Programme for International Student Assessment (PISA) - Международное исследование по оценке математической грамотности и грамотности в области чтения и естествознания 15-летних обучающихся организаций общего среднего, технического и профессионального образования проводится 3-х летними циклами. В каждом цикле основное внимание (две трети времени тестирования) уделяется одному из направлений исследования – чтению, математике или естествознанию. Основная задача исследования PISA - выявить, обладают ли учащиеся 15-летнего возраста функциональными знаниями и умениями, необходимыми в современных условиях жизни. В исследовании участвуют более 65 стран мира. Координирует программу Организация Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР).
Урок географии с применением заданий PISA.
Назначение человека — в разумной деятельности.
Аристотель
Programme for International Student Assessment (PISA) Международное
исследование по оценке математической грамотности и грамотности в
области чтения и естествознания 15летних обучающихся организаций общего
среднего, технического и профессионального образования проводится 3х
летними циклами. В каждом цикле основное внимание (две трети времени
тестирования) уделяется одному из направлений исследования – чтению,
математике или естествознанию. Основная задача исследования PISA
выявить, обладают ли учащиеся 15летнего возраста функциональными
знаниями и умениями, необходимыми в современных условиях жизни. В
исследовании участвуют более 65 стран мира. Координирует программу
Организация Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР).
В Национальном плане действий по развитию функциональной грамотности
школьников на 20122016 г. главными функциональными качествами личности
обозначены:
инициативность,
способность творчески мыслить и находить нестандартные решения,
умение выбирать профессиональный путь,
готовность обучаться в течение всей жизни.
•
•
•
•
PISA проводится с определенным циклом с 2000 года. В этом году
естественнонаучную
исследование
грамотность. Предыдущее исследование с таким приоритетом было проведено
в 2006 г. В нем участвовало 57 стран. В этот раз их количество достигнет 70.
Поступательное
позволяет
исследованиям PISA последующих циклов говорить уже об оценке
«глобальной компетенции» (Global Competence).
странучастниц
увеличение
акцентирует
внимание
на
PISA2015, как и PISA2012, имеет дополнительную, инновационную цель, а
именно оценку функциональной грамотности 15летних учащихся в
интерактивной среде.
В настоящее время меняется взгляд на то, какой должна быть подготовка
выпускника основной школы. Наряду с формированием предметных знаний и
умений, школа должна обеспечивать развитие у учащихся
умений
использовать свои знания в разнообразных ситуациях, близких к реальным. В
дальнейшей жизни эти умения будут способствовать активному участию
учащегося школы в жизни общества, помогут ему приобретать знания на
16протяжении всей жизни. Исследование PISA ставит своей целью проверку
наличия таких умений, то есть подготовку молодежи к "взрослой" жизни, что
отличает его от других международных исследований, основной целью
которых являлась проверка определенных школьными программами
предметных знаний и умений, в основном, с помощью выполнения учебных
заданий мало или совсем не связанных с реальной жизнью.
К сожалению, абсолютное большинство школьников особенно на средней
ступени обучения тренируются учителями для заучивания материала,
выполнения действий по образцу, реализации однодвухтрёх шаговых
алгоритмов. Давно известно, что выполнение сколь угодно сложных
алгоритмов не развивает творческих способностей учащихся, а в худшем
исполнении, приводит к тому, что даже и повторить эти самые алгоритмы
учащийся оказывается не в состоянии. Именно это является причиной
четверти неудовлетворительных оценок по географии, получаемых ежегодно
при проведении единого национального тестирования, это же является
причиной более чем неудовлетворительных результатов тестирования PISA.
Один из способов реализации компетентностного подхода – составление и
использование заданий в формате PISA в образовательном процессе.
Специфика заданий PISA заключается во многом в том, что условия и
вопросы заданы, как самостоятельные, и на первый взгляд не связаны друг с
другом. Связать условия и вопросы – задача ученика. Для подобного
«связывания» необходимо привлечение личного опыта, дополнительной
информации, необходима работа с контекстом. Отсюда и дизайн заданий PISA
– они чаще всего представляют собой описание ситуации, взятые из реальной
жизненной практики. Ни условия заданий, ни форма вопроса не привязаны
жестко к предметной ситуации. Напротив, перевод жизненной ситуации в
предметную и составляет трудность заданий. Каждое задание – ситуация,
случай, требующие решения. Вопрос и условия заданий соотносятся с личным
опытом, дополнительной информацией из других разделов, следовательно,
задания PISA являются интегрированными.
Составляя задания в формате PISA необходимо учитывать их следующие
признаки:
─ условия, которые не требуются для ответа на вопрос;
─ много лишних деталей, а часть необходимой информации может
отсутствовать, она обнаруживается, например в вопросе;
─ необходимая информация представлена в разных форматах (текст,
графики, таблицы, справочники, собственные знания);
─ необходимая информация задана в логике отнесения ее не к конкретному
предмету (учебному или научному), а к конкретной жизненной ситуации;
─ форма требуемого ответа не задана или задана в зашумленной форме.
Ответ, согласно вопросу, должен соответствовать требованиям, которые
также не были сформулированы четко.
17Отдельные задания в формате PISA используют в качестве познавательных
заданий на различных этапах урока с целью формирования исследовательских
умений, самостоятельности мышления, познавательного интереса учащихся.
Набор заданий в формате PISA используют как диагностические и как
обучающие, поскольку ученик приобретает новые знания и новые навыки.
Содержание заданий должно быть связано с традиционными разделами или
темами, составляющими основу программ обучения в Казахстане.
