Цель урока Установить соответствие статей Конституции РФ и нравственных правил культуры народов России; классифицировать права и обязанности граждан РФ, права детей
Задачи:
• приводить конкретные примеры свобод, гарантируемых гражданам России её Конституцией;
• приводить конкретные примеры прав и обязанностей граждан;
• различать права и обязанности гражданина России;
• употреблять специальную лексику Конституции (в объёме текста учебника).
Урок на тему Правовая сторона нашей жизни.doc
Урок правоведения в 5 классе
«Конституция России. Права детей.
Цель урока Установить соответствие статей Конституции РФ и
нравственных правил культуры народов России; классифицировать права
и обязанности граждан РФ, права детей
Задачи:
приводить конкретные примеры свобод, гарантируемых гражданам
России её Конституцией;
приводить конкретные примеры прав и обязанностей граждан;
различать права и обязанности гражданина России;
употреблять специальную лексику Конституции (в объёме текста
учебника).
Ожидаемые результаты:
осознавать ценность труда, здоровья, семьи, материнства,
творческого развития,
отцовства,
культурных ценностей в процессе знакомства с Конституцией;
детства,
образования,
проявлять уважение к атрибутам государственной символики, в
том числе гимну через соблюдение социально одобряемых норм
поведения.
Оборудование: куклы Мальчик и Девочка,
звуковая запись
Государственного гимна РФ, комплект из трёх кружков для самостоятельной
оценки каждым уровня своей работы.
Глоссарий
Конституция РФ — основной закон страны, раскрывающий вопросы госу
дарственного устройства страны, свободы, прав и обязанностей её граждан.
Предварительная работа: приготовить по количеству учащихся
комплекты из зелёного, жёлтого и красного кружков для самостоятельной оценки каждым уровня своей работы или работы одноклассника (высокий,
средний, низкий).
Ход урока
Актуализация знаний и умений. «Здравствуйте, ребята! Сейчас наши
помощники разыграют перед нами маленькую сценку. Мы посмотрим и
подумаем, бывает ли в нашей жизни такое». Куклы начинают диалог:
— Хочу мороженого!
— Надо мусор вынести! Сделай, пожалуйста. А потом и за мороженым
можно будет сходить.
— Не хочу потом, сразу хочу!
— И посуду ещё помой, будь другом!
— Не хочу!..
Учитель после приветствия возвращает внимание детей к теме прошлого
занятия с помощью вопросов из раздела «Вспомним»: «Как называется
основной закон Российской Федерации?», «Какие права и свободы человека
он гарантирует гражданам России?», «Каковы обязанности гражданина
России?».
Целеполагание. Учитель спрашивает у детей: «Чем может закончиться
такая беседа? Что вам подсказывает ваш опыт?» Дети рассуждают.
Учитель: «В жизни каждого человека ежедневно встречаются разные
«хочу» и «надо, должен, обязан». Давайте посмотрим, с какими «хочу» и
«должен» вы уже знакомы». Учитель выписывает эти слова на доску и в
столбик под ними пишет то, что называют дети. После завершения списка
дети сравнивают, в каком столбике слов получилось больше. Учитель
обращается к классу: «Даже у одного человека бывает порой внутренняя
борьба между желаниями и обязанностями. А когда начинают бороться
«хочу» и «надо» разных членов семьи — тогда может получиться настоящее
побоище, жертвами которого станут хорошее настроение, мир в семье и общее дело. Но на то мы и люди, чтобы уметь договариваться. Вы уже, наверное,
знаете или догадываетесь, как наладить в семье дружные отношения и
избежать ненужных ссор, чтобы учитывались желания всех, но при этом и
обязанности были распределены так, чтобы никому обидно не было.
Поделитесь, пожалуйста, своими мыслями». Проходит обсуждение, учитель
помогает детям сделать вывод, что необходима договорённость между всеми
членами семьи.
Аналитический этап. «Порассуждаем дальше, отталкиваясь от того, что
мы ещё в 1 классе называли единый российский народ семьёй народов России.
В каждой стране живёт множество людей, семей со своими правилами,
традициями, желаниями. Как такому количеству людей договориться жить по
общим законам? Давайте заодно вспомним, какие темы мы обсуждали недавно
на уроке: «Почему люди объединяются в сообщества?», «Кто входит в
гражданское общество?», «Что объединяет разные народы России в один
российский народ?»». Затем дети рассматривают фотографии на с. 12—13 и
предполагают, на каких из них проиллюстрировано выполнение людьми
обязанностей, а на каких — осуществление прав. Учитель помогает заметить,
что наибольшее счастье для человека составляет совпадение обязанностей с
желанием их выполнить: работа по сердцу становится не только долгом, но и
приносит радость. И наоборот, любое из прав может стать обузой, не
приносить счастья. Например, человек, не умеющий занять себя, не умеющий
видеть хорошее в окружающей жизни, будет тяготиться не только трудом, но
и свободным временем.
«Ребята, послушайте небольшой отрывок из книги. Потом вы скажете,
похоже ли на реальную жизнь то, что придумал писатель? Что похоже? А что
больше кажется фантазией автора? Давайте пока представим, что речь в книге
идёт о нашем знакомом». Учитель сажает на стол куклупомощника и читает
отрывок из книги А. Усачёва «Приключения маленького человечка»:
«В одном большом городе жил Маленький Человек. Был он маленький маленький. И дом у него был маленький. И сад у него был маленький.
Днём Маленький Человек ходил на работу, а вечерами сажал в своём
саду тюльпаны или сидел на скамейке у ворот... и радовался тому, что всё
вокруг такое большое: и люди такие большие, и дома были такие большие, и
деревья были такие большие, и даже собаки были такие большие!
