Урок литературного чтения "Туве Янсон "Шляпа волшебника" 2 класс
Оценка 5

Урок литературного чтения "Туве Янсон "Шляпа волшебника" 2 класс

Оценка 5
Работа в классе
doc
чтение
2 кл
24.05.2018
Урок литературного чтения "Туве Янсон "Шляпа волшебника" 2 класс
Наглядный материал
Конспект урока.doc
Урок литературного чтения во 2­м классе:  "Т. Янсон "Шляпа волшебника"  Цель: развитие навыков анализа и синтеза произведения, читательского кругозора и интереса к чтению. Задачи:        формировать навык чтения;        обобщить краткое знакомство с авторской финской сказкой; увидеть отличие героев финских сказок от героев русских народных сказок; вызвать желание прочитать произведение полностью; вызвать интерес к содержанию сказки и её героям; учить детей анализировать произведение;  совершенствовать навыки правильного, беглого, осознанного, выразительного чтения; развивать умение работать в парах; развивать фантазию ребенка, творческие способности; развивать устную связную речь детей; развивать умение высказывать своё мнение; воспитывать любовь к чтению. Оборудование:        портрет писателя; выставка книг; рисунки героев с буквами; карточки с буквами; кроссворд, тест, заготовка для цифрового диктанта; запись песни “Облака” (Автор стихов Козлов, музыка Шаинского). Методическая литература:  1. Бунеева Е.В., Яковлева М.А.Уроки чтения по книге “Маленькая дверь в большой мир”, 2­й класс.  Методические рекомендации для учителя. ­ М.: Баласс, 2007. 2. Бунеев Р.Н.., Бунеева Е.В. Маленькая дверь в большой мир. Книга для чтения во 2­м классе в 2­х ч.  Часть 1. ­ М.: “Баласс”, 2011. I. Организационный момент.  Здравствуйте.  Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь.  Почувствовали, как от ваших улыбок стало в классе светлей и теплей. 1 II. Актуализация знаний. С произведением какой писательницы вы познакомились? (Туве Янссон) ­ Как называется это произведение? (“Шляпа волшебника”) ­ На предыдущих уроках мы определили жанр прочитанного отрывка как сказка? Так ли это, докажите?  (волшебные герои, волшебные предметы, явления) ­ Из какой страны пришла к нам эта сказка? (Из Финляндии)  ­ Докажите, что сказка написана финской писательницей?  (герои – тролли родом из финского фольклора, только в скандинавских сказках они, как, правило, злые, а  Туве Янссон сделала их другими) ­ Вы почувствовали, что здесь переплелись реальность и вымысел? Найдите подтверждение в тексте или  скажите своими словами  (зимняя спячка, как у обычных животных; пью кофе, как люди, описание местности соответствует  географическому описанию Финляндии) III. Рассказ ученицы о писательнице. (Тихомирова Александра) IV. Давайте послушаем вступление к повести – сказке Туве Янсон «Шляпа волшебника» и прочитаем  вместе с автором. V. Практическая работа.  Я желаю вам хорошей работы. Если вы выполните верно, все задания, то из полученных слов соберёте  пословицу. ­ Перед вами лежат пункты плана (разрезаны), но они перепутались. Ваша задача ­ восстановить  последовательность, если выполните верно, то у вас получится слово. Превращение яичных скорлупок. С Наши герои исследуют тучки. Тучками можно управлять! Муми­папа потрясен! 2 Д Е Л Новая игра. Страшный сон. А Л VI. Закрепление изученного. 1. Назовите героев сказки. (Муми – тролль, Муми – мама, Муми – папа, Снусмумрик, Снорк, Фрекен Снорк, Снифф) Работа в парах Перед вами лежит карточка. Соедините героя с его характеристикой. Этот герой – хороший товарищ, он не отягощает свою жизнь вещами, но дух бродяжничества  уводит его от друзей. Он уходит на всю зиму в тёплые страны. (Снусмумрик) Этот герой меняет цвет в зависимости от настроения. Любит танцевать и навешивать на себя разные украшения. За ухом у этого героя всегда цветы, а на ноге маленький золотой браслет. (Фрекен ­ Снорк)  Этот герой похож на вставшего на задние лапы беленького бегемотика, любит справедливость и честность, очень дружелюбен. (Мумии ­ тролль)  3 Этот герой волнуется, боясь не угадать, что захотят на сладкое ее новые гости в день своего рождения и “сколько подушек им надо под голову”. (Мумии ­ мама)  Этот герой считает, что дом Мумии – троллей должен быть полон удивительных уголков и потайных комнат, лестниц, балкончиков и башен. (Мумии ­ папа)  Муми – папа женат на Муми­маме, он же отец Муми­тролля. Был рожден при самом необычном  расположении звезд. В молодости много путешествовал, сам построил Муми­дом. Так же, он самый известный писатель в Мумидоле и окрестностях. Муми – мама, лучшая в мире мама! Всегда готова принять новую порцию друзей любимого сына, накормить,  обласкать и положить спать всю ораву... Муми – тролль, сын Муми­мамы и Муми­папы, ужасно трогательный, добрый и отзывчивый, в целом храбр,  но иногда трусит... Легко заводит новые знакомства, чем доставляет некоторую головную боль своей маме... Снифф, сын зверюшки Сос и Шнырька, немного жадный, любит поныть. Неравнодушен ко всему яркому и  сладкому... Снусмумрик, птица вольная. Неутомимый искатель приключений. Любит выкурить трубочку и поиграть на  губной гармошке. Не любит запрещающих табличек. Дома и сторожа парка. Каждое лето проводит в  Мумидоле, а осенью уходит в далекие края. Фрекен Снорк, сестра Снорк, обладательница шелковистой челки и золотого ножного браслета. Любит  украшения и крутиться перед зеркалом. Снорк, внешне похож на Муми­тролля, но меняет цвет, в связи с настроением. Любит вести всякие собрания,  очень серьезный тип... ­ На доске изображены иллюстрации с героями сказки. (с обратной стороны буквы (смело) (Учитель вызывает ребёнка к доске. Он читает характеристику кого–то из героев. Переворачивает и с  обратной стороны появляется буква.) На доске: 4 ­ Расскажите мне об их обычаях и нравах. 