Урок "Моя семья. Мои истоки"
Оценка 4.9

Урок "Моя семья. Мои истоки"

Оценка 4.9
Занимательные материалы
doc
русская литература
3 кл
21.04.2017
Урок "Моя семья. Мои истоки"
Методическая разработка урока «Моя семья. Мои истоки» направлена на детей младшего школьного возраста. Она содержит творческие задания, стихи, речевые и дидактические игры, психологический тренинг, самостоятельную практическую работу и поможет педагогу ярко и весело провести урок. Особенностью таких уроков в начальной школе является необходимость постоянно менять форму деятельности. Школа должна помочь родителям и детям осознать и сформировать ценности семьи, организовать совместную работу так, чтобы родители и педагоги двигались в одном направлении в стремлении вырастить настоящего человека, развитого духовно и нравственно. Педагоги, совместно с родителями, могут организовать мероприятия по формированию семейных ценностей в самых разных формах: совместные семейные праздники и спортивные мероприятия, сюжетно-ролевая игра с родителями, классный час про семейные ценности, акции ко Дню матери и Дню пожилого человека, час размышлений, индивидуальная беседа, урок. Мероприятия, направленные на формирование семейных ценностей в школе, должны быть разнообразными и ориентироваться на возраст ребенка. Младшим школьникам нужно рассказать о традициях в семье, об исконных ролях матери и отца, бабушки и дедушки, о том, что в семьях принято уважать своих близких и помогать им. Хорошо, если на такой урок придут члены семей младших школьников.Среди всех существующих жизненных позиций, которые создавались на протяжении многих столетий, формирование семейных ценностей считается самым важным в жизни человека. В семье ребенок рождается, учится жить достойно, уважать людей. Без базовой семейной подготовки человеку очень сложно будет находиться в обществе. Следующий этап – это формирование семейных ценностей в школе. Ребенок, находясь в юном возрасте, воспринимает всю информацию как поучительную, чаще всего прислушивается к ней. Потому проведенные мероприятия по формированию семейных ценностей в стенах школы увлекательны.
урок-семья Прилепина.doc
муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение « Горловская средняя общеобразовательная школа» Скопинского муниципального района Рязанской области                               Конспект урока   Всероссийский   на   посвящённых семье и традиционным семейным ценностям.   конкурс   методических   разработок   уроков,        Перечень представленных конкурсных материалов: 1.Конспект урока «Моя семья. Мои истоки». 2.Рабочая программа внеурочной деятельности «Семейные ценности» 3.Диагностические методики семей  обучающихся. 4.Загадки и анкеты о семье. 5.Родословное древо семьи школьника. 6.Фото ­ выставка к уроку «Моя семья. Мои истоки». 7.Фото участника конкурса. 8. Презентация ученицы 3 класса Курцовой Анастасии «Моя семья – Моё богатство». 9 Презентация ученицы 3 класс Курцовой Анастасии «Профессия моих родителей» 10. Заявка на участие в конкурсе. 11. Согласие на обработку персональных данных. 12.  Гимн о семье. 1 Подготовила учитель начальных классов  Прилепина Лариса Викторовна                           2 Цель мероприятия:   Привлечение   внимания   учащихся   к   нравственным   устоям   семьи   как   важному   фактору сохранения и развития общества, укрепления связи и взаимопонимания поколений. Обоснование выбранной цели Среди   всех   существующих   жизненных   позиций,   которые   создавались   на   протяжении   многих столетий,  формирование семейных  ценностей  считается  самым важным в жизни человека. В семье   ребенок   рождается,   учится   жить   достойно,   уважать   людей.   Без   базовой   семейной подготовки   человеку   очень   сложно   будет   находиться   в   обществе.   Следующий   этап   –   это формирование семейных ценностей в школе. Ребенок, находясь в юном возрасте, воспринимает всю информацию как поучительную, чаще всего прислушивается к ней. Потому проведенные мероприятия по формированию семейных ценностей в стенах школы увлекательны.  Задачи урока: Образовательная:  познакомить учащихся с ролью семьи в жизни каждого человека;  Воспитательная: формировать уважительное отношение к членам семьи, семейным ценностям;  воспитывать через примеры урока понятие «дружной, счастливой семьи»; Развивающая: продолжить   развивать   умение   сравнивать   и   обобщать   материал,   осознанно   и произвольно строить речевые высказывания; формировать   навыки   самостоятельности   в   мыслительной   сфере   и   способствовать   развитию творческих способностей учащихся. Планируемые результаты: обучающиеся осознают и научатся ценить доверительные,  добросердечные отношения в семье. 