Урок литературного чтения в 3 классе. СКАЗКА «СЕСТРИЦА АЛЁНУШКА И БРАТЕЦ ИВАНУШКА»
Оценка 4.9

Урок литературного чтения в 3 классе. СКАЗКА «СЕСТРИЦА АЛЁНУШКА И БРАТЕЦ ИВАНУШКА»

Оценка 4.9
Разработки уроков
rtf
русская литература
3 кл
18.11.2018
Урок литературного чтения в 3 классе.  СКАЗКА «СЕСТРИЦА АЛЁНУШКА И БРАТЕЦ ИВАНУШКА»
Урок 8. Сказка Сестрица Аленушка и братец Иванушка.rtf
У р о к  литературного чтения в 3 классе.  СКАЗКА «СЕСТРИЦА АЛЁНУШКА И БРАТЕЦ ИВАНУШКА» Подготовила и провела Сучкова Г.В. Тип урока: закрепление изученного материала(учебник, с. 22–27; рабочая тетрадь, с. 20) Педагогическая задача: создать условия для организации и проведения повторения литературоведческих понятий – о главной теме, идее (основной  мысли) сказки; ознакомления учащихся с особенностями волшебной сказки; объяснения, как определять особенности волшебных сказок; обучения  соотношению заглавия с содержанием текста сказки (его темой, главной мыслью), умению отличать героя волшебной сказки от героев других сказок,  формулированию темы урока на основе ключевых слов, составлению плана урока, проведению рефлексии на основе данного плана, работе с книгой  (озаглавливать выставку книг, классифицировать книги по разным основаниям, узнавать произведение по обложке), осознанному, выразительному  чтению, правильной передаче с помощью интонации характера, чувств и настроения героев сказки П л а н и р у е м ы е   р е з у л ь т а т ы Предметные: научатся называть с опорой на  схему элементы волшебной сказки,  героев произведения;  ориентироваться в тексте; читать  выразительно текст, передавать  правильно с помощью интонации  характер, чувства и настроение  героев сказки; сравнивать героев  сказок, их внешность, поступки;  быстро просматривать текст с  установкой на выполнение  конкретного задания О б р а з о в а т е л ь н ы е   р е с у р с ы : иллюстрации с изображением сказки. Отрывки из мультфильма. Метапредметные: познавательные: выделяют особенности волшебной сказки, дают  характеристику герою волшебной сказки; регулятивные: стремятся организовать свою работу (в сотрудничестве с  учителем или самостоятельно) по составлению плана урока (определение  темы, цели и задач урока, планирование действий по выполнению задач  урока, оценка выполненных действий), распределяют роли для чтения в  малой группе, планируют работу в группе, организовывают в своей группе  прослушивание чтения по ролям от начала до конца; коммуникативные: выбирают для себя соответствующую роль при чтении в лицах (или инсценировании) сказки и объясняют свой выбор товарищам Личностные: осмысливают нравственные  понятия и ценности, принятые в  обществе; приобретают  эстетические ценности и этические  чувства на основе опыта слушания  и заучивания наизусть  произведений устного народного  творчества, проявляют интерес и  отзывчивость к культурному  наследию других народов О р г а н и з а ц и о н н а я   с т р у к т у р а   у р о к а Этап урока Содержание деятельности учителя 1 I. Организация  начала урока II. Актуализация  опорных знаний 2 «У лукоморья дуб зеленый,  Златая цепь на дубе том. И днем, и ночью кот ученый Все ходит по цепи кругом Пойдет направо песнь заводит Налево (…) говорит…» Много жанров есть на свете: басня, повесть и рассказ, Но с рожденья любят дети волшебство и мир прикрас. – О каком жанре устного народного творчества говорится? (Сказке.) – Чем этот жанр отличается от других? – На какие группы делятся сказки по авторству? (Народная; авторская.) – Какие бывают сказки по содержанию?  – Назовите ключевой признак, который отличает эти сказки III.  Формулирование темы и целей – Сегодня мы продолжим знакомиться со сказкой «Сестрица Аленушка и братец  Иванушка», найдём все особенности русской народной сказки. Итак, отправляемся  в увлекательное путешествие в русскую народную сказку «Сестрица Алёнушка  и братец Иванушка». Мы будем читать, фантазировать, наблюдать, рассказывать,  показывать, проверим свои знания Содержание деятельности учащегося (осуществляемые действия) 3 Показывают готовность  к уроку. Приветствуют  учителя Отвечают на вопросы  учителя. Классифицируют сказки: •  волшебные – происходит волшебство с главным  героем; есть предметы  волшебства; •  сказки про животных –  главные герои – животные; •  бытовые – описаны быт и жизнь людей, их привычки, обряды Внимательно слушают Формируемые способы деятельности 4 Владеют  навыками  организации  рабочего места Формулируют  ответы на  поставленные  учителем  вопросы Принимают  учебную задачу 1 IV. Закрепление  изученного  материала. 