Урок русского языка в старших классах "Сила слова беспредельна"
Оценка 4.9

Урок русского языка в старших классах "Сила слова беспредельна"

Оценка 4.9
doc
06.02.2022
Урок русского языка в старших классах "Сила слова беспредельна"
конспект урока Сила слова беспредельна.doc

    Тема урока: «Сила слова беспредельна» (10 класс)

 

Цель урока: Воспитание у учащихся ценностного, ответственного отношения к Слову, любви к родному языку.

 

Задачи урока:

 

·          развитие коммуникативных умений учащихся при работе в группе;

·          совершенствование умений учащихся высказывать свою точку зрения в соответствии с ситуацией общения

 

Ход урока

 

Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас, чтобы наша деятельность сегодня была эффективной, мы будем работать в группах.

(Идет презентация) Слово учителя: Древний Рим и Греция. Именно здесь зародилось ораторское искусство- искусство красноречия. В древности большое внимание уделялось Слову, специально обучались этому мастерству, считали речь божественным даром. Древнегреческий философ Сократ обращался к своим современникам с необычной просьбой: «Заговори, чтоб я тебя увидел».

Какие чувства и мысли вызывает у вас высказывание Сократа? (ответы детей) Фраза Сократа полна глубочайшего смысла. Слово, сказанное человеком, - важнейшая часть его души, отражение внутреннего мира.

Ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке? (ответы детей) Я согласна с вами; мы поразмышляем с вами о силе Слова, об отношении к нему человека, о значении Слова в жизни общества. Итак, тема нашего урока «Сила слова беспредельна».

Сокровищница мудрости Библия учит: « Жизнь и смерть во власти языка, любящий его вкусит от плодов его». Так относились к Слову в древности. Много воды утекло с того времени. Далеко шагнуло человечество в своем развитии.

 Как вы считаете, каким становится отношение к Слову в 21 веке? (ответы детей) В жизни современных людей Слово, чистое, высокое, нравственное, теряет свою ценность. Наравне с почитанием существует безразличие к Слову. Сейчас предлагаю вам посмотреть видеосюжет, выразите свое отношение к нему. (сюжет из передачи «Дом- 2»)

К сожалению, между языком классической литературы и современным русским языком  газет и журналов, телевидения существует разница. Недавно я прочитала в одном журнале отзыв о языке современного телевидения музыканта Веры Борисовны Дударовой, в котором услышала крик души человека, болеющего за родной язык:  «Раньше на телевидение приходили образованные люди, была культура, школа русского языка. Ничего не осталось! Все слышат приблатненный  разговор в бесконечных развлекательных программах. Какую ни нажмешь кнопку - безграмотная речь, ужасная манера говорить».

И. С. Тургенев призывал: «Берегите чистоту русского языка как святыню». Для великого мастера слова язык- это «святыня», т.е. то, что является  дорогим, особо чтимым.

 Ребята, что значит, по- вашему, любить и беречь родной язык? (ответы детей) Лично для меня, беречь и любить родной язык - значит взвешивать на весах своего собственного сердца каждое слово и не забывать, что «нравственность человека видна в его отношении к слову»

Вопрос об отношении к Слову всегда волновал поэтов, писателей, журналистов, общественных деятелей; каждый из них выражал свои чувства и переживания.

Предлагаю вам проанализировать в группе предложенный текст и подготовить выступление от группы. Ваша задача – определить основную мысль текста, выяснить, какую проблему поднимает автор, и выразить свое отношение к данной проблеме. У одной из групп задание будет творческое.(дается время для групповой работы)

(После обсуждения детей в группах) Слово учителя: Я приглашаю вас к размышлению о Слове, прошу высказывать свои мысли, дополнять друг друга.

Обратите внимание на текст. (текст в презентации)

Есть слова пострашнее, чем бомбы,

Чем снаряд над окопными рвами,

Я советую людям при спорах

 Осторожнее быть со словами.

 Мир устроен на этой основе,

 И достаточно впрочем серьезно,

 О любом опрометчивом слове

Пожалеете рано иль поздно.

 Вы к словам проявляйте терпенье,

Не берите в расчет кривотолков,

Ведь от них остаются раненья

Как от мелких, но острых осколков.  

 С. Островой 

 

Предоставим  слово вашим одноклассникам, которые анализировали этот текст. Какие чувства и мысли вызвало у вас это стихотворение? (высказывания детей) По мнению академика Ф. Углова, нет ничего сильнее Слова: «Если раньше люди умирали от эпидемий, то теперь от сердечно-сосудистых заболеваний. Во многом эти болезни зависят от поведения людей». На мой взгляд, основная мысль стихотворения С.Острового отражена в высказывании Л.Н.Толстого (см. в презентации)

Для того чтобы лучше понять содержание следующего текста, обращаю ваше внимание на лексическое значение некоторых слов (лексическое значение слов «жаргон» и «арго» см. в презентации). Объектом иронии газеты «Аргументы и факты» является блатной жаргон. Обратите внимание на данную статью.

 

Слова все равно брали, берём и брать будем. При Петре 1 -у немцев, при Александре 1 -у французов (панталоны, фрак, жилет), при Брежневе и Горбачеве - у англичан и американцев (шузы, траузера). Сейчас же пуристы могут быть довольны - слова мы теперь заимствуем у своих. И какие слова: авторитет, западло, беспредел, братки, крутые, общак, пахан, разборка, стрелка...

А что - язык у братков как язык, не лучше и не хуже другого. Подчиняется, как прочие наречия, определенным законам. Например, капусту полагается стричь, деньги сшибать или отмывать, а бабки - отстёгивать.

