Урок 43 Определение
Оценка 5

Урок 43 Определение

Оценка 5
Разработки уроков
doc
математика +1
5 кл
27.02.2017
Урок 43 Определение
Актуализировать и восстановить знания об определении, дать представление о согласованном и несогласованном определении Комбинированный урок Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать определение второстепенного члена «определение», способ его выражения, графическое его обозначение как члена предложения; роль определения в усилении выразительности художественного описания; уметь находить определения в предложениях; верно обозначать определение как член предложения; распространять предложения определениями; использовать определения для более выразительной передачи содержания высказывания. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты. Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованиюТехнологические карты уроков русского языка 5 класс по уч Т А Ладыженской
Урок 43 Определение.doc

Урок 43. Определение

Цель деятельности учителя

Актуализировать и восстановить знания об  определении, дать представление о согласованном и несогласованном определении

Тип урока

Комбинированный урок

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать определение второстепенного члена «определение», способ его выражения, графическое его обозначение как члена предложения; роль определения в усилении выразительности художественного описания; уметь находить определения в предложениях; верно обозначать определение как член предложения; распространять предложения определениями; использовать определения для более выразительной передачи содержания высказывания.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные
тексты.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию

методы и формы обучения

Наблюдение над языком; создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная

Образовательные
ресурсы

http://www.uroki.net                          http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html

http://www.zavuch.info                                 http://festival.1september.ru/subjects

http://www.intergu.ru                        http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192 

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся

Основные понятия

Согласованное и несогласованное определение, эпитет

 

Организационная структура (сценарий) урока

 

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты, задания
и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность
учащихся

Формы
организации взаимодействия

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

Промежуточный контроль

1. Актуализация
и пробное учебное действие

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Обучающая игра с элементами беседы по теме «Повторение изученного»

– Начнем работу с того, что «погадаем» на ромашке. Знаете, как гадают? Тот, кто гадает,
отрывает лепесток и говорит: «Любит – не любит». Мы же с вами сейчас узнаем, кто знает,
а кто не знает.

Вопросы:

1. Что такое грамматическая основа предло-
жения?

2. Что такое подлежащее и сказуемое?

3. Чем отличаются односоставные предложения от двусоставных?

4. Чем отличаются распространенные предложения от нераспространенных?

5. Какие члены предложения называются второстепенными?

6. Что такое дополнение?

7. Зачем в предложении нужны второстепенные члены? (Они распространяют предложение: поясняют главные и второстепенные члены, дают больше информации. Например: нераспространенное предложение «Мелькает лист» состоит только из главных членов предложения, а в предложении «Мелькает желтый лист на зелени дерев» есть второстепенные члены, которые распространяют предложение, поясняя другие члены предложения.)

– Как сказал немецкий поэт Гете, «суха теория, мой друг, а древо жизни пышно зеленеет», и сейчас мы от теории опять перейдем к практическому занятию. А задание будет таким: произвести полный синтаксический разбор предложения.

Таинственно шумит  тишина, //

Незримо по лесам поет и бродит осень.

(Сложное)   [   ], [   и   ]

Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания.

Выходят к доске, отрывают лепесток и отвечают на вопрос ромашки
(записаны

на обратной стороне лепестков).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащийся работает у доски

Индивидуальная, групповая

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи; способны понимать инфор-мацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Устные ответы. Вопросы для уточнения информации

Просмотр мультимедийной презентации «Согласованное и несогласованное опреде-
ление»

– Подумайте, от какого слова произошло слово «определение»?

– Как вы понимаете значение слова «определять»?

– Можно ли сказать, что «определять» – значит, характеризовать предмет по цвету, форме,
массе и т. д?

– Определение отвечает на вопросы: какой? чей? который?

Смотрят презентацию,
воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические
термины

Фронтальная

 

 

2. Выявление места и причины затруднения

Подбирают существительные к определениям в тексте. Проводят взаимопро-верку

– Прочитайте текст.

Наступила (какая?) осень. В лесу (какие?) деревья давно облетели. Только (какие?) березки сохранили (какие?) листочки.

Изредка (какие?) лучи (какого?) солнца озаряют (какой?) лес.

– Можно ли эти предложения назвать текстом?

– Красивый текст? Почему?

– Ваша задача – подобрать к существительным определения.

