Обучение грамоте (письмо)
Тема |
Строчная буква ы |
Педагогическая цель |
Создать условия для формирования умения писать строчную букву ы, соотносить печатные и письменные буквы |
Тип урока |
Решение учебной задачи |
Планируемые |
Различают печатную и письменную буквы ы; выполняют слого-звуковой анализ слов со звуком [ы]; комментируют запись некоторых слов и предложений; подбирают слова со звуками [ы], [и], сравнивают произношение и написание слов с этими звуками/буквами |
Личностные
|
Проявляют положительное отношение к учебному труду |
Универсальные |
Регулятивные: осуществляют контроль по результату учебной деятельности. Познавательные: общеучебные – осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; логические – осуществляют сравнение букв, звуков. Коммуникативные: умеют строить монологическое высказывание |
Основное содержание |
Печатная, письменная буквы ы; слого-звуковой анализ слов, звук [ы] |
Образовательные |
Карточки с прописными буквами: а, о, и, А, И, О, И. Презентация по письму [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://mentemirova.my1.ru/news/1-0-1 |
Ход урока
Этапы урока |
Формы, методы, методические |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Вид и форма |
|
осуществляемые |
формируемые |
||||
I. Организация начала урока |
Фронтальная, индивидуальная |
Приветствие. Проверка
готовности к уроку Мы услыхали от совы, Что нету слов на букву ы. Е. Благинина |
Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок |
Внимательно слушают, дают внутреннюю установку на урок |
Индивидуальный. Проверка готовности к уроку |
II. Актуализация опорных знаний |
Фронтальная. Словесный, наглядный. Беседа, дидактическая игра |
Учитель показывает карточки с прописными буквами: а, о, и, А, И, О, И. – Назовите буквы, написанные на карточках, покажите строчные и заглавные буквы |
Называют буквы, выбирают строчные и заглавные буквы |
Классифицируют буквы по определенному критерию |
Фронтальный. Устные ответы, показ букв |
III. Постановка учебной задачи |
Фронтальная. Словесный. Вступительное слово учителя |
– Сегодня на уроке мы будем писать строчную букву ы. Что вы знаете об этой букве? – Есть слова на букву ы? – Мы спросили у совы. Призадумалась сова И переспросила: «А?» Слух хороший у совы, Но не знает слов на ы. Ы нужна нам или нет? Дайте, дети, мне ответ. А. Евтушенко |
Слушают учителя. Отвечают на вопросы |
Принимают учебную задачу, привлекают имеющиеся знания |
Фронтальный. Устные ответы |
IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности. 1. Пальчиковая гимнастика |
Фронтальная, индивидуальная. Практический, словесный. Упражнение для развития мелкой моторики |
– Подготовим руку к письму. Выполним пальчиковую гимнастику «Ухо – нос» |
Выполняют пальчиковую гимнастику. Левой рукой берутся за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Отпускают, хлопают в ладоши и меняют положение рук наоборот |
Внимательно слушают, выполняют упражнение в соответствии с показом учителя |
Индивидуальный. Правильное выполнение упражнения для мелкой моторики пальцев рук |
2. Правила посадки за столом во время письма |
Индивидуальная. Практический |
– Проверяем посадку, правила обращения с ручкой |
Показывают посадку за столом при письме, как правильно держать ручку |
Правильно держат осанку при письме, верно обращаются с ручкой |
Индивидуальный. Проверка правильной посадки при письме, верного обращения с ручкой |
3. Знакомство с буквой ы |
Фронтальная. Наглядный, словесный. Беседа |
– Посмотрите на букву ы. На что она похожа? 1. А бедняжка буква ы Бродит с палочкой, увы. 2. Вот топор. Полено рядом. Получилось то, что надо: Получилась буква ы – Все мы знать ее должны. – Рассмотрите образец строчной буквы ы. Сравните печатную и письменную буквы. Одинаково или по-разному они пишутся? Почему нет заглавной буквы ы? |
Высказывают предположение. Рассматривают буквы. – Нет слов, начинающихся на букву ы |
Осуществляют сравнение, делают выводы |
Фронтальный. Устные ответы |
4. Знакомство с написанием буквы ы |
Фронтальная. Словесный, наглядно-демонстрационный, практический. Объяснение с опорой на показ |