Или возьмём глаголы движения: наехать - совсем не антоним слову отъехать. Первое, возможно, осуществить только в отношении другого лица (мафия наехала на коммерсантов), а второе - исключительно самостоятельно (ширанулся и медленно отъехал).

Точно так же, снимать - это вовсе не обязательно избавляться от одежды и даже не фотографировать, а обувать - вовсе не надевать ботинки на ногу. Потому как снимают обыкновенно тёлок, а обувают лохов.

Справедливости ради надо отметить, что блатной жаргон - это источник пополнения нынешней лексике.

Удивляться такому явлению в развитии не приходится. С кого делаем жизнь, у того и слова заимствуем. (Аргументы и факты).

Ребята, выразите ваше отношение к проблеме, поднятой в данной статье. К сожалению, грубую и нецензурную речь можно услышать в разных слоях общества. Почему блатной жаргон становится популярен в наши дни? Как вы считаете, можно ли бороться с разрушающими язык явлениями и как? Что лично вы можете сделать в решении данной проблемы? (ответы детей)

 Как часто мы забываем, что нам дан во владение «великий, могучий язык». Я разделяю т.з. В. Гюго, французского писателя, который замечал: «Арго- это не что иное, как костюмерная, где язык, намереваясь совершить дурной поступок, переодевается. Там он натягивает на себя маски-слова и лохмотья-метафоры. Так он становится страшен». (презентация)

Мне было интересно узнать ваше мнение о том, какой вы видите передачу о значении Слова в жизни человека и общества на современном телевидении. Такая возможность была предоставлена вашим одноклассникам: они готовили рекламу данной программы (дети используют для создания презентации материал, подготовленный для них учителем или Интернет-ресурсы)

Кто хотел бы поделиться своим мнением о предложенной передаче? Какие есть предложения для разработчиков данной программы? (ответы детей)

 (презентация)

2007 год в России и за рубежом был объявлен годом русского языка. Для 4,5% человек, живущих на нашей планете, русский язык является родным. Я приглашаю к разговору ребят следующей группы, остальных ребят прошу присоединиться к нашему обсуждению. Обратите внимание на текст.

 

Нам дан   во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине  волшебный русский язык. Мы приняли в дар блистательный и неслыханно богатый язык наших классиков. Мы знаем могучие и народные истоки русского языка.

Всегда   ли   мы   обращаемся   с   этим   языком   так,  как   он   этого заслуживает? По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только об его культурном уровне, но и о гражданской ценности. Истинная любовь к своей стране не мыслима без любви к своему языку. Человек, равнодушный к родному языку, - дикарь. Он вредоносен по самой своей сути, потому что его безразличие к языку объясняется полнейшим безразличием к прошлому и будущему своего народа.  К.Паустовский.

 

Какую проблему поднимает русский писатель К.Паустовский?( (ответы детей) Тему выступления данной группы я бы обозначила так «Родной язык – душа нации» (на фоне презентации учитель читает стихотворение)

Язык-история, язык-душа народа,

В нем память поколений родовая,

Его сокровища богаче год от года,

В нем Родина – Россия дорогая.

И в каждом слове капелька культуры,

А в капельке и личность, и народ,

И в каждом слове дух Руси живет.

Я хотела бы познакомить вас с изречениями известных людей о Слове, о языке. Из предложенных высказываний выберите то, которое наиболее полно отражало бы проблемы, поднятые на нашем уроке.(индивидуальная работа)

 

Язык есть не только говор, речь, язык есть образ всего человека, его ума, того, что называется сердцем, он выразитель воспитания, всех умственных и нравственных сил.

                                                                                        А.И.Гончаров.

Слово само по себе уже должно быть для человека подвигом нравственным, ибо всякое слово есть дело и всякое доброе дело вызывается словом.

                                                                                       Ф.И.Буслаев.

Язык – это наш дом, наше духовное жилище. И если не любить и постоянно не обустраивать свой дом, то ведь и не воспитать любви и родственной привязанности к нему новых поколений, не пробудить в них высокого чувства ответственности за прошлое, настоящее и будущее своего народа, своей культуры, своего языка.

                                                                                       Д.С.Лихачев.

                                                                                                                                                                                                                                                                      

Объясните, почему вы выбрали именно это высказывание?

Мне было приятно сегодня общаться с вами, меня поразили ваши зрелые суждения,  благодарю вас за прекрасные слова, которые вы сказали в адрес нашего великого языка. Думаю, что разговор о Слове, об его беспредельной силе останется в ваших сердцах. Продолжением нашего разговора станет дом. задание, предлагаю вам написать сочинение-рассуждение «Мои размышления о Слове» или составить индивидуальный или коллективный проект телевизионной передачи о Слове.

Наш час общения я хотела бы закончить стихотворением Николая Рыленкова: (на фоне презентации)

 

Горят, как жар слова,

Иль стынут, словно камни,

Зависит от того, чем наделил их ты.

Какими к ним в свой час притронулся руками

И сколько отдал им духовной теплоты.


Тема урока : «Сила слова беспредельна» (10 класс)

Тема урока : «Сила слова беспредельна» (10 класс)

Ребята, что значит, по- вашему, любить и беречь родной язык? (ответы детей)

Ребята, что значит, по- вашему, любить и беречь родной язык? (ответы детей)

А что - язык у братков как язык, не лучше и не хуже другого

А что - язык у братков как язык, не лучше и не хуже другого

Какую проблему поднимает русский писатель

Какую проблему поднимает русский писатель
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.02.2022