Урок 116 Буквы Ы-И после Ц
Оценка 4.7

Урок 116 Буквы Ы-И после Ц

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русский язык
5 кл
01.03.2017
Урок 116 Буквы Ы-И после Ц
Познакомить учащихся с новой орфограммой – правописанием И–Ы после Ц, обозначением данной орфограммы; продолжить формирование орфографической зоркости учащихся Комбинированный урок Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать правило написания букв Ы–И после Ц в корнях, словах на -ЦИЯ, окончаниях, суффиксах; слова-исключения; уметь правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний; различать написания буквы Е после Ц в корне, проверяемой ударением, и букв Ы–И после Ц в разных частях слова. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): умение находить, преобразовывать и передавать информацию; выполнять различные социальные роли в группе и коллективе, использовать современные телекоммуникационные технологии. Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образованияТехнологические карты уроков русского языка 5 класс по уч Т А Ладыженской
Урок 116 Буквы Ы-И после Ц.doc
Цель  деятельности  учителя Тип урока Планируемые образовательн ые  результаты Методы и  формы  обучения Образователь ные  ресурсы Урок  116. БУКВЫ Ы–И ПОСЛЕ Ц Познакомить учащихся с новой орфограммой – правописанием И–Ы после  Ц, обозначением данной орфограммы; продолжить формирование  орфографической зоркости учащихся  Комбинированный урок Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать  правило написания букв Ы–И после Ц в корнях, словах на ­ЦИЯ,  окончаниях, суффиксах; слова­исключения; уметь правильно писать слова с  изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных  написаний; различать написания буквы Е после Ц в корне, проверяемой  ударением, и букв Ы–И после Ц в разных частях слова.  Метапредметные (компоненты культурно­компетентностного  опыта/приобретенная компетентность): умение находить, преобразовывать и  передавать информацию; выполнять различные социальные роли в группе и  коллективе, использовать современные телекоммуникационные технологии.  Личностные: понимание русского языка как одной из основных  национально­культурных ценностей русского народа, определяющей роли  родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и  моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного  образования Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая,  фронтальная http://www.uroki.net  http://www.zavuch.info http://www.intergu.ru  id=10000192 http://akademius.narod.ru/vibor­rus.html  http://festival.1september.ru/subjects http://som.fsio.ru/subject.asp? Оборудование Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор Наглядно­ М у л ь т и м е д и й н ы й   р я д : презентация по теме урока, выполненная  учителем или группой подготовленных обучающихся демонстрацио нный  материал Основные  понятия Орфограмма­буква Организационная  структура  (сценарий) урока Деятельность учителя В с т у п и т е л ь н о е   с л о в о . – Отгадайте звук по «паспорту»: [?] – согласный глухой непарный, твердый. (Это [ц].) – Этот звук особый, он будет  сегодня гостем нашего урока, а  пока повторим изученное* Этапы  урока 1.  Мотив ация  (самоо преде ление) к  учебн ой  деятел ь­ ности Обучающи е  и развивающ ие компонент ы,  задания  и упражнени я Эмоциона льная,  психолог ическая и мотиваци онная  подготов ка  учащихся к  усвоению  изучаемог о  материал а 2.  Актуа лизаци я  и  пробн ое  учебн ое  Воспроиз ведение  ранее  изученног о,  установле ние  преемств енных  Лексическая разминка. (На  слайде «появление» Незнайки.) Игра «Корректор», или  «Исправь ошибку». – Незнайка дал лексическое  значение слов. Правильно ли он  выполнил задание? Исправьте его  ошибки. Форм ы органи зации взаим одейст вия Фрон тальн ая Фрон тальн ая Осуществ ляемая  деятельно сть  учащихся Слушают учителя,  участвую т в  диалоге с учителем .  