А после выполнения задания мы заслушаем, что у вас получилось.

Заслушиваются 2–3 варианта.

Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний недостаточно для полных ответов

Индивидуальная, групповая

Личностные: осознают свои трудности
и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации

 

3. Целеполагание
и постро-ение проекта выхода из затруднения

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся.

Беседа по вопросам.

Анализ стихотворения, письменная работа

– Как вы думаете, кто в своей речи больше всего использует определений? (Писатели, поэты.)

– Выпишите словосочетания с определениями из стихотворения С. Есенина. Какую роль играют определения в тексте? Как называются такие определения в литературе? (Эпитеты.)

В этот лес завороженный,

По пушинкам серебра,

Я с винтовкой заряженной

На охоту шел вчера.

По дорожке чистой, гладкой

Я прошел, не наследил...

Кто ж катался здесь украдкой?

Кто здесь падал и ходил?

Подойду, взгляну поближе:

Хрупкий снег изломан весь.

Здесь вот когти, дальше – лыжи...

Кто-то странный бегал здесь.

Кабы твердо знал я тайну

Заколдованным речам,

Я узнал бы хоть случайно,

Кто здесь бродит по ночам.

Из-за елки бы высокой

Посмотрел я на кругу:

Кто глубокий след далекий

Оставляет на снегу?..

– Вы обратили внимание, что одно из определений выражено существительным? (По пушинкам серебра.) Такие определения называются несогласованными

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку
зрения.
В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы

Индивидуальная, групповая

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: пла-нируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, работают по плану.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач

Устные ответы

4. твор-ческая практическая деятельность

Эвристическая беседа, подбор своих примеров, иллюстриру-
ющих природу изучаемого языкового явления.

 

 

 

 

Обучающая

игра

– Я предлагаю вам рассмотреть фотографии и подобрать к существительным определения – эпитеты. (Слайд презентации.)

– Что лучше: одно существительное или словосочетание, в состав которого входит определение?

– Какую роль выполняют определения в речи?

Замените согласованные определения несогласованными и, наоборот, несогласованные – согласованными:

Безмолвие леса (лесное безмолвие), листья березы (березовые листья), горные вершины (вершины гор), дубовые заросли (заросли дуба), осеннее золото (золото осени).

Игра «Снежки».

Учитель бросает «снежок» (скомканный лист белой бумаги) ученикам, называет существительное, ученики подбирают к нему определение

Работают с наглядными пособиями. Отвечают на вопросы, под руководством педагога формулируют правило. Выполняют задание, отвечают на вопросы

Фронтальная,

индивидуальная, групповая

 

Вопросы для уточнения информации

5. Включение в систему знаний и повторение

Обобщение

полученных

на уроке сведений, подготовка к домашнему сочинению

– Сегодня главный наш инструмент на уроке – слово. Художник, рисуя, смешивает краски, создает своеобразную палитру. Мы тоже художники, художники слова, и сейчас мы будем создавать свою палитру, которую используем потом при создании нашего шедевра – сочинения.

– Итак, утро. Что вам приходит в голову, когда вы слышите это слово? Запишите ассоциации, вызванные этим словом. Прочитайте их.

– Подберите к нему эпитеты (сонное, благоухающее, ласкающее, доброе, жизнерадостное, хмурое, светящееся, хорошо начинающееся, светлое и т. д.). Прочитайте их.

– Мы сказали, что утро бывает разным. А какое утро было у речки в сказке Н. Абрамцевой «Тише, пожалуйста, тише!»?

Тише, пожалуйста, тише!

Где-то в лесу жила-была речка. Чистая-чистая, прозрачная-прозрачная. Весь свой лес поила прохладной водой. Каждому позволяла смотреться в себя, как в зеркало. Ни с кем не ссорилась, со всеми болтала. Веселая, добрая речка. Так было долго. Но однажды утром проснулась она в плохом настроении. То ли сон грустный увидела, то ли еще что случилось. Вздохнула речка печально, потянулась и зацепилась волной за корягу, поцарапалась. Совсем расстроилась речка, чуть помутнела ее вода. Заметило это солнце. Решило развеселить речку. Пощекотало ее своим длинным лучиком, да как-то неудачно: сломался луч, уколол и без того поцарапанную волну. Вскрикнула речка испуганно. «Что за глупые шутки?» – подумала она обиженно. А тут еще неприятность: кто-то больно толкнул речку копытцем. Оказывается, совсем маленький лосенок, покачиваясь на своих тоненьких ножках, пришел попить. Запутался в речной траве и упал в воду, еле выбрался. Эта мелочь окончательно вывела речку из себя.

