Цель: способствовать патриотическому воспитанию детей, привитию любви к своей малой Родине через художественно-эстетическое и познавательное развитие детей. А также обобщить, систематизировать и расширить знания детей о коренных народностях, проживающих на территории нашего края.
Задачи:
Образовательные:
· Закрепить и расширить знания детей о коренных народах Хабаровского края, о жизни, быте и традициях малочисленных народов края;
· Воспитывать патриотизм и любовь к своей малой Родине;
· Продолжать учить договариваться друг с другом, налаживать диалогическое общение в совместной (командной) игре.
Развивающие:
· Развивать наблюдательность, внимание, связную
речь;
· Активизировать словарь, познавательный интерес;
· Развивать умения в творческо-поисковой групповой работе;
· Развивать интеллектуально-познавательное мышление, память, зрительное восприятие;
Воспитательные:
· Воспитывать любовь к своей малой Родине, бережное, заботливое отношение к своему родному краю;
· Воспитывать детей в духе возрождения духовно-культурных традиций России.
Орг.часть. Вступление.
Звучит песня Хабаровский край
На доске карту Хабаровского края
- ребята, знаете ли вы что изображено на карте? (Хабаровский край)
Ребята, давайте послушаем стихотворение, а после ответим на несколько вопросов.
Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним тайга по нраву,
Другим – степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один рубаху носит,
Другой надел халат.
Один – рыбак с рожденья,
Другой – оленевод,
Один уху готовит,
Другой готовит мед.
Одним милее осень,
Другим милей весна.
А Родина Россия,
У нас у всех одна.
О чем это стихотворение?
Ученики высказывают свои мысли (стихотворение о том, что в нашей стране проживает много различных народов, они разные, у каждого своя культура и обычаи, но объединяет их то, что у всех одна Родина)
Объясните, что значит слово народ? Ученики думают, отвечают (определённая группа людей, отличающаяся общностью ряда признаков — языка, культуры, территории, религии, исторического прошлого и т.д.)
Как вы думаете, много ли коренных народов проживает в Хабаровском крае?
Территория края является местом исторического расселения 8 этносов: нанайцев, негидальцев, нивхов, орочей, удэгейцев, ульчей, эвенков и эвенов. (Вывешиваю на доску карточки с названиями)
А
чем занимаются коренные жители Приамурья? (Они занимаются охотой,
рыбалкой, собирают дары леса).
Итак сегодня на занятии мы совершим путешествие в несколько поселений Хабаровского края и узнаем о национальной одежде, быте, любимых блюдах людей местного населения.
Вы готовы? (ДА)
Тогда садитесь в свои лодки и поплыли (дети имитируют, что гребут веслами) звучит шум волны
На доске презентация перемещения от Хабаровска в СикачиАлян. Открываю Село. СикачиАлян относится к нанайскому раойну. Видео девочки-нанайки, на заднем плане ролик нанайской деревни. В роли нанайки – ученица моего класса.
Алиса:
Здравствуйте, меня зовут Алиса, я вас ждала, я расскажу вам о нанайской деревне. Нанайцы являются самым многочисленным коренным народом на территории края.
Мужская повседневная одежда состояла из нижнего и верхнего плечевого белья ,обуви и головного убора. Нательное белье изготавливалось из рыбьей кожи. Женская одежда была похожа на мужскую, но халат был длиннее.
Рыба для нанайцев – главный продукт. Во дворах развешивали только что пойманную рыбу, а национальным блюдом является юкола, пласты высушенного рыбного филе. Наибольшее количество блюд приготовлялось из рыбы. Любимым была тала. Сырую калугу или осетра резали лентами. добавляли соль, перец, лук и черемшу. Одним из деликатесов считалась размолотая сушеная икра, разбавленная соком березы. Это блюдо называлось пагдан. Широко использовалась и растительная пища: ягоды, орехи, древесные грибы, съедобные травы. Также нанайцы готовили мясо животных и птиц.
Во дворе каждого дома стояли сэвэны – обрядовые скульптуры они помогали лечить болезни, приносили удачу в охоте и рыбалке. Шаманы были неотъемлемой частью жизни нанайцев, доктор лечит душу, а шаман душу. Обряды и ритуалы до сих пор передаются из поколения в поколение. Главная цель – почитать природу и не навредить.
