Урок русского языка 3 класс 2Имя прилагательное"

  • docx
  • 10.06.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 3 класс Имя прилагательное.docx

Конец формы

Урок в 3 классе. Тема "Имя прилагательное".

Предмет: русский язык

Класс: 3

Тема: Обобщение знаний об имени прилагательном

Дата: 18.03.2014 г.

Тип урока: урок обобщения и систематизации

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, презентация урока, технологическая карта урока, карточки для работы в паре, значки для рефлексии, учебники В. П. Канакина, В. Г. Горецкого «Русский язык 3 класс», тетради

Цель: Обобщение и систематизация знаний об имени прилагательном.

Задачи:

Образовательные:

- обобщить и систематизировать знания учащихся об имени прилагательном как части речи;

Развивающие:

- развивать умения распознавать имена прилагательные в устной и письменной речи, устанавливать связь имен прилагательных с именами существительными, определять род, число и падеж имен прилагательных, правильно писать родовые окончания имен прилагательных;

- формировать УУД, учиться управлять совместной познавательной деятельностью

Воспитательные:

- воспитывать интерес к предмету, умение работать в парах (коммуникативные умения), отстаивать своё мнение, уважительно относиться к ответам других детей;

- интерес и бережное отношение к природе

Планируемые результаты:

Личностные:

- учебно-познавательный интерес к предмету;

- широкая мотивационная основа учебной деятельности;

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

- ценностное отношение понимать друг друга и самому быть понятым;

Метапредметные:

регулятивные  универсальные учебные действия:

- формулировать и удерживать учебную задачу;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

- контролировать свою работу и  оценивать правильность выполнения действия;

- осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.

познавательные универсальные учебные действия:

- слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом;

- формулировать выводы на основе выделения существенных признаков;

- проводить сравнение;

- строить объяснение в устной форме;

- строить логическую цепь рассуждений.

коммуникативные универсальные учебные действия:

- учиться строить речевые высказывания, участвовать в обсуждении содержания учебного материала,  формулировать  и доказывать собственное мнение, учиться сотрудничать с соседом по парте, с одноклассниками

Предметные:

- определять, находить и образовывать имена прилагательные;

- распознавать признаки имени прилагательного;

- ставить вопросы от существительных к прилагательным;

- устанавливать связь между прилагательным и существительным;

- определять число, род и падеж имён прилагательных;

- подбирать к именам существительным подходящие по лексическому значению имена прилагательные;

- правильно писать имена прилагательные и выделять их на письме.

 

 

План урока:

1       Организационный момент.

А теперь проверь дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

 Все ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят,

Все ль внимательно глядят?

- Ребята покажите карточками , какое у вас сейчас настроение?

-надеюсь , к концу урока оно у вас тоже будет хорошим.

 

$12.       Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

Давайте мы с вами попробуем определить тему нашего урока - Прослушайте слова, запомнив первые по порядку слоги, произнесите их вместе. У вас получится новое слово. Запишите его.

МОЛОКО    НЕБО ТАРЕЛКА

РАМА            КЕФИР         ТАРАКАН

СИРЕНЬ        НЯНЯ             ЯКОРЬ

Учащиеся записывают:

МОНЕТА

РАКЕТА

СИНЯЯ

- Чем похоже строение слов? (Слова имеют по три слога – трехсложные)

-Какое слово лишнее? Почему?

Учащиеся:

- Лишнее слово СИНЯЯ.

Возможные ответы детей:

-Имя прилагательное, остальные слова- имена существительные.

Учитель:

- Что называют имена существительные?

(привести пример: стол, шкаф, стул…)

- Что называют имена прилагательные?

(холодный, светлый, высокий….)  (Признаки предметов)

- Что называет слово синяя? (цвет)

 

Мы сегодня снова будем писать,

Делать выводы и рассуждать.

А чтобы урок пошёл каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

 

3. Подготовительная работа к письму


Учитель: Ребята, скажите, пожалуйста с чего начинаете свое утро? (Утро начинается с  с подъема, с зарядки, с завтрака).

