Кто такие птицы? урок для 1 класса

  • Разработки уроков
  • docx
  • 19.08.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок окружающего мира для 1 класса
Иконка файла материала Технологическая карта урока.docx

Технологическая карта

Школа: МБОУ «Начальная школа №26»

Учитель: Кузнецова Анастасия Романовна

Учебный предмет: Окружающий мир

УМК: «Школа России» 1 класс

Тема урока: Кто такие птицы?

Тип урока: усвоение новых знаний;

Цель урока: познакомить с птицами и показать их разнообразие; учить выделять существенные признаки птиц; исследовать строение пера птицы.

Задачи урока:

-       Образовательные: учить определять принадлежность птиц к своей группе; учить выделять существенные признаки природных объектов; продолжать обучение практическому исследованию предметов.

-       Развивающие: создать условия для развития умения сравнивать, анализировать, делать выводы, для развития творческих способностей, воображения; формировать приемы учебной деятельности.

-       Воспитательные: воспитывать доброту, ответственность, бережное отношение к природе.

Прогнозируемые результаты:

1.     Предметные: познакомить учащихся с характерным признаком птиц, формировать умение отличать птиц от других животных; развивать умение узнавать и называть изученных птиц по описаниям, рисункам, фотографиям;

 

2.     Метапредметные:

 

-       Познавательные: учить выявлять признаки данного вида животных; отличать новое от уже известного; продолжать обучение практическому исследованию предметов природы;

-       Коммуникативные: умение работать в паре, вести учебный диалог; формирование уверенности в себе; учить оценивать свою работу и работу группы;

-       Регулятивные: ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем; добывать информацию из иллюстраций, текста, таблиц; использовать жизненный опыт; работать с дополнительной литературой, учить отличать, верно выполненное задание от неверного;

-       Личностные: воспитывать у детей бережное отношение к природе, учить сопереживать братьям нашим меньшим; привлекать семью к проблеме помощи животным.

Оборудование: Учебник А.А. Плешаков «Окружающий мир» ч.1, с. 34-35., интерактивная доска, перья, ножницы, салфетки, стаканчики, презентация, ноутбук, карточки «Птичка», карточки «Насекомые, рыбы», стенд с птицами перелетными и зимующими, птички из бумаги, платформа Учи.ру., кубик Блума, запись голоса Муравьишки.

Этапы урока:

I-                  Мотивационно-целевой этап

II-               Актуализация опорных знаний

III-            Изучение нового материала

IV-           Самоконтроль и самооценка

Ход урока

Этапы урока

Форма организации учебной деятельности

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Дидактический материал

УУД

I Мотивационно-целевой этап

 

Ф

 

 

 

 

 

Ф

Прозвенел для нас звонок,

Начинается урок.

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

Мы хороший дружный класс

Всё получится у нас!

 

Сегодня мы отправляемся в путешествие по царству природы. Нам предстоит открыть новые тайны в мире животных.

 - Кто помогает нам в наших путешествиях?

 

- Ребята, подарим друг другу добрые улыбки. Ведь искренняя улыбка – успех в любой работе.

 

 

Включение в деловой ритм. Подготовка к восприятию материала.

 

 

 

- Черепаха и Муравьишка

 

(Улыбаются друг другу)

 

 

 

 

 

Слайд №2

 

 

 

 

Создание благоприятного для обучения климата.

(Л)

 

II Актуализация опорных знаний

 

Ф

 

И

 

 

Г

Ф

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ф

 

 

 

 

 

 

 

 

 

И

 

 

 

 

 

 

Г

- Давайте вспомним, с какими группами животных мы уже познакомились.

- А сейчас мне интересно было бы узнать, умеете ли вы их различать. На партах у вас лежат карточки с изображением животных. Приготовьте красный и зелёный карандаши. Если вы увидели насекомое, то закрасьте кружок под изображением зелёным цветом, а если рыбу – красным.

- Проверьте работу друг друга. Если всё верно, если вы согласны с товарищем, поднимите руку. (учитель проверяет работу учащихся во время самостоятельного выполнения).

- Ребята, у вас на столе лежит карточка с пером, закрасьте перо зеленым цветом, если вы легко справились с заданием, желтым – если возникли трудности при выполнении задания, красным – если не справились и ничего не понятно. Молодцы, уберите на край стола.