– Начинаем писать с верхней линии рабочей строки. Ведем вниз; чуть не дойдя до нижней линии, закругляем вправо, продолжаем закруглять до середины наклонной палочки. Затем пишем присоединительный элемент от середины овала до верхней линии рабочей строки. Второй элемент – палочку с закруглением внизу – начинаем писать от верхней линии рабочей строки. Ведем вниз; чуть не доходя до нижней линии рабочей строки, ведем вверх вправо до середины рабочей строки. – Пропишите букву ы в воздухе |
Слушают объяснение учителя, следят за написанием буквы. Прописывают элементы в воздухе |
Анализируют образец изучаемой буквы, выделяют элементы в строчной букве |
Фронтальный. Наблюдение учителя |
5. Работа в «Прописи 2» (с. 9). Письмо элементов буквы ы и буквы ы. Обведение буквы ы в словах |
Фронтальная, индивидуальная. Практический, словесный. Письмо, беседа |
– Рассмотрите образец строчной буквы ы. – Из каких двух элементов состоит буква? – Для чего нужны стрелки? – Обведите элементы буквы. – Обведите контур вишни. – Допишите на первой строчке элементы буквы ы. – Дома вы потренируетесь в написании буквы ы. – Обведите буквы ы в словах сыр, сын, мыши, шары |
Рассматривают букву, ее элементы. Отвечают на вопросы учителя. Пишут элементы буквы, обводят контур вишни. Обводят буквы ы в словах сыр, сын |
Анализируют образец изучаемой буквы, выделяют элементы в строчной букве ы. Осуществляют письмо буквы ы в соответствии с образцом, соблюдают высоту, ширину |
Фронтальный, индивидуальный. Устные ответы, письмо. Самоконтроль |
Физкультминутка |
Коллективная. Практическая |
Я возьму шар большой, Подниму над головой, Выгну спину – шарик кину |
Выполняют движения по тексту |
Осуществляют профилактику утомления |
Коллективный. Правильное выполнение упражнения |
6. Слого-звуковой анализ слов (с. 9) |
Фронтальная. Словесный, практический. Беседа, работа со схемой |
– Рассмотрите схему слова мыши. – Сколько слогов в слове? – Какой слог ударный? – Сколько звуков в первом слоге? – Из чего состоит первый слог?
– Сколько звуков во втором слоге? – Из чего состоит второй слог?
– Рассмотрите схему слова шары. – Сколько слогов в слове? – Какой слог ударный? – Сколько звуков в первом слоге? – Из чего состоит первый слог?
– Сколько звуков во втором слоге? – Из чего состоит второй слог? |
– Два. – Первый. – Два. – Из слияния согласного и гласного звуков. – Два. – Из слияния согласного и гласного звуков.
– Два. – Второй. – Два. – Из слияния согласного и гласного звуков. – Два. – Из слияния согласного и гласного звуков |
Выполняют слого-звуковой анализ слов, данных на странице прописи, соотносят написанные слова со схемой-моделью |
Фронтальный. Слого-звуковой анализ слов, устные ответы |
V. Закрепление знаний и способов действий. 1. Работа в «Прописи 2». Письмо (с. 10) |
Индивидуальная. Практический, словесный. Письмо, беседа |
– Какие буквы вы видите вверху? – Обведите буквы и, ы. – Для чего нужны стрелки?
– На что похожа строчная буква ы?
– Обведите «гребешок». – Напишите чередующиеся буквы ы, и; и, ы. – Напишите соединение букв иы, ыи. – Обведите букву ы в словах куклы, мыши, лисы |
– и, ы. Обводят буквы. – Показывают направление. – На яблоко с червячком. Выполняют письмо букв, соединений букв, обводят буквы в словах |
Ориентируются на образец в процессе письма. Воспроизводят форму изучаемой буквы и ее соединения с другой буквой по алгоритму. Соблюдают соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона |
Индивидуальный. Письмо. Самоконтроль |
2. Слого-звуковой анализ слов (с. 10) |
Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Беседа, работа со схемой |
– Рассмотрите схемы-модели слов мишка и мышка. Выполните слого-звуковой анализ этих слов. – Чем отличаются слова мишка и мышка? Букву ы мы в слове слышим, Мышек отличим от мишек. Ольга Красс |
Опираясь на помощь учителя, выполняют задание. – Буквами и и ы |
Выполняют слого-звуковой анализ слов, соотносят написанные слова со схемой-моделью |
Фронтальный, индивидуальный. Слого-звуковой анализ слов, устные ответы |
VI. Рефлексивно-оценочный |
Фронтальная. Словесный. Беседа |
– У какой буквы мы сегодня были в гостях? – Расскажите об этой букве. – Буква ы довольна вашей работой. А вы? – Что получилось? Над чем надо еще поработать? – Понравилось вам в гостях у буквы ы? – Дома потренируйтесь в написании изученной буквы |
Отвечают на вопросы учителя |
Оценивают свою работу на уроке |
Фронтальный. Устные ответы |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.