Урок Царь Хаммурапи
Оценка 5

Урок Царь Хаммурапи

Оценка 5
docx
01.08.2023
Урок Царь Хаммурапи
урок.docx

Тема урока: Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

Решение задач с классом на выбор учителя.

а)        В городе Уре было исследовано более двух тысяч гробниц. Несколько гробниц резко отличались от остальных. В них были погребены десятки слуг, конюхов, музыкантов. Здесь же найдены золотые шлемы, венки, ожерелья и др.

  • Какие выводы можно сделать на основании этих погребений? Обоснуйте свое мнение. (Во-первых, у жителей древнего города Ура существовали религиозные верования, так как вера в загробную жизнь заставляла их хоронить вместе с хозяином и слуг, и конюхов, и музыкантов. Во-вторых, наличие неравенства среди людей, появление богатых и бедных, так как из 2000 гробниц всего лишь несколько отличались от других. Но чем! Золотыми украшениями и нахождением там слуг, конюхов и т. д.)

б)        В документе написано о мальчике, который опоздал на занятия, плохо учился и был несколько раз наказан ударами палки. А когда он вечером рассказал об этом отцу, тот очень обеспокоился. На другой день отец пригласил учителя. Его посадили на почетное место, угостили хорошим вином, потом подарили учителю нарядную одежду и надели на палец кольцо.

- Подумайте, чем был обеспокоен отец ученика? Почему он принимал учителя как высокого гостя и сделал ему дорогие подарки? (Отец был обеспокоен тем, что из сына при таком отношении выйдет плохой писец, а писцы в то время очень ценились, так как они были помощниками царей.)

 

Мотивационно-целевой этап

В 1901 г. французская археологическая экспедиция обнаружила в г. Сузах (ныне — Иран), на территории Междуречья, необычный предмет — черный базальтовый столб.

— Как вы думаете, чем уникален этот столб?

— Почему текст написан на двухметровом базальтовом столбе? Вы правильно предположили, что данный столб уникален благодаря записям, которые сделаны на нем.

— Интересно ли вам узнать, о чем этот текст и кому он посвящен? Тема урока: «Вавилонский царь Хаммурапи и его законы».

План урока

1. Город Вавилон становится главным в Двуречье.

2. Хаммурапи и его законы.

Проблемный вопрос. Почему появились законы? Какие из них можно назвать справедливыми, а какие — нет?

Объяснение нового материала

1. Город Вавилон становится главным в Двуречье

В начале 2 тыс. до н.э в центре Междуречья , на берегах Евфрата возникает новое Царство. Какое? (столица Вавилон)

Вы уже знаете, что в Двуречье было множество городов. К XIX веку до нашей эры самыми крупными из них были Киш, Эшну́нна, Вавило́н, Ла́рса, Уру́к. Долгое время города воевали между собой. Они никак не могли решить кому быть главным

Победителем из этой борьбы вышел Вавилон. Ему суждено было на много веков стать основным центром Двуречья.

Город находился в очень выгодном месте Двуречья.

— Рассмотрите карту на с. 70 учебника и расскажите, где располагался город Вавилон.

Слайд 2.

 Вавилон был расположен в удобном месте, где реки Тигр и Евфрат близко подходят друг к другу. Здесь находился перекресток речных и сухопутных дорог.

Как вы думете в чем был плюс данного расположения ? Цари Вавилона богатели в результате торговли.  Там, где близко сходились реки Тигр и Евфрат. Это помогало вавилонской торговле. Ведь по вавилонским землям проходили самые важные в Передней Азии сухопутные и речные торговые пути. Торговля приумножала богатства Вавилона.

В основном сюда привозили дерево, металлы (медь, серебро, свинец), рабов. Вывозили: зерно, шерсть, масло, финики.

hello_html_m5104d5e8.jpg

 4 сл

В речном порту Вавилона множество судов. Деревянных кораблей совсем мало, так как лес был очень дорогой. Зато много больших лодок из тростника с загнутыми носом и кормой.

Вот пристает к причалу плот. Однако он сделан не из бревен, а из кожаных мешков, надутых воздухом. Вавилоняне связывали несколько мешков между собой, а поверхность плота выстилали тростником. Такой плот мог перевезти тяжелый груз.

Слайд 4. А вот видны круглые суда. Их каркас сделан из тростника и обтянут кожаным чехлом. Чтобы вода не проникала внутрь чехла, швы промазывали асфальтом — природной смолой, которую добывали из земли. В вавилонском порту шумно и людно: одни суда разгружаются, другие нагружаются.

— Применив свои знания о природных и климатических условиях Двуречья, предположите, что продавали и что покупали купцы, приплывшие в Вавилон.

(Составляется схема.)

