Сош26 Уроки 193—194. Урок-зачет по теме «Глагол»
Цель урока: проверить знания учащихся о глаголе как части речи:умение находить изученную часть речи; обосновывать правильность выбора орфограмм при написании глагола; использовать глагол в речи.
I. На доске, разделенной на пять частей, учащиеся выполняют задания по карточкам.
К а р т о ч к а № 1
Вставить пропущенные буквы, объяснить графически выбор орфограммы.
1. Тот труда (не) бои(ть, т)ся, кто умеет труди(ть, т)ся. 2. Дело мастера бои(ть, т)ся. 3. Человек по делу узнае(ть, т)ся. 4. По труду и честь воздае(ть, т)ся. 5. Надо труди(ть, т)ся, не надо лени(ть, т)ся.
Какой темой объединены все предложения? Разобрать по составу слово ленит..ся.
Карточка № 2
Списать, раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы.
(Не) чувству..шь усталости, (не) был в школе, ураган (не) истовствовал, мне (не) здорови(ть, т)ся, (не) прик..сался к проводам, (не) участвует в разговоре.
Подчеркнуть глагол, соответствующий схеме:.
К а р т о ч к а № 3
Списать, вставить пропущенные буквы.
Тучи разве..лись, наде..лся на брата, обид..л сестру, постро..л дом, скле..л конверт, услыш..л шорох, увид..л картину, раста..л на солнце.
Рассказать о глаголах совершенного и несовершенного вида.
К а р т о ч к а № 4
Списать, вставить, где это необходимо, пропущенные буквы.
Испеч.. пироги, улыбаеш..ся мне, стереч.. дом, мягкий карандаш..; возле дач.., ветер свеж.., подумаеш.. обо мне.
Подчеркнуть глагол I спр., наст. вр., 2-го л., ед. ч.
Пятый ученик делает морфологический разбор глагола из предложения Между тучами и морем гордо реет буревестник (карточка № 5).
Пока учащиеся работают у доски, один из пятиклассников составляет устное связное высказывание на тему «Что я знаю о глаголе как части речи». Остальные учащиеся оценивают ответ товарища.
После этого проверяется работа отвечающих у доски. Ее выполнение оценивают вызванные ученики, они же должны ответить и на дополнительные вопросы, после чего им выставляется оценка в «Листок учета знаний».
Так, ученику, проверявшему первое задание, предлагается восстановить в памяти порядок действий, который помогает правильно определить написание -ться, -тся в глаголах (то есть проверяется умение владения способом действия при выборе данной орфограммы):
1. Установить, от какого слова зависит глагол.
2. Поставить к глаголу вопрос от слова, к которому он относится, определить его форму.
3. Вспомнить правило написания (в неопределенной форме пишется ь, в 3-м лице — не пишется).
Например: надо (чтоделать?) учиться; он (чтоделает?) трудится.
Ученику, проверявшему выполнение работы по карточке № 2, предлагается рассказать об изменении глаголов по временам и об употреблении их в речи; проверявшему по 3-й карточке — о синтаксической роли глагола в предложении, он же проверяет правильность морфологического разбора глагола; по 4-й — рассказать о способе действия при написании безударных личных окончаний глагола: 1) поставить глагол в начальную форму; 2) выяснить, оканчивается ли он на -ить и является ли исключением; после чего определяется его спряжение, от чего и зависят окончания. Ученику, проверявшему пятое задание, предлагается составить схему окончаний глаголов I и II спряжения.
Учитель подводит итоги этапа работы, консультанты-помощники проставляют под руководством учителя оценки в «Листок...».
II. Проверочная работа с использованием перфокарт.
Цель работы: проверка умения учащихся определять орфограмму в глаголах 3-го лица единственного числа.
е — и в окончаниях глаголов
1. стонет
2. зависит
3. пилит
4. крошит
5. пенится
6. смотрит
7. жалит
8. реет
стелет
строит
колет
ненавидит
кусается
дышит
проедет
сеет
лает
клеит
рубит
полюбит
увидит
растает
загорает
блистает
III. Упр. 700 (самостоятельно).
Пока выполняется упражнение, учитель проверяет работы с использованием перфокарт.
IV. Анализ текста (он подготовлен заранее на доске, или отпечатан на машинке, или спроецирован с помощью графопроектора).
Учащиеся должны определить его тему, подобрать заголовок, выяснить роль глаголов в описании природы и состояния человека.
Весна в этом году долго не наступала. Потом все вдруг проснулось, зашевелилось, запело, зашумело, заговорило.
И вот уже разносится многоголосое пение птиц. Поголубело небо, почернели сугробы. Кое-где из-под снега пробивается прошлогодняя трава. Журчат и сверкают под лучами яркого солнца ручьи. Звенит веселая капель.
Дышится легко. В такое время не хочешь сидеть дома.
Анализируя текст и говоря о роли глаголов в речи, учащиеся отмечают, что с помощью одних глаголов передается динамика, движение пробудившейся весной природы (проснулось, зашевелилось, пробивается), с помощью других создаются зрительные и слуховые впечатления. Так, звуковой образ весны помогают создать такие глаголы, как запело, зашумело, заговорило, разносится, журчат, звенит; зрительный — сверкают, поголубело, почернели. Глаголы дышится, не хочешь передаютсостояние и настроение человека.
— Правомерно ли использование в тексте глаголов в различных временных формах?
V. Используя данную ниже лексику, напишите сочинение-миниатюру «О дожде» по вариантам: 1) летний дождь; 2) осенний дождь; 3) весенний дождь.
Шумит, звенит, шуршит по листьям, идет, капает, моросит, накрапывает, льет, льется как из ведра, хлещет, стучит, барабанит, струится, стекает, зачастит, хлынет, зарядит, сеет как из сита, прыгает, пляшет.
В это время учитель подводит итоги урока, выставляет оценки за предыдущие виды работ, затем объявляет их.
Чтение трех сочинений-миниатюр (по вариантам). Отметки за них выставляются на следующем уроке, после проверки учителем.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.