Задания должны содержать вопросы различных типов – с выбором ответа, с
кратким ответом, с развернутым свободным ответом. В первом случае ученик
среди предложенных вариантов ответа должен найти верный; во втором –
записать свой ответ, не давая при этом никаких пояснений; в третьем случае
от ученика требуется записать свое решение, дать обоснование, привести
аргументацию. Иногда эти вопросы взаимосвязаны и в процессе их
последовательного выполнения учащиеся должны подметить закономерности,
выйти на некоторые обобщения. Иногда вопросы являются независимыми, и
ответ на последующий вопрос не обусловлен правильностью ответа на
предыдущий. В одном и том же задании часто могут быть представлены
вопросы разного типа: сначала предлагаются вопросы с выбором ответа, с
кратким ответом, а в конце – вопросы с развернутым ответом.
При выполнении компетентностно ориентированных заданий типа PISA
основное внимание должно уделяться формированию способностей учащихся
использовать географические знания в разнообразных ситуациях, требующих
для своего решения различных подходов, размышлений и интуиции.
Задания в формате тестов PISA позволяют учителю решить одновременно
несколько задач:
─ оценить уровень развития письменной компетенции учащихся, т. е.
насколько ученик в состоянии разобраться в тексте и достать из него
необходимую информацию;
─ оценить уровень развития предметных знаний и умений;
─ оценить уровень развития общеучебных умений и навыков
(интеллектуальных, познавательных, культуру письменной и устной речи и
т.д.).
─ оценить способность самостоятельно приобретать знания и выбирать
способы деятельности, необходимые для успешной адаптации в современном
мире, т. е. результативно действовать в нестандартных ситуациях;
─ формировать познавательный интерес к предмету через развитие
исследовательской компетенции;
─ способствуют сравнению прогресса учащихся в отношении каждого
учебного предмета и образования в целом;
─ определяют пути для понижения различий между текущими и
ожидаемыми результатами.
18Привлечение межпредметной информации в процессе выполнения заданий
типа PISA способствует более глубокому и осмысленному усвоению
программного материала, учащиеся приобретают и совершенствуют
практические умения выявлять причинноследственные связи между
явлениями, процессами. При этом создаются благоприятные условия для
осмысленного понимания фактов, теории, законов, конкретизации и
углубление раннее приобретенных знаний по географии, физике, химии,
биологии, экологии.
Наличие интереса к географии у учащихся является необходимым
условием процесса обучения. Чем выше интерес, тем активнее идет обучение
и тем лучше его результаты. Чем ниже интерес, тем формальнее обучение,
хуже его результаты. Отсутствие интереса приводит к низкому качеству
обучения, быстрому забыванию и даже полной потере приобретенных знаний,
умений и навыков. Поэтому очень важно увеличить уровень интереса
учеников к географии, следить за его изменением, что и является
неотъемлемой частью исследования PISA.
19Литература:
1. Гончарова Н. Л. Категория «компетентность» и «компетенция» в
современной образовательной парадигме // Сборник научных трудов
СевКавГТУ. Серия «Гуманитарные науки». 2007. № 5 // http://www.ncstu.ru/
2. Дахин А.Н. Компетенция и компетентность: сколько их у российского
школьника? / А Дахин // Своевременные мысли. 2004. № 2. С.4347.
3. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативноцелевая
основа компетентностного подхода в образовании / И.А. Зимняя. М.: Логос,
2004. 208 с.
4. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно
ориентированной парадигмы образования / А. Хуторской // Нар. образование.
2003. № 2. С. 5864.
5. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования.
Томск: Издво Том. унта. М.: Барс, 1997. 392 с.
6.
Модульнокомпетентностное
профессиональное
образование
(методические рекомендации). М.: Изд. Центр НОУ ИСМО, 2003. 34 с.
7. Ковалева Г.С. Новый взгляд на грамотность. По материалам
международного исследования PISA2000.
20Разработка заданий по технологии PISA
Экономическая и социальная география. 9 класс
Тема урока: Трудовые ресурсы
Вариант№ 1
Прочтите текст и ответьте на вопросы
Трудовые ресурсы это часть населения, способная работать в экономике.
Трудовые ресурсы
Они включают в себя три группы населения см. схему на стр. 95 учебника:
А) работающие подростки которым исполнилось 15 лет.
Б)трудоспособные люди в трудоспособном возрасте – самая
многочисленная часть трудовых ресурсов (от 16 лет до 58 лет женщины и до
63 лет мужчины)
В) работающие пенсионеры
В трудовых ресурсах выделяется группа людей, которая называется
экономически активное население – это работающие люди и безработные по
некоторым причинам, но ищущие работу. Другая группа трудовых ресурсов –
неактивное население, неработающие люди по разным
экономически
причинам. Размещается
по территории страны
неравномерно: 2/3 рабочей силы сосредоточено на юге и на севере.
активное население
Вопрос 1: Трудовые ресурсы
Кто будет относиться к трудовым ресурсам? Обведите «да» или «нет» для
каждого утверждения
Примеры
Ответ
Да/Нет
Да/Нет
Да/Нет
Да/Нет
Ученики нашего класса
Женщины 65 лет
Инвалид по зрению 40 лет
Мужчина 30 лет
Компетентность: анализ
Контекст: местный
Содержание: качество окружающей среды
Уровень: 3
Ожидаемый ответ: нет, нет, нет, да
Вопрос 2: Трудовые ресурсы
Определите, к какой группе профессиональной и социальной структуры
относятся ваши родители (учителя). Ответ объясните
Напишите ответ.
