Урок чтения в 3 классе. И. Дик «Красные яблоки».
Тема урока: Равнодушие и сопереживание в произведении И. Дика «Красные яблоки».
Цель урока: Развитие эмоциональночувственной сферы учащихся.
Задачи :
1. Осознать необходимость сострадания, сопереживания.
2. Учить определять авторский замысел.
3. Работать над речью учащихся: уместность, ясность, правильность. Оборудование: Компьютер; мультимедиопроектор; запись классической музыки, песни
«Дорогою добра».
Организация начала урока. Слайд 1
1. Подготовка к основному этапу урока.
Звучит классическая музыка. Учитель читает стихотворение.
Чтобы в жизни себя не корить
В том, что сделал комуто больно. Лучше добрым на свете быть,
Злого в мире и так довольно.
Почему я взяла это стихотворение для начала урока
Более точно поможет определить тему сегодняшнего урока высказывание «Вперёд чужой
беде не смейся, голубок!» Слайд 2
Над чем нельзя смеяться? (Над чужой бедой)
Беда – что означает это слово? (Горе, несчастье, боль)
А если с вами случилась беда, что вы чувствовали?
А чужая беда. Как вы это понимаете? Как называют людей, которые безразличны к чужой беде? (Равнодушные люди, не
умеющие сопереживать беде)
Попробуем сформулировать тему урока. Подберите однокоренное слово к слову
«равнодушные». (Равнодушие)
Подберите антоним к слову «равнодушие». Какое качество проявляется у человека,
который умеет сопереживать? ( Сопереживание)
Какие два различных качества появились у нас? (Равнодушие и сопереживание)
И где мы можем увидеть эти два качества на уроке чтения? (В произведении)
Произведение, с которым мы сегодня познакомимся – это рассказ Иосифа Дика «Красные
яблоки». Слайд 3 Как более полно будет звучать наша тема? (Равнодушие и сопереживание в произведении
И. Дика «Красные яблоки»). Запись темы на доске.
Какие цели мы поставим на уроке?
Мои цели совпадают с вашими. (Познакомимся с новым произведением о равнодушии и
сопереживании; узнаем, что хотел сказать автор этим произведением; будем работать над
развитием речи: её правильностью, точностью; над развитием внимания и памяти)
Звучит классическая музыка. Учитель рассказывает о писателе. Слайд 4
И.И.Дик – человек нелёгкой судьбы. Он рано потерял родителей и, оставшись сиротой,
воспитывался в детском доме. Началась Великая Отечественная война. Иосиф 19летним
парнем идёт на фронт и становится авиационным подрывником немецких самолётов. Во время одной из атак у него обрывает кисти обеих рук. Многие люди ломаются после
такой страшной беды. Но только не Иосиф. После войны он начинает писать и пишет книги
для детей. Их у него будет более 60. Слайд 5
Все его произведения о ребятах, ваших сверстниках, об их делах и интересах. Меня
удивило то, что главные герои И.Дика – мальчики. Слайд 6 Как вы думаете, почему? (Мальчики – будущие мужчины, наша защита и опора. В своих
произведениях писатель учит мальчиков лучшим человеческим качествам, одно из которых
– сопереживание чужой беде)
Слово «сопереживание» иногда заменяют близким по значению словом – сострадание.
Можно ли смеяться над чужой бедой?
Какой возникает вопрос? (Почему нельзя смеяться над чужой бедой?) Слайд 7
Это самый главный вопрос нашего урока.
Я предлагаю вам сесть по группам и поразмышлять над этим вопросом.
Работа в группах. Звучит музыка. Затем слушаются ответы детей.
1. Это не этично. 2. Человеку неприятно.
3. С тобой может случиться такая же беда.
Меня радует, что вы нашли столько вариантов ответов. Все они верные, но сегодня из
всех этих вариантов мы выберем самый точный ответ, который подойдёт к ситуации,
сложившейся в рассказе «Красные яблоки».
3. Усвоение новых знаний и способов действий.
И.Дик назвал свой рассказ «Красные яблоки». Попробуйте предположить, о чём он будет?
Чтобы проверить все ваши предположения, нам нужно его прочитать. Перед чтением проводится словарная работа над словами: балансировать, авоська, наледь,
парадное. Слайд 8
Чтение рассказа вслух по частям. В ходе чтения детям задаются вопросы. Чтение 1 части
учителем.
4. Первичная проверка понимания.
Что вы можете сказать о Валерке и Севке? (Они поступали плохо. Они были равнодушны
к чужой беде)
Как бы вы поступили на их месте? Чтение учащимися 2 части (до слов «сказал Валерка»).
