Конспект урока по русскому языку
в 4 классе
Тема урока: «Правописание личных окончаний глаголов».
Задачи урока:
отрабатывать алгоритм определения спряжения глаголов,
проверить теоретические знания о глаголе, формировать умение применять эти знания при письме;
развивать умение обосновывать правильное написание безударных личных окончаний глаголов настоящего времени, применять логические операции (анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение);
развивать волевые качества, эмоциональную сферу путем подбора интересного материала ,развивать интеллект учащихся, познавательные процессы (память, речь, внимание, восприятие, воображение, мышление);
работать над повышением уровня мотивации;
воспитывать интерес к предмету, умение работать в парах,
учитывать психолого-педагогические особенности учащихся при реализации задач урока.
Тип урока:урок закрепления новых знаний
Планируемые результаты:
Предметные:отрабатывать алгоритм определения спряжения глаголов,
проверить теоретические знания о глаголе, формировать умение применять эти знания при письме;
развивать умение обосновывать правильное написание безударных личных окончаний глаголов настоящего времени, применять логические операции (анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение);
Личностные:Освоение личностного смысла учения;
Метапредметные:
Регулятивные:Определять цель задания, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать;
Познавательные:
Определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; планировать свою работу;
Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты по теме «Глагол»
Коммуникативные:
Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;
Выполняя различные роли в паре, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);
Аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений;
Участвовать в работе пары, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть последствия коллективных решений.
|
I.Организационный момент.
-Продолжаем изучать наш родной русский язык, будьте внимательны и активны на уроке
Проверка домашнего задания :упр202
Сформулируйте тему урока?
Правописание безударных личных окончаний глаголов.
А цель урока: систематизировать знания о
правописании безударных окончаний глаголов; отработать навык
правописания безударных окончаний глаголов.
- Сформулируйте учебные задачи.
- Учиться ставить глагол в неопределенную
форму.
- Научиться безошибочно определять спряжение глагола.
- Запомнить все личные окончания глаголов.
-Учиться без ошибок писать безударные окончания глаголов,
-Повторить алгоритм правильного написания безударных окончаний глаголов
-Повторять орфограммы на изученные правила
Проговаривают алгоритм:
Чтобы правильно написать безударное окончание глагола, нужно пользоваться алгоритмом.
1. Поставить глагол в неопределенную (начальную) форму.
2.Определить спряжение глагола(посмотреть, на что оканчивается неопределенная (начальная) форма глагола, проверить не является ли этот глагол - исключением.
Если неопределенная форма глагола оканчивается на –ить(кроме брить, стелить и односложных бить, шить, лить…), значит, это глагол второго спряжения. В его личном окончании пишем в настоящем времени гласную и. Если неопределенная форма глагола оканчивается на –еть, ать, оть…, это глагол первого спряжения (кроме глаголов-исключений: терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть, слышать, дышать, держать, гнать). В его окончании пишем гласную е.
3.Вспомнить окончание глагола этого спряжения в нужном лице и числе и написать гласную букву в окончании данного глагола.
- Какие глаголы не подходят? (С ударным окончанием)
- Почему? (Ударные окончания пишутся так же, как слышатся)
II Мотивация к учебной деятельности
А пока написание окончаний еще вызывает трудности, но в течение урока мы постараемся их устранить.
Напишите число Классная работа
На экране словарные слова и предложение.
1. Работа со словарными словами. К…смонавт, косм…с, к…нструктор, пол…тит, к…рабль
- Какое слово лишнее ? Почему? Кто догадался, о какой части речи мы будем говорить?
2.Запись предложения и разбор. Началом пилотируемой космонавтики стал (станет)полёт советского космонавта Юрия Гагарина. -Назовите глагол. Поставьте его в 3 лицо ед числа буд.времени.
- Какие трудности поджидают нас при написании этого глагола?
(Правописание безударных личных окончаний)
- Что нужно знать, чтобы правильно написать безударное окончание глагола?
Правило написания.
Образец рассуждения проговаривается!!!
СТАНЕТ -3 лица мн.ч.,окончаниебезударное,отвечает на вопрос ЧТО СДЕЛАЕТ?Ставлю глагол в Н.Ф.-стать,оканчивается на –ать-это глагол Iспр.,поэтому в 3 лице мн.ч. пишу окончание- ЕТ
–
Молодцы, ребята. Садитесь. Мы вспомнили свои знания, а теперь, согласно
эпиграфу, будем применять их на практике.
III. Первичное закрепление в знакомой ситуации (типовые)
Упражнение в определении спряжения глагола по неопределенной форме (5 мин)
- Работа в парах.
- У вас на партах карточки со словами:
Наступа…т, ве…т, слыш…м, ду…т, исчеза...шь, чувству...м, лета...м, сине…т.
Та…т, дыш…т, ожива…т, люб...м, смотр...м, пробега...шь, свет...т, гон...м.