Размеща ют  учебные  материал ы на  рабочем  месте,  демонстр ируют  готовнос ть к  уроку Выполня ют  упражне ния,  участвую т  в  обучающ ей игре,  Формируемые умения  (универсальные  учебные действия) Проме жуточ ный  контр оль Познавательн ые: понимают  познавательную задачу.  Регулятивные :  планируют (в  сотрудничестве с учителем  и  одноклассника ми или  самостоятельно ) необходимые  действия,  операции.  Коммуникат ивные:  работают в  парах Познавательн ые: выполняют  учебно­ познавательные действия в  материализован ной и  умственной  форме;  Лист ы  обрат ной связи Устн ые  ответ ы.  Пись менна я  работ а Этапы  урока действ ие Обучающи е  и развивающ ие компонент ы,  задания  и упражнени я связей  прежних  и новых  знаний и  применен ие их в  новых  ситуация х.  Обучающ ая игра,  просмотр  мультиме дийной  презентац ии,  сопровож дающей  ход  урока,  письменн ая работа, взаимопр о­верка Деятельность учителя Осуществ ляемая  деятельно сть  учащихся Форм ы органи зации взаим одейст вия Формируемые умения  (универсальные  учебные действия) Проме жуточ ный  контр оль отве­ чают на  вопросы Хоккей – профессиональный  праздник на скачках, бегах. Жонглер – актер цирка, который  искусно и ловко подбрасывает и  ловит одновременно несколько  предметов. Жернов – мельничный каменный  круг для размола зерна в муку. Словарный диктант «По следам былых  ошибок». Ловкий, нарядить, вырезать,  каникулы, фарфор, лесник,  жюри, брошюра, парашютист,  жердочка, крыжовник, шепот,  желтый, щеголь, шоколад, шов,  челка, шорох, черный, черт,  шелк. – Обменяться работами и  выполнить взаимопроверку (ключ  на слайде) осуществляют  для решения  учебных задач  операции  анализа,  синтеза,  сравнения,  классификации, устанавливают  причинно­ следственные  связи.  Регулятивные : принимают и  сохраняют  учебную  задачу.  Коммуникат ивные:  слушают,  задают  вопросы,  отвечают на  вопросы  других,  формулируют  собственные  мысли,  высказывают и  обосновывают  свою точку Обучающи е  и развивающ ие компонент ы,  задания  и упражнени я Эвристич еская  беседа,  ответы на вопросы Этапы  урока 3.  Выявл ение  места  и  причи ны  затруд нения Деятельность учителя – Ребята, есть еще одна  ошибкоопасная орфо­ грамма. На слайде: Цыпленок в цирке  выступал, Играл он на цимбалах**,  На мотоцикле  разъезжал, И цифр он знал немало. Он из цилиндра доставал  Морковь и огурцы И только одного не знал, Где пишут ЦИ, где ЦЫ? – Цыпленок не знал. А вы знаете? Учитель произносит слова с  орфограммой  еще раз. – Какие звуки слышатся во всех  словах? (ЦЫ.) – А посмотрите, как написано?  (ЦЫ и ЦИ.) – Почему? Форм ы органи зации взаим одейст вия Инди видуа льная, групп овая Осуществ ляемая  деятельно сть  учащихся Смотрят  презента цию;  восприни мают на  слух  информа цию,  осваиваю т  лингвист ические  термины. Обдумыв ают  ответы  на  вопросы  и  понимаю т, что  знаний у  них  недостат очно для  полных  ответов Формируемые умения  (универсальные  учебные действия) Проме жуточ ный  контр оль Устн ые  ответ ы зрения Личностные:  имеют желание  осознавать свои трудности и  стремятся к их  преодолению;  проявляют  способность к  самооценке  своих действий, поступков.  Познавательн ые:  устанавливают  причинно­ следственные  связи, делают  выводы.  Регулятивные : осознают  недостаточност ь своих знаний. Коммуникат ивные: задают  вопросы с  целью  получения  необходимой  для решения  проблемы Этапы  урока 4.  Целеп олаган ие  и  постро ­ ение  проек та  выход а из  затруд нения Обучающи е  и развивающ ие компонент ы,  задания  и упражнени я Раскрыти е  сущности новых  понятий,  усвоение  новых  способов  учебной и умственн ой  деятельно сти  учащихся .  