1. Беседа по  прочитанному. 2 – Проведём выборочное чтение по картинам. •  Старик да старуха. •  Алёнушка да Иванушка. •  Одни­одинёшеньки. –   Прочитаем   эти   слова   вполголоса.   Как   вы   понимаете   значение   слов   «одни­ одинёшеньки»? (Совсем одни.)  – Вспомните данный фрагмент сказки, найдите и прочитайте его. – Как начинается эти сказка, с каких слов? – Это предложение в сказке называется зачином. – А ещё как могут начинаться сказки? – А теперь внимательно рассмотрите иллюстрацию к сказке и вспомните, какой эпизод отражен на этой картинке? – Сколько раз Алёнушка упрашивала Иванушку не пить из копытца? – Число 3 – число волшебного мира. Найдите и зачитайте нужный эпизод по ролям. А  для этого перевоплотимся в Алёнушку и Иванушку и не забываем голосом и  интонацией выделять речь наших героев. Продолжение табл. 3 4 Читают сказку по цепочке. Осуществляют  логические  действия.  Владеют  навыками  осознанного и  выразительного  чтения Отвечают на вопросы. – Сначала было коровье  копытце, лошадиное,  а потом козье копытце. Читают по ролям. – Ребята, какое именно  предложение («Не послушался Иванушка и напился из козьего копытца») является  завязкой  сказки. Что нас как бы насторожило, что же дальше будет? – Какие слова помогают понять, что детям трудно было идти в жаркий день и их мучила жажда? Как вы понимаете выражение «пот донимает»? – Какие слова в этом отрывке повторялись? – Значит, для сказки ещё характерны повторы, которые часто в них используются – Это значит, что  Иванушке стало очень  жарко. – Шли­шли, идут, идут. 1 2. Работа по  вопросам. 2 – Далее идёт основной сюжет сказки. О нем мы поговорим чуть позже. – Так как у нас сегодня урок необычный, то принимайте гостей. Это мудрый кот,  который любит рассказывать ребятам свои сказки, и он хочет проверить ваши знания  по сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». А для этого мудрый кот  подготовил для вас свои вопросы. Только он хочет услышать полные ответы. И чтобы  вы сопровождали их выборочным чтением, аргументировали. – Что предложил Алёнушке купец? – Что произошло, пока купца не было дома? – Какую неосторожность допустила Алёнушка и что из этого вышло? – Можно ли идти с незнакомым человеком, если он даже зовёт вас ласково и что­ нибудь обещает? (Нет. Это очень опасно.) – Зачем побежал козлёнок на речку? – Прочитайте, что ответила ему Алёнушка? – Как козлёнок звал свою сестру: весело или печально? – Как заканчивается сказка? Найдите и прочитайте этот момент. Это предложение  ставит точку в развитии сюжета. – Как ещё может закончиться сказка? Обычно сказки заканчиваются богатым  свадебным пиром, и часто используются такие слова: «И стали жить­поживать и добра  наживать». – Как и в любой сказке, добро победило зло. Чему учит нас эта сказка? –   Ведь   Алёнушка   и   Иванушка   выдержали   испытание   только   потому,   что   они   не оставили друг друга в беде и любили друг друга. – Повторим, из каких частей состоит сказка. Продолжение табл. 4 Умеют слушать  в соответствии с целевой  установкой.  Принимают и  сохраняют  учебную цель и  задачу.  Дополняют,  уточняют  высказанные  мнения.  Находят ответы  на вопросы в  тексте (читают  вдумчиво,  понимают все  слова,  представляют, о чём говорится). 3 Внимательно слушают. Отвечают на вопросы. –   Пришла   ведьма   и   увела Алёнушку. – Алёнушка пошла  купаться с незнакомкой. А  это оказалась ведьма. Отвечают на вопрос. Читают отрывок –  концовку сказки. – Зло будет наказано.  Слушаться старших,  любить друг друга. Не  бросать  близких в беде. 1 2 Ф и з к у л ь т м и н у т к а 3. Организация  работы в группах – Сейчас вы поработаете в группах. Каждая группа будет иметь своё название. 1­я  г р у п п а  «Режиссеры». – Кто такой режиссёр?  ­  В этой сказке есть положительные и отрицательные герои. – Положительный герой – это… Олицетворением зла в этой сказке является… – Многое мы узнали об этих героях, и я предлагаю проанализировать главных героев, подобрать соответствующие слова. ВЕДЬМА – злая, жестокая, хитрая, грубая. АЛЁНУШКА – добродушная, ласковая, преданная, заботливая. – Дополнительно запиши любые слова, которые характеризуют наших героев. 2­я  г р у п п а  «Писатели». – Обратите внимание на выделенные слова. Замените эти слова современными. С л о в а   д л я   с п р а в о к :   зарыдала, девушка, выходи, в золото и серебро, подумала она. 1)  Залилась  (зарыдала)  Алёнушка слезами, села под стожок – плачет, а козлёночек возле неё скачет. 