Урок и презентация по литературному чтению в 3 классе на тему "Крылов "Кукушка и петух"
Оценка 4.8

Урок и презентация по литературному чтению в 3 классе на тему "Крылов "Кукушка и петух"

Оценка 4.8
Презентации учебные +1
docx
чтение
3 кл
23.03.2017
Урок и презентация по литературному чтению в 3 классе на тему "Крылов "Кукушка и петух"
презентация к уроку
Крылов Кукушка и Петух-МОЙ.docx
1 Тема: И.Крылов «Кукушка и Петух».  Класс: 3 Тип урока: урок усвоение новых знаний. Вид урока: урок с применением ИКТ. Цель:   Формирование   навыков   осознанного   восприятия   смыслового содержания басни. Задачи:  ­ расширить   знания   учащихся   о   выразительных   средствах   речи   и представлений   о   баснях,   научить   выделять   главную   мысль   в   басне, устанавливать причинно­следственные связи, сравнивать, делать выводы, связно   и   четко   высказывать   свои   мысли;   отрабатывать   навыки выразительного чтения; совершенствовать умение различать литературные произведения. способствовать   развитию   устной   речи,   наблюдательности;   умения воспринимать   и   понимать   образный   смысл   выражений,   пословиц; обогащению словарного запаса учащихся. создать условия для воспитания интереса к литературному творчеству и чтению, бережного отношения к природе, самостоятельности, активности. ­ ­ Используемые методы и приемы:   1. Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой. 2. Наглядные методы: наблюдение, демонстрация иллюстраций.  3. Практические методы: устные упражнения. Оборудование: 1. Индивидуальные карточки. 2. Иллюстрации с изображением петуха, воробья, кукушки. 3. Компьютер, презентация, интерактивная доска Ход урока 1. Организация класса. (Слайд 1) ­Здравствуйте ребята, сегодня у нас на уроке гости. Поприветствуйте их,  пожалуйста. Спасибо, садитесь. А) Просмотр ролика­позитива­  2 мин ­Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки. Ведь, улыбка  располагает к приятному общению. Б) Деление на группы. Метод «Пословица»­ 3 мин 1) Чужой бедой сыт не будешь. 2) Не рой другому яму, сам в неё попадёшь. 3) Моя хата с краю, я ничего не знаю. 4) Лучше горькая правда, чем красивая ложь. 2. Мотивация учебной деятельности.                                                             Мозговой штурм. Литературная разминка.  Работа в группах.­7мин ­А   теперь­   литературная     разминка.   Постарайтесь   узнать представленные жанры, кто написал и название.  1гр.  ­Прочитайте  и скажите мне: к  какому жанру относится  данный текст? (слайд)  (стихотворение) Пушкин «Унылая пора» 2 гр. ­А этот текст? Почему?(слайд)  (Рассказ)  Ауэзов «Возвращение» 3   гр.  ­   А   этот   текст?   Почему?   (слайд)  (Сказка)     укр.нар.сказка «Колосок» 4 гр. ­Прочитайте следующий текст. Определите жанр. Почему? (слайд) (притча) Алтынсарин «Умный мальчик» ­ Я сейчас вам прочитаю 3 произведения. К какому жанру они  относятся?  Эзоп:  Голодная лисица увидела виноградную лозу со свисающими гроздьями и  хотела до них добраться, да не смогла; и, уходя прочь, сказала сама себе: «Они еще зеленые!» Так и у людей: иные не могут добиться успеха по  причине того, что сил нет, а винят в этом обстоятельства. ­ Как вы поняли, о чем это произведение? Жан де Лафонтен:  Лис­гасконец, а может быть, лис­нормандец (Разное говорят), Умирая с голоду, вдруг увидел над беседкой Виноград, такой зримо зрелый, в румяной кожице! Наш любезник был бы рад им полакомиться, ( вежливый) Да не мог до него дотянуться И сказал: «Он зелен – Пусть им кормится всякий сброд!» (все, кто хочет) Что ж, не лучше ли так, чем праздно сетовать?( без толку жаловаться) ­ А это о чем? И.А. Крылов:  Голодная кума Лиса залезла в сад; В нем кисти винограду рделись.(зрели) У кумушки глаза и зубы загорелись, (очень захотелось) А кисти сочные, как яхонты, горят; (желтые­янтарь) Лишь то беда, висят они высоко: Отколь и как она к ним не зайдет, (откуда) Хоть видит око, да зуб неймет.