Урок сольфеджио в 1 классе
Тема: «Игровые формы работы с учащимися 1 класса»
Цель урока:
Образовательная:
1. Познакомить детей с формами работы на уроках сольфеджио.
2. Привить детям начальные навыки сольфеджирования.
3. Закрепить понятие ритма, ритмического рисунка на примере работы с ритмическими упражнениями.
Развивающая:
1. Способствовать развитию образного и творческого потенциала детей через игровую импровизацию.
2. Стимулировать развитие музыкальных способностей детей: певческие, исполнительские, через инновационные формы работы на уроке.
3. Способствовать развитию у детей синтеза двигательных, зрительных и слуховых навыков.
4. Формировать в детях психологическое раскрепощение и коммуникабельность.
5. Способствовать формированию интереса к предмету «Сольфеджио».
Воспитательная:
1. Воспитывать в детях любовь к сольфеджированию и музыкальной культуре в целом.
2. Воспитывать в детях эстетический вкус посредством визуальных образов.
3. Воспитывать в детях толерантность и коммуникабельность.
4. Воспитывать в детях любовь к природе.
5. Формировать в детях коммуникативные качества.
Задачи:
1. Закрепить теоретические знания учащихся.
2. Способствовать выработке навыков точного интонирования на основе упражнений
3. Выработать у учащихся навыки восприятия и воспроизведения метроритмических упражнений.
Тип урока: Комбинированный. Урок комплексного применения знаний и умений.
Дидактические материалы: Картонное дерево на доске, листочки, сундучок с цветным нотным станом и нотками, клавиатура.
Оборудование: Ноутбук, проектор, видеоматериалы, доска, парты, стулья, фортепиано.
Технологии: ЛОО, технология коллективной творческой деятельности, здоровьесберегающие технологии.
Методы обучения: Практический, наглядный
Преподаватель: Добрый день. Сегодня у нас урок немного не обычный. К нам ребята, пришли гости. И мы должны нашим гостям показать, чему мы с вами научились за всё то время, что вы учитесь в нашей школе. Только что это у нас сегодня на доске вместо нот?
Дети: Дерево
Преподаватель: Я бы сказала, что это зимнее дерево, без листочков, ведь скоро у нас весна, вы хотите весну? Тогда давайте поможем нашему дереву вырастить листочки, а для этого нужно выполнять задания. Поможем дереву?
Дети: Поможем!
Распевка: «Вот иду я вверх, вот иду я вниз» «Ступени»
«Пение упражнений»-6 положений трезвучия. (5 мин.)
Преп: Игра «Ноты из волшебного сундучка». (5 мин)
Ребята, мы на прошлом уроке с вами познакомились с нотками басового ключа. Сейчас я вам дам волшебный сундучок, вы будете брать оттуда волшебные кружочки, и выкладывать на цветной нотный стан нотки, которые я буду называть. Если нотка будет правильной, наше дерево получит листочек, а если не правильной, дерево листочек опять потеряет. (после каждого задания вешаются листочки)
Выполнение задания.
Преподаватель: Хорошо. А теперь давайте вспомним, 1,3,5 ступени – это звуки -?... (устойчивые. Правильно! А ещё бывают-? (неустойчивые 2,4,6,7.) (3 мин)
Мы с вами хорошо знаем, что неустойчивые ступени разрешаются в устойчивые. Давайте спойм песенку-упражнение про разрешение ступеней.
Звуков в гамме ровно семь,
Нужно дружно спеть их все,
Эти звуки все важны,
Мы их выучить должны,
Будем петь и повторять,
Неустои разрешать.
Припев:
Вторая в первую, четвертая в третью,
Шестая в пятую, седьмая в первую.
Утром солнышко встает,
Эту песенку поет.
Даже заинька косой,
Разрешает неустои,
Не ленись и повторяй,
Неустои разрешай.
Преп.: Дети, вы уже знаете из прошлых занятий, что музыка не может звучать все время. Ей нужен отдых. Чтобы дать отдохнуть какое-то время, были музыкантами придуманы знаки – паузы. Что означает слово пауза? ( «остановка», «тишина»). Паузы бывают разные. Это зависит от того, сколько музыка должна молчать. Сегодня мы вспомним паузу, которая называется – четвертная пауза и половинная. На длительность какой ноты она похожа? (на четвертную по длительности ноту и половинную). Правильно, именно столько она и будет молчать.
Сейчас на экране будет ехать паровозик с вагончиками длительностей нот, и ваше задание прохлопать не просто ритмослоги, а ритмослоги под музыку, и будьте внимательнее, когда будут паузы. (5-7 мин)
Преп.: Давайте немного отдохнём и сделаем разминку: (3 мин)
1. «Зайцы в лесу»
2. Игра « Вверх и вниз» Если мелодия идёт вверх, маршируем три шага вперёд. Если вниз три шага назад. Музыка на месте, маршируем на месте.
Преп.: Ну что, немного отдохнули? А теперь давайте попоём.
Работа с чтением с листа: На экране видео песенки. Сначала поёт учитель словами, затем дети, потом поёт учитель нотами, затем дети.(7-8 мин)
(Запись мелодии по памяти нотами в тетрадь) (5 мин.)
Работа на слух и проверка упражнений индивидуально. (5-7 мин)
Итог урока: Много ли на дереве листочков, хорошо ли мы сегодня постарались, всё ли было понятно на уроке, понравился урок, или нет. Рефлексия, выставление оценок. (2-3 мин)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.