2) В ту пору ехал мимо купец: – О чём, красная девица (девушка), плачешь? 3) Рассказала ему Алёнушка про свою беду. Купец ей говорит: Продолжение табл. 3 Выполняют  физкультминутку согласно тексту. Работают в группах. Определяют совместно  с учителем толкование  слова . Называют положительных  и отрицательных  персонажей сказки. Выполняют задания. 4 Выполняют  физкультминутк у согласно  инструкции  учителя. Умеют слушать  в соответствии с целевой  установкой.  Принимают и  сохраняют  учебную цель и  задачу.  Дополняют,  уточняют  высказанные  мнения.  Находят ответы  на вопросы в  тексте (читают  вдумчиво,  понимают все  слова,  представляют, о чём говорится).  Осуществляют  логические  действия. 1 2 3 Поди (выходи) за меня замуж. Я тебя наряжу в злато­серебро (в золото и серебро), и козлёночек будет жить с нами. Алёнушка подумала, подумала (подумала она) и пошла за купца замуж. 3­я  г р у п п а  «Художники». – Восстановите последовательность сказки, используя рисунки, придумайте названия к картинкам. 4­я  г р у п п а  «Ученые». – Исследуйте и подчеркните такие пословицы, которые подходят к нашей сказке: •  Доброе дело и в воде не тонет. •  Труд человека кормит, а лень портит. •  Дружбой дорожи, забывать её не спеши. •  Вся семья вместе, так и душа на месте. •  Маленькое дело лучше большого безделья Проводит тестирование  V. Тест VI. Итог урока –   Как   вы   думаете,   к   какому   виду   сказок   мы   можем   отнести   сказку   «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»? Докажите. – А. С. Пушкин говорил «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».  Вы согласны с этим высказыванием? – Какой урок нам дала эта сказка? Продолжение табл. 4 Адекватно  воспринимают  информацию Находят и читают  пословицы (читают  вдумчиво, понимают все  слова, представляют, о чём говорится). Осуществляют  взаимопроверку Выполняют тестовые  задания – Волшебные, бытовые,  о животных. Иванушка превратился  в козлёночка и опять стал  человеком; Алёнушка,  утонув, осталась живой;  ведьма оборачивается  Алёнушкой. – Слушаться старших,  любить друг друга и не  оставлять близких в беде Владеют  навыками  самостоятельно й работы Осуществляют  логические  действия.  Адекватно  воспринимают  информацию 1 VII. Рефлексия – Выберите и продолжите любое предложение: •  На уроке я узнал… •  Сегодня я сумел… 2 – Оцените свою работу. С каким настроением вы уходите с урока?  Окончание табл. 3 Осуществляют самоанализ  учебной деятельности 4 Владеют  навыками  самоанализа VIII. Домашнее  задание Прочитать   эпизоды   из   сказки,   которые   больше   всего   понравились,   нарисовать иллюстрацию к этому отрывку. Внимательно слушают,  задают уточняющие  вопросы Принимают  и сохраняют  учебную задачу П р и л о ж е н и е   1 ТЕСТ Выбери и подчеркни верный ответ. 1. Почему сестрица и братец остались одни­одинёшеньки? а) Их прогнали родители; б) родители умерли; в) дети потерялись. 2. Куда пошла Алёнушка? а) На работу; б) за грибами; в) играть с подругами; г) за дровами. 3. Откуда Иванушка хотел попить в третий раз? а) Из козьего копытца; б) лошадиного копытца; в) речки; г) волшебного колодца. 4. Что случилось с Иванушкой? а) Попал в жилище ведьмы; б) стал жеребёночком; в) стал телёночком; г) стал козлёночком. 5. Что предложил Алёнушке купец? а) Спасти Иванушку; б) убить ведьму; в) выйти за него замуж. 6. Что сделала с Алёнушкой ведьма? а) Превратила в лягушку; б) надела на шею камень и бросила в реку; в) заперла в подвале. 7. Как ведьма попала в дом к купцу? а) Околдовала купца; б) оборотилась мышкой; в) оборотилась Алёнушкой. 8. Почему ведьма упросила купца зарезать козлёнка? а) Козлёнок ей не понравился; б) козлёнок всё знал; в) козлёнок казался ей очень вкусным. 9. Как купец узнал правду? а) Его слуга подслушал разговор козлёнка с Алёнушкой; б) купец подслушал разговор ведьмы; в) козлёнок всё рассказал купцу. Ответы: 1б; 2а; 3а; 4г; 5в; 6б; 7в; 8б; 9а. Приложение 2 Расположи иллюстрации в соответствии с содержанием. Раскрась их. Приложение 3 Кроссворд к сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» 3. к 4. о к р о 2. о з и в л 5. 7. в е д ь в 1. А л ё ь н ё к у 6. ш к а м н о п е у ч ц л ш к а к к а о а в а По вертикали: 1. Главная героиня сказки. По горизонтали: 2. Главный герой сказки. 3. Какое копытце на пути встретилось первым? 4. В кого превратился мальчик, выпив воду из последнего копытца? 5. За кого вышла замуж героиня сказки? 7. Кто привязал камень на шею героине и бросил её в воду? 6. Какая трава спутала ноги главной героине сказки? 2. 3. 4. 7. 5. 1. 6.

