Урок – практикум по подготовке к написанию сочинения по литературе в 11 классе « Нравственный выбор человека (по роману М.А.Шолохова «Тихий Дон»)»
Оценка 4.8

Урок – практикум по подготовке к написанию сочинения по литературе в 11 классе « Нравственный выбор человека (по роману М.А.Шолохова «Тихий Дон»)»

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
11 кл
28.06.2017
Урок – практикум по подготовке к написанию сочинения  по литературе  в 11 классе « Нравственный  выбор  человека  (по роману М.А.Шолохова  «Тихий Дон»)»
С 2014 года в условиях новых подходов к организации и проведению итоговой аттестации в 11 классе наблюдается повышенный интерес среди учащихся старших классов к изучению литературы в школе, чтению, к развитию способности формулировать мысль, подбирать аргументы, писать сочинение. В связи с этим было положено начало большой работе по подготовке выпускников к написанию итогового сочинения в 11 классе. О поисках, тенденциях, моделях обучения и идёт речь в предлагаемой разработке урока-практикума.
Разработка урока Бураева НН.docx
С 2014 года в условиях новых подходов к организации и проведению итоговой  аттестации в 11 классе наблюдается повышенный интерес среди учащихся старших  классов к изучению литературы в школе, чтению, к развитию способности  формулировать мысль, подбирать аргументы, писать сочинение. В связи с этим  было положено начало большой работе по  подготовке выпускников  к написанию  итогового сочинения  в 11 классе.  О поисках, тенденциях, моделях обучения и идёт речь в предлагаемой разработке урока­практикума.  Урок – практикум по подготовке к написанию сочинения  по литературе  в 11 классе « Нравственный  выбор  человека  (по роману М.А.Шолохова  «Тихий Дон»)»   определять     роль   эпизодов   Цель   урока:   уметь   литературного героя; писать сочинение на основе анализа эпизода. Задачи    для    учителя:  образовательные:  продолжать   работу   по     расширению представления   учащихся   об   особенностях   художественной   мастерской   в   характеристике М.А.Шолохова   в   создании   образа   Григория   Мелехова;   формировать   умение работать в микрогруппе, самостоятельно анализировать эпизоды в единстве формы и   содержания,     выявляя   художественные   приёмы   и   средства,   актуальные   для анализа   конкретного   фрагмента   романа     «Тихий   Дон»;  развивающие:  развивать письменную   и   устную   речь   учащихся,   совершенствуя   ее   образность   и выразительность;   творческие   способности   учащихся;   обучать   основным   приемам мыслительной деятельности (выделение главного, сравнение, доказательство); воспитательные:воспитывать чувство уважения к личности,  достойное поведение в   сложной   ситуации;   прививать   уважение   к   духовно­нравственным   ценностям русского народа.  Задачи  для  учащихся: 1 ­знать:  содержание   романа   М.А.Шолохова   «Тихий   Дон»,   приёмы   создания характеристики  Григория Мелехова;   ­уметь:  анализировать   по плану предложенные эпизоды   романа М.А.Шолохова   Григория   Мелехова; «Тихий   Дон»,   объяснять   их   роль   в   характеристике   анализировать  эпизоды     романа   М.А.Шолохова  «Тихий  Дон»,объяснять   причины нравственного выбора героя ; уметь готовиться к написанию сочинения по роману М.А.Шолохова «Тихий Дон». Планируемые результаты: Личностные:  развитие   познавательной   активности   учащихся;   формирование нравственно­этического оценивания и эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им, живого интереса к изучаемому; формирование собственного отношения   к   героям   романа     М.А.Шолохова,   их   оценка,   понимание   авторской позиции и своего отношения к ней; использование для решения познавательной и коммуникативной   задач   различных   источников   (толковый   словарь,   учебник литературы для 11 класса под ред. С.А.Зинина, В.А. Чалмаева). Метапредметные: •     Познавательные:  расширение   представления   учащихся   о   сложности   и кропотливости   писательского   труда,   воспитание   думающего   не   равнодушного человека и читателя; формирование умения критически мыслить, анализировать, оценивать прочитанное. •  Регулятивные: умение работать по плану, выполнение заданий в соответствии с поставленной задачей. •  Коммуникативные:  формирование  умения   выражать   свои   мысли   в  оценочном суждении,   используя   различные   художественные   средства   в   соответствии   с конкретной   коммуникативно­речевой   ситуацией,   строить   монологическое доказательное   высказывание,  уважать  мнение   оппонентов;  формирование   умений работать   в   микрогруппе;   проявление   взаимопомощи,   поддержки,   умения договариваться о последовательности действий и формах презентации результата. 2 Предметные: • в познавательной (интеллектуальной) сфере:  выявление заложенных в романе М.А.Шолохова   «Тихий   Дон»   вневременных,   непреходящих   нравственных ценностей,   умение   анализировать   произведение,   понимать   и   формулировать   его идею, характеризовать  героя, определять изобразительно­выразительные средства языка, в частности роль эпизода   в произведении; владение литературоведческой терминологией   при   анализе   романа,   различными   формами   творческой   работы (кластер); •  в   ценностно­ориентационной   сфере:  приобщение   к   духовно­нравственным ценностям   русской   классической   литературы,   формулирование   собственного отношения к  роману М.А.Шолохова «Тихий Дон», понимание авторской позиции и своё отношение к ней; развитие умения выразить свои мысли, оценить поступок героя ­ обобщать, делать выводы; воспитание любви к книге, чувств милосердия и отзывчивости, достойного поведения в сложной ситуации; •   в  коммуникативной сфере:  восприятие на слух литературного произведения, осмысленное чтение и адекватное восприятие прочитанного, умение  отвечать на вопросы по прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания, умение вести диалог; • в эстетической сфере: понимание образной природы литературы как словесного искусства,   формирование   эстетического   вкуса,   понимание   русского   слова   в   его эстетической функции.   