Урок истории в 10 классе на тему РОССИЯ В СМУТНОЕ ВРЕМЯ.docx
Кудиненко Елена Михайловна
учитель истории и обществознания ВКК
МБОУ СОШ № 94
имени Героя Советского Союза
генерала Лизюкова А.И.
г. Воронеж
«в Смуту народ осознал свою силу
и играл царями, узнав, что они могут быть
избираемы и низвергаемы его властью»
(Н.М.Карамзин)
Урок истории в 10 классе (базовый уровень).
Тема: «Россия в Смутное время» (2 урока по 45 минут)
Цель: подвести обучающихся к пониманию причин Смутного времени в
России, а также сформировать представление о Смуте и значении данного
периода для истории России.
Задачи:
Образовательные:
На основании материала школьного учебника, дополнительных материалов
суметь определить причины, сущность и итоги Смутного времени.
Суметь выделить основные периоды данного времени, отождествляя с
конкретными политическими деятелями того времени.
Усвоить стандартный минимум фактических сведений о событиях Смутного
времени.
Развивающие:
. Формировать общеучебные умения и навыки;
развитие творческого мышления; развивать коммуникативные навыки работы в группах.
Воспитательные:
воспитание патриотизма, чувства гордости за Россию, на примерах борьбы за
ее независимость.
работа над понятиями: Смута, династический кризис, гражданская война,
Отечество, патриотизм, национальное самосознание.
Используемая литература:
Данилов А.А. Россия и мир: Древность. Средневековье. Новое время:учеб.
Для 10 кл. общеобразоват. Учреждений/А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, М.Ю
Брандт, М.:Просвещение,2012.
Сахаров А.Н. История России с древнейших времен до конца XVII века. 10
класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: профил. уровень /А.Н.Сахаров,
В.И.Буганов; под ред. А.Н.Сахарова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования,
издво «Просвещение», М.:Просвещение, 2011.
Техническое обеспечение:
компьютер, мультимедийный проектор и экран;
презентация к уроку.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: проблемнодиалогический.
Ожидаемые результаты обучения:
В ходе изучения темы у учащихся:
формируется представление о переломном времени в истории России –
Смуте начала XVII в.
Ход урока:
Организационный момент:
доведение до учащихся темы и цели урока, его патриотическую значимость;
обеспечение мотивационного настроя учащихся.
I. Причины Смуты. Учитель: Ребята, сегодня мы приступаем к изучению темы, трагические
события которой произошли в нашей стране в начале XVII в, и, спустя
столетия мы с вами в современной России, помня о тех временах, отмечаем
государственный праздник День народного единства.
«…Ушли в историю года. Цари менялись и народы, но время смутное,
невзгоды Русь не забудет никогда! …Поверг народ враговизгоев, обрел
свободу на века!... С поклоном русскому народу сегодня празднуют свободу,
и День единства навсегда!»
Вопрос: Так какая же тема урока у нас сегодня?
Учащиеся: Смутное время.
Учитель: Как вы понимаете это выражение?
(Учитель выводит на экран презентацию к уроку)
Ответы учеников: отсутствуют законы, в стране голод, война.
Учитель: В начале XVII в. решался вопрос о существовании самого
Российского государства. Давайте посмотрим на экран и запишем в
тетради понятие «Смутное время» (слайд 3)
Со смертью, сына Ивана Грозного, царя Федора пресеклась династия
Рюриковичей, т.к. Федор был бездетный. По словам современников тех лет,
Федора характеризовали как болезненного и, вдобавок,
слабоумного
правителя, который был не способен руководить государством. Поэтому, по
сути, государством управлял Борис Годунов – брат жены Федора, который, по
словам историков, не допустил, чтобы после смерти Федора к власти пришел
младший сын Ивана Грозного, царевич Дмитрий.
Заслушивается сообщение учащегося о гибели Дмитрия (опережающее
поисковое задание).
Учитель: После смерти царя Федора, по инициативе патриарха Иова, Борис
Годунов был венчан на царство 1 сентября 1598 г. (слайды 46). Многие бояре были недовольны его избранием, т. к сами были не против
занятия трона. Они вспомнили и о гонениях и об опале, распространяли слухи
о причастности Бориса к гибели царевича Дмитрия в Угличе. Кроме всего в
начале нового столетия Россию потрясли события, которые, по словам
современников, сыграли трагическую роль не только в судьбе Бориса, но и
всей страны. В своей политике Годунов отказался от террора, присущего
политике Ивана Грозного, но выход из запустения страны видел в
закрепощении крестьян, поддержке дворянства, но экономический подъем 90
х гг. сменился упадком:
16011603 гг. – неурожай и голод;
1603 г. – восстание Хлопка;
«Голод погубил Бориса» (историк Кобрин). И хотя Годунов и пытался
бороться с голодом ( раздача денег, бесплатный хлеб из государственных
хранилищ ) росло недовольство в народе.
А сейчас ….. (учащийся(яся) прочтет нам подготовленное им сообщение к
данному уроку (заслушивается сообщение учащегося о голоде, восстании
Хлопка и закрепощении крестьян (опережающее задание)
Учитель: А теперь давайте попытаемся определить причины Смутного
времени. (слайды 78).
Учащиеся читают текст на слайдах и называют причины Смутного времени.
Учитель: А теперь запишем эти причины в свои тетради.
