Валитова Рима Ишмуратовна
учитель начальных классов
МБУ «Школа №80» г. Тольятти
Викторина по произведениям В.Г. Сутеева
(к 120-летию русского писателя)
Цель: способствовать формированию читательского интереса и раскрытию творческого потенциала младших школьников.
Задачи:
· Образовательные:
Упражнять детей в умении узнавать и называть произведение по набору ключевых слов, по отрывку из произведения, отгадывать загадки, перечислять героев произведений.
· Развивающие:
Развивать память, внимание, образность речи, творческое мышление и умение эмоционально воспринимать произведение;
развивать интонационную выразительность речи;
развивать навыки сознательного чтения;
развивать зрительную и словесно-логическую память, логическое мышление.
· Воспитательные:
Воспитывать интерес к творчеству В.Г. Сутеева, к его произведениям и укрепить интерес к художественной литературе.
Деятельность учащихся:
· Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения.
· Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующие темп и тон речи.
Подготовительная работа:
· Заранее познакомить учащихся с перечнем произведений для самостоятельного чтения по теме мероприятия
· Организовать конкурс рисунков.
· Подготовить презентацию (вопросы и задания), дипломы и призы;
Оборудование: портрет В.Г. Сутеева; выставка книг; проектор, интернет, компьютерная презентация, детские иллюстрации к произведениям.
Ход мероприятия:
1. Организационный момент
(Перед началом мероприятия класс делится на две команды)
- На уроках литературного чтения и самостоятельно во внеурочное время вы знакомились с жизнью и творчеством В.Г. Сутеева. Сегодня мы проведем интеллектуально-познавательную игру-викторину и поговорим об удивительном человеке, отправимся в путешествие в сказочный мир В.Г. Сутеева в компании веселых друзей – героев его произведений.
2. Актуализация знаний
Учитель: Сегодня я хочу предложить вашему вниманию интересные факты из жизни, детского писателя, художника, одного из основоположников отечественной мультипликации, заслуженного деятеля искусства Сутеева Владимира Григорьевича. Родился Владимир Сутеев в 1903 году. Еще в детстве маленький Вова начал рисовать, а в 14 лет даже стал зарабатывать деньги своими рисунками, чтобы помочь родителям. Он рисовал все, за что платили. Потом Сутеев работал санитаром в госпитале, то есть в больнице, и даже инструктором физкультуры в младших классах школы. А еще Владимир Сутеев одновременно мог одной рукой писать, а другой рисовать. «Я пишу правой рукой, а рисую - левой, и правая рука хорошо знает, что делает левая» - рассказывал он. Эта способность всегда приводила в восторг детей.
Художника часто приглашали выступать с лекциями в школы, он брал мел и одновременно рисовал на доске двух "зеркальных собачек" левой и правой рукой. Владимир Сутеев всегда хотел делать что-то для детей, он написал множество сказок и сам же рисовал к ним рисунки, которые просты и понятны даже для самых маленьких читателей.
(команды получают задания)
3. Викторина.
1 конкурс. Вспомните названия сказок:
Вставьте пропущенные слова в названия сказок:
1. …- выручалочка (Палочка)
2. Кто сказал «…»? (мяу)
3. … кошка (Капризная)
4. Кот… (рыболов)
5. Мышонок и …(карандаш)
6. … и утёнок (Цыплёнок)
7. Живые … (грибы)
8.Мешок … (яблок)
9. … и краски (Петух)
10. Петя и … (Красная Шапочка)
2 конкурс. Кто не знает этих сказочных героев?
(Узнай сказку по её героям!)
1. Заяц, муравей, воробей, бабочка, лиса, лягушка. ( Под грибом)
2. Медведь, заяц, коза, белочка, ёж, крот, ворона, волк. (Мешок яблок)
3. Ёжик, птички, заяц, волк, птенчик. (Палочка - выручалочка)
4. Щенок, петух, кошка, пчела, рыба, лягушка, мышонок. (Кто сказал «мяу»?)
5. Петушок, лягушка, муха, ёжик, заяц. (Разные колёса)
6. Ёжик, ворона, заяц, медведь. (Яблоко)
7. Цыплёнок, мышонок, муравей, жучок, лягушонок. (Кораблик)
8. Три котёнка, мышь. (Три котёнка)
9. Мышонок, мальчик Вова, карандаш. (Мышонок и карандаш)
10. Петух, собака, краски. (Петух и краски)
3 конкурс. Узнай произведение по предмету
(Ведущий показывает предмет или рисунок, дети должны назвать произведение, которому соответствует этот предмет.)