(не может укусить) Пробившись попусту час целой, Пошла и говорит с досадою: «Ну, что ж! На взгляд­то он хорош, Да зелен – ягодки нет зрелой:                                                                                  Тотчас оскомину набьешь!»( очень кисло станет во рту) ­ И это о чем? Какова же главная мысль этих текстов? иные не могут  добиться успеха по причине того, что сил нет, а винят в этом  обстоятельства.  Эти тексты называются – БАСНЕЙ. 4. Актуализация знаний. Работа над определением.­5 мин ­Давайте запишем, что такое басня. Басня   –   небольшой,   чаще   всего   стихотворный   рассказ,   в   котором   в аллегорической (иносказательной) форме дается нравоучительное и в то же время сатирическое изображение жизни. Почему басня – рассказ? (сообщает о каком – то событии , имеет сюжет). Почему рассказ стихотворный? ( басня чаще всего в стихах) Аллегория (иносказание) – художественное средство, которое говорит о пороках людей, маскируя их за образами животных. Сатирическое – высмеивающее пороки. В басне также присутствуют олицетворение. Олицетворение   –   прием,   при   котором   животным   приписываются человеческие качества. (учащиеся записывают в тетрадь). В басни выделяют 2 части: повествование и мораль. Мораль   –   нравоучение,   выраженное   в   краткой   форме.   (учащиеся записывают в тетрадь). Язык басен очень афористичен. Афоризм – краткое изречение, выражающее глубокую мысль.   5. Расширение знаний о творчестве Крылова И.А.­ 2 мин  Доклад ученика  ­  И.А.   Крылов   –   великий   русский   писатель.   Жизнь   баснописца   в детстве была необычайно бедной. Девятилетним мальчиком, когда умер его отец, ему пришлось идти работать, переписывая бумаги, заботиться о семье.   Маленькому Ивану не пришлось учиться, но мать сама составила план   образования   сына,   следила   за   его   занятиями.   Его   усиленные самостоятельные занятия принесли необыкновенные результаты: когда он стал взрослым, его считали одним из самых образованных и просвещенных людей   своего   времени.   Он   сумел   стать   разнообразно   талантливым человеком: драматургом, издателем, музыкантом, художником. В 1806 г. появились его первые басни — «Дуб и Трость», «Разборчивая невеста», «Старик   и   трое   молодых».   С   тех   пор   басни   И.А.Крылова   встречали   с восторгом, а слава Ивана Андреевича стала расти. Более двухсот басен было создано баснописцем».  ­В   Петербурге был открыт памятник Крылову и его литературным героям. (П.К. Клодт).  ­ Вот, сегодня мы с вами на уроке и познакомимся с творчеством известного  русского баснописца И.А.Крылова.  ­Иван  Андреевич  Крылов   писал:  «Люблю где случай есть, пороки 9) пощипать». ­ ­ Значение, каких слов вам непонятно в этом выражении?   (Слайд ­  В   прямом   или   в   переносном   смысле     употреблено   «пощипать»? ­ В словаре синонимов «пощипать» это посмеяться, обличить, указать.  ­  Так как же понять смысл написанных И.А. Крыловым строк?  6. Составление таблицы «Хорошие и плохие качества человека»­ 2мин Работа в группе. ­ Перечислите хорошие и плохие качества человека.­ отчет групп. 2. Актуализация опорных знаний. Подготовка к чтению.­2мин б). Работа со скороговоркой.  Работа в паре.    ­   Над скороговоркой надо потрудиться, чтобы было быстро, и понятно, чтобы чётко был произнесён каждый звук. Слушала старушка, как куковала кукушка на опушке. ­  Прочитайте медленно скороговорку.   (Слайд 4) ­   Прочитайте быстро. 7. Работа над басней. ­  Сегодня,   мы   с   вами   будем   работать   над   басней   Ивана   Крылова.   Чтобы узнать, какие животные будут в басне, вы должны отгадать загадки. 1.  Загадки.­ 2 мин 1.Хвост с узорами, сапоги со шпорами,  Ночью распевает, время считает.  (Петух). (Слайд 14) 2.Мать­отца не знаю, но часто называю,  Детей знать не буду, чужим сбуду.  (Кукушка). (Слайд 15) 3.Мальчишка в сером армячишке,  По дворам шныряет, крохи собирает, По полям ночует, зёрнышка ворует.  (Воробей). (Слайд 16) ­  О каких птицах мы будем читать в басне?  ­ Что вы знаете о кукушке? О петухе?   Сообщение ученика.  Кукушка принадлежит к той группе птиц, которые  сами себя называют. Её голос­ кукование ­ и дал птице имя. Причем не только на русском языке. У болгар она называется – куковица У чехов – кукачка У немцев – кукук У французов – куку А у нас ­ ? 3.  Работа над басней.­2мин   ­ Известно, что  И.А.Крылов был очень трудолюбивым человеком. В басне, с которой мы сегодня познакомимся всего 21 строка, а черновых набросков было сделано около 200 строк. ­   Сейчас   мы   будем   смотреть   видео.   Вам   задание:   подумать,   какой человеческий порок осуждается в этой басне. а) просмотр видеофильма ­ Итак, мы просмотрели видеозапись басни.  ­ Это басня об известных нам птицах, или о чем­то ином?  ­ какой человеческий порок осуждается в этой басне.  (в басне осуждается лесть, глупость, честолюбие, тщеславие) ­   Как   автор   относится   к   героям?   (лукаво,   простодушно;   он   показывает кукушку и петуха самолюбивыми, глупыми, льстивыми, а воробей – мудрый, рассудительный) б) Работа с языком (текстом) басни.­ 3 мин ­ Прочитайте басню. (по 5 строк каждая группа) ­ В этой басне так же, как и в других есть устаревшие или непонятные слова. Давайте прочитаем и попробуем заменить более понятными, т.е подберём к ним синонимы. ­Ребята, давайте мы с вами  вспомним,  что такое синонимы? Словарная работа: (Слайд­соединить) Кум ­ крёстный отец Отколь ­ откуда Невелички ­ маленькие Ссылаюсь ­ сослаться, указать на кого­либо Протяжно ­ длительно Божусь ­ клянусь Промолвил ­ сказал в) Выборочное чтение.­ 3мин  ­Как Петух обращается к Кукушке? Найдите слова и прочитайте. ­ А как Кукушка обращается к Петуху. ­ Найдите и прочитайте как персонажи отзываются о голосе и пении друг друга, как хвалят друг друга. ­ Рассмотрите, как выглядит Кукушка в действительности. Опишите ее по внешнему виду. (Дети описывают кукушку по рисунку) Можно ли Кукушку назвать самой красивой птицей леса? ­ Кто слышал Кукушку? Какой у нее голос? (Грубый, громкий, неприятный, она не поет, а кукует…) ­ Что сказал об их пении Воробей? Прочитайте. ­ Какими качествами вы наделите Кукушку и Петуха? (Хитрые, льстивые, склонные к лести, неискренние, лживые). г).  Работа над моралью басни.­3 мин ­ Найдите и прочитайте мораль этой басни. ­ Скажите, о чем предупреждает своих читателей И.А.Крылов? ­ Какие плохие качества людей осуждаются в этой басне? (Лесть) ­А что такое лесть?( «Лесть»­ лицемерное, угодливое восхваление.) ­   Если   вы   встретите   людей,   которые   льстят   ради   своей   выгоды,   кого   из персонажей басни они вам напомнят? ­ Мы прочитали басню, чему она нас научила? ВЫВОД: И.А. Крылов даёт возможность читателям понять, что верить льстецам нельзя, лесть очень привлекательна, но очень опасна (…гнусна, вредна.).  – Нужно ли изучать басни? ­Язык басен легкий, простой, запоминаются они хорошо, особенно начало или конец, в которых чаще всего бывает выражена основная мысль. А людей без недостатка не бывает и сейчас. И несут люди по жизни то, что узнали из таких, казалось бы, простеньких крыловских басен.   Д)  Работа с пословицами.­ 1мин ­  Пословица какой из групп подойдет  к басне.  4 . Инсценирование басни. Представление групп. – 5мин Учитель: Удалось, ребятам передать чувства?      6. Подведение итогов.­3мин Повторение знаний об особенностях басен. На карточках для индивидуальной работы вычеркните лишнее – то, что не относится к жанру басен: ­краткая форма повествования,  ­действующие лица – животные, но подразумеваются люди, ­высмеивает пороки людей ( ирония), ­ литературный жанр, ­есть мораль, ­повествуется о каком­либо историческом событии в форме сказки. Вывод с доски: (на слайде) ­ Прочитайте, что осталось в ваших определениях. Басня ­ это литературный жанр с краткой формой повествования,  где действуют звери, птицы, вещи, а подразумеваются под ними люди, высмеиваются их пороки,  В   басне   обязательно   есть   мораль,  которая   чаще   всего   выделяется   как самостоятельная её часть и располагается либо в начале, либо в конце басни. 