Австралийская мифология говорит о том, что предки оставляют в природе следы своего присутствия в виде деревьев, камней и источников.
Человек символически связан с каким-либо животным, растением или атмосферным явлением, которое является ему во сне и дает советы. После смерти человек возвращается к своему сну, чтобы обеспечить непрерывность жизни.
Коренное население Австралии были кочевые племена, не знавшие земледелия и скотоводства, ткачества и гончарства, не умевшие обрабатывать металл.
В семейных отношениях парный брак еще только зарождался. Главную роль в религии играл тотемизм, являлись основой повседневной жизни, социальных отношений и культуры австралийцев.
У австралийских племен господствовало представление о том, что в отдаленные времена (так называемое «время снов»), жили фантастические полулюди-полуживотные – мужчины-эму, мужчины-кенгуру, женщины-птицы, от которых произошло затем население Австралии.
Эти прародители охотились, воевали, женились, устраивали праздники. Следы их ног и результаты поступков превратились в деревья, водопады, холмы, звезды и т.д.
Многие австралийские кланы считают себя прямыми потомками прародителей, а каждая тотемическая группа имеет свой священный участок, особые легенды и специальные обряды.
Культура народов Австралии неразрывно связана с религиозными верованиями аборигенов. Их религиозные представления коренятся в понятии мифического стародавнего времени, которое именуют «временем сновидения». В эту мифологическую эпоху, после сотворения мира, первоначальные небесные существа открыли людям таинства и установили нравственные и юридические нормы. С миром усопших и с богами, свидетелями этого времени, можно общаться с помощью священных снов.
Тотемизм австралийских аборигенов предполагает взаимную магическую зависимость: с одной стороны, он влияет на человека, спасая от опасности; с другой же, люди тоже могут воздействовать на него. Это влияние выражается, в частности, в церемонии умножения . Во время церемонии члены рода стараются сблизиться с тотемом и почерпнуть у него силы. Одним из способов такого сближения было поедание мяса тотемного животного после специальной церемонии, включающей в себя уборку тотемного участка, окропление собственной кровью из вены священных предметов, исполнение обрядовых песен и танцев. Этот обряд призван заставить тотем размножаться.
С ним связаны и верования в сверхъестественную силу определенных предметов, имеющих значение тотемических эмблем. У ряда племен в качестве таких эмблем выступают овальные камни или пластинки из дерева с закругленными концами – чуринги. Их покрывают рисунками, не имеющими общего с тотемом, но символически его обозначающими. Они являются важнейшим достоянием группы и хранятся в особых местах, куда запрещен доступ непосвященным.
Обычно таким местом был тотемический центр, отмеченный каким-нибудь природным знаком – скала, пещера или водоем. Здесь хранились реликвии племени и совершались магические обряды.
Аборигены верят, что в людях живут те же духи, что и в их тотемных животных, растениях, скалах, а также в легендах и ритуальных церемониях.
После смерти дух освобождается от тела и возвращается к духовному существованию. Так аборигены связаны с окружающим миром, членами своего рода и другими группами людей по соседству, а также с прошлыми и будущими поколениями.
У многих австралийских племен существует развитая мифологии. Многие мифы посвящены подвигам разных героев, обычно выступающих в образах полулюдей-полуживотных. Рассказы об их деяниях прошли через много поколений в виде песенных циклов. Исполнялись эти песни во время племенных церемоний.
Поскольку у аборигенов Австралии не было жрецов, принять в них участие могли почти все взрослые члены племени, сами же песни, служившие в качестве аккомпанемента к ритуальным танцам, обычно исполняли старики.
У аборигенов Австралии не было жрецов, принять участие в ритуальных танцах могли почти все взрослые члены племени.
Песни, служившие в качестве аккомпанемента к ритуальным танцам, обычно исполняли старики.
Однако тотемизм является не единственной формой религиозного сознания аборигенов Австралии. Почти все они панически боятся порчи со стороны врага. Любая смерть, болезнь или еще какое-нибудь несчастье тут же связывается с колдовством. В таких случаях принято проводить гадания, чтобы выяснить, где находится враг, наславший порчу. Но на деле к обряду вредоносной магии прибегали крайне редко, т.к. это означало навлечь на себя неизбежную месть родственников жертвы.
У большинства австралийских племен религиозно-мифологические воззрения во многом сходны. Так, например, хотя ни у одного народа не существовало веры в единого верховного бога, все же можно назвать несколько особо почитаемых в разных частях материка сверхъестественных существ. Это Ванджина, чье изображение встречается в пещерных рисунках северо-запада Австралии, Байяме, почитавшийся у народов юго-востока, или Атнату, упоминаемый в легендах племен Центральной Австралии: именно им приписывается создание людей, установление обычаев и норм морали.
Обычно трудные испытания ожидали мальчиков – в течение нескольких лет они должны были совершенствовать свои физические качества, развивать охотничьи навыки, придерживаться ограничений в пище.
Во многих районах Австралии практиковались обрезания и различные физические увечья. Прошедших испытания учили традициям племени, знакомили со священными местами и ритуальными танцами, обрядами и легендами.
Большая группа религиозных обрядов у коренного населения Австралии связана с погребальным культом. Обычаи захоронения у них очень разнообразны: захоронения в разном положении, кремация, воздушное погребение и даже ношение трупа с собой, а также поедание умерших соплеменников. Однако представления о загробной жизни у австралийцев крайне неопределенные. У некоторых племен существуют верования в то, что души умерших отправляются в отдаленные края или на небеса, у других распространены поверья о скорой смерти души после гибели тела.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.