II. Поход Лжедмитрия I и гражданская война.
Учитель: В это непростое для Руси время в Польше объявляется
Лжедмитрий I (предполагается, что это был послушник Чудова монастыря,
Григорий Отрепьев), который выдает себя за якобы спасшегося царевича
Дмитрия. За помощью при захвате власти в России он обратился к польскому королю
Сигизмунду. За это он обещал полякам русскую православную церковь
подчинить католической и отдать Речи Посполитой часть российских земель.
Внезапная смерть Бориса Годунова позволила самозванцу занять престол и 7
мая 1605 г. он был венчан на царство. (слайды 911). Лжедмитрий оказался
деятельным правителем: раздавал земли и деньги дворянам; попытался
создать союз европейских государств для совместной борьбы с Турцией, но
обещания, данные полякам не выполнил. Вначале народ был рад смене
правителя, но и новый царь вызвал недовольство во всех слоях московского
населения. Весной 1606 г. Лжедмитрий остался без поддержки с какойлибо
стороны. Вспыхивает заговор, в ходе которого самозванца убили.
III. Царствование Василия Шуйского. Восстание Ивана Болотникова.
После убийства Лжедмитрия I, царем избирается Василий Шуйский
(16061610 гг.), который ознаменовал свое вступление на престол особой
«крестоцеловальной записью»,
в которой он обещал сохранить все
привилегии бояр: не судить бояр без участия Боярской Думы, а также не
отбирать их вотчины.
Заслушивается заранее подготовленное сообщение учащегося(ейся) о
годах правления Василия Шуйского.
Учитель: Сторонники Лжедмитрия I распустили слух о том, что он, якобы,
не погиб, а спасся и находится сейчас в Польше. В это время объявляется
«воевода» царя Дмитрия Иван Болотников (слайды 1415).
«…Быть в лето 7115 году (1607 г.) собрахуся боярские люди и крестьяне, с
ними не пристаху украинские посадские люди, и стрельцы, и казаки, и начаща
по градам воеводы имати и сажати по темницам. Бояр же своих домы
разоряху… В них же быть старейшим…Ивашка Болотников (из «Нового
летописца» Заслушивается заранее подготовленное сообщение ученика (цы) о
восстании И.Болотникова.
IV. Лжедмитрий II. Семибоярщина. Народные ополчения.
Учитель: Летом 1607 г. Появляется новый самозванец Лжедмитрий II,
который решил взять Москву, остановившись в Тушино (Лжедмитрий II
получил прозвище «тушинский вор»). Василий Шуйский боится опереться на
силы народа и заключает договор со Швецией. И весной 1609 г.освобождает
северовосточную часть Руси и разбивает «тушинцев» под Тверью. В сентябре
1609 г. Речь Посполитая объявляет войну России. Почти два года поляки
осаждали Смоленск, а в 1611 г. Шведы захватили Новгород и все русское
побережье Финского залива. Московские бояре организовали переворот, в
результате которого Шуйский был пострижен в монахи.
Учитель предлагает ученикам ответить на вопрос: «Почему народ, который
вначале встретил Лжедмитрия II хлебом и солью, стал выступать против него,
создавая ополчения для борьбы с ним?»
После государственного переворота власть перешла группе из семи
бояр (слайд 17). В августе 1610 г. Они заключили договор с польским
королем о приглашении на российский трон его сына королевича Владислава
и осенью впустили поляков в Москву (слайд 18) Положение в стране стало
невыносимым, в результате чего развернулось широкое движение против
поляков. Центром сопротивления стала ТроицеСергиева лавра. Рассылались
призывные грамоты встать на защиту Родины. Первое народное ополчение
возглавили дворянин Ляпунов, князь Трубецкой, но это ополчение потерпело
поражение (слайд 19). В 1611 г. В Нижнем Новгороде собралось Второе
ополчение, его возглавили князь Дмитрий Пожарский и посадский староста
Руководители выработали ясную и
Козьма Минин (слайд 2124).
патриотическую программу, был объявлен сбор средств и разосланы грамоты
с призывом на борьбу с интервентами. В 1612 г., ополчение подошло к Москве и так как поляки не стали сдаваться – началась осада Китайгорода. Через два
месяца Кремль сдал оружие, и Москва была освобождена. Освобождение
Москвы от захватчиков вызвало резкий подъем патриотизма среди простого
населения и это привело к изгнанию интервентов со всей земли русской.
В 1613 году земский собор избрал царем Михаила Романова,
племянника царя Федора по женской линии. (слайд 26 27)
V. Подведение итогов.
Вывод: таким образом, в 1613 году
закончилась Смута на Руси. Мир и
порядок были восстановлены благодаря самоотверженным подвигам
российских героев: К.Минина, Д.Пожарского, Ивана Болотникова, Ивана
Сусанина и многих других, о которых не знает русская история…(слайд 25)
Учитель:
(выводится слайд 28, учащиеся выполняют задание в тетради)
для закрепления изученного материала выполните задание
Запишите задание на дом: прочитать еще раз параграфы по Смутному
времени и подготовиться к тестовой работе.
Урок истории "Россия в Смутное время"
Урок истории "Россия в Смутное время"
Урок истории "Россия в Смутное время"
Урок истории "Россия в Смутное время"
Урок истории "Россия в Смутное время"
Урок истории "Россия в Смутное время"
Урок истории "Россия в Смутное время"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.