Учебный материал урока: текст романа  М.А.Шолохова «Тихий Дон»,  фрагмент фильма С.Герасимова «Тихий Дон»,толковый словарь.   Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.    Виды   деятельности:  устные   ответы   на   вопросы,   аналитическая   беседа,   чтение   отрывка составление   кластера,   чтение   вслух,   словарная   работа,   художественного     произведения,   устный   и   письменный     комментарий   (анализ) 3 эпизода,   словесное   рисование,   создание   письменной   работы   (сочинение   на литературную тему), сопоставление художественного текста и экранизации романа М.А.Шолохова «Тихий Дон». Тип урока по форме: диалогический. Тип             урока             по             содержанию:   урок­практикум         на основе исследовательской технологии.  Форма оценивания результатов обученности: сочинение.   Оборудование   и   наглядные   пособия:   компьютер, проектор, интерактивная доска,   текст   романа     М.А.Шолохова   «Тихий   Дон»,   портрет     М.А.Шолохова, высказывания А.И. Хватова, У. Шекспира, Фалеса.   Вид используемых на уроке ИКТ: презентация. Методическое назначение ИКТ: усилить   наглядность   в   обучении,   повысить   уровень   визуализации   изучаемого материала.  Ресурсы сети Интернет: портреты  М.А.Шолохова, У. Шекспира, Фалеса, фильм С.Герасимова «Тихий Дон».  Межпредметные связи: МХК, история, этика. Ход урока Предтекстовой структурный элемент урока 1­й этап.    нового материала: Учитель. В народе говорят: «Жизнь прожить – не поле перейти». Как вы понимаете смысл этой народной  мудрости? /…/  Учитель.  Чем вы руководствовались, когда поступали в кадетский корпус?  Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия (Хочу связать свою жизнь со службой в армии, родители настояли, продолжаю семейную традицию, форма нравится, брат здесь учился ­ и я поступил). Учитель. Проблему поиска  себя как личности можно назвать вечной не только в жизни, но и в литературе. Героям также приходится  принимать сложные решения, 4 делать   единственно   правильный,   на   их   взгляд,   выбор.   Докажите     эту   мысль примерами из прочитанных ранее произведений.  /  Ф.М.Достоевский   «Преступление   и   наказание»  ­   Родион   Раскольников…В центре   романа   Фёдора     Михайловича     Достоевского   “Преступление   и наказание”   герой     шестидесятых   годов   девятнадцатого   века,   разночинец, бедный студент Родион Раскольников. Раскольников совершает преступление: убивает   старуху­процентщицу   и   ее   сестру,   безобидную,   простодушную Лизавету.   Достоевский­психолог   показывает,   как   герой     пытается противостоять злу, хочет избавить мир от страданий, но жестоко ошибается в выборе пути и несет справедливое наказание за свое преступление. / /Л.Н.Толстой «Война и мир» ­Андрей Болконский... В романе Льва Николаевича Толстого   «Война   и   мир»   есть   герой,   настойчиво   и   целеустремленно   ищущий смысл   жизни,   стремящиеся   к   полной   гармонии   с   миром.   Это   Андрей Болконский.   Он     мечтает   о   подвиге   и   славе.   И   во   время   Аустерлицкого сражения   делает   свой   выбор:   бежит   впереди   всех   со   знаменем   в   руках, совершая героический поступок. Но уже   будучи раненым, понимает, что все бывшие мечты и стремления оказались мелкими и ничтожными. А то, от чего он так старательно отгораживался — простая и тихая семейная жизнь, — теперь представляется ему желанным, полным счастья и гармонии.   /   В.П.Распутин «Уроки французского»­главный герой…Какие   жизненные пути были  возможны для главного героя рассказа Валентина Петровича Распутина « Уроки французского»?  Воровать, влиться в компанию Птахи, пожаловаться матери и вернуться домой, принять помощь Лидии Михайловны? Но мальчик продолжает учиться   вопреки всему .О таких людях говорят: это человек с нравственным стержнем. Живет по совести, ответственный за своё дело, то есть за учёбу. Он остается  самим собой в трудной ситуации./ 2­й   этап.  Организация   и   самоорганизация   учащихся   в   ходе   дальнейшего усвоения. Создание базы для вхождения в текст.  5 Учитель. Проблема выбора жизненного пути стала центральной и в романе­эпопее нашего земляка М.А.Шолохова «Тихий Дон». Как вы думаете, какое слово будет ключевым в теме сегодняшнего урока?/…/ Конечно же, «выбор». Перед сложным выбором  оказался Шолохов, определяя   центрального героя своего произведения. Сущность событий, изображенных в романе, поистине трагедийная. Они затраги­ вают судьбу огромных слоев населения. В «Тихом Доне» действуют более семисот персонажей, главных и эпизодических, названных по имени и безымянных; и писа­ теля волнуют судьбы всех героев. Внимание, вопрос: на ком мог остановить свой выбор Шолохов и почему? Кто дан в динамике? Кого из героев автор довел до финальных сцен?  /  Ответ:  Михаил   Кошевой   ­   преданный   идее,   бескомпромиссный;   Бунчук­ коммунист   ,железный   солдат   революции,   не   знающий   пощады;   Подтелков­ историческая   личность,   Петр   Мелехов…,   Евгений   Листницкий…,   Григорий Мелехов…  / Учитель. Как вы думаете, почему Шолохов выбирает  на роль центрального героя романа именно Григория Мелехова?/интересный человек, постоянно находится в поиске…/ ­   Объяснение   этому   есть:   выбор   героя   заключался     в   тех   ценностях,   которые исповедует Григорий, в особенностях его эмоционально­психологического склада. ­Внимание на доску. Сегодня мы будем размышлять  о выборе  человека  в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон». Посмотрите на тему урока (Слайд№1):  «   …      выбор  человека  (по роману М.А.Шолохова «Тихий Дон»)». ­Тема   ещё   не   сформулирована.   Какое   слово   следует   подобрать,   чтобы   оно характеризовало человеческие  поступки? /Ответ:нравственный/ Учитель. Как вы понимаете значение слова нравственный?/долг,честь…/   ­  Обратимся   к   толковому   словарю:/читает   ученик/   внутренние,   духовные качества,   которыми   руководствуется   человек;   правила   поведения,   этические нормы.  