__________________________________________________________________
Компетентность: толкование данных на научной основе
Контекст: личностный
Содержание: качество окружающей среды
21Уровень: 4
Ожидаемый ответ: учителя – работают в третичном секторе, так как
образование относится к непроизводственной сфере и наемным работникам,
так как работают в государственных учреждениях.
Вопрос 3: Трудовые ресурсы
Регионы
Экономически
активное
население
В том числе
занятые
Безработные
Север
Запад
Юг
Центр
Восток
Казахстан
Где размещена большая часть трудовых ресурсов, объясните причину
2170
1330
3980
740
750
8970
2060
1260
3760
700
710
8490
110
70
220
40
40
480
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Компетентность: толкование
Контекст: местный
Содержание: качество окружающей среды
Уровень: 4
Ожидаемый ответ: Чем выше численность населения, тем выше и
численность трудовых ресурсов и ЭАН, если в районе высокий ЕП, то
следовательно, велика доля детей, а это уменьшает численность трудовых
ресурсов и ЭАН.
ВАРИАНТ №2
Тема: Географические исследования Казахстана.
Текст: Начиная с XVI века, географические сведения о Казахстане стали
обобщаться в официальных учреждениях Российского государства. В связи с
установлением казахскорусских посольских связей царская власть начала
собирать сведения о казахской земле через послов, купцов и путеше
ственников. В результате стали появляться новые данные о природе, народе и
границах Казахстана. Используя эти сведения, казах Кадыргали Жалаири
(конец XVIначало XVII вв.) по просьбе царя Бориса Годунова создал первый
дошедший до нас исторический труд «Сборник летописей» («Джами ат
таварих»). Этот сборник, кроме сведений об истории образования Казахского
22ханства, содержал обширную информацию о городах, реках, горах и границах
Казахстана.
Картосхема: географические исследования Казахстана.
Пояснение:
На данной картосхеме обозначены маршруты
путешественниковисследователей территории Казахстана, где условными
обозначениями показан путь каждого ученого.
Вопрос1: Какие истинные причины научных исследований
территории Казахстана?
Пояснение: В конце XVII века все картографические материалы о
Казахстане и Средней Азии были обобщены выдающимся русским ученым С.
Ремезовым. Итогом работы ученого стала «Чертежная книга Сибири»,
содержащая историкогеографические сведения о территории Казахстана.
В XVIII веке Петр I обращает особое внимание на взаимоотношения России с
Казахстаном. Он считал территорию Казахстана «ключом и вратой всем
азиатским странам и землям» и строил планы подчинения его России. В связи
с этим царь, снарядив воинские экспедиции в Казахстан, дает задание
исследовать Каспийское море и окраины Сибири.
Ответ: свободный.
Компетентность: объяснение феномена с научной точки зрения.
Контекст: глобальный.
Содержание: Природные ресурсы.
Уровень:2
Ожидаемый ответ: В XVIII веке Петр I обращает особое внимание на взаи
моотношения России с Казахстаном. Он считал территорию Казахстана
«ключом и вратой всем азиатским странам и землям» и строил планы
подчинения его России.
Вопрос 2: Тема: Географические исследования Казахстана
Назовите имена исследователей, которые внесли свой вклад в основу и
развитие современной географии, в исследование природы Казахстана.
Ответ: свободный.
Компетентность: объяснение феномена с научной точки зрения.
Контекст: глобальный.
Содержание: Природные ресурсы.
Ожидаемый ответ: Это великие путешественники не только Российской
империи, но и Португалии, Англии. Выдающиеся ученые того времени П. С.
Паллас, И. П. Фальк, П. И. Рынков и др. участвовали в работе этой
экспедиции. И. Муравин и А. И. Бутаков провели исследования Аральского
моря и низовий Сырдарии, Г. С. Карелин — побережья Каспийского моря. А
открытия П. П. СеменоваТянШанского, Н. А. Северцова, Ш. Ш. Уалиханова,
И. В. Мушкетова, А. Н. Краснова, Л. С. Берга и др., которые имели особое
23значение для развития географической мысли того времени. Н. А. Северцов
совершил поездку в Приаралье и низовье Сырдарии. В 1864 году исследует за
падные и северные отроги ТяньШаня, Жетысу, Кызылкум, Каратау, Устюрт и
Мугоджары. И. В. Мушкетов (1850—1902) выдающий русский геолог и
путешественник. Его исследования помогли установить закономерности и
причины возникновения многих природных явлений. А. Н. Краснов (1862
1914) в основном исследовал растительность пустынных зон предгорий Тянь
Шаня и побережья озера Балхаш. В этих исследованиях принимали участие В.
А. Обручев и В. В. Сапожников в Жунгарии и на ТяньШане, Н. И. Андрусов в
Мангышлаке, С. С. Неуструев в Южном Казахстане. Благодаря им были
определены главные закономерности в строении почвенного покрова и
описаны основные типы почв Южного Казахстана. Л. С. Берг (18761950)
известный географнатуралист. Свою деятельность в Казахстане начал с
исследования соленых озер Теке, Кызылкак, Селетытениз. В 19001903 годах
он участвовал в Аральской экспедиции, описал типы берегов Арала и
пустынные формы Приаралья, прибрежные пески Кызылкум, Каракумы,
Большие и Малые Барсуки.
Вопрос 3: Тема: Географические исследования Казахстана.
На основании чертежа и картосхемы исследовательских маршрутов
Вопросы
ученыхисследователей, а также текста учебника ответить на вопросы:
№
п/п
1
Ответ:
да/нет
А.
Б.
С.
D
2
Используя текст учебника, определите методы исследований
территории Казахстана:
аэрофотосъёмка
зарисовки
картографические
наблюдения
Кто из ученых дал полное описание Аральского моря и его побе
режий?