1. Средства воспитательного воздействия. 1. Оформление на доске темы мероприятия, эпиграфа. 2. Фотовыставка «Загляни в семейный альбом». 3. Выставка «Семейные реликвии». 4. Сочинения и презентации  учащихся о своей семье. 5. Творческие «Генеалогическое работы       древо   моего   рода». Основные шаги по подготовке мероприятия:    собирать и подготовить информацию о родословных семей учащихся  класса.      произвести   поиск   старинных   вещей,   памятных   сувениров,   документов,   хранящихся   в семьях, оформляет  фотовыставку «Загляни в семейный альбом».    написать творческие работы на темы: «Моя семья», «Кем я могу гордиться в моей семье», «Мои предки». Ожидаемый результат: самостоятельное обоснование учащимися ценностной основы семьи, необходимости хранить и беречь семейные традиции, формирование навыков работы в группах. Педагогические   приёмы,   оригинальные   идеи   и   находки Методическая разработка урока «Моя семья. Мои истоки»   направлена     на детей младшего школьного возраста. Она содержит творческие задания, стихи, речевые и дидактические игры, психологический тренинг, самостоятельную практическую работу и поможет педагогу ярко и весело провести урок. Особенностью таких уроков  в начальной школе является необходимость постоянно менять форму деятельности.  Школа должна помочь родителям и детям осознать и   способы,   формы, 3 сформировать ценности семьи, организовать совместную работу так, чтобы родители и педагоги двигались   в   одном   направлении   в   стремлении   вырастить   настоящего   человека,   развитого духовно и нравственно. Педагоги, совместно с родителями, могут организовать мероприятия по формированию семейных ценностей в самых разных формах: совместные семейные праздники и спортивные   мероприятия,   сюжетно­ролевая   игра   с   родителями,   классный   час   про   семейные ценности, акции ко Дню матери и Дню пожилого человека, час размышлений, индивидуальная беседа,   урок.   Мероприятия,   направленные   на   формирование   семейных   ценностей   в   школе, должны   быть   разнообразными   и   ориентироваться   на   возраст   ребенка. Младшим школьникам нужно рассказать о традициях в семье, об исконных ролях матери и отца, бабушки и дедушки, о том, что в семьях принято уважать своих близких и помогать им. Хорошо, если на такой урок придут члены семей младших школьников.  Используемая литература:                                                                                                                     Долгих Г.В Семейные традиции и праздники. М.: Дрофа, 2006.                                                    Лаврентьев В.В. Методические рекомендации по подготовке и проведению классных  праздников.  Классный руководитель. ­  1999. № 5.                                                                    Никитенко Е.А. Родительское собрание на тему «Мой дом – моя семья». Воспитание  школьников. – 2002. №9.                                                                                                                  Парфенова И.Г. Организация сотрудничества семьи и школы». Воспитание школьников. 2002.  №5                                                     Ход урока:                                                                                                                                         Эпиграф                                                                                                          Семья – это то, что мы делим на всех, Всем понемножку: и слезы и смех, Семья – это то, что с тобою всегда. Пусть мчатся секунды, недели, года, Но стены родные, отчий твой дом – Сердце навеки останется в нем!  1.Организационный момент. Алгоритм деятельности: Звучит тихая музыка.   Учитель.   Здравствуйте дети, гости. Сегодня мы проводим с вами урок  под названием «Моя семья. Мои истоки».   Наш урок мы начнём с улыбки. Пожалуйста, улыбнитесь   друг   другу.   Глубоко   вдохните   и   выдохните.   Выдохните   обиду   и   беспокойство. Забудьте   о   них.   Вдохните   свежесть   утра,   тепло   солнечных   лучей.   Желаю   вам   хорошего настроения. А сейчас я хочу рассказать вам притчу.                                                                                                   