6 ­  Эти же качества увидел в герое и литературовед Александр  Иванович Хватов. (Слайд№2)  /читает   ученик/Беляев/:  «В   Григории   таился   громадный     резерв нравственных   сил,   необходимых     в   созидательных свершениях становящейся новой   жизни.  Какие   бы   осложнения   и   беды   ни   обрушивались   на  него   и   как   бы тягостно ни ложилось на его душу содеянное под влиянием неверного решения, Григорий   никогда   не   искал   мотивов,   ослабляющих   его   личную   вину   и ответственность перед жизнью и людьми».  Объявление темы урока, целеполагание Учитель. Итак, тема нашего  урока: « Нравственный  выбор   человека (по роману М.А.Шолохова «Тихий Дон»)». (Слайд№3)  ­Что мы должны знать и уметь сегодня на уроке? Пусть вам помогут в определении задач   ключевые   слова:  (Слайды№4.5)  эпизод,   приёмы   создания   характеристики литературного героя, нравственный выбор, сочинение.  Подготовка к вхождению в текст. Актуализация ранее полученных знаний. Учитель.   Михаил   Александрович   Шолохов,   как   мастер   слова,     использовал   в романе   различные   приёмы   раскрытия   характера   Григория   Мелехова.   Дома   вам необходимо было подобрать цитаты из текста романа, чтобы ответить на вопросы (Слайд№6): 1. Каким предстаёт перед читателями Григорий Мелехов?   2.«Добрый   казак»...   Какой   смысл   вкладывает   Шолохов   в   эти   слова,   говоря   о Мелехове?    3.В   каких   эпизодах   полнее   всего   раскрывается   яркая,   незаурядная   личность Григория?     ­   Результатом   наших   наблюдений   будет   кластер   «Характерные   черты   образа Григория   Мелехова».    (Ключевые   слова   записываются   учениками   на   доске, составляется кластер «Характерные черты образа Григория Мелехова»). Ученик 1: Вот как судят о Григории  другие герои:  7 ­«В душе Гришка нравился за казацкую удаль, за любовь к хозяйству и работе» (Мирон Григорьевич Коршунов) (казацкая удаль ) Ученик   2:   ­«Он   и   женишок   хоть   куда,   и   семейство   ихнее   шибко   работящее… Работящая семья и при достатке» (Мать Натальи) (трудолюбивый) Ученик 3: Григорий Мелехов ­ самая яркая личность среди героев «Тихого Дона», неповторимая   индивидуальность,   натура   цельная,   неординарная.   Он   искренен   и честен   в   своих   мыслях   и   поступках   (особенно   сильно   это   проявляется   в   его отношениях к Наталье и Аксинье). Самая яркая черта Григория – искренность. Он никогда не врал себе, всегда был верен себе (искренний, честный, верный) Ученик 4: Григория отличает острая эмоциональная реакция на все происходящее, у него отзывчивое сердце. В нем развито чувство жалости, сострадания, об этом можно   судить   по   таким,  например,  сценам,  как  «На   сенокосе»,  когда   Григорий нечаянно   подрезал   дикого   утенка   (часть   первая,   гл.   9),   эпизод   с   Франей   (часть вторая, гл. 11) (отзывчивый, сострадающий) Ученик 5: Или можно вспомнить сцену с убитым австрийцем, который является Мелехову   во   сне,   вызывая   душевные   муки   (часть   третья,   гл.   10),   реакцию   на известие о казни Ивана Алексеевича Котлярова (часть шестая) (великодушный) Ученик 6: Глубокая привязанность Григория к дому, к земле остается одним из сильнейший чувств на протяжении всей книги: «От земли я никуда не тронусь. Тут степь,   дыхнуть   есть   чем…».   Это   признание   Аксинье   перекликается   с   другим: «Моим рукам работать надо, а не воевать. Вся душа изболелась за эти месяцы». За этими словами – настроение не одного только Григория Мелехова, но и других казаков.   Подчеркивая   драматизм   этой   ситуации,   автор   добавляет   от   себя: «Заходило время пахать, боронить, сеять; земля кликала к себе, звала неустанно день   и   ночь,   а   тут   надо   было   воевать,   гибнуть   на   чужих   хуторах…» (доброжелательный, цельная натура, гармоничный) Ученик 7: Главный герой Шолохова – простой казак, что само по себе уже  было примечательное новое явление в литературе начала 20 века. Менталитет Григория, 8 его характер – прежде всего характер казака, хотя автор и утверждал: «У Мелехова очень   индивидуальная   судьба,   в   нем   я   никак   не   пытаюсь   олицетворить   среднее казачество» (индивидуальный) Учитель.   Итак,   ребята,   перед   вами   характеристика     Григория   Мелехова.  Этот психологический   портрет   заложен   в   герое   самой   природой,   бытом,   семейными традициями, важнейшими  составляющими  духовного мира казака: земля и труд на ней, воинский долг, семья, хутор, курень. ­Какие чувства вызывает у вас Григорий?/…/Конечно же, глубокое уважение. Но Шолохов не идеализирует своего героя. Как и у каждого из нас, у  Григория были и отрицательные черты:  (Слайд№7)  агрессивный до буйства, беспокойный,   натура стихийная,  озлобленный.  ­Теперь   перед   нами     многогранный   характер   Григория.   И   в   этом   его   особое очарование   и   объяснение,   почему   именно   Мелехова     Шолохов   делает   главным героем. Текстовый структурный элемент урока 3­й этап. Вхождение в текст  Учитель. Создать образ  героя – значит совершить, по крайней мере, три действия: воОБРАЗить, преОБРАЗить,  изОБРАЗить. (Слайд№8): Какое из этих действий мы уже осуществили?/нарисовали образ героя/      ­Чтобы понять причины нравственного выбора Григория, нам придётся создать творческую работу, используя «указатели», предложенные Шолоховым. И назовём этот  процесс  «сотворчеством     понимающих»:   автора   и  читателя.  А   результатом анализа   предложенных   эпизодов     на   уроке   собственной интерпретации произведения – сочинения из 7­10 предложений  на тему «Григорий   станет   создание   Мелехов   в   поисках   правды   (нравственный   выбор   героя)».  Работать   мы   будем   в группах, которые назовём согласно ключевым темам романа (на столах  учащихся таблички с темой группы) :  Первая группа:  Тема «Дом. Труд. Любовь» 9 Вторая группа:  Тема «Служба в армии» Третья группа:  Тема «Гражданская война» Четвертая группа:  Тема «Мировоззрение. Идеологические позиции»      ­Руководители групп распределяют роли между членами группы и отвечают за создание   конечного   продукта   –   сочинения.   На   работу   отводится   15­20   минут. Каждой группе предлагается для анализа по два эпизода,  передающих  «движение души» главного  героя  в поисках правды.  