Огорчало Маленького Человека только то, что большим людям всё это
казалось маленьким: и люди им казались маленькими, и дома им казались
маленькими, и деревья им казались маленькими, и даже собаки им казались
маленькими...
А уж Маленького Человека большие люди и вовсе не замечали. Они
могли толкнуть его и не извиниться. Или пройти через его ухоженный сад,
топча своими слоновьими ногами цветы.
— Что вы делаете? — кричал им Маленький Человек. — Пожалуйста,
будьте внимательны...
Но большие люди не обращали на него никакого внимания и шли дальше
по своим делам.
Тогда Маленький Человек купил себе собаку... с таким громким
голосом, что все стали обходить его дом стороной.
«Странно, — думал Маленький Человек. — Большие люди боятся, когда
на них ктонибудь ЛАЕТ, но они совершенно никого НЕ УВАЖАЮТ...»
Аналитический этап. Дети обсуждают с учителем услышанное. Педагог
подчёркивает в обсуждении, что представленная ситуация не может быть
правдой во всём, прежде всего потому, что не бывает, чтобы все люди были
равнодушными, безразличными, высокомерными. И в услышанном, конечно,
использован художественный приём преувеличения. Затем учитель
спрашивает детей, кого они представляют на месте Маленького Человека и
как ему можно помочь, что следует сделать для его защиты. При обсуждении
приходят к выводу, что в какихто ситуациях на месте героя книги может
оказаться и ребёнок. Учитель поясняет, что для охраны ребёнка, попавшего в беду, и для защиты любого из детей существует специальный закон. Дети
рассматривают фотографии на с. 17 и по ним рассказывают о правах ребёнка.
Затем учитель с детьми читают текст учебника на с. 16—17. Учитель
спрашивает у детей: «С какого возраста гражданин России может
пользоваться правами и свободами и исполнять обязанности в соответствии с
Конституцией РФ?», «Как называется закон о правах ребёнка, принятый в
России?», «Каковы права ребёнка в России?». Затем обсуждается вопрос об
обязанностях детей, предложенный в рубрике «Обсудим».
Выводы и обобщения учащихся. Учитель читает текст на с. 18—19, дети
заглядывают на «Странички Умного Совёнка». Учитель проводит
собеседование по вопросам рубрики «Подумаем!»; работу по материалам
регионального компонента. В ходе беседы на доске кратко фиксирует
приводимые детьми конкретные примеры из реальной жизни,
подтверждающие верность и необходимость соблюдения десятого принципа
Декларации прав ребёнка ООН.
Предлагает детям прочитать про себя текст вывода учебника,
пересказать своими словами, дополнить своими рассуждениями по
результатам работы над вопросами рубрик «Обсудим», «Подумаем». Оценить,
достаточны ли результаты их работы для полноты вывода по данной теме,
подняв соответствующий по цвету кружок из своего комплекта.
Выводы и обобщения учащихся. «Конечно, чтобы жизнь граждан в
стране проходила слаженно, тоже необходим свод правил. Как эти правила
называются, нам расскажет учебник. Вы сами назовёте слово, которое
означает правила государственной жизни для всех жителей. И ещё:
постарайтесь выделить из того, что вы сейчас услышите, короткую народную
мысль, которая очень точно выражает смысл нашей сегодняшней беседы».
Учитель читает текст урока. По мере чтения задаёт вопросы на понимание из
разделов «Подумаем», «Обсудим», «Проверим себя». Предлагает детям
своими словами передать значение статей Российской Конституции. Знакомит их с выводом. Просит оценить уровень понимания пройденного материала,
подняв кружок определённого цвета из своего комплекта. (Если в классе
поднято много красных кружков, учитель уточняет, что именно не понято, и с
помощью детей, освоивших тему, добивается необходимого результата.)
«Ребята, с Конституцией России вы будете встречаться на протяжении
всей жизни. Главное, что необходимо вам понять сегодня, сформулировано в
учебнике». Учитель просит прочитать фразу на с. 15: «Всякий народ тем
сильнее, чем ответственнее граждане страны относятся к закону».
«Конституция родной страны требует к себе такого же отношения, как и
государственная символика. Недаром, кроме Дня государственного флага
России, учреждён и День Российской Конституции — 12 декабря. Вспомните,
как нужно слушать гимн и как вести себя, когда поднимают государственный
флаг. Давайте повторим это на деле. И постарайтесь запомнить, что
Конституция государства требует к себе уважения. Ведь недаром и
Преамбула Конституции звучит, как гимн Отечеству, и все мы в классе —
частица единого российского народа, соотечественники, от лица которых
написан этот текст». Урок заканчивается звучанием фрагмента гимна России,
дети слушают его стоя. На доске или на экране может быть представлен текст
Преамбулы Конституции РФ.
Региональный компонент: подобрать в творчестве народов вашего края
пословицы, нравственное значение которых соотносится со смыслом статей
Конституции РФ о правах и обязанностях гражданина России. Для настенного
Календаря памятных дат вашего класса подготовить страничку, посвящённую
земляку, который может служить примером исполнения обязанностей
гражданина России, либо оформить страницу, посвящённую Дню Конституции
РФ
Этап рефлексии.
Домашнее задание: обсудить со своей семьёй наиболее близкие к вашей семейной жизни статьи Конституции.
Урок на тему Правовая сторона нашей жизни
Урок на тему Правовая сторона нашей жизни
Урок на тему Правовая сторона нашей жизни
Урок на тему Правовая сторона нашей жизни
Урок на тему Правовая сторона нашей жизни
Урок на тему Правовая сторона нашей жизни
Урок на тему Правовая сторона нашей жизни
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.