Громко прозвенел звонок-
Начинается урок.
Ваши ушки на макушке,
Глазки широко раскрыты.
Слушайте. Запоминайте,
Ни минуты не теряйте!
Определить тему нашего урока вы сможете, разгадав кроссворд. А для этого давайте вспомним пройденный материал.
1) Как называется населенный пункт на Кубани?
2) Жилье казака.
3) Если работает она,
Не будет голодная семья.
Можно на неё прилечь,
А зовётся она …
4)Вокруг этого предмета собиралась вся семья несколько раз на день.
5)Этот предмет днем служит сиденьем, ночью - спальным местом.
6)Этот предмет служил местом хранения праздничных нарядов.
7)Что находилось в красном углу?
8) Чем украшали иконы?
9 и 10) Как встречали дорогих гостей хозяева?
|
|
|
|
х |
|
|
||||
л |
||||||||||
|
л |
с |
|
с |
е |
с |
||||
а |
т |
у |
б |
о |
||||||
р |
в |
о |
х |
н |
п |
о |
л |
|||
у |
к |
л |
а |
д |
с |
е |
м |
ь |
и |
|
ш |
а |
|
т |
у |
т |
ч |
|
ю |
к |
|
н |
|
а |
к |
а |
ь |
|
|
о |
||
и |
|
н |
|
н |
||||||
к |
|
и |
а |
|||||||
|
ц |
|
||||||||
|
|
|
|
|
а |
- Прочитайте ключевые слова.
УКЛАД СЕМЬИ
Да, сегодня мы будем говорить не просто об укладе семьи, а об укладе кубанской казачьей семьи.
- Что же такое семья?
А вот что такое уклад скажет Саша. ( В толковом словаре Ожегова сказано:
Уклад – установившийся порядок, сложившийся в семье
Группа ребят из нашего класса занимались исследованием. И сейчас они расскажут, что узнали об укладе казачьей семьи.
Уклад любой семьи начинается с дома.
Домостроение – это большое событие в жизни каждой казачьей семьи, дело коллективное. В нем обычно принимали участие, если не все, то большая часть станицы. На место строительства бросали клочки шерсти домашних животных, перья - «чтобы все водилось». «В передний угол, в стену вмуровывали деревянный крест, призывая этим Божье благословение на обитателей дома.
После окончания строительных работ хозяева устраивали угощение вместо платы (ее не полагалось брать за помощь).
Казаки всегда были хлебосольными. С радостью принимали гостей.
ВХОДЯТ КАЗАК И КАЗАЧКА С КАРАВАЕМ НА РУШНИКЕ.
Казак: Добрых гостей встречаем
Круглым пышным караваем.
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.
Каравай мы вам подносим,
Поклоняясь, отведать просим.
Казачка: Жива традиция.
Жива- от поколенья старшего.
Важны обряды и слова,
Из прошлого из нашего.
И потому принять изволь,
Тот, кто пришёл на посиделки,
На этой праздничной тарелке
Из наших рук и хлеб и соль!
Любили казаки посмеяться, пошутить над собой, нравятся и веселые прибаутки, их произносят в расчете повеселить компанию.
Сценка разыгрывается учениками:
- Сынок, сходи за водой.
- Да живот болит.
- Сынок, иди кашу есть!
- Что ж, раз мать зовет, надо идти!
Казачонок интересуется:
- Мам, а если червяка шашкой разрубить, то его половинки будут дружить ?
- С тобой нет!
Зачем тебе уши?- спрашивают у казачонка.
-Чтобы все видеть!
-Но ведь для этого глаза есть.
-Так то оно так. Но если не будет ушанки, кубанка сползет на глаза, и я ничего не увижу.
Отдохнули, повеселились. Можно и к столу.
Основой питания кубанской семьи являлись пшеничный и ржаной хлеб, продукты животноводства, рыбоводства, овощеводства и садоводства... Наиболее популярным считался борщ, который варился с кислой капустой, с фасолью, с мясом, салом, в постные дни - с растительным маслом. У каждой хозяйки борщ имел свой неповторимый вкус.
Стих «Борщ»
Любили казаки вареники, галушки.