Учитель. При   написания сочинения ориентируйтесь на известные вам критерии оценивания  итогового  сочинения  по литературе (Слайд№9): Критерий № 1 «Соответствие теме»  Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.  Выпускник     рассуждает     на     предложенную     тему,     выбрав     путь     еѐ раскрытия. )  Критерий №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала» Данный  критерий  нацеливает  на  проверку  умения  использовать  литературный материал  для  построения  рассуждения  на  предложенную  тему  и для аргументации своей позиции.  Учитель.   Путь   раскрытия   темы   будет   один   для   всех   –   анализ   (Слайд№10) Учитель.       Всегда трудно начинать сочинение. Вступление, как запев в песне, определяет   успешность     работы.   Поэтому   в   случае   затруднения   используйте варианты   вступления,   которые   я   предлагаю   каждой   группе.   Вы   их   увидите   в   эпизода. рабочих материалах  к сочинению в своих папках. 4­й этап. Практикум.    Посттекстовый структурный элемент урока. 5­й этап. Проверка полученных результатов. Подведение итогов. Коррекция.  (смотри рабочие материалы) 10 Итак,   приступаем     выполненных   работ. Учитель. Представитель     группы   читает  своё   сочинение,  а  другие   группы   оценивают   его,   к   этапу   оценивания   используя уже известные критерии. (Слайд№11) ­Что вы можете посоветовать  автору  сочинения? Что можно изменить в работе или добавить, чтобы  причины  выбора  героя  были  раскрыты  более  ярко?  Учитель. Я хочу дополнить  мнение  рецензентов: ваши сочинения соответствовали теме .в них прослеживалась  конкретная цель высказывания, т.е. коммуникативного замысла. Вы использовали литературный материал для построения рассуждения на   Достаточно  логично предложенную   тему   и   для   аргументации   своей   позиции.  выстраивали     своё     рассуждение,  а   о   качестве  речевого   оформления   текста сочинения     и   грамотности   я   скажу,   когда   прочитаю   ваши   работы   полностью. Используя материал урока, советы, которые прозвучали, вы внесёте  коррективы в свои работы, отредактируете их и сдадите на следующем уроке. Учитель.   В1955 году литературную форму романа попытался передать   в своём одноименном     фильме     режиссер   С.Герасимов.   Я   предлагаю   вам   посмотреть финальную   сцену и ответить на вопрос: что   же стало основным   нравственным выбором Григория Мелехова?  / Куда бы ни кидала его судьба, он возвращается домой,   неся   на   руках   сына,   то   единственное,   что   связывало   его   с   жизнью. Дальнейшая судьба Григория  неизвестна, но его  разоружение, переход Дона и вступление на наш берег до амнистии строго соответствует логике характера Григория   и   символизирует   закономерное   снятие   противоречий   между     им самим и действительностью. Разговор с Мишаткой символичен и таит в  себе луч надежды ­ подтверждение того, что мартовский, подтаявший на Дону лед выдержал на себе Григория и груз его заблуждений не зря. Наконец, сбылось то, о чем мечтал он так долго: «Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына… Это было все, что осталось у него в жизни, что пока еще роднило его с землей и со всем этим огромным, сияющим под холодным солнцем миром»./ 11 Учитель.­ Какое  человеческое  качество  увидел Герасимов  в герое и совпадает ли это мнение с мнением Шолохова? /любовь, нежность, теплота/  ­Какие чувства вызывает финальная сцена романа?   /радость…/  6­й этап. Рефлексия. Домашнее задание Рефлексия. Учащимся предлагается дать ответы на вопросы. (Слайд№12) Учитель.  Итак, используя приём «Незаконченное предложение», оценим себя на уроке. Каждый делает свой выбор. ­Мне удалось на уроке… ­Я был уверен в себе, когда… ­Я чувствовал себя неуверенно, когда… Учитель.  Моя оценка вашей работы на уроке будет такой: сегодня с вами было интересно   работать.   Вы   открылись   для   меня   как   думающие   молодые   люди, имеющие своё мнение, умеющие его отстаивать, целеустремленные. И мне очень приятно, что наш урок дал вам возможность о многом задуматься. Домашнее задание   Учитель.  Используя материалы урока, закончите  написание  сочинения. Рабочие материалы к уроку План анализа эпизода 1.Прочитайте фрагмент. 12 2.Выделите   в   тексте   и   прокомментируйте   ключевые   слова,   с   помощью   которых автор даёт психологическую характеристику  героя. 3.Объясните смысл этого эпизода, озаглавьте его. 4.Укажите приёмы психологического изображения автором душевного состояния героя в момент принятия решения (речь, портрет, действия героя, пейзаж). 5.Сделайте вывод о роли этого эпизода в раскрытии характера Григория. 6.Дайте оценку вашему восприятию данного персонажа. ___________________________________________________________________________ Практикум. Первая группа:  Тема «Дом. Семья. Любовь»    Первый эпизод  .   Книга 4, часть 8, глава       VI   :    Ему приятно было думать о прошлом, о мирной  жизни, о работе, обо всем, что не касалось войны, потому что эта затянувшаяся  на семь лет война осточертела ему до предела, и при одном воспоминании о ней, о  каком­либо  эпизоде,  связанном  со  службой,  он   испытывал щемящую внутреннюю тошноту и глухое раздражение.    Он кончил воевать. Хватит с него. Он ехал домой, чтобы в  конце  концов взяться за работу, пожить с детьми, с Аксиньей. Еще  там,  на  фронте,  он твердо решил взять Аксинью в  дом, чтобы  она  воспитывала  его  детей  и постоянно была возле него. С этим тоже  надо  было кончать  ­  и  чем  ни скорее, тем лучше.    Григорий с наслаждением мечтал о том, как снимет дома шинель и  сапоги, обуется в просторные чирики, по казачьему обычаю заправит шаровары в белые шерстяные чулки и, накинув на теплую куртку  домотканый  зипун,  поедет  в поле. Хорошо бы взяться руками за чапиги и пойти  по  влажной  борозде  за плугом, жадно вбирая ноздрями сырой и  пресный  запах  взрыхленной  земли, горький аромат порезанной лемехом травы… ­ Я отслужил  свое.  Никому  больше  не  хочу служить.   Навоевался за свой век предостаточно и уморился  душой  страшно.  