-Правильно, каждое утро начинаем с физической зарядки

Запись даты и кл.работы  2 слайд

Поэтому откройте тетради и запишите сегодняшнюю дату, классная работа

 

4. Минутка чистописания.

Чистописание   (на доске) 3 слайд. ая   яя   ий   ый   ой   ое   ее   ые   ие

- Прочитайте хором строчку чистописания. 

- Что она напоминает?  (окончания им. прилагательных)

- Запишите ее, правильно соединяя буквы.

-Линией разделите на группы.  (Проверка 1 чел.  у доски).

(Родовые    - ая, яя  -  ж.р., ий, ый, ой - м.р.,  ое, ее – ср.р.,  ые, ие – мн.ч.)

Какие окончания вошли в 1 группу, 2,3,4?

 

 

5.       Соотнесение вопроса с окончаниями прилагательных. 4 слайд. Соотнесите вопросы и окончания прилагательных.

 

А теперь мы с вами совершим полет на воздушных шарах,но для этого мы должны выполнить такое задание. Посадить каждое имя прилагательное в свой шар.  Работа с интерактивной доской.

(Три ученика выходят к доске по очереди и выполняют задание.)

А теперь , ребята мы вместе проверим , правильно ли выполнили задание ребята.Правильно , молодцы.

Так на какой вопросы и какие окончания имеют имена прилагательные мужского рода, женского рода и среднего рода?

(ответы детей)

 

 

6. Словарная работа. (Интер. Доска)        Слайд 3

 

Я знаю, вы очень умные и сообразительные ребята. Поэтому я вам приготовила игру, которая называется «Поиграем – угадаем»

 

Дом зеленый тесноват,

Узкий, длинный, гладкий.

В доме рядышком сидят

Круглые ребятки.

                            (Горох + рисунок)

 

Какое это слово. Правильно слово из словаря. Найдите в загадке имена прилагательные. А теперь пожалуйста _______ выходит к доске и подчеркнет эти имена прилагательные.

 

Если под окном растет,

Куст красивый, ароматный,

То наполнит весь твой дом,

Душистым запахом приятным!

 

                                               (Сирень + рисунок)  Слайд 4

 

А когда цветет сирень. В каком месяце? ( В мае) Правильно.

 

Какое это слово. Правильно слово из словаря. Найдите в загадке имена прилагательные. А теперь пожалуйста _______ выходит к доске и подчеркнет эти имена прилагательные.

 

Зеленая ножка,

Красный бутон,

Узкие листья

Победы цветок!

                            (Гвоздика + рисунок)        Слайд 5

 

- Ребята , на какие праздники дарят эти цветы? У кого в руках их можно увидеть? (У ветеранов)

- А какое большое событие в этом году у нас в стране?

(70 летие Победы)

_Мы должны уважать их, и чтить память тех, которые погибли на этой войне.

 

Какое это слово. Правильно слово из словаря. Найдите в загадке имена прилагательные. А теперь пожалуйста _______ выходит к доске и подчеркнет эти имена прилагательные.

 

Самостоятельная работа.     Упражнение в нахождении «лишнего» слова, определение числа и рода имен прилагательных.

Теперь мы с вами проведем самостоятельную работу. Обратите внимание на доску.

Перед вами на доске даны слова.

 

Найдите «лишнее» слово в каждой строчке:  Слайд 6

 

Краснеть, белеть, зеленый, чернеть.

Солнце, море, солёное, облако.

Высоко, далеко, вкусно, хорошая.

Легкие, летний, мягкий, добрый.

 

Запишите «лишние» слова.

 

Один ученик выходит к доске, остальные выполняют самостоятельно в тетрадях)

- Вы не смотрите на доску.

- Теперь мы с вами приступаем к проверке.

 Что их объединяет? (прил.)Как  определить число и род , если нет существительного?

Что нам поможет определить  число и род? (окончание, вопрос) (работаем карандашом)

 

 

Работа по учебнику.

- Ребята , а теперь откроем учебники на стр.85, найдем упражнение 149.

Давайте прочитаем задание .

Прочитайте фразеологизмы и объясните их смысл.