Л.С. Берг
И.В. Мушкетов
A.
B.
C. А.Н. Краснов
D.
П.Ф. Паласс
Компетентность: толкование
Контекст: местный
Содержание: Природные ресурсы
Уровень: 4
Ожидаемый ответ: 1 B,C,D; 2A
24Вариант №3
Физическая география Казахстана, 8 класс
Тема: КЛИМАТ КАЗАХСТАНА.
Цель урока: развитие умений решения учебных задач нестандартного
развивающего характера с применением их в практической деятельности.
КЛИМАТ КАЗАХСТАНА.
Положение ВосточноКазахстанской области в центральной части Евразии,
а также расположенные на её территории Алтайские горы обусловили её
главные климатические особенности. В целом, это — резко континентальный
климат с большими сезонными и суточными перепадами температур. Лето —
жаркое и умеренно сухое, тогда как зима является холодной и снежной.
Минимальные температуры января, по данным г.УстьКаменогорска,
колеблются от −27С° до −33С°.
при вторжении
Арктических воздушных масс, температура не редко может опускаться до
−52С°. Регулярным явлением зимой являются метели. Максимальные
температуры июля составляют от +32С° до +37С°. Тем не менее, при
отсутствии дождя, летние температуры могут достичь отметки +45С° или
даже +47С°, периодически вызывая степные пожары. Среднегодовой уровень
осадков составляет от 300 до 600 мм, в горах — около 900 мм.
Однако,
Какие особенности климата характерны для ВосточноКазахстанской
Вопрос 1. Климат казахстана.
области?
Климат ВКО умеренный
Равнинные территории недостаточно
увлажнены
Амплитуда годовых температур менее 40°
Правильный ответ: Да,да,нет.
1.Компететность объяснение
2.Контекст местный
3.Содержание природные ресурсы.
4.Уровень вопроса 2
ДА/НЕТ
ДА/НЕТ
ДА/НЕТ
Вопрос 2. Климат казахстана.
25Проанализируйте диаграммы выпадения
осадков в г.УстьКаменогорске и ответьте на вопрос.
Какие виды осадков преобладают в данной местности?
А. Дождь.
Б.Снег.
В.Дождь – с марта по сентябрь, снег с октября по февраль.
Д. Дождь – с апреля по октябрь, снег с ноября по март.
Правильный ответ: Д.
1.Компететность описание
2.Контекст местный
3.Содержание: природные ресурсы.
4.Уровень вопроса 3
Что бы вы посоветовали дачникам, переехавшим на постоянное место
Вопрос 3. Климат Казахстана.
жительства из Шымкента в УстьКаменогорск?
1.Компететность толкование
2.Контекст местный
3.Содержание: природные ресурсы.
4.Уровень вопроса 4
Вариант №4 (PISA)
Тема: «Лесостепи и степи»
Картосхема «Природные зоны Казахстана»
Текст:
В 1696 году правительство России предписало тобольскому воеводе
А.Нарышкину «учинить чертеж», т. е. составить географическую карту
казахской земли. Выполнить чертеж воевода поручил тобольскому служащему
С.У.Ремезову. В предписании было указано: «Написать степи от Тобольска до
Казачьи орды и до Бухареи Большой и до Хивы и до Еика, и до Астрахани,
куды ближе и сколь далеко днями в ход пути сухим и водяным, летом и
зимою и реки числом и величиною и корм людям и скоту бесскуден бы, и
переправы переходны б, и каменные горы проходны б, урочища ведомы, и
26всему учинить наличный чертеж трех аршин длины поперек двух, и на чертеже
подписать именно».
Вопрос №1:
С помощью параграфа 38 и данной картосхемы
определите правильный ответ.
№
п/п
1
2
3
4
Вопросы
Ответ:
да/нет
Лесостепи находятся на севере Казахстана и
протянулись с запада на восток
Лесостепи находятся на западе Казахстана и
протянулись с юга на север
Степи находятся к югу от лесостепи и протянулись с
запада на восток
Степи находятся в бассейне Аральского моря и
протянулись с запада на восток
Пояснение: Сопоставляя картосхему размещения природных зон с текстом
учебника и имеющиеся знания из курса 7 класса, вы сможете найти
правильный ответ.
Компетентность: толкование;
Контекст: местный;
Содержание: природные ресурсы;
Уровень 2
Ожидаемый ответ: да, нет, да, нет
Вопрос №2
Тема «Лесостепи и степи»
Пояснение: в лесостепях Казахстана размещены черноземные, серые
лесные почвы; в степях – сухие каштановые, черноземы.
Схема «Типы почв Казахстана»
Вопрос: Какие факторы способствовали образованию и размещению этих
типов почв?
Ответ: свободный
Компетентность: толкование;
Контекст: местный
Содержание: природные ресурсы
Уровень 3
Ожидаемый ответ: солнечная радиация, влага, рельеф.
Вопрос №3
27Используя параграф 38 и картосхему «Сельскохозяйственных угодий
Казахстана» ответить на вопрос: Для какой хозяйственной деятельности
пригодны почвы лесостепной и степной зоны?
Отве
ты
A
B
C
Вопросы
Развития растениеводства и животноводства
Выращивание пшеницы, гречки, ячменя, подсолнечника
Разведение маралов, крупнорогатого скота, коневодства,
овцеводства
Создание природоохранных зон, охота, рыболовства
D
Компетентность: толкование;
Контекст: местный
Содержание: природные ресурсы
Уровень 4
Ожидаемый ответ: А.