Все  мне надоело, и революция и контрреволюция. Нехай бы вся эта... нехай  оно  все идет пропадом! Хочу пожить возле своих детишек, заняться хозяйством, вот и все.  Пребывание на краю смерти заставляет Григория заново ощутить интерес к обыденной жизни, он готов снова вернуться к мирным ценностям бытия.   Второй  эпизод .  Книга 4, часть 8, глава       XVIII: 13 Как выжженная палами степь, черна  стала  жизнь  Григория.  Он  лишился всего, что было дорого  его  сердцу.  Все  отняла  у  него,  все  порушила безжалостная смерть. Остались только дети. Но сам  он  все  еще  судорожно цеплялся за землю,  как  будто  и  на  самом  деле  изломанная  жизнь  его представляла какую­то ценность для него и для других...    Похоронив Аксинью, трое суток бесцельно скитался он  по  степи,  но  ни домой, ни в Вешенскую не поехал с повинной.  На  четвертые  сутки,  бросив лошадей в одном из хуторов Усть­Хоперской станицы, он  переправился  через Дон, пешком ушел и Слащевскую дубраву, на опушке которой в апреле  впервые была разбита банда Фомина. Еще тогда, в апреле, он слышал  о  том,  что  в дубраве  оседло  живут  дезертиры.  К  ним  и  шел  Григорий,   не   желая возвращаться к Фомину.    Григорий потерял счет томительно тянувшимся дням. До октября он кое­как прожил в лесу, но когда начались осенние дожди, а затем холода ­ с новой и неожиданной силой проснулась в нем тоска по детям, по родному хутору...    Чтобы как­нибудь убить время, он целыми днями сидел на нарах, вырезывал из дерева ложки, выдалбливал  миски,  искусно  мастерил  из  мягких  пород игрушечные фигурки людей и животных. Он старался ни о чем не думать  и  не давать дороги к сердцу ядовитой тоске. Днем это ему удавалось, но длинными зимними ночами тоска воспоминаний одолевала его. Он подолгу  ворочался  на нарах и не мог заснуть. Днем никто из жильцов землянки не слышал  от  него ни слова жалобы, но по ночам он  часто  просыпался,  вздрагивая,  проводил рукою по лицу ­ щеки его и отросшая за полгода густая борода были мокры от слез.Ему часто снились дети, Аксинья, мать и все остальные близкие, кого уже не было в живых. Вся жизнь Григория была в  прошлом,  а  прошлое  казалось недолгим  и  тяжким  сном.  "Походить  бы  ишо  раз  по   родным   местам, покрасоваться на детишек, тогда можно бы и помирать", ­ часто думал он. Последний выбор героя: вначале уход от людей, от всего, что напоминает о прошлом,   затем   мучительно   дающееся   возвращение   к   семейным,   родовым ценностям. Вторая группа:  Тема «Служба в армии»  .    Книга 1, часть 2, глава    Первый эпизод    X    Быстро пересек площадь, на развилке дорог остановился, перебирая в  уме имена знакомых ребят, у кого можно было бы переночевать.    Остановился на Михаиле Кошевом. Жил тот на отшибе, у самой горы;  мать, сам Михаил, сестра­девка да двое братишек ­  вся  семья.  Вошел  во  двор, постучался в крохотное окошко саманной хаты.    ­ Кто такой?    ­ Михаил дома?    ­ Дома. А это кто?    ­ Это я, Григорий Мелехов.    Через минуту, оторванный от первого сладкого сна, Михаил открыл дверь. 14 ­ Ты, Гриша?    ­ Я.    ­ Чего ты по ночам?    ­ Пусти в хату­то, там погутарим.    В сенях Григорий схватил Михаила за локоть; злобясь на себя за то,  что не хватало нужных слов, прошептал:    ­ Я у тебя заночую... С своими поругался... У тебя как, тесно?.. Ну, да я где­нибудь.    ­ Место найдется, проходи. За что вы сцепились?    ­ Э, брат... потом... Где тут дверь у вас? Не вижу.    Григорию постелили на лавке. Лег, с головой кутаясь  полушубком,  чтобы не слышать шепота Михайловой матери, спавшей на одной кровати с дочерью.    "Как теперь дома? Уйдет Наташка, нет ли? Ну, по­новому стелется  жизнь. Куда  прислониться?"  И  быстро  подсказывала  догадка:  "Покличу   завтра Аксинью, уйдем с ней на Кубань, подальше отсель... далеко, далеко..."    Уплывали перед  закрытыми  глазами  Григория  степные  гребни,  хутора, станицы, никогда раньше не виданные, чужие сердцу. А за валами гребней, за серой дорогой  ­  сказкой  голубая  приветливая  сторона  и  Аксиньина,  в позднем, мятежном цвету, любовь на придачу.    Уснул,  встревоженный  надвигавшимся  неведомым.  Перед   сном   тщетно старался припомнить что­то гнетущее в мыслях, несловленное. Шли в  полусне думы гладко и ровно, как баркас по течению, и вдруг натыкались на  что­то, будто на мель;  муторно  становилось,  не  по  себе;  ворочался,  бился  в догадках: "Что же? Что такое поперек дороги?"    А утром проснулся и вспомнил: "Служба! Куда же мы  пойдем  с  Аксюткой! Весной ­ в лагерь, а осенью на службу... Вот она, зацепа".    В этом эпизоде  раскрывается такая психологическая особенность Григория, как   горячность,   поспешность   в   принятии   решений.   Подчиняясь   первому чувству, он намеревается кардинально изменить свою жизнь, порвав связи с семьёй ради любви, отказавшись от привычного строя жизни, но при этом не задумывается   о   тех   препятствиях,   которые   встанут   на   его   пути   (служба), вспоминая о них уже после принятия решения.  IV   :  Книга 2, часть 4, глава    Второй  эпизод.          Отдельные куски несвязанных воспоминаний затемняли  образ  Аксиньи.  Он вспомнил те недели, которые провел на хуторе  Татарском,  в  семье,  после разрыва с Аксиньей; по ночам ­ жадные, опустошающие ласки Натальи,  словно старавшейся вознаградить за свою прежнюю девическую  холодность;  днями  ­ внимательное, почти заискивающее отношение семьи, почет, с каким встречали хуторные первого георгиевского кавалера. Григорий  всюду,  даже  в  семье, ловил боковые, изумленно­почтительные взгляды ­ его разглядывали так,  как будто не верили, что он  ­  тот  самый  Григорий,  некогда  своевольный  и веселый парень. С ним, как с равным, беседовали на  майдане  старики,  при встрече  на  его  поклон  снимали  шапки,  девки  и  бабы  с  нескрываемым восхищением разглядывали  бравую,  чуть  сутуловатую  фигуру  в  шинели  с приколотым  на  полосатой  ленточке  крестом.  Он  видел,   что   Пантелей Прокофьевич явно гордился им, шагая рядом в церковь или на  плац.  И  весь 15 этот сложный тонкий яр лести, почтительности, восхищения постепенно губил, вытравляя из сознания семена той правды, которую  посеял  в  нем  Гаранжа. Пришел с фронта Григорий одним человеком, а ушел  другим.  