Цель урока: повторение и закрепление использования средств деловой графики для наглядного представления математических зависимостей между данными в среде OpenOfficeCalc, сформировать навыки построения графиков по табличным данным в среде электронных таблиц
Задачи: организовать
работу по формированию навыков построения графиков по табличным данным в среде
электронных таблиц; создать условия для развития логического мышления,
познавательного интереса к предмету, умений оперировать ранее полученными
знаниями,
самостоятельности;создать условия для развития внимательности, бережного
отношения к оборудованию компьютерного класса, способствовать ответственному
отношению к выполняемой работе.
Личностные результаты:
− способствование формированию практического восприятия умозрительных задач, применения выводов на практике;
− развитие наблюдательности, внимания, познавательного интереса учащихся;
− воспитание информационной культуры и социальной адаптации учащихся;
− формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и учителем в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Метапредметные результаты:
− умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
− умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
− владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
− умение создавать, применять и преобразовывать табличные данные в диаграммы и графики для решения учебных и познавательных задач;
− формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ– компетенции).
Предметные результаты:
− формирование понятие «диаграмма», представления о графиках;
− выработка ориентировочной основы действий учащихся при построении графиков.
Тип урока: урок закрепления изученного материала.
Этапы урока:
I. Стадия вызова.
II. Воспроизведение и коррекция опорных знаний.
III. Краткий инструктаж.
IV. Практическая работа. Работа в парах.
V. Физминутка.
VI. Практическая работа. Индивидуальные работы.
VII. Рефлексия.
VIII. Домашняя работа.
ХОД УРОКА
I. Стадия вызова.
Вступительное слово учителя.
- Добрый день, ребята! Я рада видеть вас на своём уроке. Рада видеть улыбки на ваших лицах, хочу пожелать вам быть всегда в хорошем настроении и успехов в ваших делах! Давайте постараемся настроиться на позитивную волну и пожелаем друг другу удачи! Садитесь
- Чтобы узнать, чему будет посвящён сегодняшний урок, необходимо разгадать ребус.
Ребус
-Итак, чему
посвящён урок? (Верно! Сегодня речь пойдёт о Графиках)
А как вы думаете как связаны графики и информатика (Можно построить график с
помощью электронных таблиц)
- Тема урока «Графики в электронных таблицах»
II. Воспроизведение и коррекция опорных знаний;
На прошлых уроках мы познакомились с основными понятиями электронных таблиц, научились работать в них. На прошлом уроке мы изучили основные способы представления математических зависимостей между данными в среде табличного процессора, строили диаграммы. Сейчас давайте вспомним основные понятия по теме электронные таблицы с помощью игры в «Крестики-нолики».
Класс объединяется в две команды, первая команда называется «Крестики», вторая «Нолики».
(На экран выведено поле для игры, фрагмент рабочей области электронной таблицы OpenOffice Calc., состоящий из трёх столбцов и трёх строк. Жеребьёвкой определяем команду (команды ходят по очереди), делающую первый ход. Она выбирает ячейку с вопросом (называя ячейку, учащиеся, тем самым, повторяют адрес ячейки в табличном процессоре OpenOffice Calc.,). Один из членов команды отвечает. Если команда дала неверный ответ, то на этот вопрос отвечает вторая команда. Если ответ на вопрос был верен, то в ячейку таблицы вносят знак «Х» или «О» в зависимости от того, какая команда верно ответила на вопрос. По окончании игры наглядно видно, какая команда выиграла. По результатам игры учитель может оценить работу учеников и выставить оценки.
Вопросы для игры в «Крестики-нолики»:
1. Что такое ячейка? (Ячейкой называют область, определяемую пересечением столбца и строки электронной таблицы.)
2. Что такое диапазон ячеек? (Диапазоном ячеек называют любую выделенную прямоугольную часть электронной таблицы)
3. Что такое диаграмма? (средство графического представления количественной информации.
4. В чем назначение диаграмм? (назначение диаграмм для наглядного представления зависимости между данными)
5. Какое количество ячеек в диапазоне A2:D4? (12)
6. Рабочая область состоящая из ячеек? (Лист)
7. На пересечении строк и столбцов образуется …? (ячейка)
8. Его номер латинская буква или двухбуквенная (трехбуквенная) комбинация латинских букв (столбец)
9. … всегда начинается со знака равно? (формула)
Победила команда ….
Молодцы!!!
А теперь вспомним алгоритм построения диаграмм:
1) Ввести табличные данные на листе.
2) Выделить диапазон данных.
3) Воспользоваться мастером диаграмм для пошагового создания диаграммы.
4) Выбрать тип диаграммы.
5) Уточнить исходные данные.
6) Задать различные параметры.
7) Разместить на отдельном листе или на листе с данными.
III. Краткий инструктаж
Так как вы сегодня будете работать на компьютере, то для обеспечения безопасности я вам напоминаю, что необходимо выполнять следующие правила:
1) Начинайте и заканчивайте работу за компьютером только по указанию преподавателя.
2) Будьте внимательны, дисциплинированны, осторожны, точно выполняйте указания учителя.
3) Соблюдайте расстояние до экрана монитора — 60—70 см.
4) В кабинете информатики запрещается:
· трогать соединительные провода, электрические розетки;
· прикасаться к тыльной стороне всех устройств;
· включать и выключать электрический щит;
· самим устранять любые неисправности в работе аппаратуры;
· класть вещи на аппаратуру.
5) При появлении дыма, запаха гари немедленно прекратите работу, сообщить преподавателю.
VI. Работа в парах.
Рассмотрим построение графиков функций на примере функции у = х3 +2х2– 4. Программа будет строить график по точкам, точки с известными значениями будут плавно соединяться линией. Эти точки нужно указать программе, поэтому сначала, создается таблица значений функций у = х3 +2х2– 4, а потом строится график.
