Урок "Жемчужина Сибири-озеро Байкал"
Оценка 4.7

Урок "Жемчужина Сибири-озеро Байкал"

Оценка 4.7
doc
география
23.04.2020
Урок "Жемчужина Сибири-озеро Байкал"
Тема. Жемчужина Сибири – озеро Байкал. У каждого учителя географии есть свой урок «Байкал», хочу предложить Вам свою версию этой темы, исходя из специфики школы и контингента учащихся. Можно интегрировать в любой УМК по географии, провести в рамках недели географии, экологии в школе. Уровень сложности в рабочих и информационных листах можно изменить в зависимости от уровня обученности учащихся. 8 класс, очная, заочная, индивидуальная форма обучения, 1 урок в неделю. • Учащиеся класса – это осужденные молодые люди, выпавшие из своего образовательного потока. • 90 % учащихся совмещают занятия в школе с работой на производстве. • Обязательных домашних заданий нет. • Значительная дидактическая запущенность учащихся. • Утрата (ослабление) у них мотивации к учебной деятельности. Урок в зачётном разделе «Природные районы России». Тип урока – изучение нового материала. Цель урока: раскрытие уникальности природы озера Байкал.
конспект урока.doc

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

«ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА г. ВЛАДИМИРА»

 

 

 

 

 

Урок: Жемчужина Сибири – озеро Байкал.

 

 

школа                            ГКОУ ВО «Общеобразовательная школа г.Владимира»

предмет                                 география

класс                                      8

зачётный раздел                   Природные районы России.

уровень обучения                 базовый

форма обучения                   очная, заочная, индивидуальная

учитель                                  Шлемина Г.В.

категория                              высшая

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2020 год


Пояснительная записка

Тема.  Жемчужина Сибири – озеро Байкал.

У каждого  учителя географии есть свой урок «Байкал», хочу предложить Вам свою версию этой темы, исходя из специфики школы и контингента учащихся.
Можно интегрировать в любой УМК по географии, провести в рамках недели географии, экологии в школе. Уровень сложности в рабочих и  информационных листах можно изменить в зависимости от уровня обученности учащихся.

8 класс, очная, заочная, индивидуальная форма обучения, 1 урок в неделю.

      Учащиеся класса – это осужденные молодые люди, выпавшие из своего образовательного потока.

      90 % учащихся совмещают занятия в школе с работой на производстве.

      Обязательных домашних заданий нет.

      Значительная дидактическая запущенность учащихся.

      Утрата (ослабление) у них мотивации к учебной деятельности.

Урок в зачётном разделе «Природные районы России».

Тип урока – изучение нового материала.

Цель урока: раскрытие уникальности природы озера Байкал.

Задачи.

Образовательная: составить Ф-Г характеристику озера Байкал.

Развивающая: развить информационную компетентность учащихся.

Воспитательная: продолжить формировать познавательный интерес к предмету, любовь и уважение к своей стране, ответственность за её будущее.

 

Оборудование.

1.      Настенная физическая карта России, атлас 8 кл. «География России».

2.      Мультимедийный проектор.

3.      Компьютерная презентация, видеоклип по теме.

4.      Рабочие и  информационные листы для учащихся.

5.      Письменные принадлежности.

 

Условие. Проведение урока в классе, оснащённом мультимедийным проектором.

На уроке используется компьютерная презентация, что реализуют важнейший дидактический принцип—принцип наглядности.

Для формирования географического образа территории задействуем все каналы восприятия информации: увидели объект, услышали и прочитали о нём, записали.

Формы организации учебной деятельности: беседа, выполнение заданий в рабочих листах, работа с картой и др. источниками географической информации.

Методы обучения: частично-поисковый, информационно-репродуктивный.

Все этапы урока  вместе позволяют достичь заявленной цели урока, реализовать комплексный и деятельностный подход в преподавании географии.

Ожидаемый результат: внимания и работа учащихся на всех этапах урока,  понимание природных особенностей озера Байкал, необходимости бережного отношения к природе, умение работать с различными источниками информации, успешное выполнение заданий по теме.