Петроглифы Сикачии-Аляна - это самые известные наскальные изображения в Хабаровском крае. На валунах выдолблены изображения животных (лоси, лошади), сцены охоты, человеческие фигуры, сидящие в лодках люди и шаманские маски-личины. Изображения отличаются символизмом и сильными орнаментальными элементами. Это единственный в Приамурье памятник древнего наскального искусства, который, в настоящий момент является местом религиозного поклонения и шаманизма, а так же национальным символом нанайского народа. Он включен в предварительные списки ЮНЕСКО.
В этом конверте есть изображения предметов, которые помогут вам воспроизвести быт нанайцев.
Местные жители подарили вам конверт, давайте посмотрим, что в нем.
Ребенок открывает конверт, находит в нем изображения с национальными костюмами, постройками, блюда, растения, животные, петроглифы.
Нам предстоит дальняя и сложная дорога, поэтому предлагаю пересесть на катер. Плывем долго, на Амуре полный штиль. И вот, виднеется
Николаевска-на-Амуре и пересядем на самолет. Отсюда полетим в г. Охотск. В Охотске среди местного населения можно встретить эвенков.
Включаю презентацию.
Здравствуйте гости, мы вас ждали, меня зовут Полина и я расскажу вам об эвенках
По численности занимают второе место (после нанайцев) среди коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Хабаровского края.
Традиционно эвенки занимаются охотой, оленеводством и рыболовством.
Главное место в промысле занимали копытные животные – дикий северный олень, лось (сохатый), изюбрь, косуля, кабарга. Добычу эвенки по обычаю нимат делили между родственниками и соседями. Шкурки пушных зверей – соболя, лисицы, зайца и других были собственностью охотника.
Чум эвенков назывался дю. Летом его крыли вываренной берестой или корой лиственницы.
Зимние чумы эвенков назывались голомо, утэн и крылись войлоком, берестой, шкурами оленей, а поверх всего этого присыпались землей и снегом.
Отличительная особенность в том, что народ веками жил в гармонии с природой, беря от неё то, что необходимо для выживания. Это закон: лишнего у природы брать нельзя. Своим предком считали медведя
Основа традиционной пищи – мясо диких животных и рыба, которую употребляли в сыром виде. Лепешки ома пекли на костре, положив их на горячую золу. Среди любимых лакомств - голубика с оленьим молоком, кедровый орех.
Все о нашем быте вы найдете в этом конверте. Пока
тыхамин рыбный суп, дуктэми-сушеная над костром рыба
Возвращаемся в Николаевск-на-Амуре, а оттуда домой в Хабаровск. (Звук самолета). Вот незадача из-за плохой погоды наш рейс перенесли. Но в Николаевске есть центр коренных малочисленных народов, давайте навестим его.
Здравствуйте, меня зовут Вероника, я расскажу вам о нашем центре культуры малочисленных народов Севера. Здесь у нас представлена этнографическая выставка о нивхах. И я немного расскажу вам об этом народе.
Основные традиционные занятия нивхов - рыболовство (кета, горбуша и др.) и морской промысел (тюлень, белуха и др.). Из рыбы делали юколу, из внутренностей вытапливали жир, из кожи шили обувь и одежду. Меньшее значение имела охота. Развито собаководство. Лыжи и собачьи упряжки были основным их средством передвижения в зимний период
Основная пища – рыба, которая вялилась и морозилась впрок. На зиму обычно делались большие запасы – рыбой кормились и собаки. Охота и рыбалка – это считалось мужским ремеслом, тогда как женщины, кроме ведения домашнего хозяйства, занимались сбором ягод
А вот и национальная одежда нивхов…
Нивхи жили в обычном жилище.Зимнее жилище – печь с дымоходом. В летний период нивхи не жили в тех же избах, а переселялись в амбары, которые обычно выстраивались на высоких столбах.
Нивхи очень чутко относились к своим старикам, старики в роду считались самыми уважаемыми людьми
Распространены домашние ремёсла - изготовление лыж, лодок, нарт, утвари из дерева, посуды, обработка кости, кожи.
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.