1. Карандаш («Мышонок и карандаш», «Петух и краски»)
2. Краски («Петух и краски»)
3. Палка («Палочка – выручалочка»)
4. Яблоко («Яблоко», «Мешок яблок»)
5. Ореховая скорлупка («Кораблик»)
6. Колесо («Разные колёса»)
Физкультминутка. Музыкальная пауза: Звучит песня "Кораблик".
4 конкурс. Угадай, как правильно называется сказка
1. «Сумка яблок», «Сетка яблок», «Мешок яблок».
2. «Поломанные колеса», «Одинаковые колеса», «Разные колеса».
3. «Что это за зверь?», «Что это за гусь?», «Что это за птица?».
4. «Палочка-помогалочка», «Палочка-выручалочка», «Палочка в гору поднималочка».
5 конкурс. Угадай сказку по её началу
1. Жил-был на столе у Вовы карандаш. Однажды, когда Вова спал, на стол забрался мышонок. Увидел карандаш и потащил к себе в ноку.
(«Мышонок и карандаш»)
2. Как-то раз застал муравья сильный дождь. Куда спрятаться? («Под грибом»)
3. Стоит пенёк, на пеньке теремок. А в тереме живут Мушка, Лягушка, Ёжик, да Петушок. («Разные колёса»)
4. Шёл ёжик домой. По дороге нагнал его заяц, и пошли они вместе. Вдвоем дорога вдвое короче. («Палочка – выручалочка»)
5. Щенок спал на коврике около дивана.
Вдруг сквозь сон он услышал: «Мяу». (Кто сказал «мяу»?)
6. Стояла поздняя осень. С деревьев давно облетели листья, и только на верхушке дикой яблони ещё висело одно - единственное яблоко. («Яблоко»)
6 конкурс. Угадай героя по его описанию и назови произведение
1 .Удивительный портной,-
Нет катушки не одной,
И машинки швейной нет
И утюг не разогрет...?
Но зато иголки есть.
Сколько? И не перечесть! (Ёж)
В какой сказке встречается отгадка-Ёж? («Яблоко», «Разные колёса», «Мешок яблок», «Палочка-выручалочка»)
2. Мохнатенька, усатенька.
Ест и пьёт, песенки поёт. (Кошка)
В какой сказке встречается отгадка-Кошка? («Три котёнка», «Кто сказал «мяу»?)
3. Он носом в землю постучит,
Взмахнёт крылом и закричит.
Кричит он даже сонный
Крикун неугомонный. ( Петух)
В какой сказке встречается отгадка-Петух? («Петух и Краски», «Кто сказал «мяу»?», «Разные колёса»)
4. Он зимой под вьюги вой
Спит в избушке снеговой.
А когда придёт весна,
Просыпается от сна. ( Медведь)
В какой сказке встречается отгадка-Медведь? («Яблоко», «Мешок яблок»)
5. Само с кулачок, красный бочок,
Тронешь пальцем - гладко, а откусишь сладко. (Яблоко)
В какой сказке встречается отгадка-яблоко? («Яблоко», «Мешок яблок»)
6. Над цветком, порхает, пляшет
Веером узорным машет. ( Бабочка)
В какой сказке встречается отгадка-Бабочка? («Под грибом» )
7. Комочек пуха, длинное ухо.
Прыгает ловко - любит морковку. ( Заяц)
В какой сказке встречается отгадка-Заяц? («Под грибом», «Яблоко», «Разные колёса», «Мешок яблок», «Палочка-выручалочка»)
7. Блиц-опрос: «Чему учат сказки Сутеева?»
1. «Яблоко» - учит делиться поровну, по - справедливости.
2. «Палочка-выручалочка» - учит думать, находить выход из трудных ситуаций.
3. «Мешок яблок» - учит быть добрым.
4. «Под грибом» - учит помогать другим, быть добрым и отзывчивым.
5. «Это что за птица?» - учит не завидовать другим.
6. «Разные колеса» - учит иметь терпение, соблюдать очередь и не жадничать
7. «Петух и краски» - учит ничего не бросать, а всему находить применение. Учит трудолюбию.
8. «Три котёнка» - учит быть любознательным.
5. Подведение итогов. Награждение победителей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.