Эвристич еская  беседа,  подбор  примеров ,  иллюстри рующих  природу  изучаемог о  языковог о  явления,  со­ Деятельность учителя Формулирует цель учебной  деятельности вместе с  учащимися, принимающими ее  на себя.  – Наша задача – разобраться,  когда после Ц нужно писать Ы, а  когда – И. На время вы  превратитесь в ученых и сами  сделаете вывод. Открывается запись на доске  (слайд): станция                Синицын огурцы                  цыпленок пальцы                 цифры циркуль – Что общего в словах­примерах?  (Сочетание  с Ц.) – Давайте попробуем разделить  слова на группы по этому  признаку.  Деление на группы по обозначению [ы] буквами        I гр.                   II гр.                  III гр. пальцы [ы]           цифры              цыплёнок огурцы                  циркуль Форм ы органи зации взаим одейст вия Инди видуа льная, групп овая Осуществ ляемая  деятельно сть  учащихся Формули руют  цель  учебной  деятельн ости в  диалоге с учителем .  Наблюда ют  за  звуковым обозначе нием [ы]  в словах, восприни мают на  слух  информа цию,  работают с  учебнико м,  формули руют  собствен ные  мысли,  Формируемые умения  (универсальные  учебные действия) Проме жуточ ный  контр оль Задаю т  вопро сы  для  уточн ения  инфо рмаци и информации Личностные:  осознают свои  возможности в  учении;  способны  адекватно  рассуждать о  причинах  своего успеха  или неуспеха в  учении,  связывая  успехи с  усилиями,  трудолюбием.  Познавательн ые: извлекают  необходимую  информацию из прослушанного  объяснения  учителя,  высказываний  однокласснико в,  систематизиру ют собственные знания.  Регулятивные : Этапы  урока Обучающи е  и развивающ ие компонент ы,  задания  и упражнени я ставление связных  рас­ сказов об  изученны х нормах, работа с  учебными пособиям и.  Раскрыти е  сущности новых  понятий,  усвоение  новых  способов  учебной  и  умственн ой  деятельно сти  учащихся .  Наблюден ие за  языком,  составлен ие схемы  рассужде Деятельность учителя Осуществ ляемая  деятельно сть  учащихся Форм ы органи зации взаим одейст вия Формируемые умения  (универсальные  учебные действия) Проме жуточ ный  контр оль высказыв ают и  обосновы вают  свою  точку  зрения.  В  сотрудни честве с  учителем и  одноклас сниками  делают  выводы планируют (в  сотрудничестве с учителем и  одноклассника ми или  самостоятельно ) необходимые  действия,  операции,  работают по  плану. Коммуникат ивные: строят  небольшие  монологически е высказывания Синицын             станция                               [ы]                    [ы] (исключения)          ы                        и                      ы – По правилам грамматики в  именах существительных после Ц  пишется И:  1) в словах на ­ция: лекция,  секция, революция,  документация (примеры  приводятся устно); 2) в корнях слов (циркуль, цирк). Случаи написания Ы после Ц: 1) в окончаниях слов (синицы,  птицы, молодицы); 2) в суффиксах ­ын­ (сестрицын,  курицын). – А почему же слово «цыпленок»  пишется через ы? Прочитаем в  учебнике. (Цыпленок – одно из  тех слов, которые надо  запомнить: цыган, цыпленок,  цыпочки, цыц, цыкнуть. Во всех  этих словах пишется Ы после  Ц.) Организует и сопровождает  совместную учебную  деятельность. Дополняет  ответы Обучающи е  и развивающ ие компонент ы,  задания  и упражнени я ния по  применен ию  правила Этапы  урока 5.  