 


Ход урока

№ слайда

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1.  

I. Орг.момент. Мотивационный блок.

Добрый день. Рада Вас видеть.

Проверим подготовку к уроку. Нам понадобится карта атласа «Восточная Сибирь и Дальний Восток», ручка, рабочие листы подписать ФИ, лист «мнение специалистов» и настрой на хорошую работу.

У нас сегодня не совсем обычный урок. Мы не работаем с учебником. В рамках изучения зачётного раздела «Природные районы России» предлагаю Вам познакомиться с уникальным природным объектом – «чудом природы во всех отношениях» (Л.С.Берг), пожалуй, самым известным озером планеты, жемчужиной Сибири – озером Байкал.

Нам предстоит выяснить, чем же так интересен Байкал? Почему он считается уникальным явлением природы?

Знакомство с темой урока

2 мин.

 

 

 

 

  1.  

План урока, План изучения озера перед Вами (слайд). Прочитайте его. Давайте сформулируем задачи для нашего урока исходя из плана  изучения Байкала. (Составить Ф-Г характеристику озера Байкал).

В течении урока в рабочих листах (у каждого на столе) по каждому пункту нужно выполнить задания в левой колонке, а в правую собрать «байкальские рекорды», подтвердить слова Льва Семёновича Берга «Байкал - чудо природы во всех отношениях».

В конце урока, рабочие листы с выполненными заданиями, сдать учителю. Успеха Вам!

 

Формулировка задач урока

3 мин.

 

  1.  

II. Усвоение новых знаний и способов действий. 1) - Изучение любого географического объекта начинают с …чего? (с ГП).

Что значит определить ГП озера Байкал? (найти на карте, где в Р.Ф., в каком  ПРайоне).

 Покажите Байкал по карте ФРоссии. Покажите Байкал по карте«Восточная Сибирь и Дальний Восток» в атласе.

Используя карту атл. «Восточная Сибирь и Дальний Восток» продолжим характеристику ГП озера Байкал, выполним задание 1-  ГП в рабочих листах.

Проверка. Вы составили характеристику ГП озера Байкал.

 

Работа с источниками географической информации, практикум

30 мин.

Работа с картой атласа,
беседа с учителем,

Выполнение задания 1 в рабочем листе.

  1.  

620 км (протяжённость Байкала) – расстояние от Москвы до С.-П. Байкал – самое большое по площади озеро планеты? (нет)

Какой же  байкальский рекорд выпишем в правую колонку?

Байкал – чудо природы в отношении глубины.

 

 

  1.  

2) – В чем причина такой глубины?

Поговорим о Происхождении озёрной котловины.

Что такое озёрная котловина? (природное углубление) см.слайд

Глядя на слайд «Типы озерных котловин» определите, какой тип озёрной котловины у озера Байкал? Если сложно, давайте рассуждать логически. Исключим неподходящие варианты.

Познакомимся с мнением специалиста, геолога, по поводу происхождения Байкальской котловины.

Повторяю вопрос. Какой тип озёрной котловины у озера Байкал?

Работа со схемой, текстом «Мнение специалиста», беседа с учителем.

  1.  

(Тектоническое, в результате движения земной коры ). Глубочайшие озёра мира имеют подобные котловины.

Выполняем задание 2- Происхождении озёрной котловины в рабочих листах: впишите пропущенные слова.

Какой байкальский рекорд выпишем в правую колонку?

Байкал – самое древнее озеро планеты или самый молодой океан.

 

Беседа с учителем, Выполнение задания 2 в рабочем листе.

  1.  

3) – Огромная масса Байкальской воды оказывает влияние на климат прибрежной зоны. Давайте посмотрим какое.

Сравните климатические показатели резко-континентального климата умеренного пояса, в пределах которого расположено озеро, и прибрежной зоны Байкала. (см. слайд)

(Зима – теплее,  лето – прохладнее,  меньше амплитуда колебания годовых температур.  Климат мягче, менее континентальный.)