- Замечательно. А вы все кружочки закрасили?

- Почему? Под каким изображением кружок остался не закрашенным?

- Ребята, а почему вы птичку не отнесли ни к насекомым, ни к рыбам?

- Как вы думаете, чему будет посвящена тема нашего урока?

- А на какие вопросы мы должны будем ответить? Чему научиться?

- Давайте заглянем в гости к Муравьишке Вопросику. Оказывается, он не один, у него в гостях Мудрая Черепаха. Присоединимся к их беседе. Но сначала узнаем, о чём говорил Муравей Черепахе.

«Однажды вечером я гулял по лесу. Вот и солнышко стало садиться. За лесом, на окраине деревни, прокукарекал петух, созывая кур на насест. Большая ночная бабочка пролетела надо мной, бесшумно взмахивая крыльями. С резким свистом промчалась над лесной тропинкой летучая мышь. А в глубине леса с ветки на ветку прыгало удивительное животное, похожее на белку. «Какие разные животные,- подумал я, - но все они умеют летать… Наверное, все они – птицы.»

А вы как думаете, ребята?»

-Чтобы увидеть животных, о которых говорил Муравей, нам необходимо открыть учебник на стр. 34. Рассмотрите животных. Действительно ли все они птицы?

- А знаете ли вы животное, похожее на белку, о котором сказал Муравьишка? Это белка-летяга. Птица ли она? А летучая мышь – птица?

- Чтобы правильно ответить на эти вопросы, нужно знать общий признак птиц, который отличает их от других животных. Умение летать не подходит, т.к. не только птицы летают, но и насекомые. А птица курица как раз летает очень плохо.

- Посмотрите на птиц, которые изображены на доске. Найдите их общий признак.

- Можете ли вы сейчас ответить на вопрос, кто такие птицы?

- Давайте посмотрим, такой ли вывод подсказывает нам Мудрая Черепаха на с. 35.

-Муравьишка Вопросик предлагает нам познакомиться со строением птицы.

- Рассмотрите строение птицы на примере аиста. Назовите основные части тела. А теперь давайте, подпишем части тела Пингвина.

- Ребята, у вас на столе лежит карточка с пером, закрасьте перо зеленым цветом, если вы легко справились с заданием, желтым – если возникли трудности при выполнении задания, красным – если не справились и ничего не понятно. Молодцы, уберите на край стола.

 

- А чем покрыто тело птиц?

 

- Рыбы и насекомые.

(Выполнения задания на карточках.)

(Проверка работы у соседа.)

 

 

 

 

- Нет

- Птичка – голубь.

-Нет чешуи, нет 6 ног.

 

- Птицам.

- Узнаем, каких животных называют птицами. Будем учиться определять птиц, описывать их по плану.

 

 

 

 

 

 

 

- Не знаем.

 

- Нет.

 

(Ответы детей)

 

 

 

 

 

 

 

- Перья.

 

 (Ответы детей)

 

 

(Рассматривают аиста и находят части тела. Определяют части тела пингвина.)

 

(Раскрашивают карточки с пером.)

 

 

 

- Перьями.

 Слайд №3

Слайд №4

Карточки для самостоятельного выполнения

Слайд №5

 

Карточка для рефлексии.

 

Слайд №6

Вопросы на доске.

 

 

 

 

Слайд №7

 

Запись голоса Муравьишки

 

 

 

Слайд №8-10

Учебник с. 34

 

 

 

 

 

Сайт: учи.ру «Птицы».

 

Учебник с. 35

 

 

 

Сайт: учи.ру «Птицы».

Слайд №11

 

Карточки рефлексии.

Приводить примеры представителей разных групп животных (звери, насекомые, рыбы, птицы), называть главную особенность представителей одной группы пределах изученного);

(П)

 

Планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

(Р)

 

 

В процессе учебного диалога слушать говорящего; отвечать на вопросы, дополнять ответы участников; уважительно от носиться к разным мнениям;

(К)

 

Физминутка

Г

Скачет шустрая синица,

Ей на месте не сидится,

Прыг-скок, прыг-скок,

Завертелась, как волчок.

Вот присела на минутку,

Почесала клювом грудку,

И с дорожки - на плетень,

Тири-тири,

Тень-тень-тень!

(Прыжки на месте на двух ногах.)

(Прыжки на месте на левой ноге.)