 

2. Хаммурапи и его законы

9 сл

Наибольшего могущества достигает Вавилон при царе Хаммурапи, правившем с 1792 по 1750 г. до н. э. Он проявил себя опытным и умелым дипломатом, законодателем, мудрым правителем.

— Как вы думаете, что значит быть мудрым правителем?

Что ж, проверим, насколько справедливы ваши предположения.

Итак, Хаммурапи был умным и энергичным правителем. Он заботился о процветании царства. Гордился тем, что строил храмы во всех подвластных ему городах, проводил каналы, чтобы достаточно было воды на полях.

Царь создал сильную и многочисленную армию. После чего начал войну с соседями. Через 20 лет Вавилон покорил почти все Двуречье.

Власть Хаммурапи была неограниченной. Он распоряжался всеми землями государства. Мог забрать имущество у любого подданного или казнить его. Но Хаммурапи был мудрым правителем. Он многое сделал для развития страны. По его приказу были отремонтированы оросительные каналы, построены хорошие дороги.

В управлении государством царю стали помогать чиновники (они следили за сбором налогов, набором в армию, общественными работами). Хаммурапи облегчил жизнь простых людей (упорядочил повинности, отменил старые долги).

Царь стремился к тому, чтобы все жители страны жили по одним и тем же правилам. Вот почему Хаммурапи установил единые для всего Вавилонского царства законы.

— Как вы можете объяснить слово законы?

(Ученики высказывают предположения, а затем записывают новое понятие в тетради.)

10 сл

Законы — это правила, обязательные для всех жителей страны. По правилам живут все государства мира. Все люди должны соблюдать законы.

Законы Хаммурапи были приняты около 3750 лет назад. Как вы помните, «Законы Хаммурапи» были найдены французской археологической экспедицией в 1901 г. в г. Сузах и хранятся сейчас в Луврском музее в Париже. Законы высечены на черном камне. Всего их 282.

— Часть каменной плиты с текстом законов изображена на с. 71 учебника. Рассмотрите эту иллюстрацию.

На переднем плане стоит владыка Вавилонского царства. Кто осмелился сидеть в его присутствии? Это Шамаш, бог Солнца и справедливого суда, он вручает царю жезл — знак власти.

Получается, что Хаммурапи правит и судит по воле бога. Надпись на каменном столбе гласит, что законы должны установить справедливость в стране, чтобы сильный не притеснял слабого.

Проблемный вопрос. Как вы понимаете смысл этой надписи?

Царь стремился к тому, чтобы в Вавилонском царстве был порядок и отсутствовал произвол. Это означало, что отныне судьи должны строго следовать закону, а не поступать по своей прихоти, не своевольничать.

Столб с законами находился на главной площади Вавилона. Текст мог прочитать любой грамотный житель Двуречья. Копии законов имелись во всех городах Вавилонского царства. Теперь все споры между людьми стали разбираться по одинаковым для всех правилам, а не так, как считали разные судьи (жрецы, старейшины, наместники).

Жители Вавилонии знали, что за нарушение законов их постигнет суровое наказание. Ведь на черном камне было написано, что Хаммурапи получил власть от богов. А воля богов неколебима и гнев их очень суров. (13 сл. Сцд Хаммурапи)

Но иногда царские судьи не могли сами решить то или иное дело. Не всегда удавалось найти свидетелей преступления. Тогда им приходилось обращаться к богам напрямую. Происходило это так. Обвиняемого вели к реке и заставляли погрузиться в воду. Если он тонул, значит, бог реки забрал его к себе как виноватого. Если же у него получалось выплыть, то считалось, что обвиняемый чист перед богами и невиновен.

Задание : По группам

1) Рабочий материал для первой группы

7. Если человек купит из руки сына человека (полноправного жителя Вавилонского царства) или из руки раба человека без свидетелей и договора или возьмет на хранение серебро, либо золото, либо раба, либо рабыню, либо вола, либо овцу, либо осла, либо что бы то ни было, то этот человек — вор, его должно убить.

42. Если человек арендует поле для обработки и не вырастит на нем хлеба, то его должны изобличить в том, что он не делал необходимой работы в поле, и он должен отдать хозяину поля хлеб, как и его соседи.

53. Если человек поленился крепить плотину своего поля и вследствие того, что плотина не была укреплена им, в его плотине произойдет прорыв, а водой будет затоплена возделанная земля общины, то человек, в плотине которого произошел прорыв, должен возместить хлеб, который он погубил.

55. Если человек открыл свой арык для орошения, но был небрежен и вода затопила поле его соседей, то он должен отмерить зерно в соответствии с урожаем его соседей.

233. Если строитель построит человеку дом и не укрепит свою работу, так что стена обрушится, то этот строитель должен починить стену за собственное серебро.