Какую игру придумали мальчики? (Игрусоревнование на очки)
Это добрая игра? Они ведь ничего не делали, не толкали прохожих. Но нам всётаки
неприятно такое видеть.
Кто виноват в том, что на тротуаре образовалось «хрустальное озерцо»? (Коммунальная
служба)
Что они были должны сделать?
Можно ли сказать, что они тоже были равнодушны к людям?
Чтение 3 части учителем. После слов «встрепенулся Валерка» вопрос:
Почему встрепенулся Валерка? После слов «Твоя повыше!» вопрос:
Как вы думаете, что будет дальше?
Закройте глаза. Вслушайтесь в мой голос и в свой внутренний голос.
Чтение одного абзаца.
Можно открыть глаза.
Чтение учителем до конца.
5. Закрепление знаний и способов действий. Почему Валерка, когда пришла мама «стал помогать снимать пальто, чего раньше никогда
не делал»?
Что произошло с Валеркой? (Он изменился)
В какой момент произошло это изменение? (Когда он понял, что эта женщина похожа на
его маму)
А изменился ли Севка? Почему? (Его не коснулась чужая беда)
Он остался каким? (Равнодушным)
Как вы думаете, после этого случая изменится ли отношение Валерки к людям? А Севки? Почему рассказ называется «Красные яблоки»? Слайд 10.
(Красный цвет – это цвет тревоги, опасности. Красные яблоки на снегу – это как свет,
вспышка. Мальчик Валерка понял, что они с Севкой вели неправильную игру)
Что хотел сказать автор этим произведением? (Умейте сопереживать чужому горю)
Вернёмся к нашему главному вопросу: Слайд 11
Почему нельзя смеяться над чужой бедой? (С тобой и твоими ближними может случиться
такая же беда)
А, если беда всётаки случится с какимнибудь человеком, как вы можете помочь ему?
(Пожалеть словом, приобнять, просто побыть рядом, погладить по голове) Посмотрите, какие простые приёмы. Но они действительно могут помочь человеку в
трудную минуту.
6. Подведение итогов.
Достигли ли мы с вами целей, которые ставили вначале урока?
Какой вывод сделал каждый из вас после этого урока?
Оценивание детей.
7. Информация о домашнем задании. Слайд 11 Разноуровневое домашнее задание:
1. Нарисовать иллюстрацию к рассказу.
2. Подобрать пословицы и поговорки.
3. Написать письмообращение к Севке.
Учитель благодарит детей за работу. Пишет на интерактивной доске «Спасибо за урок».
Слайд 12
Урок литературного чтения в 3 классе. Тема: "Равнодушие и сопереживание в произведении И.Дика "Красные яблоки"
Урок литературного чтения в 3 классе. Тема: "Равнодушие и сопереживание в произведении И.Дика "Красные яблоки"
Урок литературного чтения в 3 классе. Тема: "Равнодушие и сопереживание в произведении И.Дика "Красные яблоки"
Урок литературного чтения в 3 классе. Тема: "Равнодушие и сопереживание в произведении И.Дика "Красные яблоки"
Урок литературного чтения в 3 классе. Тема: "Равнодушие и сопереживание в произведении И.Дика "Красные яблоки"
Урок литературного чтения в 3 классе. Тема: "Равнодушие и сопереживание в произведении И.Дика "Красные яблоки"
Урок литературного чтения в 3 классе. Тема: "Равнодушие и сопереживание в произведении И.Дика "Красные яблоки"
Урок литературного чтения в 3 классе. Тема: "Равнодушие и сопереживание в произведении И.Дика "Красные яблоки"
Урок литературного чтения в 3 классе. Тема: "Равнодушие и сопереживание в произведении И.Дика "Красные яблоки"
Урок литературного чтения в 3 классе. Тема: "Равнодушие и сопереживание в произведении И.Дика "Красные яблоки"
Урок литературного чтения в 3 классе. Тема: "Равнодушие и сопереживание в произведении И.Дика "Красные яблоки"
Урок литературного чтения в 3 классе. Тема: "Равнодушие и сопереживание в произведении И.Дика "Красные яблоки"
Урок литературного чтения в 3 классе. Тема: "Равнодушие и сопереживание в произведении И.Дика "Красные яблоки"
Урок литературного чтения в 3 классе. Тема: "Равнодушие и сопереживание в произведении И.Дика "Красные яблоки"
Урок литературного чтения в 3 классе. Тема: "Равнодушие и сопереживание в произведении И.Дика "Красные яблоки"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.