроки изучения нового материала, уроки совершенствования, смешанные уроки (комплексные),…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.05.2021