 Почему так происходит? (Вода нагревается медленнее суши, лето - прохладнее; зимой вода медленнее остывает, согревает, значит зима - теплее).

 

Таким образом, Байкал – чудо природы и в отношении климата.

Самый мягкий климат Сибири. Давайте запишем в правую колонку очередной  байкальский рекорд.

 

Работа со статистическими данными, беседа с учителем.

  1.  

Замерзает Байкал (покрывается льдом) лишь в конце декабря поздно, но лёд держится до конца мая. При толщине льда, равной 35 см, по Байкалу начинают прокладывать трассу, связывающую её правый берег с левым. Заметим, что Байкал может промерзать при больших морозах от 1,3 до 2,5 м.

 

Беседа с учителем.

  1.  

Познакомимся с мнением специалиста климатолога об ещё одной особенности Байкальского климата -  о Байкальских ветрах.

Задача классу – выполнить задание 3- Климат Байкала: на стрелке выписать названия местных ветров озера Байкал.

 

Работа с текстом «Мнение специалиста»,

выполнение задания 3 в рабочем листе.

  1.  

4) Самое древнее и глубокое озеро планеты называют «Колодцем планеты». В 4 пункте – Воды озера, в правой колонке – уже вписан очередной Байкальский рекорд – «Колодец планеты».

Как Вы понимаете это выражение «Колодец планеты»? (источник пресной воды).

1/10 пресных вод всей планеты. Если представить себе, что в котловине Байкала не стало бы воды, понадобился бы сток всех рек мира за 10 месяцев, чтобы снова наполнить её.

Объём Байкальской воды = Объёму  воды в Балтийском море.

 

Беседа с учителем.

  1.  

Один из источников её пополнения – реки.

У местных жителей  существует легенда – 336 сыновей несут свою воду старику Байкалу, а расточает всё одна красавица дочь – Ангара.

Как вы думаете, о чём идёт речь в этой легенде? (притоки, сток воды)

Большинство притоков Байкала – небольшие горные реки.

По карте определите крупнейший приток Байкала? Единственный выход воды из озера? Ангара (приток Енисея) – единственный выход для Байкальской воды, поэтому она и занимает одно из первых мест в мире по запасам водной энергии.

Полностью вода озера обновляется за 332 года.

Выполните задание 4 - Воды озера в левой колонке.

Река Лена приток или сток Байкала? (нет, берёт начало в 7 км. от Байкала)

 

Беседа с учителем, работа с географической картой, работа с текстом «Мнение специалиста», выполнение задания 4 в рабочем листе, задания «Колодец планеты».

  1.  

«Святое озеро», «Святое море», «Святая вода»…

Для того, чтобы выполнить задание «Колодец планеты» познакомимся с  мнением специалиста гидролога о свойствах вод Байкала.

Задача классу: в правую колонку в каждый овал вписать свойства Байкальских вод.

Таким образом, Байкал – чудо природы и в отношении воды.

Байкал – не только хранилище, но и фабрика пресной воды, ежегодно здесь производится около 60 км3 прекрасной по качеству пресной воды, значение которой непрерывно возрастает в связи с увеличением дефицита чистой воды на планете.

Чистота Байкальской воды обеспечивается биологическими особенностями озера.

В озере встречаются около 1500 видов животных и 1000 видов растений.

Как Вы думаете, в уникальных, необычных, не встречающихся больше нигде водах Байкала, какие будут обитать животные и растения? (уникальные, необычные, не встречающиеся больше нигде)

Редкие виды, т.е. организмы, не встречающиеся больше нигде только в Байкале, называются эндемиками Байкала. Их примерно около 70 % обитателей озера. Действительно «Музей живых экспонатов».

Выполните задание 5 в левой колонке (выписать примеры эндемиков Байкала), используя информацию, которую сейчас увидите и услышите.

 

 

  1.  

Наиболее интересные эндемики Байкала:

Рачок эпишура — встречается лишь здесь. Рачок всего 15 мм длиной. Им охотно питаются рыбы.