Свое,  казачье, всосанное с материнским молоком, кохаемое на протяжении всей жизни,  взяло верх над большой человеческой правдой…Добрым казаком ушел на фронт Григорий; не мирясь в душе с   бессмыслицейвойны, он честно берег свою казачью славу...Крепко берег Григорий казачью честь,  ловил  случай  выказать  беззаветную храбрость, рисковал, сумасбродничал, ходил переодетым в тыл к  австрийцам, снимал  без  крови  заставы,  джигитовал  казак  и чувствовал,  что  ушла безвозвратно та боль по человеку, которая давила его в первые  дни войны.   Огрубело сердце, зачерствело, будто солончак в засуху, и как  солончак  не впитывает воду, так и сердце Григория не  впитывало  жалости.  С  холодным презрением играл он чужой и своей жизнью; оттого прослыл храбрым ­  четыре Георгиевских креста и четыре медали выслужил. На редких  парадах  стоял  у полкового знамени, овеянного пороховым дымом многих  войн;  но  знал,  что больше не засмеяться ему, как прежде; знал, что ввалились у него  глаза  и остро торчат скулы; знал, что трудно ему, целуя ребенка, открыто глянуть в ясные глаза; знал Григорий, какой ценой заплатил за полный бант крестов  и производства.       Очень   важный   для   характеристики   Григория   эпизод.   Тема   выбора раскрывается   с   новой   стороны:   чрезмерная   импульсивность,   порывистость героя,   шаткость   его   мировоззрения   делают   его   решения   неустойчивыми; вернувшись   под   родительский   кров   и   зажив   привычной   жизнью,   он   легко забывает   о   своём   праведном   гневе   против   несправедливости   войны   и общественного   устройства   в   целом.   Выбор,   сделанный   героем   в   пользу, казалось бы, проверенных веками ценностей, ожесточает его душу.  Третья группа:  Тема «Гражданская война»  XIII  .      Книга 2, часть 5, глава       :  Первый эпизод     Всю дорогу до самого хутора  Григорий как­то несвязно  и  бестолково  думал  о  недавнем, пытался   хоть   вехами   наметить будущее, но мысль доходила до отдыха дома и   дальше напарывалась  на тупик. "Приеду, поотдохну  трошки, залечу ранку, а там... ­ думал  он  и мысленно махал рукой, ­ там видно будет. Само дело покажет..." Ломала и его усталость, нажитая на войне. Хотелось отвернуться от всего бурлившего ненавистью, враждебного и непонятного мира.  Там,  позади,  все было путано, противоречиво. Трудно нащупывалась верная тропа; как в топкой гати, забилась под ногами почва, тропа дробилась, и не было уверенности  ­ по той ли, по которой надо, идет. Тянуло к большевикам ­ шел,  других  вел за собой, а потом брало раздумье, холодел сердцем. "Неужто прав Изварин? К кому же прислониться?" Об этом невнятно думал Григорий, привалясь к  задку кошелки. Но, когда представлял себе, как будет к  весне  готовить  бороны, арбы, плесть из краснотала ясли, а когда разденется и  обсохнет  земля,  ­ выедет в степь: держась наскучавшимися по работе руками за чапиги;  пойдет 16 за плугом, ощущая его живое биение и толчки; представляя себе,  как  будет вдыхать сладкий дух молодой травы и поднятого лемехами чернозема,  еще  не утратившего пресного аромата снеговой сырости, ­ теплело на душе. Хотелось убирать скотину, метать  сено,  дышать  увядшим  запахом  донника,  пырея, пряным душком навоза. Мира и тишины  хотелось,  ­  поэтому­то  застенчивую радость и берег в суровых глазах Григорий, глядя вокруг:  на  лошадей,  на крутую, обтянутую тулупом  спину  отца.  Все  напоминало  ему  полузабытую прежнюю жизнь: и запах овчин от тулупа, и домашний вид нечищеных  лошадей, и какой­нибудь петух в слободе, горланящий с погребицы.  Сладка  и  густа, как хмелины, казалась ему в это время жизнь тут, в глушине.    Очень важный эпизод, характеризующий сложность душевного состояния Григория. Он тяготится не той или иной позицией, а самой необходимостью делать выбор. Здесь он предстаёт не заблудшим, а заблудившимся (важная смысловая   разница).   Оказавшись   перед   необходимостью   выбирать,   герой стремится   уйти   от   выбора,   найти   убежище   в   безусловных   ценностях патриархального казачьего мира с его близостью к природе. Отсюда такое обилие   важных   бытовых   и   пейзажных   деталей,   раскрывающих   систему ценностей Григория.  XXVIII  .       Книга 3, часть 6, глава       : Второй эпизод        Он чувствовал такую, лютую   огромную радость, такой прилив сил и решимости, что, помимо  воли  его,  из  горла рвался повизгивающий,  клокочущий  хрип.  В  нем  освободились плененные, затаившиеся чувства. Ясен, казалось, был его путь отныне, как высветленный месяцем шлях.    Все было решено и взвешено в томительные дни, когда зверем скрывался он в кизячном логове и по­звериному сторожил каждый  звук  и  голос  снаружи. Будто и не было за его плечами дней поисков правды, шатаний,  переходов  и тяжелой внутренней борьбы.    Тенью от тучи проклубились те дни, и теперь казались  ему  его  искания зряшными и пустыми.  О  чем  было  думать?  Зачем  металась  душа,  ­  как зафлаженный на облаве волк, ­ в поисках выхода, в разрешении противоречий? Жизнь оказалась усмешливой, мудро­простой. Теперь ему  уже  казалось,  что извечно не было в ней такой правды, под крылом которой мог бы  посогреться всякий, и, до края озлобленный, он думал:  у  каждого  своя  правда,  своя борозда. За кусок хлеба, за  делянку  земли,  за  право  на  жизнь  всегда боролись люди и будут бороться, пока светит им солнце, пока теплая сочится по жилам кровь. Надо биться с тем, кто хочет отнять жизнь, право  на  нее; надо биться крепко, не качаясь, ­ как  в  стенке,  ­  а  накал  ненависти, твердость даст борьба. Надо только не взнуздывать чувств, дать простор им, как бешенству, ­ и все.    Пути казачества скрестились с  путями  безземельной  мужичьей  Руси,  с путями фабричного люда. Биться с ними насмерть. Рвать  у  них  из­под  ног тучную донскую, казачьей кровью политую землю. Гнать  их,  как  татар,  из пределов области! Тряхнуть Москвой, навязать ей постыдный  мир!  На  узкой стежке не разойтись ­ кто­нибудь  кого­нибудь,  а  должен  свалить.  