Рассаживаемся по парам за компьютеры и выполняем практическую работу.
Задание: Построить график функции у = х3 +2х2– 4 на промежутке [–5; 5] с шагом 1.
- Старайтесь, пожалуйста, рационально использовать время!
Выполняя практическую работу, учащиеся самостоятельно изучают алгоритм построения графиков в табличном процессоре OpenOffice Calc. Карточки с алгоритмом раздаются учащимся.
У вас должна была получится таблица и график (проверяем)
x |
-5 |
-4 |
-3 |
-2 |
-1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
y |
-79 |
-36 |
-13 |
-4 |
-3 |
-4 |
-1 |
12 |
41 |
92 |
171 |
Что нового вы узнали? (формула х)
V. Физминутка.
Давай сменим вид деятельности. Немного отдохнем.
При работе за компьютером для пользователей и программистов самым уязвимым органом является зрение. Выполним гимнастику для глаз. Сядьте удобнее, расслабьтесь.
Комплексы упражнений для глаз.
1. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счёт 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза.
2. Перенести взгляд быстро по диагонали: направо вверх, налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6; затем налево вверх, направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
3. Не поворачивая головы делать круговые вращения глазами.
3. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счёт 1-6. Повторить 4-5 раз.
4. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счёт 1-4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счёт 1-6. Повторить 4-5 раз.
VI. Практическая работа (индивидуальная)
Наш урок продолжается.
Сейчас вы будете выполнять практическое задание индивидуально. Практическое задание 3-х уровней, выполните задание в соответствии с тем уровнем, который, по вашему мнению, соответствует вашей подготовке. После выполнения задания предъявите его учителю для проверки.
Занимаем свои рабочие места.
Цель практической работы: «Проверить знания, умения и навыки учащихся используя программу OpenOfficeCalc, наглядно, т.е. графически представить математическую зависимость между данными».
VII. Стадия рефлексии.
1. Какова была цель вашей деятельности? (графически решать уравнения, системы уравнений, используя возможности электронных таблиц, т.е. графически представлять математическую зависимость между данными.)
2. Вы достигли поставленной цели?
3. Какие возникли трудности при построении графиков?
4. Как бы вы оценили свою работу на уроке?
Составление синквейна. Работа групп.
Задание: попробуйте составить синквейн на тему «График» или «Электронная таблица» (на столах лежат памятки по составлению синквейна).
- Поделитесь своими наработками!
Заключительное слово учителя.
- Молодцы! Думаю, что можно «гордиться» такими творениями! Оценки.
VIII. Домашняя работа.
Проанализировать и проверить свои индивидуальные задания и оформить отчеты в тетрадь.
Вы сегодня хорошо поработали! Оцените свою работу на каждом этапе. Благодарю за труд, интересные мысли, творческие находки! Большое спасибо за плодотворное общение!
Лист самооценки
1) На уроке я работал активно/пассивно
2) Своей работой я доволен/недоволен
3) Урок для меня показался коротким/длинным
4) За урок я не устал/устал
5) Мое настроение стало лучше/стало хуже
6) Материал урока мне был:
a. понятен/непонятен;
b. полезен/бесполезен;
c. интересен/неинтересен.
7) Домашнее задание:
a. легкое/трудное;
b. интересное/неинтересное;
c. полезное/бесполезное.
8) Достигли ли мы цели?___________________________________________
9) Для чего нам нужен материал, изученный сегодня?
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
Инструкционная карта
Построить график функции у = х3 +2х2– 4 на промежутке [–5; 5] с шагом 0,5.
1. Заполним таблицу значений функции:
· в ячейку В3 введем Х
· в ячейку С3 введем У
· в ячейку В4 введем первое значение отрезка: -5
· в ячейку В5 введем формулу: =В4+0,5 (изменяет значение отрезка на величину шага 0,5)
· маркером автозаполнения скопируем формулу ячейки В5 вниз от ячейки, до тех пор, пока не получим значение другого конца отрезка:5
· в ячейку С4 введем формулу функции: =C4^3+2*C4^2-4
· маркером автозаполнения распостраним формулу ячейки С4 вниз от ячейки до конца таблицы
Получили таблицу аргументов (х) и значений (у) функции у = х3 +2х2– 4 на промежутке [–5; 5] с шагом 0,5.
2.Построим график:
· выделим таблицу
· выполним: вставка ¾ диаграмма
· шаг 1 тип диаграммы: Диаграмма ХУ, только линии, сглаживание линий
· шаг 2 диапазон данных: проверим указанный данных
· шаг 3 элементы диаграмм:
· готово.
Диаграммы являются средством наглядного представления данных и облегчают выполнение сравнений, выявление закономерностей и тенденций данных. Например, вместо анализа нескольких столбцов чисел на листе можно, взглянув на диаграмму, узнать, падают или растут объемы продаж по кварталам или как действительные объемы продаж соотносятся с планируемыми.
Алгоритм построения диаграмм
Чтобы создать диаграмму, необходимо:
· Ввести табличные данные на листе.
· Выделить данные.
· Вставка ¾ диаграмма
· шаг 1 тип диаграммы: Диаграмма ХУ, только линии, сглаживание линий
· шаг 2 диапазон данных: проверим указанный данных
· шаг 3 элементы диаграмм: задать различные параметры
Практическое построение диаграмм
1. В верхнем меню — Вставка — Диаграмма — Диаграмма ХУ — Диапазон данных — Элементы диаграммы — Готово.
a)
б)
в)
3.Задания на «4»
г)
д)
3.Задания на «3»
е)
4. Дополнительные задания.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.