Вопрос №4
Охарактеризовать природные зоны степей и лесостепей Казахстана с
помощью заданного плана:
1 Географическое положение природной зоны
2 Климатические условия
3 Почвенный и растительный покров
4 Животный мир
5 Использование в хозяйстве
6 Экологические проблемы и их решения
Ответ: свободный
Компетентность: толкование;
Контекст: местный
Содержание: природные ресурсы
Уровень 5
Ожидаемый ответ:
План ответа
Лесостепи
Степи
Географическое
положение
природной зоны
Климатические
условия
Почвенный и
На севере Казахстана,
протянулись с запада на
восток
T января – (24)
T июля – (+24)
Колво осадков 500 мм
Черноземы, серые
Южнее зоны лесостепей
протянулись с запада на
восток
T января – (24)
T июля – (+24)
Колво осадков 300 мм
Черноземы, сухие
28
№
п/п
1
2
3растительный
покров
4
Животный мир
5
6
Использование в
хозяйстве
Экологические
проблемы и их
решения
каштановые.
Растительность:
травянистая (полынь,
ковыль, типчак), по
долинам рек кустарники и
деревья.
Лисы, волки, зайцы,
косули, суслики,
тушканчики, змеи,
ящерицы.
Растениеводство –
зерновые и технические
культуры с
использованием поливные,
бахчевые культуры, на
пастбищах овцеводство,
КРС, коневодство
Проблемы: ветровая
эрозия на распаханных
почвах, оскуднение почв.
Решения: изменение
технологий обработки
почвы, внесение
удобрений.
лесные. Растительность:
березовые колки, ольха,
рябина, осина,
кустарники: боярышник,
шиповник, черемуха.
Лисы, лоси, маралы,
волки, зайцы, косули,
суслики, тушканчики. В
долинах рек: бобры,
ондатры, выдры.
Лесозаготовки, пашни –
выращивание зерновых и
технических культур,
пастбища – КРС,
мараловодство,
коневодство
Проблемы: ветровая
эрозия на распаханных
почвах, оскуднение почв,
вырубка лесов.
Решения: изменение
технологий обработки
почвы, внесение
удобрений, расширение
сети лесонасаждений и
воспроизводства леса на
вырубленных
плантациях.
Вариант №5 (PISA)
Тема: Реки Казахстан
Текст: Река это водоток сравнительно крупных размеров, питающийся
атмосферными осадками со своего водосбора и имеющий четко выраженное
сформированное самим потоком русло.
Приблизительно такое же
определение термину река дают и другие авторы. К рекам обычно относят
лишь водотоки с площадью бассейна не менее 50 км2. Водотоки меньшего
размера называют ручьями. Однако встречаются реки, которые могут в
течение некоторого непродолжительного периода времени перемерзать или
пересыхать. Если же водоток пересыхает большую часть года (как, например,
сухие долины в пустынях вади и крики), то такой водоток рекой не считают.
29К рекам не относятся водотоки, которые не имеют водосбора (как, например,
русла, сформированные течениями во время приливов или сгоннонагонных
явлений в приморских районах или на островах). Не являются реками даже
крупные водотоки (проливы), соединяющие лагуны с морем. Не могут
считаться реками и водотоки с искусственным руслом (каналы). Реки
типизируют по различным признакам: по размеру, по условиям протекания, по
источникам (видам) питания, по водному режиму, по степени устойчивости
русла, по ледовому режиму и т.д. На территории Казахстана насчитывается 85
тысяч больших и малых рек. Длина семи из них (Ертыс, Есиль, Тобол, Урал,
Сырдарья, Или, Чу) превышает 1000 км. Все реки республики относятся к
бассейну Северного Ледовитого океана и внутреннему бессточному бассейну.
Первой особенностью рек Казахстана является различие в возрасте. Речные
системы равнинной части старые, они переживают позднюю стадию своего
развития, поэтому долины равнинных рек хорошо выработанные и широкие.
Глубинные эрозии этих рек слабые, а боковые сильные. Реки горных районов
по своей геологической истории более молодые. Они проходят раннюю
стадию своего развития. Продольный профиль слабо выработан, имеются
узкие и глубокие долины, большой уклон падения. Реки характеризуются
сильной глубинной и незначительными боковыми эрозиями.
Второй особенностью казахстанских рек является их неравномерное
распределение по территории республики. В равниннонизкогорной части
густота речной сети с севера на юг уменьшается.
Лесостепная и степная зоны, где выпадает больше осадков, богаты реками.
Густота речной сети на севере республики составляет на каждые 100 км2 в
среднем 46 км, в центральной полупустынной зоне 24 км, а в южной
пустынной зоне 0,5 км. Реки Казахстана в основном имеют различное
питание: снеговое, дождевое, ледниковое и подземными водами. В Казахстане
насчитывается около 7 тысяч рек, длина которых превышает 10
километровую отметку. Всего же в республике находится более 39 тысяч
постоянных и временных водотоков. К числу крупнейших рек страны
относятся: Иртыш, Есиль, Тобол, Урал, Сырдарья, Или, Чу. Протяженность
каждой из них значительно превышает отметку в 1000 км. Урал несет свои
воды к бассейну Каспийского моря, Сырдарья впадает в Арал, а Иртыш,
Есиль и Тобол водные артерии, питающие Северный Ледовитый океан.
Вопрос №1: Составь определение понятия «Малая река»:
Ответы Определение
A
Это река с площадью бассейна менее 2000 км2, расположенный в
пределах одной какойлибо географической зоны, но ее
гидрологический режим под влиянием местных условий может
существенно отличаться от режима, свойственного большинству рек
данной географической зоны, и стать, таким образом, азональным.
