Подготовила и провела учитель русского языка и литературы
МБОУ ""Первомайская СОШ"
Чермошенцева Г.Н.
Оформление класса: портреты А.С. Пушкина и М.И. Глинки, рисунки, сделанные учениками к поэме; слова на доске для словарной работы: премьера, декорация, увертюра, гуманизм.
- Мы с вами прочитали замечательную поэму Пушкина «Руслан и Людмила». Каждый урок для нас с вами был открытием. И вот пришла пора проститься с любимыми героями. Тема нашего заключительного урока «Там русский дух, там Русью пахнет». Как вы думаете, о чём пойдёт сегодня речь?
Вы знаете , что литература – это искусство слова. она тесно связана с другими видами искусства. С какими? Посмотрите, как оформлен наш класс. На уроках рисования вы создали замечательные иллюстрации к поэме Пушкина. Трудно ли было выбрать сюжет для ваших рисунков ? Почему так легко иллюстрировать произведения Пушкина?
- Вот так легко мы обнаружили связь литературы и живописи.. читая поэму «Руслан и Людмила», мы говорили о любви и верности, о чести и долге, об измене и соперничестве, о коварности и подлости. Вместе с поэтом восхищались Людмилой, переживали за Руслана, возмущались вероломством Фарлафа и коварством Черномора. Пожалуй не всё можно выразить средствами живописи. А средствами музыки? Прежде чем мы послушаем отрывки из оперы Михаила Ивановича Глинки, послушаем рассказ о композиторе. Подумайте, что общего в биографии Пушкина и Глинки?
- Одна из лучших отечественных опер - «Руслан и Людмила». Как вы думаете, случайно ли это? Легко ли положить на музыку стихи Пушкина? Как передаётся музыкальность стиха? Звучит ли музыка на страницах поэмы? Какие инструменты упоминаются? Что собой представляют эти инструменты?
(Ребята, готовившиеся заранее, рассказывают о музыкальных инструментах, названных в поэме: волынке, арфе, гуслях, бубнах, рассматривают их изображение.)
Рассказ учителя об истории создания оперы «Руслан и Людмила»,выяснение значения слов, записанных на доске.
- Давайте представим. Что мы находимся в театре. Занавес ещё закрыт. Зрители рассаживаются. А оркестранты настраивают свои инструменты. Постепенно гаснут люстры.. Сейчас за пультом появится дирижёр, и мы услышим увертюру к опере Глинки «Руслан и Людмила».
(Слушаем музыку).
О чём же нам рассказала эта музыка?
Ну что же, прозвучали увертюра и вступление, они дали нам эмоциональный заряд теперь самое время обратиться к известным нам героям. Сейчас вы прослушаете отрывок из оперы. Попробуйте по характеру музыки угадать, о ком пойдёт речь?
(Звучит вступление к арии Людмилы).
Вы верно определили, что разговор пойдёт о Людмиле. Мы восхищались красотою, верностью, смекалкой героини, её готовностью к самопожертвованию ради любимого. Кого вам напомнила Людмила?
(Делается вывод о близости Людмилы к героиням устного народного творчества).
Итак, Пушкин воплотил в своей героине лучшие черты характера русской женщины, поэтому она напоминает нам персонажи народных сказок.
Вновь обратимся к опере. Глинка показывает Людмилу в разных душевных состояниях: то грустной из-за разлуки с отчим домом, то невинно-кокетливой, то сердечной и ласковой. В момент испытаний открываются новые грани её характера – гордость и сила. Слушая музыку, подумайте, как композитор рисует образ Людмилы?
(Звучит отрывок из арии Людмилы).
И Пушкин, и Глинка, каждый своими средствами. Создали образ Людмилы, подчеркнув в ней лучшие черты русской женщины..
Если Людмила очень похожа на героинь русских народных сказок, то Руслана можно сравнить с кем? (С былинными богатырями). Что даёт нам картина поля для понимания образа Руслана?
А теперь самое время послушать арию Руслана. Значение её в опере очень велико. Напомню, что ария характеризует героя. Глинка раскрывает в ней важнейшие качества Руслана - глубину его мысли. Твёрдость духа, богатырскую силу.
(звучит ария Руслана).
Как ария помогает понять чувства, которые испытывает Руслан на поле? (Музыка усиливает выразительность литературного текста, помогает глубже понять чувства героя).
- Представьте, что вы художники по костюмам. Участвуете в создании спектакля. Каков будет ваш Черномор? Учтите, что внешность должна отразить и сказочность вашего персонажа. (Словесное рисование).
- Как Глинка относится к Черномору?
(Звучит марш Черномора).
Какой марш музыки избирает композитор. Чтобы раскрыть образ Черномора? Удаётся ли Глинке создать образ коварного, злого сказочного существа? Какими средствами музыкальной выразительности он пользуется? (Духовные инструменты, колокольчики, ударные; мелодия повторяется, музыка отрывистая, прозрачные лёгкие аккорды).
Первая же фраза рисует образ грозный и в то же время причудливый. Необычный состав инструментов оркестра усиливает фантастичность и сказочность Черномора.
Кто ещё из героев, воплощающих силы зла в поэме, вам запомнился? Каким предстаёт перед нами Фарлаф в Песни 1?
- Почему же Фарлаф оказался во рву?
- И тем не менее Фарлаф привёз свою княжну в Киев, отняв её у Руслана, пусть даже хитростью и коварством. Почему?
(Чтение сцены «Фарлаф и Наина»).
- Как вы думаете, заслуживают наказания Черномор и Фарлаф? Вы ответили «да». А как складывается их судьба в поэме? Да, они прощены, помилованы. Кем? Русланом и Пушкиным. Какое качество проявляет Пушкин? (Человеколюбие, гуманизм – объясняем значение слова.) Таков Пушкин! Высокочеловечен, гуманен. Поэма «Руслан и Людмила» проникнута гуманизмом.
Обратимся вновь к теме урока. В чём же проявляется «русский дух» поэмы? А можно ли говорить о связи оперы Глинки с устным народным творчеством, с идеалами русского народа?
Как и поэме Пушкина, в опере Глинки нашли своё отражение высокие этические идеалы русского народа, его вера в победу добра и справедливости, неиссякаемая любовь к родной земле. Однако в опере есть и свои индивидуальные черты, заметно отличающие её от литературного произведения. Так, в начале оперы Глинка вводит такой персонаж, как певец-гусляр Баян, о котором Пушкин лишь упоминает. Композитор отводит самостоятельную роль этому герою как носителю народной мудрости.
(Звучит песня Баяна).
Наш урок подходит к концу. Понравился ли он вам? Что вы узнали нового о связи литературы и музыки? Хочется ли вам и в дальнейшем при изучении литературы обращаться к музыке? Напишите дома отзыв об уроке или напишите об открытиях, которые вы сделали для себя при изучении поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». Кто хочет, может нарисовать новые иллюстрации к поэме.
Итак, мы прощаемся с прекрасной Людмилой, отважным Русланом, мудрым Финном, коварным Черномором. Смогли ли вы по моей интонации определить , какие чувства я сейчас испытываю? Грусть. Да, конечно. Но и радость, и надежду. Радость оттого, что вы оказались чуткими читателями. И надежду на то, что вы полюбили Пушкина за мудрость, гуманизм, чувство юмора, за красоту и музыкальность его стиха.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.