Проба 17 сделана: пустили на войсковую землю красные полки, испробовали? А теперь ­ за шашку!    Об этом, опаляемый слепой ненавистью, думал Григорий, пока конь нес его по белогривому покрову  Дона.  На  миг  в  нем  ворохнулось  противоречие: "Богатые с бедными, а не казаки с Русью... Мишка Кошевой и  Котляров  тоже казаки, а насквозь красные..." Но он со злостью отмахнулся от этих мыслей.    Завиднелся Татарский. Григорий  передернул  поводья,  коня,  осыпанного шмотьями мыла, свел на легкую побежку. На выезде придавил  опять,  конской грудью откинул воротца калитки, вскочил на баз. Иллюзия простого ответа, облегчение от сделанного выбора. Четвертая группа:  Тема «Мировоззрение. Идеологические позиции»  XLIV  .   Книга 3, часть 6, глава       : Первый эпизод      Григорий кинул  на  снег  папаху,  постоял,  раскачиваясь,  и  вдруг скрипнул зубами, страшно застонал и с исказившимся  лицом  стал  рвать  на себе застежки шинели. Не  успел  сотенный  и  шага  сделать  к  нему,  как Григорий ­ как стоял, так и рухнул ничком оголенной грудью на снег. Рыдая, сотрясаясь от рыданий, он, как собака, стал хватать ртом  снег,  уцелевший под плетнем. Потом, в какую­то минуту чудовищного просветления,  попытался встать, но не смог и, повернувшись мокрым  от  слез,  изуродованным  болью лицом к  столпившимся  вокруг  него  казакам,  крикнул  надорванным,  дико прозвучавшим голосом:    ­ Кого же рубил!.. ­ И впервые в жизни забился  в  тягчайшем  припадке, выкрикивая, выплевывая вместе с пеной, заклубившейся на губах:  ­  Братцы, нет мне прощения!..  Зарубите,  ради  бога...  в  бога  мать...  Смерти... предайте!..    Сотенный подбежал к Григорию, со взводным навалились на него,  оборвали на нем ремень шашки и полевую сумку, зажали рот,  придавили  ноги.  Но  он долго еще выгибался под ними дугой, рыл судорожно  выпрямлявшимися  ногами зернистый снег и,  стоная,  бился  головой  о  взрытую  копытами,  тучную, сияющую черноземом землю, на которой родился и жил, полной мерой  взяв  из жизни ­  богатой  горестями  и  бедной  радостями  ­  все,  что  было  ему уготовано.    Лишь трава растет на  земле,  безучастно  приемля  солнце  и  непогоду, питаясь земными  жизнетворящими  соками,  покорно  клонясь  под  гибельным дыханием бурь. А потом, кинув по ветру семя, столь же безучастно  умирает, шелестом  отживших  былинок  своих  приветствуя  лучащее  смерть   осеннее солнце...     Неспособность   примириться   со   сделанным   выбором   перерастает   в невозможность жить, как трава. Философское обобщение: человек рождён для сомнений и поисков. 18 I  :     Книга 4, часть 8, глава    Третий эпизод      ­  Прохор  шутливо  поклонился, поднял голову и удивленно шевельнул бровями: ­ Вот тебе и раз! Чего же  ты кричишь, глупая? Все вы, бабы, такие крученые­верченые.  Убьют  ­  кричат, живой остался ­ опять  кричат.  Утрись,  утрись,  чего  рассопливилась­то? Говорю тебе, живой и здоровый,  морду  наел  во  какую!  Вместе  с  ним  в Новороссийском  поступили   в   Конную   армию   товарища   Буденного,   в Четырнадцатую дивизию. Принял  наш  Григорий  Пантелевич  сотню,  то  бишь эскадрон, я, конешно, при нем состою, и пошли походным порядком под  Киев. Ну, девка, и  дали  мы  чертей  этим  белым­полякам!  Шли  туда,  Григорий Пантелевич и говорит:  "Немцев  рубил,  на  всяких  там  австрияках  палаш пробовал, неужли у поляков черепки крепше? Сдается мне, их  легше  рубить, чем своих ­ русских, как ты думаешь?" ­  и  подмигивает  мне,  оскаляется. Переменился он, как в  Красную  Армию  заступил,  веселый  из  себя  стал, гладкий, как мерин. Ну, не обошлось у нас с ним без семейного  скандалу... Раз подъехал к нему и  говорю  шутейно:  "Пора  бы  привалом  стать,  ваше благородие ­ товарищ Мелехов!" Ворохнул он на меня глазами,  говорит:  "Ты мне эти шутки  брось,  а  то  плохо  будет".  Вечером  по  какому­то  делу подзывает меня, и дернул же черт меня опять обозвать его  "благородием"... Как схватится он за маузер! Побелел весь, ощерился, как волк,  а  зубов  у него полон рот, не меньше сотни. Я ­ коню под пузо да  ходу  от  него.  За малым не убил, вот какой чертоломный!    ­ Что ж он, может, в отпуск... ­ заикнулась было Аксинья.    ­ И думать не моги! ­ отрезал Прохор. ­ Говорит, буду  служить  до  тех пор,  пока  прошлые  грехи  замолю. В рассказе Прохора Зыкова очень детально обрисовано поведение Григория, сделавшего   очередной   выбор.   Он   намерен   идти   до   конца,   быть последовательным и готов напрочь перечеркнуть прошлую жизнь, расценивая её как ошибочную. ________________________________________________________________ Рабочие материалы к сочинению.  Первая группа.            Проблема___________ выбора   является   одной   из__________ в   русской литературе.     также   Наш__________Михаил       Александрович     Шолохов   __________________  эту  проблему    в своём   ____      «Тихий Дон».           Эпизод     «___________________»   является   важным   звеном   в   раскрытии характера  главного  героя ____________________. 19 Вторая  группа.      В чём заключается __________ выбор человека? Над этой __________ всегда  размышляла  ________литература. К ней обратился____________ _______________________в своём ______________ «Тихий  Дон», рассматривая  этот _______________ на примере  главного ____________ в эпизоде «_________». Третья   группа.      Литература всегда обращала внимание читателя на ________ уроки, на то, как   __________ должен   поступать   человек   ______________. писателем______________. В своём произведении «________» он раскрывает эту   Таким     ___________проблему на примере _______________________________.   Ярким эпизодом  поведения  героя_________________________. Четвёртая   группа.     Многие  __________писатели  в  своём творчестве обращались к проблеме _____________ выбора. Одним   из них является ______________прозаик Михаил Александрович Шолохов.   Очень     _________           противоречивость внутреннего мира     главного героя ______________           автору удалось передать   в   эпизоде «___________».      Перед нами   момент  наиболее сильного ____________ переживания персонажа. 20