Понимали толк в рыбе: они ее солили, вялили, варили. Солили и квасили овощи и фрукты. А ещё сушили фрукты, а зимой варили из них компот, на Кубани он называется УЗВАР, широко употребляли мед.
А сейчас мы перенесемся во времени и приготовим еду для семьи.
Проект по группам(борщ, постный борщ, вареники)
- Дети, а какие семьи были на Кубани?
(Семьи всегда были многочисленные от 5 до 14 детей).
Главой семьи, конечно, был отец. Он занимался всеми хозяйственными делами: на его попечении были все работы, связанные с землёй, с сельскохозяйственным инвентарём (его покупка и починка), уход за домашними животными. Кроме того, он принимал участие в общественно-политической жизни станицы: участвовал в казачьих Кругах, схода, ходил на службу. Охранять границу был долг каждого казака.
Глава семьи за столом нарезал хлеб, именно он первым брал еду из общей посуды. Отец мог всенародно выпороть взрослого сына или дочь, и никто не вмешивался.
В летнее время казак работали в поле, а зимой занимались ремонтом построек, орудий труда.
Слово отца в семье было всё равно, что слово атамана для войска, ему следовали беспрекословно.
На плечи матери ложилась вся работа по дому. С утра ей надо сходить к колодцу, принести воды. Под её неусыпным контролем находилось всё, что было связано с питанием семьи: соблюдение постов, стол праздничный, стол будничный, забота о белье, ремонт одежды. Воспитанием детей тоже занималась казачка.
Родители с детства приучали детей к труду и своим отношением ко всему показывали пример.
Казаки с раннего детства готовили детей к военной службе: обучали стрельбе из ружья, рубке, джигитовке. Все праздничные церемонии носили ярко выраженный военный характер. Воспитание мальчика начиналось с появления первого зуба. Отец и мать возили его в церковь служить молебен Иоанну-воину, чтобы из сына вырос доблестный и храбрый казак.
Лет с трёх- пяти казачонка уже приучали к верховой езде. Обучение было тяжёлым и постоянным. Рукопашному бою учили с трёх лет, передавая особые, в каждом роду хранившиеся приёмы. Стрелять учили с семи лет, рубить шашкой с десяти.
Девочки начинали работать с очень раннего возраста. С пятилетнего возраста девочка могла уже быть нянькой. Также она училась вышивать, шить, вязать на спицах и крючком – это умела каждая казачка. Делалось это в игре: обшивали кукол, а учились на всю жизнь.
- До 12 лет они находились в доме, помогая матери по хозяйству. Учились хозяйничать: печь, готовить, прясть и шить, да и по дому управляться. Ведь казаки-мужчины много времени проводили в походах, а казачки заменяли их и в доме, и в поле. После 12 лет девушки могли принимать участие в праздниках, но в качестве зрителей.
Закрепление.
- Мы говорили на уроке об укладе кубанской семьи, об обязанностях каждого в семье, а теперь вам предлагается вспомнить о каждом и изобразить в проекте его обязанности.
- Одной семье, вам ребята, предстоит подобрать картинки с изображением обязанностей матери и подобрать к картинкам описание.
- Вашей семье, вам ребята, предстоит подобрать картинки с изображением обязанностей отца и подобрать к картинкам описание.
- Третьей семье - подобрать картинки и описание жизни детей.
- Всем понятно задание? Можете приступать.
(Учащиеся выполняют задание)
-А теперь пришло время представить свои проекты. Представитель с каждой группы выйдут и пояснят свой выбор. (Рассказ)
- У нас получилась одна семья, в которой у каждого члена семьи свои обязанности. А как мы назовем наш проект? (Уклад кубанской семьи)
А ещё сегодня я хочу упомянуть об уважении к бабушкам и дедушкам. В казачьих семьях уважение к бабушке или деду было беспредельным. Казаки издавна считали, что старик в доме – лицо почитаемое, воля его – закон для всех.
Д/З
- У меня есть к вам предложения создать собственные проекты уклада вашей семьи. Представить проект можно будет по-разному: в виде презентации, рассказа, можно сделать проект подобный нашему. Вы можете использовать фотографии своих родных и близких. У каждого будет свой индивидуальный проект семьи.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.