Цель урока:
ü Ввести понятия противоположных и целых чисел;
ü Формировать навык нахождения для каждого числа ему противоположное;
ü Развить логическое мышление;
ü Воспитывать ответственное отношение к учебе.
Оборудование:
ü Карточки для индивидуальной работы: а) на этапе повторения материала
ü Карточки для групповой работы: а) на этапе закрепления нового материала;
ü Карточки для математического диктанта: а) на этапе проверки знаний и умений.
ü Презентация к уроку
ü Компьютер
ü Проектор
Тип урока: комбинированный урок
Ход урока
I. Организационный момент (2 мин)
ü Приветствие
ü Рапорт дежурных об отсутствующих
ü Формулировка цели и задач урока.
II. Подготовка к восприятию нового материала
(8 мин)
Для подготовки к восприятию нового материала используется два вида работы: фронтальная и групповая.
1. Фронтальная работа. (с использованием презентации)
- Какие числа называют положительными?
- Какие числа называют отрицательными?
- Какое число не является ни положительным, ни отрицательным?
- Как записываются положительные числа?
-Как записываются отрицательные числа?
- Приведите примеры использования отрицательных чисел
- Прочтите числа: -4; 12; + 45; 0; - 32; + 100; - 321.
2. Индивидуальная работа. (работа у доски)
1) №711 (из д/з)
2) №713 (из д/з)
3) Карточка: Обозначим положительным числом сумму наличных денег. Какое значение получат тогда следующие предложения:
а) У меня 30 р.? б) У Веры 0 р.? в) У Раи - 2 р.? г) У Димы – 55 к.?
III. Изучение нового материала (8 мин)
Изучение материала проводится в форме эвристической беседы
1. Задание: На слайде изображена шкала термометра, показывающая температуру в некоторых городах России. Выпишите попарно температуры в Архангельске и Сочи, Краснодаре и Санкт-Петербурге, Москве и Волгограде.
- Чем отличаются числа в каждой паре?
-Числа, отличающиеся друг от друга только знаком называются противоположными.
-Как вы думаете, какое число будет противоположно 0?
- Число, противоположное натуральному записывается с помощью знака « - «. Этот же знак будем использовать и для обозначения числа, противоположного отрицательному.
- (-n) = n – запись противоположных чисел.
2. Примеры записи противоположных чисел (работа в тетрадях)
n = 25, - n = -25
n = -45, - n = - (-45) =40
n = 0 , - n = 0
n = -56, -n = - (-56) = 56
n = 67, - n = - 67
Обратить внимание учащихся на то, что отрицательное число обязательно надо заключать в скобки. Выражения, такие как - - 45, не имеют смысла.
3. Целые числа: - натуральные
- числа, противоположные натуральным
- 0
IV. Закрепление нового материала (14 мин)
1. Отработка навыка нахождения и записи противоположных чисел.
1)Задание: Найдите среди данных чисел пары противоположных:
7; -3; 11; -8; -7; 5; -11; 2; 8; -1 (задание выполняют фронтально, с помощью презентации)
2) №716 – задание выполняют устно, по цепочке)
3) Запишите все натуральные числа, меньшие 8, и числа, им противоположные (один ученик выполняет задание у доски с пояснениями, а остальные работают в тетрадях)
4) №717 – (один ученик выполняет задание у доски с пояснениями, а остальные работают в тетрадях)
5) Задание: Поставьте вместо * такое число, чтобы получилось верное равенство:
а) –(-73) = *
б) –(*) = 9
в) –(*) =-5
г) 14 = -(*)
д) – 12 = -(*)
е) 21 = - (*)
ж) – (*) = -85
з) – (*) = 19
Задание выполняют по группам. После выполнения задания правильное решение проецируется на экран и учащиеся проверяют правильность своего решения.
2. Буквенная запись противоположных чисел.
1) №720 – задание один ученик выполняет у доски с комментариями, а остальные работают в тетрадях)
2) Задание: Заполните таблицу.
а |
5 |
|
-1 |
0 |
|
7 |
|
-10 |
|
-а |
|
-8 |
|
|
2 |
|
-4 |
|
0 |
Задание учащиеся выполняют самостоятельно, с последующей проверкой с помощью презентации)
3. №724 – комментирование с места.
После выполнения номера учащиеся под руководством учителя делают вывод.
Вывод:
ü Если перед некоторым натуральным числом поставить четное количество знаков «минус», то получится число, равное данному.
ü Если перед некоторым натуральным числом поставить нечетное количество знаков «минус», то получится число, противоположное данному, то есть отрицательное число.
V. Математический диктант (5 мин)
Каждый учащийся получает карточку с текстом диктанта.
Вариант 1. |
Вариант 2. |
1. Запишите число, противоположное 37 2. Запишите число, противоположное 0. 3. Запишите число, противоположное – 11. 4. Запишите число, противоположное самому себе. 5. Запишите без скобок –(+24) 6. Запишите без скобок –(-18) 7. Найдите значение выражения – х, если х= -41 8. Найдите число, равное –(-(+3)) |
1. Запишите число, противоположное самому себе 2. Запишите число, противоположное -7. 3. Запишите число, противоположное 52. 4. Запишите число, противоположное 0. 5. Запишите без скобок –(-62) 6. Запишите без скобок –(+18) 7. Найдите значение выражения – а, если а= 23 8. Найдите число, равное –(-(-5)) |
Правильные ответы проецируются на экран, учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют работу, отмечая правильно выполненное задание «+», а неправильно выполненное «-« и оценивают работу по шкале.
Количество плюсов |
8 |
7 |
6 |
Менее 6 |
Оценка |
«5» |
«4» |
«3» |
«2» |
VI. Итог урока (2 мин)
а) фронтальная работа
ü Какие числа называют противоположными?
ü Сколько противоположных чисел имеет каждое число?
ü Как обозначают число, противоположное числу а?
ü Какие числа называют целыми?
б) Оценка деятельности учащихся
VII. Задание на дом (1 мин)
П. 8.1
№718
№ 723
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.