Вопросы для первой группы

— Что объединяет все эти законы?

— Что вы узнали о хозяйстве Древней Вавилонии?

— Какой труд поощряли законы?

— Почему в царских законах проявлена столь большая забота о системе орошения?

2) Рабочий материал для второй группы

59. Если человек (полноправный житель Вавилонского царства) срубит в саду человека дерево без ведома хозяина сада, то он должен отвесить 1 /2 мины (мина — 0,5 кг) серебра.

237. Если человек нанял лодочника и судно и нагрузил его зерном, шерстью, маслом, финиками или же любым другим грузом, а этот лодочник был нерадив и потопил судно и погубил то, что в нем было, то лодочник должен возместить судно, которое он потопил, и все, что он погубил в нем.

245. Если человек наймет быка и причинит ему смерть небрежностью или побоями, то он должен хозяину быка возместить быка за быка.

259. Если человек украл плуг с обрабатываемого поля, то он должен платить хозяину плуга 5 сиклей (сикль — 8,4 г) серебра.

260. Если человек украл сошник или же борону, то он должен заплатить хозяину 3 сикля серебра.

261. Если человек нанял пастуха для пастьбы крупного и мелкого рогатого скота, то он должен платить ему по 8 гуров (гур — 252,6 л) зерна в год.

Вопросы для второй группы

— Что использовалось в Древней Вавилонии в качестве платы за работу или компенсации ущерба?

— О чем это свидетельствует?

— Можно ли утверждать, что приведенные законы поощряли и защищали частную собственность?

3) Рабочий материал для третьей группы

15. Если человек выведет за городские ворота раба дворца, или рабыню дворца, или раба, или рабыню мушкенума (свободного, но неполноправного подданного), то его должно убить.

19. Если человек держит беглого раба в своем доме и потом раб будет схвачен в его руках, то этого человека должно убить.

115. Если человек имеет за человеком долг хлебом или серебром и будет держать его заложником, а заложник умрет в доме взявшего в залог по своей судьбе, то это не основание для претензии.

116. Если заложник умрет в доме взявшего в залог от побоев или дурного обращения, то хозяин заложника должен изобличить... и, если взятый в залог — сын человека, должны казнить его [ростовщика) сына.

117. Если человек имеет на себе долг и отдаст за серебро или даст в долговую кабалу свою жену, своего сына или свою дочь, то они должны служить в доме их покупателя или заимодавца три года, на четвертый год должно отпустить их на свободу.

Вопросы для третьей группы

— Какой общественный строй существовал в Древней Вавилонии, судя по данным статьям?

— Как вы думаете, кто чаще всего попадал в долговую кабалу?

— Кого глава семьи мог отдать в долговую кабалу?

— Приведенные статьи были написаны в интересах должников или ростовщиков?

4) Рабочий материал для четвертой группы

128. Если человек возьмет жену и не заключит письменного договора, то эта женщина не жена.

168. Если человек вознамерится изгнать своего сына и скажет судьям: «Я изгоню моего сына», то судьи должны исследовать его дело, и если сын не совершил тяжкого греха, достаточного для лишения его наследства, то отец не может лишить его наследства.

177. Если вдова, имеющая малолетних детей, вознамерится войти в дом другого, то она не может войти без ведома судей. Когда она входит в дом другого, судьи должны исследовать дело дома ее первого мужа, передать дом ее первого мужа в заведование ее второму мужу и этой женщине и взять с них документ. Они должны хранить дом, а также воспитывать малолетних детей.

185. Если человек усыновит малолетнего, находившегося в пренебрежении, и вырастит его, то этот воспитанник не может быть потребован обратно по суду.

186. Если человек усыновит малолетнего и, лишь когда его усыновили, он узнает своего отца и свою мать, то этот воспитанник может вернуться в дом своего отца.

Вопросы для четвертой группы

— Докажите, что законы царя Хаммурапи защищали права детей.

— Почему законы требовали от подданных официального заключения брака?

5) Рабочий материал для пятой группы

1. Если человек станет обличать под клятвой человека, бросив на него обвинение в убийстве, и не докажет этого, то обличавшего должно убить.

6. Если человек украдет достояние бога или дворца, то этого человека должно убить, а также того, кто примет из его рук украденное, должно убить.

14. Если человек украл малолетнего ребенка другого человека, то его должно убить.

195. Если сын ударил своего отца, то ему должны отрубить руку.

196. Если человек выколол глаз сыну человека, то должны выколоть ему глаз.

200. Если человек выбил зуб человеку, равному ему, то должны ему выбить зуб.

202. Если человек ударил по щеке человека, высшего по положению, чем он сам, то он должен быть отхлестан в собрании воловьей плетью 60 раз.