30B
C
D
Это река с площадью бассейна менее 2000 км2, расположенный в
пределах лесостепной и степной зоны, но ее гидрологический
режим под влиянием местных условий может существенно
отличаться от режима, свойственного большинству рек данной
географической зоны, и стать, таким образом, зональным.
Это река с площадью бассейна менее 1000 км2, расположенный в
пределах одной какойлибо географической зоны, но ее
гидрологический режим под влиянием местных условий может
существенно отличаться от режима, свойственного большинству рек
данной географической зоны, и стать, таким образом, зональным
природным явлением.
Это водоток, питающийся за счет подземных вод со всего водосбора
и имеющий слабо выраженное сформированное самим потоком
русло, длина которых менее 1000км.
Компетентность: толкование;
Контекст: местный
Содержание: природные ресурсы
Уровень 4
Ожидаемый ответ: А.
Вопрос №2:
От чего зависит полноводность рек?
Ответы Определение
A
B
C
D
От уровня смешанного питания
От количества осадков и рельефа
От климата
От широтной зональности и подземных вод
Компетентность: толкование;
Контекст: местный
Содержание: природные ресурсы
Уровень 4
Ожидаемый ответ: С.
Вопрос №3:
Определите размер рек:
Ответы Крупные реки:
A
B
C
D
Есиль, Иртыш, , Тобол, Урал, Сырдарья, Бухтарма, Чу
Тобол, Иртыш, Есиль, , Урал, Амударья, Или, Чу.
Иртыш, Есиль, Тобол, Урал, Сырдарья, Или, Кама
Иртыш, Есиль, Тобол, Урал, Сырдарья, Или, Чу
31Компетентность: толкование;
Контекст: местный
Содержание: природные ресурсы
Уровень 2
Ожидаемый ответ: D.
Тема: Реки Казахстана
Текст: В Казахстане насчитывается около 7 тысяч рек, длина которых
превышает 10километровую отметку. Всего же в республике находится
более 39 тысяч постоянных и временных водотоков. К числу крупнейших рек
страны относятся: Иртыш, Есиль, Тобол, Урал, Сырдарья, Или, Чу.
Протяженность каждой из них значительно превышает отметку в 1000 км.
Урал несет свои воды к бассейну Каспийского моря, Сырдарья впадает в
Арал, а Иртыш, Есиль и Тобол водные артерии, питающие Северный
Ледовитый океан [8].
Иртыш главный приток Оби. Общая протяженность реки составляет 4
248 км, что является вторым показателем среди рек азиатского региона.
Длина казахстанского участка Иртыша 1835 км. Питание Иртыша
смешанное: в верховьях снеговое, ледниковое и меньше дождевое; в нижнем
течении снеговое, дождевое и грунтовое. Характер водного режима также
существенно изменяется. Вода реки пресная, мягкая. Минерализация воды
колеблется в зависимости от сезона от 136253 мг/куб. дм в половодье до 300
324 мг/куб. дм в зимний период, увеличиваясь по длине Иртыша с юга на
север до УстьИшима, за пределами Омской области несколько снижается до
впадения в Обь. Солевой состав Иртыша гидрокарбонатный кальциевый, реже
натриевый. Исток реки расположен на восточных склонах хребта
Монгольский Алтай (граница Монголии и Китая).
Участок реки, до впадения в проточное озеро Зайсан, называют Черным
Иртышом. После прохождения вод Иртыша через Бухтарминскую ГЭС
приставку «черный», меняют на «белый». Следует отметить, что помимо
Бухтарминской на Иртыше находятся еще две гидроэлектростанции Усть
Каменогорская и Шульбинская. Они также располагаются на участке реки
ниже озера Зайсан.
Иртыш на протяжении 3784 км судоходен. Навигация на реке начинается в
апреле и длится до ноября.
Иртыш богат рыбой. В нем водятся: стерлядь, нельма, севрюга, осетр, щука,
окунь, карась. Недавно в реку запустили сазана, леща, судака и байкальского
омуля.
У Иртыша насчитывается около 17и притоков, крупнейшими из которых
являются реки Тобол, Есиль и Уба.
Вопрос №4:
32Выберите правильный план характеристики реки:
Ответы План описания реки
A
B
C
D
1.Исток реки; 2. Направление течения реки; 3. Устье реки;
4.Протяженность течения реки; 5.Питание реки; 6. Характер
течения реки в зависимости от рельефа; 7.Притоки: левые, правые;
8.Хозяйственное использование реки.
1.Исток и устье реки; 2. Направление течения реки;
4.Протяженность течения реки; 5.Питание реки; 6. Характер
течения реки в зависимости от климата; 7.Притоки: левые, правые;
8.Хозяйственное использование реки.
1.Исток реки; 2. Направление течения реки; 3. Устье реки;
4.Протяженность течения реки; 5.Питание реки; 6. Характер
течения реки в зависимости от природной зоны; 7.Притоки: левые,
правые; 8.Хозяйственное использование реки.
1.Исток реки; 2. Направление течения реки; 3. Устье реки;
4.Протяженность течения реки; 5.Питание реки; 6. Характер
течения реки в зависимости от рельефа; 7.Притоки: северные и
южные; 8.Хозяйственное использование реки.
Компетентность: толкование;
Контекст: местный
Содержание: природные ресурсы
Уровень 3
Ожидаемый ответ: А.
Вопрос №5: С помощью плана описания реки дайте характеристику
рек по группам: Тобол, Есиль, Урал, Уба.