Каждая такая малявочка в год очищает 15 м³ воды, и чем рачков больше, тем чище вода. Он выполняет функцию фильтра: пропускает через себя воду, очищая её.

Эпишуру с полным основанием можно назвать дворником Байкала.

 

Беседа с учителем, выполнение задания 5 в рабочем листе

  1.  

Голомянка — это бледно – розовая полупрозрачная рыбка без чешуи и плавательного пузыря с воздушными, точно сотканными из паутины длинными нежными плавниками. Она обитает на большой глубине (200-500 метров) в озере Байкал и принадлежит к классу живородящих. Голомянка мечет не икру, а живых мальков, которые погибают при температуре выше + 10 градусов. В голомянке содержится так много жира, что мертвая она не тонет, а плавает на поверхности и на солнце тает.

 В прошлом местные жители собирали мертвую голомянку и вытапливали из неё жир, который,  использовали для освещения и как лечебное средство.

 

  1.  

В Байкале великолепно освоилось типично морское животное – тюлень, или байкальская нерпа.  Байкальская  нерпа  – единственный в мире вид тюленя, который живёт в пресной воде. Взрослые особи достигают длины 1,8м. и веса 130 кг, имеют толстый слой подкожного жира, толщиной от 2 до 14см.. Живет нерпа до 55 – 56 лет. Нерпы – превосходные ныряльщики.

Детёнышей нерпа рождает на берегу, в снежном логове. Большая часть нерп рождается в середине марта. Детёныши имеют мех белого цвета, что позволяет им в первые недели жизни быть незаметными на снегу. Тюленя истребляли из-за его ценного меха, и он стал редкостью на Байкале.

 

  1.  

Знаменитый байкальский омуль – промысловая рыба (около 70 % улова). Омуль невелик по размерам: длина 30 – 40 см., а вес 2 кг. К сожалению поголовье омуля сокращается, уменьшилась его упитанность. Ранее омуль ловился по 5 кг. веса и 50 см. длиной.

 

  1.  

Берега озера заняты тайгой  из кедра, сосны, лиственницы.

Леса имеют большое водоохранное значение. «Будет лес - будет и Байкал», говорят старожилы. Леса задерживают снег, тем самым питают реки, впадающие в Байкал, предохраняют склоны от размыва, очищают поверхностные воды. Здесь водятся ценные пушные звери. На весь мир известен баргузинский соболь.

На берегах гнездится 200 видов птиц.

 

  1.  

Сказочно красивы берега Байкала. На западных берегах озера и острове Ольхон в году бывает больше солнечных дней, чем на прославленных черноморских курортах.

Всё это делает Байкал чрезвычайно притягательным для туристов. Для учёных озеро – природная лаборатория. Неудивительно, что озеро включено в Список Всемирного и культурно и природного наследия ЮНЕСКО. По состоянию на 30 июня 2011 г. 183 природных объекта по всему миру. Один из них Байкал. 

В начале урока  я вам задала вопрос: Чем же так интересен Байкал, что выдвинуло его в число важнейших природных объектов России и мира? Посмотрите в правую колонку рабочего листа, какие байкальские рекорды вам удалось собрать?

 

Беседа с учителем.

  1.  

Усложним работу, Вы к этому уже готовы, напишите синквейн (пятистишие) о Байкале:

1.     1 главное слово;

2.     3 прилагательных (какой, какое?);

3.     3 глагола (что делает?);

4.     крылатая фраза, утверждение;

5.     существительное (что?), которое выражает суть первого слова.

Зачитать выборочно примеры синквейнов (по желанию).

 

Выполнение задания «Синквейн» в рабочем листе.

20.

5) - Бассейн Байкала – сложный ПК, в котором все его компоненты взаимосвязаны. Малейшее нарушение взаимосвязей влияет на озеро.

…С тревогой смотрю я в завтрашний день:

Будет ли жить там омуль, тюлень?

Как сохранить заповедное озеро,

Чтоб его воды не «целлюлозило…А.И.Иванова.

