Цели урока:
формировать представление о нравственном поступке, важность осознания этого понятия и умения оценивать поступки, согласно с этим понятием;
формировать способности действовать не только в учебной, но и в других сферах деятельности, соответственно нравственным нормам ;
формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты.
Задачи:
Развитие умения анализировать собственные поступки, связанные с понятиями «нравственность», «мораль», «поступок», «нравственный поступок».
Создание условий для продуктивного общения и формирования у учащихся морально-этических понятий «поступок», «нравственный поступок».
Воспитание уважительного отношения к окружающим.
В ходе беседы способствовать формированию потребности в совершении нравственных поступков, развитию умения оценивать поступки свои и других людей.
Способствовать формированию умения вести диалог, договариваться.
Притча
Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И
старенький старичок на камушек отдохнуть присел. Вот говорит одна женщина другой:
- Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит.
- А мой поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, - говорит
другая.
А третья молчит.
- Что же ты про своего сына не скажешь? – спрашивают её соседки.
- Что ж сказать? – говорит женщина. – Ничего в нем особенного
нету.
Вот набрали женщины полные ведра и пошли. А старичок – за ними.
Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину. Вдруг навстречу три мальчика выбегают. Один через голову кувыркается, колесом ходит – любуются им женщины. Другой песню поёт, соловьём заливается – заслушались его женщины. А третий к матери подбежал, взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их. Спрашивают женщины старичка:
- Ну что? Каковы наши сыновья?
- А где же они? – отвечает старик. – Я только одного сына вижу.
поступок проступок
улыбка
счастье
помощь
правда
вежливость
щедрость
уважение
любовь
гордость
обида
жестокость
безразличие
тьма
крик
душевная бедность
предательство
ложь
обман
Так что же такое поступок, нравственный поступок?
ПОСТУПОК-
Сознательное действие, свободная воля;
Сознательное действие, оцениваемое как нравственное самоопределение человека;
В поступках проявляется и формируется личность человека;
Действие, тяжелое и неожиданное для самого человека.
НРАВСТВЕННЫЙ ПОСТУПОК-
Действие человека, которое он совершает, опираясь на идеи, ценности;
Поступки, совершающиеся по выбору личности;
Поступок, соответствующий нормам морали.
Работа по группам:
1 группа
Задание: найти в словарях слова, однокоренные словам „поступок “ и „мораль “
Итог: оформить в виде схематичного рисунка
2 группа
Задание: закончить высказывания
Итог: оформить в виде записей в тетради
3 группа
Задание: найти потерявшиеся части пословиц
Итог: оформить в виде записей на доске
Л.Н.Толстой
«Если ты видишь, что устройство общества дурно, и хочешь исправить его, то знай, что для этого есть только одно средство: то, чтобы люди стали лучше. А для того, чтобы люди стали лучше, в твоей власти только одно: самому стать лучше».
Задания на дом (дифференцированное):
Обсудить дома с родителями высказывание: «Цель оправдывает средства».
Написать эссе „Легко ли совершать нравственные поступки?“;
Нарисовать абстракцию Как я представляю „нравственность “ и „безнравственность “;
Проведение акции „Добрый свет“ (помощь пожилым людям) – оформление в виде стенгазеты с фотографиями.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.