Когда­то жил очень старый человек. Глаза его ослепли, слух притупился, колени дрожали. Он  почти не мог держать в руках ложку и во время еды часто проливал на скатерть суп, а иногда  кое­что из пищи выпадало у него изо рта. Сын и его жена с отвращением смотрели на старика и  стали во время еды сажать его в угол за печку, а еду подавали ему в старом блюдечке. Оттуда он 4 печально смотрел на стол, и глаза его становились влажными. Однажды руки его так тряслись,  что он не смог удержать блюдечко с едой. Оно упало на пол и разбилось. Молодая хозяйка стала ругать старика, но он не сказал ни слова, а только тяжело вздохнул. Тогда ему купили  деревянную миску. Теперь он должен    есть из неё.                                                                               Как­то раз, когда родители сидели за столом,  в комнату вошёл их четырёхлетний сын с куском  дерева в руках.                                                                                                                                            ­ Что ты хочешь сделать? ­ спросил отец.                                                                                                ­ Деревянную кормушку, ­ ответил малыш. ­ Из неё папа с мамой будут кушать, когда я вырасту.  О чём сегодня пойдёт речь на уроке? О чём поведала вам притча? Какой вывод вы сделали?        Вывод: главная семейная ценность – это наши родители, которые дали нам жизнь, вырастили и  воспитали нас. Родителей надо уважать и оберегать их старость. Счастливая старость наших  родителей – это залог и нашей счастливой старости, потому что дети учатся у своих родителей  отношению к старшим. Семья – это родные друг другу люди, живущие вместе. Семья с первых  минут нашего рождения находится рядом с каждым из нас. Мамы, папы, бабушки, дедушки,  братья, сестры – самые близкие и дорогие нам люди. Это наша опора на всю жизнь. Перед вами  лежат ладошки.                                                                                                                            Задание: опишите вашу семью, в которой вы живете, какая она? В  каждый пальчик необходимо  вписать слова ­ характеристики.                                                                                                               Учитель: посмотрите на доску. На ней   силуэт дома, символ семейного очага, ведь недаром  говорят:  моя семья – моя крепость. Теперь вам необходимо выйти и  зачитать слова о своей  семье и прикрепить свою ладошку.                                                                                                           ­ Как вы думаете, почему руки? (ответы детей) (умелые руки, рука взаимопомощи, мамины  руки, ласковые руки…)                                                                                                                              Перед этим уроком  мы с вами провели большую подготовительную работу, которая поможет  вам рассказать о своей семье.                                                                                                                Учитель. Человек рождается, и родители стараются подобрать ему такое имя, которое бы  помогло в дальнейшей жизни, уберегло и сохранило. Есть множество традиций в наших семьях,  но в классе есть ребята, которых назвали в честь их предков.                                                               Выступления учеников.                                                                                                                            Учитель. Семейные традиции – это отличительная карточка  каждой семьи, признак  надежности и стабильности.  Расскажите,  какие ещё семейные традиции есть в ваших семьях.      Выступления учеников.                                                                                                                           Учитель. В ходе подготовки к этому уроку  многие ребята рассказывали, что навещают  бабушек и дедушек – эта одна из самых хороших традиций. Есть в наших семьях особые книги,  где мы храним отпечатки разных событий в виде фотографий.                                                            Учитель.                                                                                                                                                      В каждой семье есть фотографии, которые надолго сохраняют память о дорогих людях, о  событиях семейной жизни.  Традиция эта очень важна. Недаром в годы войны, когда люди были  вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи и среди них были  фотографии родных и близких людей. На нашей выставке представлены фотографии из   семейных альбомов. Выступления детей о своих родственниках.                                                     Наряду с традиционными праздниками, т.