7. Рефлексия.­ 1мин – На наше дерево прикрепите, стикеры­  Все понятно – зеленый  Не все понял – желтый  Ничего не понятно ­ красный Иван Андреевич Крылов Кукушка и петух Продолжительность спектакля: 3 минуты; количество актеров: 2 или 3. Действующие лица: Кукушка Петух Воробей Кукушка (восторженно) Как, милый Петушок, поешь ты громко, важно! Петух (ласково) А ты, Кукушечка, мой свет, Как тянешь плавно и протяжно: Во всем лесу у нас такой певицы нет! Кукушка Тебя, мой куманек, век слушать я готова! Петух А ты, красавица, божусь, Лишь только замолчишь, то жду я, не дождусь, Чтоб начала ты снова – Отколь такой берется голосок? И чист, и нежен, и высок! Да вы уж родом так: собою невелички, А песни, что твой соловей! Кукушка Спасибо, кум; зато, по совести моей, Поешь ты лучше райской птички, На всех ссылаюсь в этом я! На сцену влетает Воробей и садится между кустом и забором. Кукушка (самоуверенно) И Воробей вот подтвердит! Воробей                                                 Друзья! Хоть вы охрипните, хваля друг дружку, – Всё ваша музыка плоха! Петух А как же похвала? Воробей                                 Ха­ха! Кукушка хвалит Петуха За то, что хвалит он Кукушку! Самоанализ урока литературного чтения в 3 классе. : Басня И. А. Крылова «Кукушка и Петух». Тема Тип урока: урок изучения и закрепления полученных знаний. Форма урока: урок- беседа + урок Методы обучения: словесные, наглядные, объяснительно- иллюстративные. Цели урока следующие: • познакомить учащихся с новой басней И. А. Крылова; вспомнить другие, изучаемые ранее; • продолжить формировать умение определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль в произведении, делать выводы для себя; • обсудить статью О. В. Кубасовой «Иван Андреевич Крылов»; • развить у детей поэтический слух, способность эмоционально откликаться на прочитанное; • воспитать художественный вкус, положительные человеческие качества. Решение образовательных задач урока соответствует требованиям программы по литературному чтению для 3 класса начальной школы. Поставленные задачи определили подбор материала для урока: портрет писателя, иллюстрации к басням, книжная выставка, магнитофон, запись басни Крылова «Кукушка и Петух» в исполнении В. Гафта, на доске высказывание Н. В. Гоголя «Поэт и мудрец слились в нём воедино», карточки для рефлексии, словарь С. И. Ожегова. Структура урока полностью соответствует логике проведения заявленного типа урока, так как моей организационной задачей являлось создания условий для восприятия, осмысления и первичного закрепления нового материала. На мой взгляд такие условия были созданы на проведенном уроке. При организации и проведении урока я постаралась создать ситуацию психологического комфорта для детей, когда каждый ученик успешен в своем мнении, он не боится высказываться. Урок начался с психологического настроя, была проведена активная зарядка, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика. Для эмоционального восприятия материала я использовала яркие иллюстрации по басням И. А. Крылова, прослушивание басни в исполнении артиста. Повторение изученного материала провела в форме игры. Ученики по морали басни вспоминали ее название, персонажей, выполняли задания по карточке (инсценировка, чтение по ролям, чтение наизусть). Этот вид работы способствовал подъему настроения учеников. Учащиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Я считаю, что выбранная форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективной. С моей стороны были соблюдены нормы педагогической этики и такта, культура общения «учитель- ученик», рефлексия показала, что урок детям понравился. Результаты урока говорят о том, что ученики на уроке повторили ранее полученные знания, «открыли» новое, нашли в новой басне мораль, выяснили, какое отрицательное качество высмеивается в басне, и сделали для себя выводы.