Да, расстроенная, испуганная, обиженная речка рассердилась, разозлилась, фыркнула и... вышла из себя. Из берегов своих... Сначала осторожно, на прибрежную траву. Дальше – до первых кустов. Потом закружилась вокруг стволов деревьев. Во все стороны, дальше, дальше, дальше растекается речка... И понимает, что не то делает, а вернуться не может. И коряга не хотела царапаться, и солнечный луч нечаянно уколол, и лосенок, конечно же, не нарочно упал в воду. Все понимает речка, а теперь – бесформенная мелкая огромная лужа. Все понимает, а вернуться не может... Сорвалась... Вышла из себя. И вперед бежать не может, сил больше нет... Качается почти стоячая вода меж кустов и деревьев. Гниют ветки, листья, трава в стоячей воде. Никто

не пьет из бывшей речки, никто в нее не смотрится. Мутной, грязной, вязкой трясиной стала чистая, светлая речная вода.

Болото... Неверные кочки... Ползучие стебли... Страшные черные оконца... Болото...

А была речка. Была... Добрая, веселая лесная речка. Только вот из себя вышла... Выйти каждый может. Всегда может. Выйти легко... Очень… Слишком даже...

...Не надо кричать... И дверью хлопать
не стоит... Спокойно... Зачем бить посуду?! Тише, пожалуйста... Тише...

– Понравилась сказка?

– О чем напоминает автор? В чем предосте-
регает?

– Давайте посмотрим, как писательница обыгрывает слова, словосочетания, создавая свое произведение?

– Другими словами, какие художественно-изобразительные средства использует Абрамцева, создавая образ речки, описывая все происходящее? (Эпитеты, сравнения, олицетворения.)

– Мы с вами увидели, как можно, пользуясь словом, нарисовать, создать произведение.

– Посмотрите на свою палитру. Богатая она получилась, красочная? Перечитайте свои записи и выберите слово или словосочетание, которое станет темой вашего домашнего сочинения

Оценивают свои знания, отвечают на вопросы.

Задают вопро-

сы для уточнения информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают сказку. Выполняют задания по подготовке к домашнему сочинению

 

Групповая, индивидуальная

Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека.

Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

 

6. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)

Заключительная беседа по вопросам

– Что нового узнали на уроке?

– Какие трудности у вас появлялись в процессе работы?

– Как вы их преодолевали?

– Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?

– Дайте оценку нашей работе: выберите одну
из предложенных на вашем столе карточек
и покажите мне. Урок понравился – карточку
с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Заполняют дневники достижений

Индивидуальная

Познавательные:
приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания

Оценивание работы учащихся
на уроке. Листы обратной
связи

 


Скачано с www.znanio.ru

Урок 43. Определение

Урок 43. Определение

Организационная структура (сценарий) урока

Организационная структура (сценарий) урока

Мелькает желтый лист на зелени дерев» есть второстепенные члены, которые распространяют предложение, поясняя другие члены предложения

Мелькает желтый лист на зелени дерев» есть второстепенные члены, которые распространяют предложение, поясняя другие члены предложения

Согласованное и несогласованное опреде- ление»–

Согласованное и несогласованное опреде- ление»–

получения необходимой для решения проблемы информации

получения необходимой для решения проблемы информации

Здесь вот когти, дальше – лыжи

Здесь вот когти, дальше – лыжи

Эвристическая беседа, подбор своих примеров, иллюстриру- ющих природу изучаемого языкового явления

Эвристическая беседа, подбор своих примеров, иллюстриру- ющих природу изучаемого языкового явления

Обобщение полученных на уроке сведений, подготовка к домашнему сочинению–

Обобщение полученных на уроке сведений, подготовка к домашнему сочинению–

Совсем расстроилась речка, чуть помутнела ее вода

Совсем расстроилась речка, чуть помутнела ее вода

И понимает, что не то делает, а вернуться не может

И понимает, что не то делает, а вернуться не может

Тише... – Понравилась сказка? –

Тише... – Понравилась сказка? –

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.02.2017