Жить чужим умом – не иметь собственного мнения; от чистого сердца – от всей души, искренне;по горячим следам – действовать немедленно; сделать на скорую руку – сделать быстро, небрежно; черепашьим шагом – идти медленно;  в ежовых рукавицах – в строгости; в добрый час – пожелание удачи.

А теперь выполним задание. Составить предложение и записать.

(Затем несколько учащихся читают свои предложения)

 

 

8.        Физкультминутка

 

«Какой? Какая? И какое?», -

Дружно хором повторяем.

Мы вопросы эти знаем.

И на них мы отвечаем:

«Какой?» - классный наш урок,

«Какая?» - классная доска,

«Какое?» - классное настроение

У меня, и у тебя.

Прилагательные знаем,

Хором дружно повторяем:

«Не забудем никогда

Эти классные слова!»

 

 

9. Продолжение работы по теме урока.

 

 Ребята отгадайте загадку.

Загадка: Снег и лед на солнце тают,

      С юга птицы прилетают,

      И медведю не до сна.

     Значит, к нам пришла... (весна)   (7 слайд-весна)

 

- Правильно, это весна – замечательное и прекрасное время года. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна.

-Какие изменения произошли в природе с приходом весны?

(Тает снег, ярче светит солнце, звенит капель, потекли ручьи, дни стали длиннее и т. д. прилетели птицы)

-Какую пользу лесу приносят птицы?

-Как мы можем подготовиться к встрече пернатых друзей?

-А вам нравится весна? (да)

Можно много рассказывать о весне.

 

10.       Работа с текстами (в парах)

 

Прочитайте текст:  8 слайд:

 

Этап закрепления полученных знаний.

1.Игра «Отвечай быстро»

Цель: работа с понятием признак предмета.

            Один из учеников называет три прилагательных, обозначающих характерные свойства предмета. Другие  ученики должны быстро назвать предмет, подходящий этим признакам.

            Слабым  ученикам можно предложить карточки с перечисленными признаками:

Звонкий, быстрый, веселый ... (мяч)

Высокий, прочный, кирпичный ...(дом)

Рыжая, пушистая, хитрая … (лиса)

Зеленая, колючая, нарядная … (елка)

 

11.   Подведение итогов урока. Рефлексия(9 слайд).

Логический диктант.

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Да

 

 

+

+

 

 

+

+

+

+

Нет

 

 

 

 

 

 

Имя прил. часть слова.

Имена прил. отвечают на вопросы кто? что?

Имена прил. обозначают признак предмета.

Имена прил. изменяются по родам.

Имена прил. бывают только муж., и жен., рода.

Имена прил. не изменяются по числам.

Имена прил. является второстепенными членами предложения.

Имена прил. связаны в роде и числе с им. сущ.

Имена прил. муж. рода имеют окончания -ый, -ий

Имена прил. жен. рода имеют окончания -ая, -яя.

Оценивание

.Творческое задание - Составить и записать загадки о ромашке, о моркови, о яблоке. Употребить прилагательные.

 

- Подведем итог:

- Вспомните, какую цель мы ставили перед собой в начале урока (повторить всё о прилагательном), проанализируйте свою работу и продолжите фразу:

 

Слайд 10

 

Я научился…(определять род и число прил., правильно писать окончание)
Я понял, что…(прил.всегда стоит в том же роде, ч.и падеже, что и сущ.)
Было трудно…
Было интересно…
Хочу похвалить (нас…, себя….)

 - А теперь давайте  посмотрим на ваши  успехи. У вас на столе лежат смайлики. Вы уже привыкли оценивать себя. Это самооценка вашей работы. Кто считает, что на уроке он был старательным, внимательным, чувствовал уверенность в своих знаниях и очень хорошо работал – поднимаем желтый смайлик , кто работал хорошо, но мог бы еще лучше – зеленый, а кто очень волновался, боялся ошибиться и у него пока не всё получалось – красный.

 

 

 

 

Я хочу сегодня оценить работу некоторых учащихся

5 получают …..

4 получают …..

12. Домашнее задание: Слайд 11

 

Придумайте или найдите запишите загадку, в которой содержится как можно больше имен прилагательных.

 

 

Ребята , спасибо всем за вашу работу. На этом урок закончен , можете идти отдыхать.