Что имела в виду автор, когда писала эти строки?(загрязнители Байкала)

 

Беседа с учителем.

21.

На берегах Байкала и Селенги построены целлюлозно-бумажные комбинаты, которые значительно загрязняют озеро.

    На реке Ангаре построили Иркутскую ГЭС и тем самым подпрудили Байкал, что привело к подъёму уровня воды на 1 м,  смыву с берегов грязи,  помутнению воды и гибели главного фильтра воды – планктона.

Вредит озеру сплав леса, мусор, оставленный туристами

Как вы думаете, какие меры нужно принимать, чтобы Байкал был чистым? (очистные сооружения, перепрофилирование грязных производств, поднимать экологическую культуру населения).

 

Беседа с учителем.

22.

Закупкой воды из Байкала интересуются фирмы  из Японии, Франции, Великобритании, ОАЭ. Продавая воду, что потребляет в год ЦБК в г. Байкальске, можно получить прибыль в 6 млрд. долларов США. Некоторые учёные предлагают объявить Байкал государственным заповедником, район организованного туризма. На берегах и островах Байкала уже созданы заповедники. Старейшим из них является Баргузинский.

Но для того, чтобы никто никогда не сказал: "…мертвое море - священный Байкал. " (А.Вознесенский) ещё предстоит сделать многое.

2000 годы – ещё одно испытание для Байкала.

Компания «Транснефть» ведёт строительство нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан», проходящего в районе Байкала. Изначально планировалось, что трасса трубопровода пройдёт в непосредственной близости от берега озера, и тогда в случае разлива нефти Байкал оказался бы под угрозой экологической катастрофы. Прошли многочисленные акции протеста, совещания, В. В. Путин заявил о необходимости пересмотреть проект. В итоге «Транснефть» отказалась от первоначального плана и перенесла маршрут нефтепровода за пределы зоны водосбора Байкала так, чтобы его нитка пролегала не ближе чем в 350—400 км от озера.

Сибирякам, учёным, общественным организациям в очередной раз удалось отстоять Байкал.

23.

«Байкал – бесценный дар природы – да будет вечен на Земле» А.Твардовский

В заключении хочу напомнить Вам слова А.П. Чехова

"Если бы каждый человек на своем клочке земли сделал все, что мог, как прекрасна была бы Земля"

 

Если мы будем меньше мусорить, уважать себя, других и окружающую природу, если мы научим этому наших детей, у нас есть шанс радоваться красотам природы, дышать чистым воздухом, пить чистую воду.

Видеоклип 3 мин. Если осталось время.

III. Подведение итогов урока.
Оценки за работу на уроке, сбор рабочих листов к уроку. Результаты практикума (работы в рабочих листах) сообщу на следующем уроке.

Рефлексия
Чему научились на уроке?

Какие задания вызвали наибольший интерес?

С какими трудностями столкнулись и как их преодолели?

Какое настроение у вас в конце урока?

 

Беседа с учителем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Видеоклип 3мин.

Подведение итогов урока. Рефлексия.

5 мин.

Сдача рабочих листов с выполненным заданием,

беседа с учителем.

 

 


Скачано с www.znanio.ru

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ

Пояснительная записка Тема.

Пояснительная записка Тема.

Ход урока № слайда

Ход урока № слайда

Байкала) – расстояние от Москвы до

Байкала) – расстояние от Москвы до

Работа со статистическими данными, беседа с учителем

Работа со статистическими данными, беседа с учителем

Святое озеро», «Святое море», «Святая вода»…

Святое озеро», «Святое море», «Святая вода»…

В голомянке содержится так много жира, что мертвая она не тонет, а плавает на поверхности и на солнце тает

В голомянке содержится так много жира, что мертвая она не тонет, а плавает на поверхности и на солнце тает

Список Всемирного и культурно и природного наследия

Список Всемирного и культурно и природного наследия

Японии, Франции, Великобритании,

Японии, Франции, Великобритании,

Байкал – бесценный дар природы – да будет вечен на

Байкал – бесценный дар природы – да будет вечен на
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2020