Урок и презентация по литературному чтению в 3 классе на тему "Крылов "Кукушка и петух"

Урок и презентация по литературному чтению в 3 классе на тему "Крылов "Кукушка и петух"

Урок и презентация по литературному чтению в 3 классе на тему "Крылов "Кукушка и петух"

Урок и презентация по литературному чтению в 3 классе на тему "Крылов "Кукушка и петух"

Урок и презентация по литературному чтению в 3 классе на тему "Крылов "Кукушка и петух"

Урок и презентация по литературному чтению в 3 классе на тему "Крылов "Кукушка и петух"

Урок и презентация по литературному чтению в 3 классе на тему "Крылов "Кукушка и петух"

Урок и презентация по литературному чтению в 3 классе на тему "Крылов "Кукушка и петух"

Урок и презентация по литературному чтению в 3 классе на тему "Крылов "Кукушка и петух"

Урок и презентация по литературному чтению в 3 классе на тему "Крылов "Кукушка и петух"

Урок и презентация по литературному чтению в 3 классе на тему "Крылов "Кукушка и петух"

Урок и презентация по литературному чтению в 3 классе на тему "Крылов "Кукушка и петух"

Урок и презентация по литературному чтению в 3 классе на тему "Крылов "Кукушка и петух"

Урок и презентация по литературному чтению в 3 классе на тему "Крылов "Кукушка и петух"

Урок и презентация по литературному чтению в 3 классе на тему "Крылов "Кукушка и петух"

Урок и презентация по литературному чтению в 3 классе на тему "Крылов "Кукушка и петух"

Урок и презентация по литературному чтению в 3 классе на тему "Крылов "Кукушка и петух"

Урок и презентация по литературному чтению в 3 классе на тему "Крылов "Кукушка и петух"

Урок и презентация по литературному чтению в 3 классе на тему "Крылов "Кукушка и петух"

Урок и презентация по литературному чтению в 3 классе на тему "Крылов "Кукушка и петух"

Урок и презентация по литературному чтению в 3 классе на тему "Крылов "Кукушка и петух"

Урок и презентация по литературному чтению в 3 классе на тему "Крылов "Кукушка и петух"

Урок и презентация по литературному чтению в 3 классе на тему "Крылов "Кукушка и петух"

Урок и презентация по литературному чтению в 3 классе на тему "Крылов "Кукушка и петух"

Урок и презентация по литературному чтению в 3 классе на тему "Крылов "Кукушка и петух"

Урок и презентация по литературному чтению в 3 классе на тему "Крылов "Кукушка и петух"

Урок и презентация по литературному чтению в 3 классе на тему "Крылов "Кукушка и петух"

Урок и презентация по литературному чтению в 3 классе на тему "Крылов "Кукушка и петух"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.03.2017