Ответ: свободный
Компетентность: толкование;
Контекст: местный
Содержание: природные ресурсы
Уровень 4
Ожидаемый ответ:
Тобол длина 591 км, площадь бассейна 426 тыс. км?. Исток реки
располагается на границе восточных отрогов Южного Урала и Тургайской
столовой страны. Тобол судоходен на расстоянии в 437 км от устья.
Питание в основном снеговое, вниз по течению возрастает доля дождевого.
Половодье с 1ой половины апреля до середины июня в верховьях и до начала
августа в низовьях. К числу крупных притоков Тобола относятся реки Уй,
Исеть, Тура, Тавда и Убаган.
Река пересекает следующие города: Лисаковск, Рудный, Костанай,
Ялуторовск, Курган, Тобольск.
33Есиль (Ишим) протекает по территории Казахстана и Российской
Федерации, является левым и наиболее длинным притоком реки Иртыш.
Общая длина реки Ишим более 2450 километров, а площадь бассейна
водосбора около 177 тыс. км2.
Исток реки расположен в низком горном массиве Нияз. В верхнем течении
река течет главным образом на северозапад и запад, протекая по узкой
долине, скованная высокими скалистыми берегами.
После Астаны пойма реки Ишим значительно расширяется, а затем
начинает движение на югозапад. Чуть выше города Державинск река делает
резкий поворот на север, у города Петропавловск река поворачивает на
северовосток.
После этого Ишим течет на ЗападноСибирскую равнину и протекает по
плоской Ишимской равнине. Здесь река формирует широкую пойму с
большим количеством стариц, в нижнем течении течет река среди болот и
втекает в Иртыш у города УстьИшима. Река является судоходной начиная от
Петропавловска и на 270 километров до Сергеевского водохранилища.
Река Ишим главным образом питается талыми водами. Лед сковывает реку
в первой половине ноября, а вскрытие происходит в апреле. Половодье на
реке приходится на период с мая по июнь. В нижнем течении река в период
половодья разливается до 15 километров.
Главные притоки Жабай, Колутон, Акканбурлук и Терисаккан. На реке
построены Сергеевское и Вячеславское водохранилища. На берегах реки
расположены города Сергеевка, Атбасар, Петропавловск, Астраханка, Есиль,
Ишим, Викулово, Астана, Державинск и УстьИшим.
Уба правый приток Иртыша. Длина реки 278 км, площадь бассейна
9850 км? Уба течет по территории ВосточноКазахстанской области. Река
образуется в результате слияния Черной и Белой Убы. В верховьях
порожиста, в низовьях разбивается на рукава. Питание смешанное, но
преобладает снеговое. Половодье с апреля до середины июля. Средний
расход воды в 8 км от устья 177 куб. м/сек. Замерзает в ноябре на чале
декабря, вскрывается в апреле начале мая.
Уба, как и другие реки Рудного Алтая Ульба, Нарым, Курчум и Кальжир,
имеет чистую прозрачную воду благодаря естественным фильтрам
каменистому руслу, песчаным берегам и дну.
Урал берет свое начало на склонах вершины Круглая сопка (хребет
Уралтау). Общая длина реки 2428 км (казахстанского участка 1082 км),
площадь бассейна 231 тыс. км?. Следует отметить, что бассейн Урала
занимает шестое место в мире по величине.
Устье Урала делится на несколько рукавов. Падение русла составляет 664
метра. Верхний Урал до г. Урал течет по скалистой местности, и на пути
часто встречаются перекаты. Только после впадения в него реки Сакмары
(один из крупнейших притоков) он становится, наконец, типично равнинной
34рекой. Здесь его русло довольно широкое и извилистое. В нижнем течении
долина расширяется, и река образует много протоков и стариц. Урал
достаточно быстрая река. Без водохранилищ здесь тоже не обошлось.
Режим реки характеризуется неравномерностью стока. Разница в общем
истоке в маловодный год может быть в 10 раз меньше, чем в многоводный. 10
месяцев в году Урал сравнительно маленькая река, но весной он превращается
в мощный и бушующий поток разливающий свои воды на многие километры.
Весной ширина реки доходит до 36 км. За короткое время весеннего
половодья в Урале проходит до 96% от общего годового стока. Режим
питания река имеет в основном снеговой, совсем немного получает Урал от
грунтовых вод.
К числу притоков Урала относятся: Большой Кизил, Таналык, Губерля,
Сакмара, Гумбейка, Суундук, Большой Кумак, Орь. В верхнем течении р.
Урал является естественной водной границей между Азией и Европой.
На Урале расположены Верхнеуральское и Ириклинское водохранилища, а
также Ириклинская гидроэлектростанция.
Река является судоходной. В реке водятся осетр, севрюга, сазан, сом,
судак, лещ.
35РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ 8 КЛАССА
К МЕЖДУНАРОДНОМУ КОНКУРСУ PISA.
Тема: Лесостепи и степи Казахстана.
Цель: сформировать умение решать учебные задачи нестандартного
развивающего характера с применением их в практической деятельности.
Тип урока: урокисследование.
Оборудование: тематические карты, карточки задания, схема работы в
группах, оценочные листы, настенные таблицы «Растения и животные
Казахстана», «Типы почв Казахстана».
Ход урока:
I Орг. момент. 23 минуты.
1.Формирование групп.
2. Разделение ролей в группах.
II Проверка домашних заданий:
№1 – карточка с вопросом: «Всякое растительное сообщество является
неотъемлемой частью ландшафта…», Л.С. Берг. Дать характеристику
растительного мира Казахстана.