Твор­ ческая практ ическа я  деятел ь­ ность  по  реализ ации  постро енного проек та Деятельность учителя Осуществ ляемая  деятельно сть  учащихся Форм ы органи зации взаим одейст вия Формируемые умения  (универсальные  учебные действия) Проме жуточ ный  контр оль Фрон тальн ая В  сотрудни честве с  учителем и  одноклас сниками  составля ют  алгоритм правила – Ребята, правило, которое мы  сегодня изучаем, сложное, это  правило­инструкция, поэтому нам необходимо составить алгоритм,  схему рассуж­ дения. Правописание Ы–И после Ц Слышится [цы] 1) Слово нация?                                   ДА                    НЕТ          И                    2) В какой части  слова буква? станция                            В окончании           В корне                            В суффиксе                                                                                             Ы        3)  Слово­исключение?                               улицы Устн ые  ответ ы Личностные:  желают  приобретать  новые знания,  умения. Познавательн ые: читают и  слушают,  извлекая  нужную  информацию, а  также  самостоятельно находят ее в  материалах  учебников,  рабочих  тетрадей.  Регулятивные : контролируют учебные  действия,  замечают  допущенные  ошибки;  осознают  правило Этапы  урока Обучающи е  и развивающ ие компонент ы,  задания  и упражнени я Деятельность учителя Осуществ ляемая  деятельно сть  учащихся Форм ы органи зации взаим одейст вия Формируемые умения  (универсальные  учебные действия) Проме жуточ ный  контр оль                               куцый                               Синицын                                                  Да       Нет                                                                                                           Ы       И                                             цыган     цирк                                             на  цыпочках                                              цыпленок                                             цыц 6.  Перви чное  закреп ление  с  комме нтиро Обобщен ие  и  системат изация  знаний  и  формиро 1. Распределительный диктант.  – Распределите слова по двум  столбикам:  с ЦЫ и ЦИ. Цинк, цитата, курицын,  цыпленок, акация, белолицый,  щипцы, Куницын, циркуль, овцы,  цыган, информация, цифра,  Инди видуа льная, групп овая Выполня ют  упражне ния 461,  462, 463,  464,  отвечают контроля и  успешно  используют его  в решении  учебной задачи. Коммуникат ивные:  осуществляют  совместную  деятельность в  парах и  рабочих  группах с  учетом  конкретных  учебно­ познавательных задач, умеют  задавать  вопросы для  уточнения  последовательн ости работы Личностные:  нравственно­ этическое  оценивание  усваиваемого  содержания.  Познавательн ые:  Устн ые  ответ ы.  Пись менна я  работ Этапы  урока ва­ нием  во  внешн ей  речи. 7.  Само­ стояте льная  работа с  самоп ро­ верко й  по  эта­ лону Обучающи е  и развивающ ие компонент ы,  задания  и упражнени я вание  рационал ьных  способов  применен ия их  на  практике. Выполнен ие  разноуров невых  обучающ их  упражнен ий на  основе  текстов  учебника  или книг  для  внеклассн ого  чтения,  обсужден ие резуль­ татов Деятельность учителя Осуществ ляемая  деятельно сть  учащихся Форм ы органи зации взаим одейст вия Формируемые умения  (универсальные  учебные действия) Проме жуточ ный  контр оль на  вопросы сестрицын, милиция. 2. Выборочно­ восстановительный диктант.  – Из текста выпишите слова с  орфограммой «Правописание И– Ы после Ц». – По выписанным словам  восстановите текст. На берегу реки расположился  цыганский табор. Старый цыган  повёл коней на водопой.  Цыганята рассматривали  коллекцию ружей и ели  цитрусовые. 3. Игра «Лови ошибку» (на  слайде).  – К нам в очередной раз приходит  письмо от Незнайки, давайте  прочтем его и исправим ошибки.  Профессору Синицину Я отправился в экспедицыю.  Погода неблагоприятна:  цыклон. Удалось собрать  коллекцыю насекомых, попались  даже цыкады. Птици мешают в работе. Незнайка (Текст с ошибками, которые  исправляются ярким красным  цветом, с объяснением.) 