(Прыжки на месте на правой ноге.) (Кружимся на месте.) (Присели.)

 (Встали, наклоны головы влево-вправо.) (Прыжки на месте на левой ноге.)

(Прыжки на месте на правой ноге.)

(Прыжки на месте на двух ногах.)

Слайд № 12

 

III Изучение нового материала

 

 

 

 

 

Г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ф

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ф

1. Практическая работа.

- Вы сказали, что тело птиц покрыто перьями. А что такое перо?

-Чтобы ответить на этот вопрос, мы с вами сейчас превратимся в учёных. А чем занимаются учёные? Сядьте по 4 человека за парту.

- У вас на партах в конвертах лежат разные перья. Достаньте их. Сравните перья. Чем различаются? Чем похожи?

- Каждое перо имеет стержень. Найдите его. А ещё у пера есть бородки. Найдите их. Рассмотрите по ближе. Бородки соединены друг с другом. Аккуратно разделите их.

 

 

 

- Положите пёрышко на ладонь и тихонько подуйте на него. Что случилось? Почему полетели перья?

- Почему перья лёгкие? Что у них внутри? Давайте разрежем перо и посмотрим.

- Я обмокну перо в стакан с водой. Перо не намокло, вода капельками скатилась. О чём это говорит?

- Действительно, перья защищают птицу от воды и сырости. Есть такая поговорка: Как с гуся вода. Как понимаете смысл высказывания?

- Птицы смазывают свои пёрышки жидкостью из железы, которая находится над хвостом, и перья не намокают.

- Итак, мы выяснили, что тело птицы - хитроумно устроенный «аппарат», и важную роль в нём играют перья. Перо имеет стержень и бородки. Большие перья помогают птице летать, а маленькие – защищают тело от холода.

- Ребята, у вас на столе лежит карточка с пером, закрасьте перо зеленым цветом, если вы легко справились с заданием, желтым – если возникли трудности при выполнении задания, красным – если не справились и ничего не понятно. Молодцы, уберите на край стола.

- Скоро зима. Не забывайте, что нашим пернатым друзьям в это время особенно тяжело. Сделайте кормушки и подкармливайте их. Присаживайтесь на свои места.

2.Беседа.

- Ребята, а знаете ли вы птиц, изображённых в учебнике на стр. 35? Назовите их. Что общего у всех этих птиц?

- А кто знает самую крупную птицу в мире?  (страус) А что вы о нём можете рассказать? 

 

 

 

 

 

- А знаете ли вы птицу, которая тоже не умеет летать, а крылья использует как ласты, чтобы плавать в воде и под водой? 

- Посмотрите ещё раз на Мудрую Черепаху, изображённую в учебнике на стр. 34. Она украшена перьями. А чьи это перья?

 

 

(Ответы детей)

Наблюдают, исследуют, размышляют, делают выводы.

- Пуховые, мягкие перья помогают сохранять тепло. Это тот самый пух, которым набивают подушки. Полётные или маховые перья помогают птицам летать. Они жёсткие и упругие.

- Они лёгкие.

- Внутри перо полое, пустое.

- Перья защищают птицу от воды и сырости.

(Ответы детей)

 

 

 

 

 

(Садятся на свои места.)

 

(Раскрашивают карточки с пером.)

 

 

 

 

 

- Перья.

- Страус.

- Он слишком тяжёлый для полётов, а перья на крыльях – короткие. У него длинные сильные ноги, которые помогают страусу бегать быстрее своих врагов.

- Пингвин.

 

Слайд № 13- 14

 

 

 

Сайт: учи.ру «Птицы».

 

 

 

 

Ножницы, салфетка, емкость для мусора, стакан с водой.

 

 

 

 

 

 

 

Слайд №15

 

Карточки рефлексия.

 

 

Слайд № 16

Учебник с. 35

Слайд №17

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебник с. 34

 

 

Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

(Л)

 

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

(Л)

 

 

 

 

 

 

Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

(К)

 

Физминутка

 

Птичка полетела вверх

Птичка улетела вправо

Птичка улетела влево

И спряталась на полу

(дети поднимают глаза вверх)

 (смотрят вправо) (смотрят влево) (смотрят на пол)

Слайд №18

 

 

Изучение нового материала

 

Распустила хвост жар-птица

Он горит и золотится.

Из заморских к нам долин

Этот хвост принёс ……. (павлин)

- Скажите, а для чего некоторым птицам нужно яркое оперение?