203. Если сын человека ударил по щеке сына человека, равного ему, то он должен отвесить ему одну мину (0,5 кг) серебра.

205. Если раб человека ударил по щеке сына человека, то ему должны отрезать ухо.

Вопросы для пятой группы

— Объясните происхождение выражения «око за око, зуб за зуб».

— Как вы считаете, предлагаемые наказания за преступления слишком суровые или нет?

— Почему в статьях 202, 203, 205 за одно и то же преступление предусмотрены разные наказания?

Продолжение (Объяснение материала)

В Вавилонском царстве преступников обычно заставляли испытать то же самое, что они причиняли своей жертве.

Давайте посмотрим какие были наказания по законам Хаммурапи.

14 сл.

-Штраф

-Смертная казнь

-Принцип талиона

Законы Хаммурапи гласят: «Если человек выбил зуб человеку, ему самому следует выбить зуб». «Если человек выколол глаз человеку, ему самому следует выколоть глаз». Не причиняй другому такой обиды, которую сам не хочешь испытать. Вот главная идея этих законов.

Но в Вавилонии перед законом были равны не все жители. Когда в законах Хаммурапи говорилось «человек», то имелись в виду только свободные люди. Рабы к ним не относились. Их считали лишь вещью, имуществом хозяина. Поэтому для них были особые законы.

Например, если раб оскорблял свободного человека, то ему отрезали ухо. Заметьте, не язык и не руку, а именно ухо. Это делалось для того, чтобы не лишить раба возможности трудиться и отвечать на вопросы господина. Кроме того, такой раб уже не мог убежать: все знали – это невольник, при этом непокорный.

В Древнем Вавилоне рабы были в первую очередь ценной рабочей силой. Случалось, что по чьей-либо вине чужой раб погибал. За это виновный платил цену раба его хозяину или отдавал своего невольника.

Хотя свободные вавилоняне и подчинялись одним законам, это не делало их равными во всем. Среди них были как очень богатые, так и очень бедные люди. Одни владели обширными полями и садами с финиковыми пальмами. Снаряжали караваны и торговые корабли в другие страны. У других не было ничего кроме клочка земли, хижины и семьи, которую нужно было чем-то кормить. Часто случалось так, что бедняку не хватало урожая. Ведь выращенное зерно шло не только на пропитание. Бедняк платил налоги царю. А еще нужно было оставить семена на следующий год. Приходилось просить у богача зерно в долг. Но богачи не давали ничего просто так. Если бедняк брал в долг пять мешков зерна, то через год обязан был вернуть уже шесть. Богачи наживались на том. Они давали имущество «в рост». Таких людей называют ростовщика́ми.

Иногда бедняку было нечем отдать долг. Тогда богач требовал: «Отдавай сына, дочь или жену… Они будут работать у меня в доме как рабы». Богачи хотели бы навсегда поработить своих должников.

Но по законам Хаммурапи: «Должник обязан работать на хозяина лишь три года, а потом его следует отпустить». Если должник отдавал ростовщику сына, продать его ростовщик не мог. И убить его он не имел права – иначе у него самого в наказание убивали сына.

Так царь Хаммурапи защищал своих подданных от обращения в рабство. Но когда семья бедняка голодала, им снова приходилось брать в долг у богача.  Хаммурапи не видел в этом несправедливости. Ведь боги установили, что есть свободные и рабы, богатые и бедные.

  А теперь давайте повторим все то, что мы сегодня узнали.

·         После долгих войн Вавилон стал самым могущественным государством Двуречья.

·         Хаммурапи был справедливым и мудрым правителем. Он правил с 1792 по 1750 год до нашей эры.

·         Главное правило законов Хаммурапи – «око за око», «зуб за зуб».

·         Законы царя были справедливыми для того времени. Они защищали имущество богатых людей, а также свободных жителей Вавилонии от обращения в рабство.

 

 

 


 

Тема урока: Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

Тема урока: Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

Вы уже знаете, что в Двуречье было множество городов

Вы уже знаете, что в Двуречье было множество городов

Как вы думаете, что значит быть мудрым правителем?

Как вы думаете, что значит быть мудрым правителем?

Но иногда царские судьи не могли сами решить то или иное дело

Но иногда царские судьи не могли сами решить то или иное дело

Что использовалось в Древней Вавилонии в качестве платы за работу или компенсации ущерба? —

Что использовалось в Древней Вавилонии в качестве платы за работу или компенсации ущерба? —

Почему законы требовали от подданных официального заключения брака? 5)

Почему законы требовали от подданных официального заключения брака? 5)

Например, если раб оскорблял свободного человека, то ему отрезали ухо

Например, если раб оскорблял свободного человека, то ему отрезали ухо
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.08.2023