Урок – практикум по подготовке к написанию сочинения по литературе в 11 классе « Нравственный выбор человека (по роману М.А.Шолохова «Тихий Дон»)»

Урок – практикум по подготовке к написанию сочинения  по литературе  в 11 классе « Нравственный  выбор  человека  (по роману М.А.Шолохова  «Тихий Дон»)»

Урок – практикум по подготовке к написанию сочинения по литературе в 11 классе « Нравственный выбор человека (по роману М.А.Шолохова «Тихий Дон»)»

Урок – практикум по подготовке к написанию сочинения  по литературе  в 11 классе « Нравственный  выбор  человека  (по роману М.А.Шолохова  «Тихий Дон»)»

Урок – практикум по подготовке к написанию сочинения по литературе в 11 классе « Нравственный выбор человека (по роману М.А.Шолохова «Тихий Дон»)»

Урок – практикум по подготовке к написанию сочинения  по литературе  в 11 классе « Нравственный  выбор  человека  (по роману М.А.Шолохова  «Тихий Дон»)»

Урок – практикум по подготовке к написанию сочинения по литературе в 11 классе « Нравственный выбор человека (по роману М.А.Шолохова «Тихий Дон»)»

Урок – практикум по подготовке к написанию сочинения  по литературе  в 11 классе « Нравственный  выбор  человека  (по роману М.А.Шолохова  «Тихий Дон»)»

Урок – практикум по подготовке к написанию сочинения по литературе в 11 классе « Нравственный выбор человека (по роману М.А.Шолохова «Тихий Дон»)»

Урок – практикум по подготовке к написанию сочинения  по литературе  в 11 классе « Нравственный  выбор  человека  (по роману М.А.Шолохова  «Тихий Дон»)»

Урок – практикум по подготовке к написанию сочинения по литературе в 11 классе « Нравственный выбор человека (по роману М.А.Шолохова «Тихий Дон»)»

Урок – практикум по подготовке к написанию сочинения  по литературе  в 11 классе « Нравственный  выбор  человека  (по роману М.А.Шолохова  «Тихий Дон»)»

Урок – практикум по подготовке к написанию сочинения по литературе в 11 классе « Нравственный выбор человека (по роману М.А.Шолохова «Тихий Дон»)»

Урок – практикум по подготовке к написанию сочинения  по литературе  в 11 классе « Нравственный  выбор  человека  (по роману М.А.Шолохова  «Тихий Дон»)»

Урок – практикум по подготовке к написанию сочинения по литературе в 11 классе « Нравственный выбор человека (по роману М.А.Шолохова «Тихий Дон»)»

Урок – практикум по подготовке к написанию сочинения  по литературе  в 11 классе « Нравственный  выбор  человека  (по роману М.А.Шолохова  «Тихий Дон»)»

Урок – практикум по подготовке к написанию сочинения по литературе в 11 классе « Нравственный выбор человека (по роману М.А.Шолохова «Тихий Дон»)»

Урок – практикум по подготовке к написанию сочинения  по литературе  в 11 классе « Нравственный  выбор  человека  (по роману М.А.Шолохова  «Тихий Дон»)»

Урок – практикум по подготовке к написанию сочинения по литературе в 11 классе « Нравственный выбор человека (по роману М.А.Шолохова «Тихий Дон»)»

Урок – практикум по подготовке к написанию сочинения  по литературе  в 11 классе « Нравственный  выбор  человека  (по роману М.А.Шолохова  «Тихий Дон»)»

Урок – практикум по подготовке к написанию сочинения по литературе в 11 классе « Нравственный выбор человека (по роману М.А.Шолохова «Тихий Дон»)»

Урок – практикум по подготовке к написанию сочинения  по литературе  в 11 классе « Нравственный  выбор  человека  (по роману М.А.Шолохова  «Тихий Дон»)»

Урок – практикум по подготовке к написанию сочинения по литературе в 11 классе « Нравственный выбор человека (по роману М.А.Шолохова «Тихий Дон»)»

Урок – практикум по подготовке к написанию сочинения  по литературе  в 11 классе « Нравственный  выбор  человека  (по роману М.А.Шолохова  «Тихий Дон»)»

Урок – практикум по подготовке к написанию сочинения по литературе в 11 классе « Нравственный выбор человека (по роману М.А.Шолохова «Тихий Дон»)»

Урок – практикум по подготовке к написанию сочинения  по литературе  в 11 классе « Нравственный  выбор  человека  (по роману М.А.Шолохова  «Тихий Дон»)»

Урок – практикум по подготовке к написанию сочинения по литературе в 11 классе « Нравственный выбор человека (по роману М.А.Шолохова «Тихий Дон»)»

Урок – практикум по подготовке к написанию сочинения  по литературе  в 11 классе « Нравственный  выбор  человека  (по роману М.А.Шолохова  «Тихий Дон»)»

Урок – практикум по подготовке к написанию сочинения по литературе в 11 классе « Нравственный выбор человека (по роману М.А.Шолохова «Тихий Дон»)»

Урок – практикум по подготовке к написанию сочинения  по литературе  в 11 классе « Нравственный  выбор  человека  (по роману М.А.Шолохова  «Тихий Дон»)»

Урок – практикум по подготовке к написанию сочинения по литературе в 11 классе « Нравственный выбор человека (по роману М.А.Шолохова «Тихий Дон»)»

Урок – практикум по подготовке к написанию сочинения  по литературе  в 11 классе « Нравственный  выбор  человека  (по роману М.А.Шолохова  «Тихий Дон»)»

Урок – практикум по подготовке к написанию сочинения по литературе в 11 классе « Нравственный выбор человека (по роману М.А.Шолохова «Тихий Дон»)»

Урок – практикум по подготовке к написанию сочинения  по литературе  в 11 классе « Нравственный  выбор  человека  (по роману М.А.Шолохова  «Тихий Дон»)»

Урок – практикум по подготовке к написанию сочинения по литературе в 11 классе « Нравственный выбор человека (по роману М.А.Шолохова «Тихий Дон»)»

Урок – практикум по подготовке к написанию сочинения  по литературе  в 11 классе « Нравственный  выбор  человека  (по роману М.А.Шолохова  «Тихий Дон»)»

Урок – практикум по подготовке к написанию сочинения по литературе в 11 классе « Нравственный выбор человека (по роману М.А.Шолохова «Тихий Дон»)»

Урок – практикум по подготовке к написанию сочинения  по литературе  в 11 классе « Нравственный  выбор  человека  (по роману М.А.Шолохова  «Тихий Дон»)»

Урок – практикум по подготовке к написанию сочинения по литературе в 11 классе « Нравственный выбор человека (по роману М.А.Шолохова «Тихий Дон»)»

Урок – практикум по подготовке к написанию сочинения  по литературе  в 11 классе « Нравственный  выбор  человека  (по роману М.А.Шолохова  «Тихий Дон»)»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.06.2017