 

- Верно, оперение самцов часто бывает ярче и красочнее, чем у самок. Таким образом, они привлекают внимание самок. Самки тех же птиц имеют одинаковую окраску, которая помогает им прятаться от врагов, когда они высиживают яйца.

 

- Красная книга.

- Посмотрите, что это за книга?

Многие птицы стали редкими. Они занесены в Красную книгу.

- Знаете ли вы, ребята, почему она так называется?

Красная книга, красная

Значит природа в опасности!

Человек услышал мольбу природы о помощи и создал Красную книгу для охраны этих животных.

В эту книгу занесены и редкие птицы.

-Вот некоторые из них: белый аист, лебедь – кликун, удод, зимородок, пестрый дятел, лесной жаворонок, овсянка, черный аист.

- А на какие 2 группы можно разделить птиц? 

- О каких птицах идёт речь?

Загадки:

1.       Бывают птицы разные:

     Одни боятся вьюг

     И улетают на зиму На добрый тёплый юг. (Перелётные.)

2.       Другие – те народ иной:

     В мороз над лесом кружат.

     Для них разлука с родиной

      Страшнее лютой стужи. (Зимующие.)

Почему их так называют?

Игра: «Улетают – остаются».

На доске стенд «Зимующие и перелётные птицы».

Учитель показывает птиц, а дети называют их. Карточки с перелётными птицами учитель снимает. На доске остаются картинки с зимующими птицами.

 

 

 

- Павлина.

- Для маскировки.

 

- Павлин.

 

(Ответы детей)

 

 

 

 

 

 

 

- Перелётные и зимующие.

 

-  Перелётные.

- Зимующие.

 

(Ответы детей)

 

(Играют в игру)

 

Слайд №19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд №20

 

 

IV Самоконтроль и самооценка

 

Ф

- Муравей Вопросик просит ещё раз сказать ему, кто такие птицы. Приведите примеры птиц.

- Какие вопросы прозвучали в начале урока?

- К какому выводу мы пришли?

 

 

- Давайте сыграем в игру, я вам кидаю кубик, вы его ловите и продолжаете предложение.

 

- Ребята, оцените, пожалуйста, свою работу на уроке. Если было интересно на уроке и вы довольны своей работой – поместите птицу над облаками. Если не всё получилось и могли бы работать лучше – под облаками. Если было скучно и не довольны своей работой – птицу посадите на травку.

Дети выходят к доске, выбирают птичку и размещают либо на травке, либо под облаками, либо над облаками.

(Ответы детей)

- Каких животных называют птицами? У кого тело покрыто перьями.

- Что птицы – животные тело которых, покрыто перьями.

 

 

 Играют в кубик Блума.

Слайд №21

 

Кубик Блума.

 

 

 

 На доске висит картинка.

 

 

Слайд №22

 

 

 

Слайд №23

 

 

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

(К)

 

 

 

Приложение №1

Дидактическая карта «Насекомые, рыбы»

 

 

Божья коровка     Фотографии голубей и горлиц     http://www.admhmao.ru/obsved/priroda/foto/Foto_riby/golec.jpg     Фотографии бабочек сатирид
                                                                                                        
                                                                                                        

  Стрекоза — маленький вертолётик    http://www.symbolsbook.ru/images/R/Fish1.jpg    Вот сколько пыльцы насобирал!    http://images04.olx.ru/ui/2/38/62/39663662_1.jpg
        

 

 

 

 

 

 

 

 


Приложение №2

Дидактическая карта «Петичка»

 

 

 

 

Раскраски Раскраска Птичка Раскраски для малышей, скачать распечатать  раскраски.Гроздь рябины

 

 

Гроздь рябиныРаскраски Раскраска Птичка Раскраски для малышей, скачать распечатать  раскраски.

 

 

Раскраски Раскраска Птичка Раскраски для малышей, скачать распечатать  раскраски.Гроздь рябины

 

 

Раскраски Раскраска Птичка Раскраски для малышей, скачать распечатать  раскраски.Гроздь рябины

 

 

Раскраски Раскраска Птичка Раскраски для малышей, скачать распечатать  раскраски.Гроздь рябины

 

 

Раскраски Раскраска Птичка Раскраски для малышей, скачать распечатать  раскраски.Гроздь рябины

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также