е. такими, которые празднует вся страна, у каждой  5 семьи есть свои собственные. Давайте  поиграем.                                                                                   Игра: Кто последним назовет семейный праздник, тот – победитель. (День рождения, день  бракосочетания, проводы в армию, новоселье, вручение аттестата об окончании школы, день  первой зарплаты, поступление в первый класс, прощание с детским садом, прощание с начальной школой, покупка дачи, автомобиля, победа в конкурсе...)                                                                     А сейчас мы поучаствуем в викторине.                                                                                              Викторина                                                                                                                                                    Вопросы:                                                                                                                                                      Какое растение олицетворяет собой одновременно и родного, и приемного  родственника?  (Мать­и­мачеха.) Как говорят о тех, кто разглашает внутренние семейные неприятности и  ссоры? (Выносить сор из избы.) Вот русская пословица: «Жить для себя – тлеть, для семьи –  … (пропущен глагол), а для народа – светить». Назовите пропущенный глагол.  (Гореть.) Это  дорогое всем слово есть практически во всех славянских языках. В сербском и словенском  языках оно имеет значение «хороший урожай». В чешском, словацком и польском оно означает  «семья». Что это за слово?  (Родина.)                                                                                                     Учитель.                                                                                                                                                      – Семья – это и наша Родина. А если все семьи будут счастливы, то счастлив будет и наш район,  и наша страна в целом. Очень хочется, чтобы радость и счастье царили в каждой семье и в нашем общем доме под названием Россия.  Учитель.                                                                                                                                                       ­ Так  что же такое  «семья»? (Ребята стараются сами ответить)                                                         ­ Какие вы знаете пословицы о семье? Как вы их понимаете?                                                               В гостях хорошо – а дома лучше.                                                                                                           Дома и стены помогают.                                                                                                                         Мой дом – моя крепость.                                                                                                                         Семья в куче – не страшна и туча.                                                                                                        Вся семья вместе – так и душа на месте.                                                                                      Учитель.                                                                                                                                                    ­ Вы  составляли родословные – генеалогическое дерево своей семьи. Приглашаем их   рассказать, что же они выяснили и что открыли для себя.                                                                     ( Выступления учащихся.)                                                                                                                Учитель.                                                                                                                                        ­  Получилось интересно. Посмотрите,  сколько нового и  интересного открыли для себя наши  ученики. Мой совет ребятам ­ не останавливайтесь на том, что уже вы достигли,  храните и  пополняйте свои родословные не только для себя, но и для своих будущих детей, и пусть это  станет в вашей семье хорошей традицией.                                                                                       Задание  «Для моих родных»                                                                                                                Перед вами  лежат листочки,  напишите на них всех членов своей семьи. Под каждым вашим  родственником запишите четыре вещи, которые он любит.                                                                   ­ Сейчас вам нужно перевернуть листок и на обратной стороне написать тех же самых  родственников и под каждым из них, то, что вы можете сделать для того, чтобы доставить ему  радость (учащиеся пишут и рассказывают)                                                                                          ­  6 ♦ ♦ ♦ ♦ Посмотрите на ваш лист,  как вы думаете, для чего мы это написали. Что это такое? … Да  действительно, мы составили для каждого из вас план любви для всей семьи.                                   Крепкая, дружная семья всегда была идеалом для каждого поколения                                       Рефлексия.  Подводя итоги нашего урока, давайте каждый из вас построит вашей мечты.  Вы  же, ребята, понимаете, что у каждого в жизни будет семья, но какой климат будет в этой семье,  зависит только от самого человека и от его поведения.                                                                         Итак, ребята, чтобы наш дом стал «полной чашей» ­ нам необходимо создать хороший  психологический климат в наших домах. Вы сейчас превратитесь в строительную бригаду, и я  предлагаю вам набор «кирпичей ­ качеств». На слайде дан ряд личностных качеств человека,  подумайте, какие из них помогут создать благоприятную атмосферу в доме, а какие её могут  разрушить и почему? Подумайте, какие кирпичи вы возьмете для строительства своего  ♦  Аккуратность   чудесного дома. Крыше тоже можно дать свое название. Перечень качеств:  ♦ ♦ ♦  Безразличие Благоразумие  Агрессивность   Вежливость   Болтливость   Верность  ♦ ♦ ♦ Веселость  Внимательность  Бережливость   Вспыльчивость  Доброта     ♦ Доверчивость   Конфликтность   Капризность  Лживость                                                                                                        Классный руководитель                                                                                                                            Ребята,  основой всего  является наша семья. Каждая семья уникальна – все живущие в ней  должны быть связаны не только родством по крови, но и родством по духу. Щ0Знать свои корни  мы с вами обязательно должны. Ведь истории всех семей в конечном итоге складываются в  историю нашего Отечества.  Я очень рада, что в ваших ответах была мысль продолжить начатое  исследование. Ведь так хочется, чтобы наш класс стал тоже семьей, где каждому человеку  интересно, его любят, ценят и уважают. Спасибо вам за работу, за увлеченность и неравнодушие, творчество и неординарность. Счастья и благополучия вашей семье! Готовые домики  вывешиваются под музыкальное сопровождение (Гимн семье, Инь­Ян). Дома, ребята, у вас  получились замечательные. Если мы из фундамента уберем хотя бы один кирпичик, то  дом  покосится и со временем  может просто разрушиться, и не будет той сплоченной и любящей  семьи, где не надо притворяться, где тебя не обманут, где тебе спокойно и хорошо, где можно  отдохнуть душой. Я надеюсь, что ваш дом теплый, солнечный и  уютный. ♦ ♦  Заботливость   Мудрость  Нежность ♦   ♦  Жадность  ♦ ♦ ♦   Я хочу закончить урок словами В.А.Сухомлинского «В семейной жизни надо считаться с мыслями,   убеждениями,   чувствами,   стремлениями   любимого   человека.   Храня   свое достоинство, надо уметь уступать друг другу». Желаю, чтобы ваши семьи были самыми счастливыми!         Дорогие ребята, сегодня, когда придете домой, не забудьте обнять своих родных и сказать, что вы их очень любите! Уважайте свои семьи! Храните свои святыни семьи! Цените то, что у вас есть! Чтите традиции своей семьи, как малой, так и большой!          Благодарю за участие, за вашу активность. Мне было приятно с вами общаться. А   сейчас в качестве подарка на память мне бы хотелось, чтобы каждый из вас оставил себе сделанный им домик, который поможет в трудной жизненной ситуации, так как внутри домика вы всегда можете найти ответ на вопрос «Что нужно делать и как относиться к другим членам семьи, чтобы семья была счастлива. 7 8 9

Урок "Моя семья. Мои истоки"

Урок "Моя семья. Мои истоки"

Урок "Моя семья. Мои истоки"

Урок "Моя семья. Мои истоки"

Урок "Моя семья. Мои истоки"

Урок "Моя семья. Мои истоки"

Урок "Моя семья. Мои истоки"

Урок "Моя семья. Мои истоки"

Урок "Моя семья. Мои истоки"

Урок "Моя семья. Мои истоки"

Урок "Моя семья. Мои истоки"

Урок "Моя семья. Мои истоки"

Урок "Моя семья. Мои истоки"

Урок "Моя семья. Мои истоки"

Урок "Моя семья. Мои истоки"

Урок "Моя семья. Мои истоки"

Урок "Моя семья. Мои истоки"

Урок "Моя семья. Мои истоки"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.04.2017