- Первый ученик называет 5 любых глаголов из карточки. Второй - ставит их в неопределенную форму и определяет спряжение.
При проверке дается правильный вариант:
Наступает – наступать (I спр.), веет – веять (I спр.), слышим – слышать (II спр.), дует – дуть (I спр.), исчезаешь – исчезать (I спр.), чувствуем – чувствовать (I спр.), летаем – летать (I спр.), синеет (I спр.).
Тает – таять (I спр.), дышит – дышать (II спр.), оживает – оживать (I спр.), любим – любить (II спр.), смотрим – смотреть (II спр.), пробегаешь – пробегать (I спр.), светит – светить (II спр.), гоним – гнать (II спр.).
Первичное закреплениев изменённой ситуации (конструктивные)
УЧИЛИСЬ СТАВИТЬ ГЛАГОЛ В Н.Ф.
Спряжение глаголов с ударными окончаниями определяют по окончанию:
1 спряжение – ешь, ет, ем, ете (ут), ёшь, ёт, ём, ёте (ют)
2 спряжение – ишь, ит, им, ите, ат (ят)
Дифференцированные задания по уровням: Упражнения в написании окончаний глаголов (15 мин)
Выполнение разноуровневых заданий организуется в форме индивидуальной работы со взаимопроверкой. Обучающимся предлагаются три текста. Уровень сложности у них не обозначен. Обучающиеся определяют степень трудности заданий сами, проанализировав все тексты, после чего выбирают один текст, списывают его, вставляя пропущенные буквы в окончаниях глаголов. При выполнении задания обучающиеся пользуются алгоритмом. После выполнения задания ребята производят взаимопроверку.
1 уровень( легкий - по начальной форме определить спряжение и вставить безударную гласную в окончание)
Все мы (испытываешь) испытыва..м чувство радости при наступлении весны. Снег (сбегать) сбега..т с полей, Солнце(обливать) облива..т весенний лес светом. Птицы (строить) стро..т гнезда.
2 уровень ( сложнее - в начальную форму глаголы нужно поставить самим)
Под прямыми лучами солнца та..т снег. Ему втор..т ручей. Ве..т теплом. Мартовское равноденствие буд..т природу. Скоро высоко в небе повисн..т жаворонок. Его сразу не замет..шь. Но песня его любого останов..т.
3 уровень (более сложный- встречаются глаголы- исключения)
Смотр..шь на прозрачный лед и вид..щь, как под этим льдом ручей гон..т огромное стадо пузырей. Вот он выгоня..т их на открытую воду и мчит вперед, тороп..тся согнать их в одно место.
I уровень – базовый, т. к. по неопределенной форме определяем спряжение и вставляем букву в окончание.
Все мы (испытывать) испытыва…м чувство радости при наступлении весны. Снег (сбегать) сбега…т с полей. Солнце (обливать) облива…т весенний лес светом. Птицы (строить) стро…т гнёзда.
II уровень – высокий, т. к. в неопределенную форму глагол нужно поставить самим.
Под прямыми лучами солнца та…т снег. Ве…т теплом. Мартовское равноденствие буд…т природу. Ему втор…т ручей. Скоро высоко в небе повисн…т жаворонок. Его сразу не заметишь, но песня его любого останов…т.
III уровень – повышенный, т. к. в нем встречаются глаголы-исключения.
Смотр…шь на прозрачный лёд и вид…шь, как под этим льдом ручей гон…т огромное стадо пузырей. Вот он выгоня…т их на открытую воду и мчит вперёд, тороп…тся согнать их в одно место.
При проверке дается правильный вариант:
Все мы (испытывать) испытываем чувство радости при наступлении весны. Снег (сбегать) сбегает с полей. Солнце (обливать) обливает весенний лес светом. Птицы (строить) строят гнёзда.
Под прямыми лучами солнца тает снег. Веет теплом. Мартовское равноденствие будит природу. Ему вторит ручей. Скоро высоко в небе повиснет жаворонок. Его сразу не заметишь, но песня его любого остановит.
Смотришь на прозрачный лёд и видишь, как под этим льдом ручей гонит огромное стадо пузырей. Вот он выгоняет их на открытую воду и мчит вперёд, торопится согнать их в одно место.
Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)) 1 вариант
День прибавля...тся. Ярче свет…т солнце. Оно скоро растоп…т снег. Вскро.тся река. Прилет…т первый вестник весны: грач.
Карточки 2 вариант
Все мы (испытывать) испытыва…м чувство радости при наступлении весны. Снег (сбегать) сбега…т с полей. Солнце (обливать) облива…т весенний лес светом.
Рефлексия
В начале урока мы ставили цели . Удалось ли нам достичь их или нет?
У кого все удалось? Кому стало легче определять окончания глаголов?
Кто испытывал затруднения?
Какая из предложенных работ была самой интересной?
А познавательной?
Домашнее задание
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.