Урок литературного чтения в 3 классе. СКАЗКА «СЕСТРИЦА АЛЁНУШКА И БРАТЕЦ ИВАНУШКА»

Урок литературного чтения в 3 классе.  СКАЗКА «СЕСТРИЦА АЛЁНУШКА И БРАТЕЦ ИВАНУШКА»

Урок литературного чтения в 3 классе. СКАЗКА «СЕСТРИЦА АЛЁНУШКА И БРАТЕЦ ИВАНУШКА»

Урок литературного чтения в 3 классе.  СКАЗКА «СЕСТРИЦА АЛЁНУШКА И БРАТЕЦ ИВАНУШКА»

Урок литературного чтения в 3 классе. СКАЗКА «СЕСТРИЦА АЛЁНУШКА И БРАТЕЦ ИВАНУШКА»

Урок литературного чтения в 3 классе.  СКАЗКА «СЕСТРИЦА АЛЁНУШКА И БРАТЕЦ ИВАНУШКА»

Урок литературного чтения в 3 классе. СКАЗКА «СЕСТРИЦА АЛЁНУШКА И БРАТЕЦ ИВАНУШКА»

Урок литературного чтения в 3 классе.  СКАЗКА «СЕСТРИЦА АЛЁНУШКА И БРАТЕЦ ИВАНУШКА»

Урок литературного чтения в 3 классе. СКАЗКА «СЕСТРИЦА АЛЁНУШКА И БРАТЕЦ ИВАНУШКА»

Урок литературного чтения в 3 классе.  СКАЗКА «СЕСТРИЦА АЛЁНУШКА И БРАТЕЦ ИВАНУШКА»

Урок литературного чтения в 3 классе. СКАЗКА «СЕСТРИЦА АЛЁНУШКА И БРАТЕЦ ИВАНУШКА»

Урок литературного чтения в 3 классе.  СКАЗКА «СЕСТРИЦА АЛЁНУШКА И БРАТЕЦ ИВАНУШКА»

Урок литературного чтения в 3 классе. СКАЗКА «СЕСТРИЦА АЛЁНУШКА И БРАТЕЦ ИВАНУШКА»

Урок литературного чтения в 3 классе.  СКАЗКА «СЕСТРИЦА АЛЁНУШКА И БРАТЕЦ ИВАНУШКА»

Урок литературного чтения в 3 классе. СКАЗКА «СЕСТРИЦА АЛЁНУШКА И БРАТЕЦ ИВАНУШКА»

Урок литературного чтения в 3 классе.  СКАЗКА «СЕСТРИЦА АЛЁНУШКА И БРАТЕЦ ИВАНУШКА»

Урок литературного чтения в 3 классе. СКАЗКА «СЕСТРИЦА АЛЁНУШКА И БРАТЕЦ ИВАНУШКА»

Урок литературного чтения в 3 классе.  СКАЗКА «СЕСТРИЦА АЛЁНУШКА И БРАТЕЦ ИВАНУШКА»

Урок литературного чтения в 3 классе. СКАЗКА «СЕСТРИЦА АЛЁНУШКА И БРАТЕЦ ИВАНУШКА»

Урок литературного чтения в 3 классе.  СКАЗКА «СЕСТРИЦА АЛЁНУШКА И БРАТЕЦ ИВАНУШКА»

Урок литературного чтения в 3 классе. СКАЗКА «СЕСТРИЦА АЛЁНУШКА И БРАТЕЦ ИВАНУШКА»

Урок литературного чтения в 3 классе.  СКАЗКА «СЕСТРИЦА АЛЁНУШКА И БРАТЕЦ ИВАНУШКА»

Урок литературного чтения в 3 классе. СКАЗКА «СЕСТРИЦА АЛЁНУШКА И БРАТЕЦ ИВАНУШКА»

Урок литературного чтения в 3 классе.  СКАЗКА «СЕСТРИЦА АЛЁНУШКА И БРАТЕЦ ИВАНУШКА»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.11.2018