№2 карточка с вопросом: Как вы считаете: влияет ли высотная
поясность на растительный и животный мир горных районов. Обоснуйте свой
ответ;
№3 карточка с вопросом: Какие климатические факторы
способствуют формированию растительного и животного мира;
№4 – карточка задание группе «Критиков»: дополнить или исправить
ответы одноклассников 1, 2, 3 групп одноклассников;
№5 карточка задание группе «Экспертов»: Определить уровень
правильности ответов и, аргументируя, оценить работу групп.
III Изучение нового материала по теме «Лесостепи и степи
Казахстана»
Вариант №4 PISA
Тема «Лесостепи и степи»
Картосхема «Природные зоны Казахстана»
Текст:
В 1696 году правительство России предписало тобольскому воеводе
А.Нарышкину «учинить чертеж», т. е. составить географическую карту
казахской земли. Выполнить чертеж воевода поручил тобольскому служащему
С.У.Ремезову. В предписании было указано: «Написать степи от Тобольска до
Казачьи орды и до Бухареи Большой и до Хивы и до Еика, и до Астрахани,
куды ближе и сколь далеко днями в ход пути сухим и водяным, летом и
зимою и реки числом и величиною и корм людям и скоту бесскуден бы, и
переправы переходны б, и каменные горы проходны б, урочища ведомы, и
36всему учинить наличный чертеж трех аршин длины поперек двух, и на чертеже
подписать именно».
№
п/п
1
2
3
4
Вопрос №1
Вопросы
Ответ:
да/нет
Лесостепи находятся на севере Казахстана и протянулись с запада
на восток
Лесостепи находятся на западе Казахстана и протянулись с юга на
север
Степи находятся к югу от лесостепи и протянулись с запада на
восток
Степи находятся в бассейне Аральского моря и протянулись с
запада на восток
Пояснение: С помощью параграфа 38 и данной картосхемы определите
правильный ответ.
Компетентность: толкование;
Контекст: местный;
Содержание: природные ресурсы;
Уровень 2
Ожидаемый ответ: да, нет, да, нет
Вопрос №2
Тема «Лесостепи и степи»
Пояснение: в лесостепях Казахстана размещены черноземные, серые
лесные почвы; в степях – сухие каштановые, черноземы.
Схема «Типы почв Казахстана»
Вопрос: Какие факторы способствовали образованию и размещению этих
типов почв?
Ответ: свободный
Компетентность: толкование;
Контекст: местный
Содержание: природные ресурсы
Уровень 3
Ожидаемый ответ: солнечная радиация, влага, рельеф.
Вопрос №3
37Используя параграф 38 и картосхему «Сельскохозяйственных угодий
Казахстана» ответить на вопрос: Для какой хозяйственной деятельности
пригодны почвы лесостепной и степной зоны?
Ответы Вопросы
A
B
C
Развития растениеводства и животноводства
Выращивание пшеницы, гречки, ячменя, подсолнечника
Разведение маралов, крупнорогатого скота, коневодства,
овцеводства
Создание природоохранных зон, охота, рыболовства
D
Компетентность: толкование;
Контекст: местный
Содержание: природные ресурсы
Уровень 4
Ожидаемый ответ: А.
Вопрос №4
Охарактеризовать природные зоны степей и лесостепей Казахстана с
помощью заданного плана:
7 Географическое положение природной зоны
8 Климатические условия
9 Почвенный и растительный покров
10 Животный мир
11 Использование в хозяйстве
12 Экологические проблемы и их решения
Ответ: свободный
Компетентность: толкование;
Контекст: местный
Содержание: природные ресурсы
Уровень 5
Ожидаемый ответ:
План ответа
Лесостепи
Степи
Географическое
положение
природной зоны
Климатические
условия
Почвенный и
растительный
покров
На севере Казахстана,
протянулись с запада на
восток
T января – (24)
T июля – (+24)
Колво осадков 500 мм
Черноземы, серые лесные.
Растительность: березовые
колки, ольха, рябина,
Южнее зоны лесостепей
протянулись с запада на
восток
T января – (24)
T июля – (+24)
Колво осадков 300 мм
Черноземы, сухие
каштановые. Растительность:
травянистая (полынь, ковыль,
38
№
п/п
1
2
34
Животный мир
5
6
Использование в
хозяйстве
Экологические
проблемы и их
решения
типчак), по долинам рек
кустарники и деревья.
Лисы, волки, зайцы, косули,
суслики, тушканчики, змеи,
ящерицы.
Растениеводство – зерновые и
технические культуры с
использованием поливные,
бахчевые культуры, на
пастбищах овцеводство,
КРС, коневодство
Проблемы: ветровая эрозия
на распаханных почвах,
оскуднение почв.
Решения: изменение
технологий обработки почвы,
внесение удобрений.
осина, кустарники:
боярышник, шиповник,
черемуха.
Лисы, лоси, маралы,
волки, зайцы, косули,
суслики, тушканчики. В
долинах рек: бобры,
ондатры, выдры.
Лесозаготовки, пашни –
выращивание зерновых и
технических культур,
пастбища – КРС,
мараловодство,
коневодство
Проблемы: ветровая
эрозия на распаханных
почвах, оскуднение почв,
вырубка лесов.
Решения: изменение
технологий обработки
почвы, внесение
удобрений, расширение
сети лесонасаждений и
воспроизводства леса на
вырубленных плантациях.
IV Итог урока:
1 Подведение итогов работы в группах: заполнение оценочных листов.
2 Рефлексия:
«На уроке я работал на «5», «4», «3»»
«Своей работой на уроке я помог:...»
«Урок для меня показался…»
«Я бы хотел на уроке еще…»
V. Домашнее задание: § 38, на контурную карту нанести природные зона
лесостепей и степей.
39