3. Выборочное чтение.  Кто же и где может осуществить свою мечту? Мы отметили, что основной чертой Муми­троллей, является  любознательность. Найдите и прочитайте, как они исследуют тучки. Тучки оказались не просто тучками, но и управляемыми. Подтвердите это текстом. Если бы вы увидели такую картину, как Мумми­тролли скачут на тучках, как бы вы отреагировали?  Прочитайте, а что сказал Муми­папа? Какую новую игру изобрели герои? С чем хочется сравнить тучки? (с маленькими лошадками) 3. Прослушивание песни “Облака” ( Автор стихов Козлов, музыка Шаинского)  Мысли Туве Янссон оказались созвучны с мыслями поэта С. Козлова и композитора В. Шаинского и они  написали замечательную детскую песню «Белогривые лошадки» (прослушивание 1­2 куплетов). Можно ли этой песней озвучить прочитанные отрывки? Кто знает песню, подпевайте. Созвучны ли мысли Туве Янссон, написавшей сказку 60 лет назад, и нашего современника? С чем сравниваются облака в песне?  Какое желание возникает при виде облаков?  4. Работа в парах (тест). А сейчас мы вспомним предыдущие части. Для этого мы с вами разобьёмся на пары и проведём небольшой тест. Из букв правильных ответов, сложите слово (гуляй) 1.Из какой страны пришла к нам сказка “Шляпа волшебника”? а.) Германия. в) Голландия. б) Франция. г) Финляндия. 2. Каким был последний ужин Муми – троллей перед спячкой? 5 а) осенние листья; у) хвойные иголки; я) снежные шапки; ю) сладости. 3. Сколько дней и ночей проспал Мумии – тролль? л) 30 дней и 30 ночей; м) 60 дней и 30 ночей; н) 100 дней и 100 ночей; р) 7 дней 7 ночей. 4. На чём любил играть Снусмумрик? а) на балалайке; в) на скрипке; б) на гитаре; я) на губной гармошке. 5.Что лежало на вершине горы? а) жёлтая пирамида; к) красный куб; й) чёрный цилиндр; л) белый шар. Г У Л Я Й VII. Физминутка  VIII. Пришло время узнать четвёртое слово. Отгадайте кроссворд. РАЗГАДАЙ КРОССВОРД 1. Жилое помещение на чердаке под скатом крыши. 2. Сколько раз прокуковала кукушка. 3. Что нашли Муми­тролль, Снусмурик и Снифф после зимней спячки. 4. В каком месяце Муми­троли погружаются в спячку. IX. Работа с пословицей. Сложите из слов пословицу (“Сделал дело, гуляй смело”) Как вы её понимаете? X. Игра «Х ­0». Сейчас мы с вами поиграем в игру «Х ­ 0». Я говорю фразу. Если вы с ней согласны, то ставите “Х” , если не согласны, то “0”.  1. Муми­мама и мумии­папа принимали гостей с невозмутимым спокойствием. (Х)  2. Тайная система общения: три простых свистка и два долгих (0) 6 3. Снусмумрик всегда ходил в новом шарфе (0)  4. В шляпе волшебника были варёные яйца. (0) 5. Яичные скорлупки сохранили белый цвет, но стали мягкими и пухлыми. (Х) 6. Из шляпы выпорхнули 3 белые тучки. (0) 7. Тучка была по ощущениям фрекен Снорк похожа на вату. (Х) 8. Муми – тролль крикнул “Кукареку!” перед окошком Муми–мамы. (0) 9. Новую игру с тучками изобрели Снорк и Снусмумрик. (Х) 10. Муми – троллю и фрекен Снорк приснились разные сны. (0) 11. Друзья так и не догадались, что тучки – это яичные скорлупки. (Х) Взаимопроверка:  Ответы: Х 0 0 0 Х 0 Х 0 Х 0 Х. XI. Чтение по ролям.  Самая волшебная часть ­ 4, где и начинают происходить необыкновенные превращения. Давайте прочитаем,  что произошло с яичными скорлупками. Что же из этого эпизода мы узнаем о шляпе волшебника? (все, что в  нее попадает, превращается в нечто иное)  XII. Подведение итогов и оценивание работы класса. Какие впечатления остались у вас после сказки? Почувствовали ли вы, что сказку написала финская писательница? (Да. По именам героев, тролли ­ сказочные  персонажи фольклора Запада) А узнали ли вы, что­нибудь о волшебнике, про чью шляпу читали?  Почему он оставил шляпу?  Что случится дальше?  (а об этом мы узнаем, когда прочитаем всю книгу). XIII. Домашнее задание  Нарисовать рисунок к понравившемуся отрывку. Дополнительно. Восстановление деформированного текста. (Работа с учебником) Вставь слова. На вершине разгуливал ________(весенний) ветер и на все ________(четыре) стороны распахивался голубой  _____(горизонт). На _______(западе) было море, на ______(востоке) река, петляя, _______(уползала) в глубь  Пустынных гор, на севере простирались_________(дремучие) ________(леса), а на юге из трубы – ________(Муми­дома) клубился дымок. Где происходят действия сказки? (в Муми­доме). 7 В ходе чтения очень мало встречается описание Муми­дома, опираясь на иллюстрацию и собственное  воображение опишите каким вы его видите. А вот таким его увидела Туве Янссон – ведь она сама не только  написала сказку, но и проиллюстрировала книгу. 1.. Кто обитатели Муми­дома? (Муми­мама, Муми­папа, Муми – тролль; постоянные жители, а так же  Снусмумрик, Снорк, Фрекен Снорк, Снифф). 2. Как выглядят эти сказочные герои? (вместе с рисунками учитель зачитывает описание героев). 3. Каковы обычаи и привычки жителей Муми­дома? Если можете подтверждайте текстом, словами автора  (зимняя спячка, гостеприимство, терпеливость, доброжелательность, вежливость). 4. Какими чертами характера наделены Муми­тролли? (любознательны, фантазеры, любят  путешествовать). 8