4. «Безошибочный» диктант. а самостоятельно выделяют и  формулируют  цель;  осуществляют  поиск  необходимой  информации (из материалов  учебника  и рассказа  учителя,  по  воспроизведени ю в памяти).  Регулятивные : само­ стоятельно  планируют  необходимые  действия,  операции,  работают по  плану.  Коммуникат ивные:  формулируют  собственные  мысли,  высказывают и  обосновывают Осуществ ляемая  деятельно сть  учащихся Форм ы органи зации взаим одейст вия Формируемые умения  (универсальные  учебные действия) Проме жуточ ный  контр оль свою точку  зрения Этапы  урока Обучающи е  и развивающ ие компонент ы,  задания  и упражнени я Деятельность учителя При первом чтении текста  учителем ученики записывают  только те слова, в правописании  которых сомневаются. Устно  объясняется каждое слово, затем  записывается текст диктанта и  сверяется с ключом на слайде. Предприятия нашего города  выпускают разнообразную  продукцию. В заводских цехах  надо соблюдать дисциплину. 5. Творческий диктант. – Замените одним словом. •  Точная выдержка из текста.  (Цитата.) •  Прикрикнуть на кого­нибудь с  угрозой.  (Цыкнуть.) •  Систематическое собрание  каких­либо предметов.  (Коллекция.) •  Плодовые деревья, к которым  принадлежат лимоны, апельсины,  мандарины. (Цитрусовые.) •  Бурное движение атмосферы,  сопровождающееся обильными  осадками, сильной облачностью.  (Циклон.) Самостоятельное выполнение  разных по сложности  упражнений, подобранных Этапы  урока Обучающи е  и развивающ ие компонент ы,  задания  и упражнени я 8.  Включ ение в  систе му  знаний и  повто­ рение Обобщен ие  полученн ых  на уроке  сведений, контроль, оцениван ие работы на уроке Деятельность учителя Осуществ ляемая  деятельно сть  учащихся Форм ы органи зации взаим одейст вия Формируемые умения  (универсальные  учебные действия) Проме жуточ ный  контр оль Фрон тальн ая Отвечаю т  на  вопросы  теста учителем в соответствии с  уровнем подготовки класса Тест по теме «Правописание И– Ы после Ц»  1. Подчеркните ряд, в котором в  каждом слове пишется буква И.     а) Ц_рковой, ц_ферблат,  ц_кнуть.     б) Ц_тата, дисц_плина,  милиц_я. 2. Укажите слово (подчеркните), в котором допущена ошибка.      а) Конституция;                в)  нумерация;     б) на ципочках;                 г)  циклон. 3. Напишите слово. Призыв на военную службу  ___________________ Номер, с которым выступают в  цирке __________ Лекарство для прививок  _____________________ Основной закон государства  __________________ Ключ. 1. б); 2. б) на цыпочках; 3.  Мобилизация, цирковой, вакцина,  конституция. Пись менна я  работ а.  Оцен ивани е  работ ы  учащ ихся  на  уроке Познавательн ые:  приобретают  умения  использовать  полученные  знания и  умения в  практической  деятельности и  повседневной  жизни.  Регулятивные : оценивают  свою работу;  исправляют и  объясняют  ошибки.  Коммуникат ивные:  формулируют  собственные  мысли,  высказывают и  обосновывают  свою точку  зрения

Урок 116 Буквы Ы-И после Ц

Урок 116 Буквы Ы-И после Ц

Урок 116 Буквы Ы-И после Ц

Урок 116 Буквы Ы-И после Ц

Урок 116 Буквы Ы-И после Ц

Урок 116 Буквы Ы-И после Ц

Урок 116 Буквы Ы-И после Ц

Урок 116 Буквы Ы-И после Ц

Урок 116 Буквы Ы-И после Ц

Урок 116 Буквы Ы-И после Ц

Урок 116 Буквы Ы-И после Ц

Урок 116 Буквы Ы-И после Ц

Урок 116 Буквы Ы-И после Ц

Урок 116 Буквы Ы-И после Ц

Урок 116 Буквы Ы-И после Ц

Урок 116 Буквы Ы-И после Ц

Урок 116 Буквы Ы-И после Ц

Урок 116 Буквы Ы-И после Ц

Урок 116 Буквы Ы-И после Ц

Урок 116 Буквы Ы-И после Ц

Урок 116 Буквы Ы-И после Ц

Урок 116 Буквы Ы-И после Ц
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.03.2017