Урок литературного чтения "Туве Янсон "Шляпа волшебника" 2 класс

Урок литературного чтения "Туве Янсон "Шляпа волшебника" 2 класс

Урок литературного чтения "Туве Янсон "Шляпа волшебника" 2 класс

Урок литературного чтения "Туве Янсон "Шляпа волшебника" 2 класс

Урок литературного чтения "Туве Янсон "Шляпа волшебника" 2 класс

Урок литературного чтения "Туве Янсон "Шляпа волшебника" 2 класс

Урок литературного чтения "Туве Янсон "Шляпа волшебника" 2 класс

Урок литературного чтения "Туве Янсон "Шляпа волшебника" 2 класс

Урок литературного чтения "Туве Янсон "Шляпа волшебника" 2 класс

Урок литературного чтения "Туве Янсон "Шляпа волшебника" 2 класс

Урок литературного чтения "Туве Янсон "Шляпа волшебника" 2 класс

Урок литературного чтения "Туве Янсон "Шляпа волшебника" 2 класс

Урок литературного чтения "Туве Янсон "Шляпа волшебника" 2 класс

Урок литературного чтения "Туве Янсон "Шляпа волшебника" 2 класс

Урок литературного чтения "Туве Янсон "Шляпа волшебника" 2 класс

Урок литературного чтения "Туве Янсон "Шляпа волшебника" 2 класс
Скачать файл